ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
А все-таки она вертится!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О месте и роли обществоведения в военном вузе


А.И. Каменев

А ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ!..

  
  
   Настала пора высказаться по поводу места и роли кафедр общественных наук в военно-учебных заведениях.
   Но, прежде всего, скажу о моих проводах из КИУИВ.
   *
   См. предыдущую ст.: Протекция   19k   "Фрагмент" Мемуары
  
   Случилось так, что мне самому пришлось объявить училищному начальству о состоявшемся в Москве приказе о переводе к новому месту службы.
   Сначала среди моих начальников прошел легкий шумок возмущения: "Как так? Почему мы ничего не знаем?". Потом наступило смирение и удовлетворение: "Пусть едет". Уж очень неудобным для училищного начальства оказался начальник кафедры N1.
   *

Кафедра N1

   Во время правления КПСС кафедры марксизма-ленинизма занимали в военно-учебных заведениях центральное место. А должность начальника этой кафедры всегда стояла в списке первой, независимо от профиля военно-учебного заведения.
   Этому было только одно объяснение - КПСС главенствовала во всем, а потому и ее подразделение - кафедра марксизма-ленинизма - должна была быть центральной в военном (да и гражданском) вузе.
   *
   Может быть, кому-то и покажется странным, но я склонен утверждать, что мысль о том, что общественные (политические, прежде всего) науки должны превалировали над всеми остальными, является верной.
   Речь идет о том, что учебное заведение (средняя или высшая школа) имеет, прежде всего, социальное предназначение - развить и укрепить здоровое сознание людей, а уж потом - вооружить их общенаучными и профессиональными знаниями, навыками и умениями.
   *
   Исторически подмечено: духовное развитие личности всегда является высшей целью образования и воспитания. (Другое дело в том, кто, как и с какой целью это осуществляет).
   Но факт остается фактом: в самые сложные периоды жизни общества все взоры обращаются к воспитанию и образованию, к школе и высшим учебным заведениям, а там - к духовному фактору.
   Так было всегда, так будет и впредь.
   *
   Но этот процесс не стихийный, а организованный, не эпизодичный, а системный.
   Являясь чрезвычайно сложной задачей, духовное развитие требует особых (квалифицированных, духовно обогащенных) наставников, которые посредством разного инструментария (разных областей знаний, различных приемов и средств), совместными усилиями делают общее дело, помогая друг другу.
   *
   Кафедры общественных наук обладают объективной основой для такой работы, ибо предметом их преподавания является наука миропонимания, искусство совместной жизни народов, общественных групп и отдельных людей. Именно они помогаю постигать законы и правила человеческого общежития, каноны справедливости, человечности, порядка, дисциплины, ответственности и долга.
   И горе тем, кто на ниве обществоведения творит мерзкое дело - учит злу, подлости, обману, развивает в подопечных пороки жадности, стяжания, эгоизма, подлости, учит играть на человеческих слабостях.
   И хуже всего, когда вместо просветления сознания обучаемым "затуманиваются" мозги, преподносятся лживые сведения, проповедуются реакционные теории и взгляды...
   *
   Общественные науки прошлого (советского) периода имели существенны пороки: во-первых, они были партизированы (идеологизированы КПСС); во-вторых, они болели утопизмом; в-третьих, они были оторваны от реальной жизни и не отвечали социально-политическим запросам реальных людей.
   С кафедральных трибун "разлетались" по сторонам партийные установки, политические лозунги, сдобренные цитатами из "бессмертных" трудов классиков марксизма-ленинизма.
   Другими словами, все крутилось вокруг каких-либо конъюнктурных тем и вопросов:
  
   - в 20-е годы беспощадно вели огонь из марксистской пушки по старой интеллигенции,
   - в 30-е годы вся энергия была направлена на борьбу с "врагами народа", шпионами и пособниками империалистов,
   - в 60-е годы клеймили культ Сталина, затем обрушились на волюнтариста Хрущева,
   - а после его смещения стали ласкать "дорогого Леонида Ильича"...
   *

Избави, Боже!

   Пишу обо всем этом с горечью и надеждой на избавление от рабской привычки обществоведения прислуживать правящей верхушке.
   Ведь до сего времени обществоведение не избавилось от желания с готовностью произнести лакейское "Чего изволите?", обращая покорный взор в сторону сильных мира сего.
   Пора, давно пора с этим покончить!
   Задача обществоведения - просвещать и простых людей, и правителей.
   Последние (правители) нередко бывают невежественны и даже глупы.
   *

Прочтем Спенсера

   Но разве выполнит свою благородную задачу обществоведение, которое само невежественно, не развито, не выстроено в систему важнейших знаний, хотя бы в той иерархии, которую в свое время изложил Г. Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог.
   В рамках земной жизни, он, верно, выделил следующие главнейшие (разумные) роды человеческой деятельности:
  
   1) то, что способствует самосохранению;
   2) то, что обеспечивает жизненные потребности;
   3) то, что помогает воспитывать и обучать потомство;
   4) то, что помогает поддержанию надлежащих социальных и политических отношений;
   5) то, что позволяет плодотворно проводить свободное время.
  
