ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Арбатский военный округ"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


"Арбатский военный округ": от лейтенанта до генерала...

  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  

0x01 graphic

  

Россия.

Против воли постриженная. 1887.

Художник Матвеев Николай Сергеевич (1855-1939)

  
   356
   ПРИКАЗЫ ПОЛКОВОДЦА.
   I. Общие положения. Когда полководец собирается получить мандат, правитель должен первым делом об­судить военную стратегию в храме предков, затем объявить приказы при дворе. Прави­тель сам вручает полководцу топоры "фу" и "юэ" со словами: "Левая, Правая и Средняя армии имеют каждая свои обязанности. Если кто-либо выйдет за пределы обязанностей, желая получить более высокий ранг, он будет предан смерти. В армии не может быть двух [источников] приказов. Любой, кто отдает второй приказ, должен быть казнен. Лю­бой, кто мешает осуществлению порядка, должен быть казнен. Любой, кто не подчиняет­ся порядку, должен быть казнен". Полководец армии объявляет: "Для тех, кто должен выходить за ворота [столицы] государства, время [сбора] назначено на полдень. В лагере мы установим на главных воротах водяные часы. Те, кто прибудут позже назначенного времени, будут казнены". "Когда полководец армии вошел в лагерь, он закрывает ворота и расчищает проходы. Любой, кто осмеливается проходить по ним, будет казнен. Любой, кто осмелится гово­рить громко, будет казнен. Те, кто не следуют приказаниям, будут казнены". Приказы о суровых наказаниях. Если полководец, командуя тысячей или более человек, выходит из сражения, сдает позиции или покидает поле боя и предает войска, его называют "государственным раз­бойником". Он должен быть казнен, семья его - уничтожена, его имя вычеркнуто из анналов, могилы его предков - вскрыты, а их кости выставлены на площади. Его дети обоих полов должны быть отданы в рабство государству. Если командир ста или более людей выходит из сражения, сдает позиции или покидает поле боя и предает войска, его называют "войсковым разбойником". Он должен быть казнен, его семья - истреблена, а дети обоих полов отданы в рабство государству. Если добьешься, чтобы люди боялись тяжелых наказаний внутри государства, тогда вне государства они будут легко смотреть на врага. Так, правители древности вначале делали ясными установления и меры, а потом проявляли устрашающую силу и наклады­вали тяжелые наказания. Когда наказания тяжелые, они будут их бояться внутри государ­ства. Когда они их боятся внутри государства, они будут стойкими за его пределами. Приказы для "пятерок". Правила организации в армии должны быть таковы: пять человек составляют "пятер­ку", все ее члены связаны взаимной порукой. Десять человек составляет "десяток", все ее члены связаны взаимной порукой. Пятьдесят человек составляют отряд, все его члены связаны взаимной порукой. Сто человек составляют соединение, все его члены связаны взаимной порукой. Если член "пятерки" нарушает порядок или совершает преступление, и другие сооб­щают об этом, они освобождаются от наказания. Если они знают об этом, но не сообща­ют, наказывается вся "пятерка". Если член "десятка" нарушает порядок или совершает преступление, и другие сообщают об этом, они освобождаются от наказания. Если они знают об этом, но не сообщают, наказывается весь "десяток". Если член отряда наруша­ет порядок или совершает преступление, и другие сообщают об этом, они освобождают­ся от наказания. Если они знают об этом, но не сообщают, наказывается весь отряд. Если один из входящих в соединение нарушает порядок или совершает преступление, и другие сообщают об этом, они освобождаются от наказания. Если они знают об этом, но не сообщают, наказывается все соединение. Все командиры от уровня "десятка" до полководцев Левой и Правой