   Пусть ученые и теоретики трудятся в каждой из названных областей, но для обучаемого и воспитуемого важно жизненное знание, т.е. только та часть науки, которая усовершенствует наше сознание, развивает миропонимание, дает направление нашему мышлению, укрепляет дух, характер, ведет к разумному поведению и поступкам.
   Очень жаль, что приходится вслед за Спенсером констатировать, что это жизненное знание обретается не в стенах учебного заведения, а ютится "в углах и закоулках, между тем как в установленных учреждениях для обучения перебираются одни мертвые формулы" (Спенсер).
   *

Почему не следует приватизировать гуманитарные науки?

  
   Давно подмечено, что партия, религия или группа людей, пришедшие к власти, стараются наложить узду на обществоведение.
   Каждому верховному временщику хочется упрочить свою власть не только силой оружия, но и мощью духовного влияния на массы.
   В разные времена пытались этому противодействовать, борясь, к примеру, за автономию высшей школы.
   Борьба эта, однако, как правило, сводилась к желанию полноправно владеть своей "вотчиной", нередко во вред общенациональным интересам.
   Такие попытки пресекались властью и с кафедральных трибун начинали звучать речи, ласкающие слух правителей: ведь их превозносили, возводили чуть ли не в ранг божеств, а подданным внушали мысль о никчемности, бездумном подчинении, убожеском смирении, "объективности" расслоения общества на богатых и бедных, "неспособных" и процветающих, не давая возможности проснуться в голове мысли об объективном равенстве людей и несправедливости существующих порядков.
   *
   Идеология диктатора, властной элиты или же конкретной политической партии - это узкий сгусток идей, который отражает интересы ничтожной части общества.
   Если эти идеи пропагандируются и культивируются в школах и высших учебных заведениях, они формируют искаженное сознание, глушат инициативу и энергию массы индивидуальностей и наносят обществу, в целом, непоправимый духовно-нравственный урон.
   *
   Если внимательно присмотреться к любой партии, ее программным идеям, а лучше всего - к практическим делам, то мы обнаружим поразительные вещи.
   Во-первых, партия, как идейное содружество группы людей (большой или маленькой), никогда не отражает общегосударственных интересов. И даже в рамках одной партии существует масса разногласий по принципиально важным вопросам.
   Во-вторых, только лидеры партий извлекают из деятельности огромной массы своих приверженцев какие-то ощутимые выгоды и преимущества. Основная партийная масса - это, как бы пчелки, несущие мед в улей для трутней. Масса партийная - это силовой таран или массовка, призванная либо пробить своими лбами брешь в государственной крепости, либо создать впечатление массовости.
   В-третьих, партии стараются завербовать в свои ряды военнослужащих, чтобы силой оружия, на штыках дорваться до власти. Когда не удается на свою сторону привлечь массу вооруженных людей, то в ход идут разного рода провокации.
   *

Исторические игры вокруг военных

  
   Так было в феврале 1917 года, когда тысячи офицеров пали жертвой заговора кучки негодяев, которая хотела, говоря словами П.А. Столыпина, "великих потрясений", для того, чтобы с еще большей жадностью грабить страну и наживаться на бедствиях, горе и несчастии своих сограждан.
   Если кто-то думает, что речь идет о большевиках, то его ждет разочарование. Это потом, в октябре 17-го года, они перехватили власть из рук тех, кто начал смуту в России еще в феврале. Это "гучково-милюковы" и КЊ устроили смуту и все сделали для того, чтобы вызвать недовольство обывателей, наэлектризовать толпу.
  
   См.: Гучковоберезовщина   11k   "Статья" История
   Приходят они в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мтф. 7-15)
  
   На пути этой мерзкой группки стояла армия, которая, как известно, всегда и везде держится на офицерстве. Без офицеров армия - толпа неуправляемая, жестокая и очень опасная - более своим, чем чужим.
   Нашелся и подлый способ устранить офицеров: в крупных городах, Москве, С-Петербурге, Севастополе и т.д. "домогатели власти" организовали зверские убийства солдатами и матросами своих офицеров. После этого армия раскололась на жаждущих мести офицеров и бесчинствующих, готовых к новым преступлениям солдат и матросов.
   Армия, как преграда на пути к власти, была устранена всего в течение 3-4 недель.
   Но, развязав буйство толпы, ее организаторы не рассчитали своих сил и не смогли взять бразды правления в свои руки. Мастера политических интриг оказались негодными правителями и вскоре сами вынуждены были капитулировать перед большевиками, бежав за границу к припрятанным там капиталам, особнякам и дворцам...
   Тех же, кого они втянули в братоубийственную войну на протяжении долгих лет проливали кровь и кончили тем, что, либо, обрели "вечный покой", либо получили "право" на нищенское существование вдали от родины. Не пощадила судьба и тех, кто волей-неволей остался в России... Горше всего, конечно, была судьба не предателей, изменников, шкурников и приспособленцев, а незабвенных сынов отечества - простых русских офицеров, верой и правдой служивших Отечеству и так подло преданных "солью земли"...
  
   См.: Ящик Пандоры 1917-го   212k   Годы событий: 1917. "Документ" История
   "Голодный желудок электризует мозг" недовольных, но лишь СПЕСЬ БОГАТЫХ раскрывает "ящик Пандоры". Одна ли трагедия февраля-октября 1917 года тому свидетельство?
  
   Хоть и прошло 90 лет с той поры, но, как мне кажется, никто из "гучково-милюковых" и их потомков так и не покаялся в тяжком грехе перед русским офицерством.
   Но и в самом офицерстве того времени не было должного осознания факта предательства со стороны политико-экономической "элиты".
   *
   Мало кто из политиков и историков сделал тогда верные выводы для офицерского состава. Вот почему и в августе 1991 года в нашей стране возникла аналогичная ситуация, а офицерство вновь оказалось политически безоруженным.
   Об этом еще будет написано...
   *

Прав, бесконечно прав, был Болотников...

  
   Военный писатель И.Н. Болотников, написавший в 1910 году "Настольную книгу для гг. офицеров" выделил в ней следующие мысли:
   "Армия вне партий, армия вне политики, она за закон. Вовлекать армию в политику - преступление. Она не должна принимать участия во внутренней политической борьбе своей страны: она громадная сила и мощь народа, она слишком грозна, чтобы примкнуть к той или другой партии. Ее не должны трогать бури: она остается политически бесстрастной и блеском штыков, сабель и пушек охраняет законный порядок и охлаждает пыл враждующих сторон".
   "Армия вне партий. Она должна знать, что народная жизнь неизбежно проходит по известным законам различные стадии правового развития. Эти стадии необходимы для политического роста страны. Для армии не должно быть ни черносотенцев, ни красносотенцев. Она должна сознавать, что для всестороннего и широкого рассмотрения проектов в Думе должны быть крайние правые и левые и, что их взаимные пересуды рельефнее выделяют истину. Она не борется с убеждениями и взглядами. Она за закон и действует против беззакония".
   "Нельзя озлоблять армию против той или другой массы. Когда пробьет ее час, она поднимет оружие, не по злобе, а из чувства долга. Этот тяжелый долг необходим родине. В основе его лежит глубокое сознание, что для процветания и благоденствия страны, особенно в период ее брожений и преобразований, армия должна строго стоять на страже закона и порядка, блюсти присягу, быть внепартийной, верной законной верховной власти и внутреннему закону - дисциплине".
   "Армия - это братство, это, если хотите, политическая партия, давшая обет внепартийности, верности закону, порядку и дисциплине. Так во всех государствах, так должно быть и у нас, и эти взгляды должны прививаться армии: офицерам на школьной скамье, а нижним чинам в тиши казарменных бесед".
   *

Офицер - политик особого рода.

  
   Эти, казалось бы, понятные и ясные мысли так и остались непонятыми в должной степени до сих пор.
   Нужна, безусловно, политическая воля и прозорливость, чтобы понять необходимость политического воспитания офицерского корпуса, безусловно, не такого, как это было в годы советской власти.
   *
   Исторический опыт (древнеримский, прежде всего) учит: офицер должен быть "докой" в политике.
   Что это означает?
   Во-первых, он не должен быть носителем любых партийных догм, а тем более, исповедовать то или иное партийное учение. Армия - это не площадка для политических баталий.
   Но он должен знать и понимать все политические течения и уметь подразделять их на прогрессивные и негативные.
   Во-вторых, его политическая образованность должна быть глубокой и полной. Это должно способствовать его политической самодостаточности, столь необходимой для оценок и принятия решений в смутное время.
   В-третьих, в сознании верховенства Закона он должен быть непоколебим и стоек. Никакие соблазны и угрозы не должны поколебать в нем уверенность до конца исполнить свой долг перед своим Отечеством.
  