армий, высшие и низшие отвечают друг за друга. Если кто-либо нарушает порядок или совершает пре­ступление, те, кто донесут об этом, освобождаются от наказания, а те, кто знают, но не донесут, будут все считаться такими же преступниками. Когда "пятерки" и "десятки" правильно связаны, а высшие и низшие чины взаимно соединены, никакие пороки не останутся нераскрытыми, не одно преступление не останется невыявленным. Отцы не смогут покрывать своих сыновей, старшие братья не смо­гут покрывать своих младших братьев, Насколько же меньше люди в государстве, живу­щие и принимающие пишу вместе, смогут нарушать порядок и покрывать друг друга? Приказы о разделении и ограждении местности. Средняя, левая, правая, передняя и тыловая армии каждая имеет свое место - каждая окружена с четырех сторон временными стенами - и между ними не разрешены прохо­ды и связь. У полководца свое место; у начальника свое место; у командующего "сотней" свое место. Они должны соорудить ямы и перемычки, и отдать ясный приказ об ограждении, так, чтобы тот, кто не является членом сотни, не мог пройти. Если кто-либо, не являющий­ся членом сотни, проходит, командир должен казнить его. Если он не сделает этого, то разделит вину за проступок. Вдоль дорог, пересекающих лагерь, через каждые 120 шагов выставь наблюдательные посты. Оцени людей и местность. Посты на дорогах должны видеть друг друга. Запрети проход через дороги и очисти их. Если у воина нет бирки или опознавательного знака, выданного командиром или другим начальником, он не может пройти. Собиратели хво­роста, фуражиры и пастухи составляют "пятерки" и передвигаются в "пятерках". Если они передвигаются не в "пятерках", они не могут пройти. Если у командира нет опознава­тельного знака, если солдаты не в "пятерках", [стражи] ворот должны казнить их. Если кто-либо заходит за ограничительные линии, казни его. Тогда, если в армии никто не нарушает порядок и не переступает через запреты, не будет ни одного преступника, который бы не был обнаружен. Приказы о связывании "пятерок". Приказы, которые связывают "пятерку" гласят: "Пять человек составляют "пятерку". Они все вместе получают бирку от командования. Если в [сражении] они потеряют лю­дей, но захватят [или убьют] такое же количество врагов, они возместят потерю. Если они захватят врагов и не потеряют никого из своих, они будут вознаграждены. Если они поте­ряют своих и не захватят [или убьют] равного количества врагов, они будут убиты, а их семьи - истреблены. Если они потеряют своего командира, но захватят командира врага, это возмещает потерю. Если они захватят командира врага, не потеряв своего, они будут награждены. Если они потеряют своего командира, но не захватят командира врага, они будут убиты, а их семьи - истреблены. Однако, если они вновь вступят в сражение и принесут голову командира врага, их наказание будет отменено. Если они потеряют своего полководца, но захватят [или убьют] другого, это потеря на потерю. Если они захватят полководца, не потеряв своего, они будут награждены. Если они потеряют полководца, но не убьют полководца противника, с ними поступят по "Закону об оставлении позиций и бегстве". "Закон казней на поле боя" гласит: "Командир "десятка" может казнить девять осталь­ных. Командир "сотни" может казнить командиров "десятков". Командир тысячи может казнить командиров "сотни". Командующий десятью тысячами может казнить команду­ющих тысячами. Полководцы Левой и Правой армий могут казнить командующих деся­тью тысячами. Верховный Полководец может казнить любого". Приказы по управлению войсками. Для управления войсками используй приказы, повелевающие им разделиться на три [армии]. Левая армия будет иметь зеленые флаги, а войска будут носить зеленые перья. Правая армия будет иметь белые флаги, а войска будут носить белые перья. Средняя армия