   См.: Закон и порядок   28k   "Фрагмент" Мемуары
   Закон и законность   13k   "Статья" История
   Закон - глух, неумолим, он спасительней и лучше для слабых, чем для сильных, он не знает ни снисхождения, ни пощады для преступивших. Тит Ливий
   Солон и Ликург   34k   "Статья" История
   Пример Ликурга свидетельствует: для переустройства к лучшему нужна Система правильно поставленных законов
   Присягнувши Закону   48k   Годы событий: 1905-1917. "Документ" История
   Не дело армии менять законы и стоять на стороне какой-либо партии. Армия - братство, давшее обет внепартийности. Ее долг - быть опорой ЗАКОННОЙ ВЛАСТИ, а не служить разменной картой расчетливых политиканов.
  
  
   Безусловно, добиться сказанного можно лишь всем строем жизни военно-учебного заведения, когда и стены воспитывают, и командиры не грешат, и педагогический коллектив на высоте своего положения.
   Но во всей этой системе должно быть главное звено - кафедры общественных наук.
   *

Кафедры общественных наук - это бастионы государственности

   Да, именно, они, эти кафедры, должны стать цитаделью, где куются узы войскового братства, развиваются и культивируются добрые традиции, откуда исходят добрые начинания и где духовно обогащаются преподаватели других кафедр.
   *
   Задача это непростая, но вполне выполнимая, как показала и моя педагогическая практика в Калининградском инженерном училище инженерных войск:
  
   См.:
  
   Как преодолеть равнодушие?   26k   "Фрагмент" Мемуары
  

Спасение наше - в знании истории

   Общественные (политические) науки имеют, пожалуй, единственный прочный фундамент - историческое знание.
   Все же прочее - информация для ума, которому предназначается роль анализатора, способного из всего массива сведений выбрать главное, рациональное. Затем - взвесить и оценить полученные зерна, разложить их по степеням и сложностям, прослеживая связь между отдельными компонентами и получая общую картину происходящего.
   Все же то, что не оставило заметного следа, а является лишь продуктом отвлеченного мышления, следует отнести к категории знаний, либо сомнительных, либо нуждающихся в проверке в реальной практике.
  
   См.: Петр Великий о могуществе всепобеждающего труда и знания   122k   Годы событий: 1700-1724. "Очерк" История
   Принцип полной осведомленности   29k   "Глава" Мемуары
   Помни войну!   22k   "Фрагмент" Мемуары
  
  
  

Где вы, последователи Галилея?

   Старец Галилей оставил воспоминания в истории тем, что сохранил в себе верность выстраданному знанию.
   Мало кто упрекнет его в том, что у него не хватило духа пойти на плаху за свои убеждения.
   Обстоятельства порой бывают сильнее характера нашего.
   *
   Меня же по жизни всегда возмущала способность многих людей манипулировать своими убеждениями, с легкостью предавая одни и напоказ выставляя противоположные.
   *
   Обществоведение - это живое и развивающееся древо науки.
   На древе этом отрастают, старятся и гибнут мелкие и нежизнеспособные побеги.
   Но древо, несущие ветви до тех пор будут давать новые побеги, покуда сильны корни и есть почва, которая их питает.
   *
   Не грех отказаться от заблуждения, но грешно все время заблуждаться.
   Еще горше всего, когда человек все время, как флюгер, держит нос по ветру и крутится из стороны в сторону, все время меняя свои взгляды и убеждения.
   *
   Но куда прискорбнее поведение человека, имеющего твердый взгляд на положение вещей, но отказывающегося от своей принципиальной и выстраданной позиции. И уж совсем подло воспевать совершенно противоположные взгляды, намереваясь тем самым соискать благосклонность сильных мира сего.
   Лучше уж по-галилевски втихомолку прошептать: "А все-таки, она вертится!", чем проповедовать чужие и неверные идеи.
   *
   Жаль, что в обществоведении маловато галилеевцев и коперников...
  
  
   Справка: Католическая церковь принудила великого итальянского физика и астронома Галилея (1564-1642) отречься от учения Коперника о том, что Земля подвижна, что она вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Перед лицом смертельной опасности семидесятилетний мудрец отступил. Но народ не поверил, что это случилось. Сложилось предание, будто, произнеся отречение, старый ученый в ярости топнул ногой и воскликнул: "Е pur si muovef"- то есть, если переводить дословно: "А все же она движется!" Так это было или не так, но упрямое восклицание пережило века. Оно значит теперь: "Говорите что хотите, я уверен в своей правоте!"
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023