будет иметь желтые флаги, а войска будут носить желтые перья. Войска будут иметь пять эмблем. У передней линии будут зеленые эмблемы, у второ­го ряда - красные эмблемы, у третьего ряда - желтые эмблемы, у четвертого ряда - белые эмблемы, у пятого ряда - черные эмблемы. Следующее [правило] управления войсками состоит в том, что каждый, потерявший эмблему, будет казнен. У первых пяти линий эмблемы на голове, у следующих пяти линий эмблемы на шее, у следующих пяти - на груди, у следующих пяти - на животе, у последних пяти - на поясе., таким образом, никогда не случится, что у войск будет кто-то, кроме своих командиров, а у командиров будет кто-то, кроме своих войск. Если кто-либо увидит нарушение, но не спросит об этом, или увидит беспорядок, но ничего не делает, чтобы его остановить, его вина будет такой же, как и вина провинившегося. Когда звучат барабаны, приказывая [войскам] идти вперед и вступать в сражение, те ряды, что наступают, встречаются лицом к лицу с опасностью, а те, что отступают, вызы­вают презрение у людей. Те, что продвигаются вперед на пять линий, будут вознагражде­ны; те, что отходят назад на пять линий, будут казнены. Так можно понять, что наступле­ние и отступление, продвижение вперед и назад - это заслуга командиров. Поэтому сказано: "Если бьешь в барабаны, и они наступают, как удар грома; идут как ветер и дождь, никто не осмелится противостоять им впереди, никто не осмелится преследовать их сзади". Это говорит о том, что они управляются. Приказы по ограничению войск. Гонги, барабаны, колокола и флаги - для каждого из четырех существуют свои прави­ла использования. Когда звучат барабаны, армия должна продвигаться; когда барабаны ударяют снова, армия должна атаковать. Когда звучат гонги, она должна остановиться; когда гонги ударяют снова, они должны отходить. Колокола используются для передачи приказов. Когда флаги указывают налево, [армия должна] идти налево; когда флаги указы­вают направо, то направо. Необычные войска поступают наоборот. Барабан бьет один раз, и левая [нога делает шаг вперед]; бьет снова и правая [нога делает шаг]. Когда для каждого шага - один удар, это бой марша. Если на десять шагов один удар - это бой быстрой ходьбы. Если бой не прерывается - это бой бега. Тон "шан" обозначает барабан полководца. Тон "цзяо" обозначает барабан командира. Ма­ленький барабан принадлежит "сотнику". Когда три барабана звучат одновременно, это значит, что полководец, командир и "сотник" едины. Необычные войска поступают на­оборот. Если барабанщик пропускает удар, его казнят. Тех, кто поднимает шум, казнят. Тех, кто не подчиняется гонгам, барабанам, колоколам и флагам, а двигается самовольно, казнят. Когда методам ведения боя научены сто человек, после того, как наставления законче­ны, объедини их [с другими], чтобы всего была тысяча человек. Когда обучение тысячи человек завершено, объедини их [с другими], чтобы всего было десять тысяч человек. Когда обучение десяти тысяч завершено, соедини их в три армии. Когда войска трех армий могут разделяться и соединяться, они могут воплотить правила ведения большого сраже­ния. Когда их обучение завершено, проверь их выполнением маневра. В квадратном построении они победоносны; в круговом построении они тоже побе­доносны; в построении выступом они тоже победоносны; если они столкнутся с трудной местностью, они победоносны. Если враг высоко в горах, карабкайся вслед за ним. Если враг в глубине, бросайся вслед за ним. Ищи врага, как будто разыскиваешь потерявшего­ся сына, преследуй его без малейших сомнений. В таком случае сможешь разбить врага и управлять его судьбой. Необходимо принимать решения заранее и рассчитывать загодя. Если планы не уста­новлены прежде, если намерения не определены заранее, тогда ни наступлением, ни отходом нельзя будет управлять. Когда возникают сомнения, поражение неизбежно. Правильная армия любит быть первой, необычная армия любит прибывать после. Иногда быть первым, иногда быть последним - [в этом путь] управления врагом. В течение веков полководцы, не знавшие об этом правиле, после получения мандата идти вперед, начинали атаку первыми - полагаясь лишь на храбрость. Не было ни одного, кто бы не потерпел поражения. Кажется, что враг колеблется, на самом деле нет; кажется, что враг движется самона­деянно, на самом деле нет; его движение порой медленное, порой быстрое, на самом же деле не медленное и не быстрое. Это три затруднения в битве. Приказы передним частям. Те войска, что называются "передними частями", уходят вперед от главных сил на сто ли, собираясь в назначенном месте в назначенное время. Они несут с собой трехдневный запас пищи. Они продвигаются впереди основной армии. Знамена существуют для объе­динения перед вступлением в битву. Тогда, когда знамя вступления в битву поднято, вои­ны передних частей совершают ритуал и развертываются в стратегические построения для сражения. Их называют "спешащими в битву". Наступающая армия движется впереди. Когда знамя вступления в битву поднято, она выдвигается на вдвое большее [по сравнению с передними частями] расстояние от ос­новных сил - на сто ли впереди авангарда - собираясь в назначенном месте в опреде­ленное время. Они несут шестидневный запас пищи. Им приказано подготовиться к бит­ве и расположить войска так, чтобы занять стратегические позиции. Если сражение обер­нется выгодой [для армии], они преследуют отходящего врага; если войска в тупике, они обрушиваются [на врага]. Если авангард встретит кого-нибудь, кто повернул назад, дол­жен казнить его. Так называемые "армии разных полководцев", состоящие из четырех необычных сил, вырвут победу. В армии есть "десятки" и "пятерки", а также [правила] разделения и соединения. Перед [вступлением в сражение] обязанности определены, а отобранные войска должны занять стратегические точки, проходы и мосты. Когда поднято знамя соединения для сражения, все должны собраться. Основная армия выступает с назначенным ежедневным рационом и полным боевым снаряжением. Приказы отданы и войска продвигаются; любого, кто не подчиняется приказам, казнят. Определи и назначь войска по стратегическим пунктам в пределах четырех границ государства. После того, как наступающая армия и авангард уже выступили, люди внутри страны не могут передвигаться. Те, кто получил приказания правителя, кому даны соот­ветствующие бирки и отличительные знаки, называются "командирами, действующими в соответствии со своими обязанностями". Командиры, которые не действуют в соответ­ствии со своими обязанностями, но передвигаются, должны быть казнены. Когда знамя соединения для вступления в битву поднято, эти командиры - действующие в соответ­ствии со своими обязанностями - инспектируют войска и используются для обеспече­ния взаимной слаженности действий. Поэтому тот, кто хочет вести войну, должен первым делом охранять внутреннее. II. Воспитание и приказы. Принцип "наставлений и приказов" означает, что выше­стоящие воспитывают нижестоящих тем, что не говорят ни­чего, что шло бы вразрез с законами, и не делают ничего, что противоречило бы праведной жизни, ибо нижестоящие всегда берут за образец вышестоящих. Быть распущенным и заниматься воспитанием противо­речит истинному смыслу правления. Напротив: выправлять себя и воспитывать других соответствует истинному смыс­лу правления. Поэтому настоящие правители сначала вы­правляют себя, а потом приказывают другим. Если они не выправляют себя, то их приказы не будут выполнять, и то­гда в государстве воцарится всеобщая смута. Итак, путь правителя состоит в том, что воспитание и приказы предшествуют наказаниям. Вести людей на войну, не обучив их, значит губить их.

Чжугэ Лян.

Шестнадцать правил разумного правления.

0x01 graphic

  

Россия.

Лесной сторож. 1893.

Художник Максимов Василий Максимович (1844-1911)

  
   357
   Пример командира.
   I. Кир. Что же касается тех, кто с готов­ностью являлся в его распоряжение, то он полагал, что, будучи их прави­телем, он особенно сумеет побудить их к благородным делам, если поста­рается показать себя перед подчиненными во всем блеске несравненной доблести. Конечно, он сознавал, что благодаря письменным законам люди тоже становятся лучше, однако хорошего правителя Кир считал живым законом для людей, потому что он в состоянии и отдавать распоряжения, и видеть, и наказывать не соблюдающих порядок. Придерживаясь такого мнения, он, прежде всего, старался показать свое усердие в почи­тании богов, притом именно в то время, как дела были хороши. Тогда впервые были назначены им маги, чтобы всегда с наступлением дня восхвалять богов и ежедневно приносить жертвы тем из них, на которых укажут маги. Эти установления и поныне еще сохраняют свою силу при каждом персидском царе. В благочестии Киру стали подражать и все другие персы, во-первых, полагая, что сами они добьются большего сча­стья, если будут чтить богов по примеру того, кто был их властелином и вместе с тем самым счастливым человеком; кроме того, они считали, что таким поведением угодят Киру. А тот, в свою очередь, был убежден, что благочестие окружающих окажется благом и для него самого, ибо он рас­суждал совершенно так же, как мореплаватели, которые предпочитают иметь товарищами по плаванию людей благочестивых, а не таких, которых признают святотатцами. Кроме того, он думал, что если его придворные будут людьми богобоязненными, то они менее будут склонны поступать не­честиво по отношению друг к другу и к нему самому, ибо он считал себя их благодетелем. Показывая, далее, что он превыше всего ставит стремле­ние не причинять обиды ни другу, ни союзнику и изо всех сил старается соблюдать справедливость, Кир надеялся, что и другие благодаря этому скорее станут воздерживаться от постыдного стяжательства и постараются жить по справедливости. Он считал также, что ему легче будет внушить другим чувство стыда, если всем станет ясно, что сам он исполнен такой стыдливости, что не способен ни сказать, ни сделать ничего постыдного. О том, что такое предположение правильно, он судил на следующем осно­вании: люди испытывают больше стыда не только перед правителем, но и перед теми, кто не внушает страха, если последние стыдливы, а не бес­стыдны; даже на женщин они обычно взирают с большей сдержанностью, когда чувствуют, что и те стыдливы. Он верил, что послушание станет непременным качеством окружавших его людей именно тогда, когда ста­нет ясно, что он более отличает безоговорочно повинующихся, чем совер­шающих, казалось бы, самые значительные и самые трудные подвиги. При­держиваясь такого мнения, он так всегда и поступал. Его скромность по­буждала и всех остальных воспитывать в себе то же качество. Ведь когда окружающие видят, что тот, кому все позволено, остается скромным, тогда и другим, менее значительным людям не хочется быть замеченными в скверных поступках. Стыдливость и скромность Кир различал следующим образом: люди стыдливые избегают в открытую совершать позорные поступки, скромные же не совершают их и втайне. Равным образом, чтобы обратить других к постоянному соблюдению воздержанности, он считал особенно важным показать, что сам он не отвлекается от добрых дел до­ступными всегда наслаждениями, а наоборот, раньше веселых утех стре­мится потрудиться ради возвышенной цели. Поступая таким образом, Кир добился при своем дворе строгого порядка, когда худшие спешили уступить лучшим и все относились друг к другу с учтивостью и уваже­нием. Нельзя было встретить там никого, кто выражал бы свой гнев кри­ком, а радость - наглым смехом; напротив, наблюдая этих людей, можно было заключить, что они действительно живут в соответствии с высокими идеалами. Вот чем постоянно занимались и что всегда имели перед глазами находившиеся при дворе Кира.

Ксенофонт.

Киропедия.

   II. Не даром, можно сказать, что личность начальника есть последний резерв своей части. Мы знаем, на что может подвигнуть пример любимого начальника, становящегося во главе своей части в критические минуты боя. Мы видели, что появление Суворова в передовых рядах своих "чудо-богатырей" в одну минуту изменяло характер боя на данном месте и приводило неминуемо к победе над упорным сопротивлением врага.

С. Гершельман.

Нравственный элемент в руках Суворова. Изд. 2-е. -

Гродно, 1900.

   III. В нескольких исследуемых нами боевых эпизодах мы привели различное поведение в бою Скобелева: то он, как бы очертя голову, бросается в бой с передовыми частями своих войск, как бы забывая, по-видимому, что на его ответственности лежит успех боя его отряда, а не деятельность лишь передовых частей, то мы видим с его стороны поразительную, для его нервной натуры, выдержку, и он появляется в передовых рядах своих дерущихся войск лишь тогда, когда все средства, все резервы израсходованы и одно только слово и присутствие перед глазами изнемогающих воинов любимого начальника способно воспламенить их сердца и вызвать последний запас нравственных сил для одержания победы над упорным врагом. Появление Скобелева в передовых частях своих войск при начале боя, имевшее место в Ловче (наступление на Рыжую гору) и Плевне (во время блокады, при захвате 1-го гребня) имело свои особые причины, о которых было сказано. Здесь же заметим, что начальник должен смотреть на себя как на последний резерв своей части и личный пример начальника в бою есть последнее средство в его руках для возбуждения боевого азарта своей части. Поэтому-то мы видим Скобелева, двигающегося в боевые линии с резервом или появляющегося в передовых частях в такие критические минуты боя, когда необходимо восстановить их нервы, а подкрепить их свежими частями нет возможности.

С. Гершельман.

Нравственный элемент в руках М.Д. Скобелева. -

Гродно, 1902.

  

0x01 graphic

Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым.

Картина неизвестного художника, конец XVIII века

  
  
   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  
  

"АРБАТСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ":

от лейтенанта до генерала...

Анатолий Каменев

На переподготовку в Москву

  
   По заведенному в советские времена порядку, преподаватели через каждый 4-5 лет проходили переподготовку при военно-политической академии.
   Мой стаж непрерывной работы к тому времени достиг 6-ти лет военно-политической работы.
  
   Как раз в это время пришло предписание направить на курсы повышения квалификации одного преподавателя кафедры.
   Этим человеком оказался я.
   *
  
   В сентябре 1985 года я, вместе с семьей, отбыл для шестимесячной учебы в Москву.
  
   Расставаться на такой срок не хотелось, а потому в Москве пришлось найти в районе Выхино (бывшей Ждановской) съемную квартиру за умеренную плату.
   Андрей пошел в первый класс.
   Школа находилась под окнами нашего временного жилища.
   Жена тоже нашла временную работу.
   Мне же предстояло учиться на курсах.
   *
  
   Курсы переподготовки преподавательского состава при военно-политической академии были предназначены для начинающих педагогов.
   Лекции читали все те же преподаватели, которых я знал по учебе в академии и адъюнктуре.
   Никакого углубления знаний не было.
  
   Среди этой многочисленной публики я был, пожалуй, один в должности начальника кафедры.
   *
  
   Разобравшись в обстановке и поняв, что плановые занятия мне мало что могут дать, я принял решение обратиться к командованию курсов с просьбой заниматься по личному плану.
   Начальство не возражало.
   А на моей родной кафедре выступили со встречным предложением - возложить на меня часть кафедральной нагрузки.
  
   Если это было бы обставлено, как стажировка в должности преподавателя академии с перспективой приглашения на кафедру, то такой подход можно было бы понять и одобрить.
   Но здесь было другое: воспользоваться ситуацией и переложить часть своей нагрузки на плечи другого человека.
   *
  
   Вообще, практика начисления зарплаты преподавателя вне зависимости от его учебной нагрузки, явление тогда и сейчас в военно-учебных заведениях повсеместное.
   Можно иметь нагрузку в 50 учебных часов или - в 500 часов.
  
   При равном должностном положении, воинском и научном звании, стаже работы зарплата и того, кто имел 50 часов, и того, кому пришлось отработать в десять раз больше, была одинаковой.
  
   Вот почему многие "старички" пытались избавляться от учебной нагрузки, перекладывая ее на плечи начинающих педагогов.
   Это была своего рода "дедовщина" в педагогическом коллективе.
   *
  
   Досталась и мне часть учебной нагрузки "стариков".
   Но это было все же лучше, чем слушать давно услышанное.
   Мало кто из преподавателей пытался внести новизну в свои занятия.
   Яркая, самобытная лекция, оригинальное занятие были редкостью того времени в академии.
   *
  
   Но большая часть моей деятельности в тот период была посвящена науке.
  
   Я настолько истосковался по информации, что готов был все время проводить в библиотеке, благо такая возможность у меня была.
   *
  
   Если удалось бы посмотреть на меня в то время со стороны, то можно было бы увидеть постоянно куда-то спешащего офицера, с набитым книгами тяжелым портфелем.
   *

0x01 graphic

  

Мученическая кончина старца Елеазара

(2Мак. 6:18-31).

Встреча в ГлавПУРе. Молчанов

  
   К концу обучения на курсах у меня накопилось довольно много научного материала и возникла необходимость определиться с темой докторской диссертации.
  
   Для этого надо было попасть в ГлавПУР, где находился координационный совет по общественным наукам, содержащий сведения о принятых к разработке темах исследований.
   *
  
   В этом мне помог мой товарищ по учебе в адъюнктуре, который в то время работал в отделе общественных наук ГлавПУРа.
   *
  
   Главное политической управление СА и ВМФ представляло собой солидное учреждение, расположенное вблизи здания Министерства обороны.
   Там работали люди, от которых во многом зависела судьба почти всех должностных лиц.
  
   Являясь оком партии в вооруженных силах, этот орган имел солидное влияние на все военные кадры.
   Без ведома ГлавПУРа не происходило ни одно серьезное перемещение лиц в вооруженных силах.
   *
  
   Все политработники и преподаватели общественных наук были на учете в этом учреждении. Сюда же стекались сведения о всех научных разработках. Вот почему мне потребовалось побывать в этом здании и изучить списки диссертационных работ.
   *
  
   Мое пребывание в ГлавПУРе привело к неожиданной встрече, которая повлияла на мою судьбу.
  
   Работая со списками, я не заметил, как в комнату вошел начальник отдела общественных наук генерал-майор В.Ф. Молчанов. Он был приятно удивлен, увидев меня.
   *
  
   Мне пришлось еще в Алма-Ате познакомится с этим человеком, а он, в свою очередь, очень живо заинтересовался результатами мой работы.
   У меня от этого знакомства осталось приятное воспоминание.
  
   Не всякий высокий начальник станет живо интересоваться работой какого-то периферийного преподавателя. Мы расстались без всяких договоренностей и обязательств.
   *
  
   И вот - неожиданная встреча в Москве.
  
   Владимир Федорович поинтересовался причиной, побудившей меня придти в ГлавПУР.
   Его интересовало и мое теперешнее должностное положение.
   Это было неспроста.
  
   Без каких-либо колебаний он предложил мне перейти на работу в отдел общественных наук ГлавПУРа.
   *
  
   Предложение было очень лестное.
   Я давно мечтал возвратиться в Москву.
   Но о столь высокой должности даже и подумать не мог.
   *
  
   Отдел общественных наук ГлавПУРа занимал место центрального учреждения в системе военного обществоведения.
  
   Он состоял из кураторов направлений, соответствующих всем общественным наукам - философии, истории, политэкономии, психологии и педагогики, партийно-политической работы и др.
   *
  
   Мне, по мысли Молчанова, предполагалось курирование психологии и педагогики в рамках военно-учебных заведений министерства обороны.
   *
  
   Это была чрезвычайно ответственная задача, сулившая получение такого объема информации, которой с избытком хватило бы на десятки докторских диссертаций.
   *
  
   Меня не привлекало особое положение куратора направления, дававшее массу преимуществ и открывающую двери многих начальственных кабинетов.
   У меня просто появилась возможность вплотную заняться тем делом, к которому я так долго стремился.
   *
  
   Но проекту Владимира Федоровича Молчанова не суждено было сбыться.
  
   И на сей раз кадровики дали отбой.
   В данном случае причиной отказа послужило то, что у меня не было квартиры в Москве.
   *

0x01 graphic

  

Видение жителями Иерусалима армии на небе

(2Мак.5:1-4).

Москва не для простолюдинов

  
   Наличие жилой площади в Москве было основной причиной того, что главные и центральные учреждения министерства обороны пополнялись, в основном, за счет лиц, имевших прописку в Москве.
  
   При таком положении дел можно было без особых забот служить в так называемом "Арбатском военном округе" от лейтенанта до генерала.
  
   Периодически "прописные москвичи" уезжали в войска, главным образом, за границу или льготные районы, с двойной выслугой лет и таким же двойным окладом.
   Затем они возвращались в Москву на более престижную должность и так челночным методом служили до выхода на пенсию.
   *
  
   Вот из таких "гастролеров" формировалось министерство обороны, генеральный штаб, ГлавПУР и другие московские высшие военные учреждения.
  
   Чужаки в Москву все же попадали, но не без чьего-либо содействия.
   Не всегда лучшие офицеры, но обязательно они кому-то нужные лично ему.
   *

0x01 graphic

  

Дамоклов меч

Художник Ричард Уэстолл

  

А раньше было по-другому: как комплектовался Русский ГШ

  
   Как тут не обратиться к благодетельному опыту Русской Армии.
  
   В лучшие времена центральный аппарат военного ведомства комплектовался выпускниками Академии генерального штаба.
  
   Порядок поступления в АГШ был жесткий:
  
  -- 30 вступительных экзаменов без всякой жалости отсеивали всех, не набравших нужного числа вступительных баллов.
  -- Но и поступившие в академию офицеры не могли расслабляться, так как за неспособность достойно учиться могли без всяких проволочек отчислить с любого курса.
  -- Те же, кто оканчивал второй, практический, курс ждали с трепетом решения о причислении к корпусу офицеров генерального штаба.
  -- Не все выпускники удостаивались этой чести, а лишь достойные получали право быть причисленными к категории офицеров генштаба.
  
  
   Но, как ни странно, их ждала не служба в генеральном штабе, а командировка в войска для исполнения цензовой должности, затем - заграничная командировка для изучения военного дела в армиях важнейших европейских держав, или для приобретения боевого опыта. После - научная и педагогическая работа в одном из военно-учебных заведения с целью передачи накопленного опыта кадетам, юнкерам, слушателям военных академий.
  
   И только после всего этого хождения по кругу возмужания офицер назначался на низшую должность в Генеральном штабе, где должен был доказать свою способность мыслить масштабно, работать творчески и инициативно.
  
   Но мы ошибемся, если подумаем, что на этом хождение по кругу мудрости для этого офицера заканчивалось.
  
   Спустя 2-3 года офицер вновь направлялся в войска и совершал новую спираль восхождения к очередной миссии в Генеральном штабе.
  
   *
   Стоит ли удивляться тому факту, что капитаны генерального штаба в то время писали удивительные по глубине и практическому смыслу труды?
   Нужно ли удивляться еще более серьезным трудам генералов Генерального штаба?
  
   Да, им было о чем рассказать и о чем написать.
  
  
   С кем, к примеру, мог сравниться по глубине мышления С.О. Макаров, совершивший не одно кругосветное путешествие, М.И. Кутузов, выполнявший военно-дипломатическую миссию в Турции, генерал А.Е. Снесарев, избороздивший вдоль и поперек Дальний Восток и Китай?
  
   *
  
   Из таких людей формировался русский Генеральный штаб, подлинный мозговой центр русской военной силы.
   *
  
   Совсем по другим принципам комплектовался, да и продолжает комплектоваться генштаб советский и нынешний.
  
   Вот почему мне не раз приходилось видеть людей в чинах, о которых можно сказать словами А.С. Пушкина: "Он чином от ума избавлен"...
  

Кадровики вновь дают отбой

  
   Генерал Молчанов, искренне сожалея о неудавшейся попытке перетянуть меня в Москву, все же обещал свое содействие:
  
   - Анатолий Иванович, - сказал он мне на прощанье. - Я, конечно, понимаю, что у меня руки связаны. Но все же обещаю: если будет возможность помочь вам перебраться в Москву, я вам в этом помогу.
  
   *
  
   Надежды, конечно, было мало...
  
   Тем не менее, спустя несколько месяцев тот же Молчанов звонком из Москвы уведомил меня о том, что состоялся приказ о моем переводе в Москву.
   Он сдержал свое слово...
  
   Спасибо, Владимир Федорович, за это благодеяние.
   Жаль только, что его нет сейчас с нами.
   *
   Всегда жалко ухода в мир иной людей порядочных и достойных.
   И лишь мысль о том, что они уходят в мир лучший, греет душу...
  
   См. далее...
  

0x01 graphic

  

Журнал "Всемирная иллюстрация".

Плакат. 1898 г.

  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023