ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Его заставляли присягать по закону русскому"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   0x01 graphic
  

Древняя Архангельская крепость.

В договоре руси с греками 911 г. Олег Вещий говорил: "А Олега с мужами его заставляли присягать по закону русскому: кля­лись оружием своим и Перуном, их богом"...

  

  

"НЕ ПРОПУСКАЙ ДНЯ, НЕ НАТЯНУВ ТЕТИВУ"...

  
   "Слободскими людьми правит воевода.
   У него над воинами-слобожанами власть большая даже, чем у старших родов на родовичами хотя и зовут тех князьями-старшинами.
  
   Слово "князь" древнейшее, значит оно - хранитель очага...
  
   Кроме воинов, в слободе жили тридцать подростком, от двенадцати и до почти зрелых парней, уже скоблящих первый пух бороды.
   Князь-старшины родов не соглашались держать в слободе больше народу, отрывать много рук от земли и ремесел.
  
   Все мужчины в славянских родах умели владеть оружием, слободы же лежали тяжелым грузом на родовых хозяйствах. Верно, что слободские сами кормили себя мясом от охоты на зверя, сами выделывали шкуры, шили из них зимнюю одежду.
   Но хлеб, ткани, масло, овощи, посуду, обиходные мелочи поставляло племя.
  
   Говорили, что в древние времена не было слобод среди живущих на лесных полянах славянских племен.
  
   Слободы, где свободные от тягот повседневности избранные воины всегда готовы были сражаться и где каждый подросток должен был обучиться трудному искусству боя, появились позже.
  
   Не знали, кто первым додумался до такого обычая.
  
   Горечь быть битым научила славян держать в кулаке пусть малую, зато надежную кучку воинов, сидящих в крепком месте.
  
   <...>
  
   У россичей за слободой на ровном месте устроены щиты из мягкой липы, каждый высотой в сажень, длинною - в три. На щитах сажей, разведенной в конопляном масле, нарисованы всадники.
  
   Стрелку рука нужна!
   Чтобы была рука - не пропускай дня, не натянув тетиву.
  
   <...>
   Как рассветет - стреляй и стреляй.
   По времени привыкнет рука, разовьется глаз.
   Дальше, на третий рубеж, на три сотни шагов отходят стрелки. Отсюда рисованные фигуры нужно поразить так, чтобы из пяти стрел четыре шли в воздухе, когда впивается первая. Тогда ты настоящий стрелок.
  
   Сам, гордясь мастерством, будешь стараться не пропустить дня без стрелы.
  
   Каждый славяно-росский подросток (девочки тоже возятся с луками) самодельными стрелами бьют мелкого зверя и птицу.
   Каждый взрослый умеет натянуть боевую тетиву.
  
   В руках слобожан лук становится страшным оружием дальнего боя, а вблизи, шагов на сто, слобожанин пронижет козу, а в тура или тарпана - дикую лошадь - вгонит стрелу до пера.
  
   <...>
  
   В латах-доспехах, чешуйчатых от нашитых на толстую кожу конских копыт, с мечем или секирой на перевязи, со щитом в ревой руке, с копьем в правой, колчан и лук за спиной, а нож за сапогом, они учились ходить стаей, не разрываясь.
  
   Учились бегать одной стеной, поворачиваться, как один.
   Остановившись по приказу воеводы, передние сразу метали копья, за ними задние бросали свои. И, закрывшись щитами, обнажали мечи и бегом нападали все сразу, будто катилось одно многоголовое, многожальное чудо.
  
   <...>
  
   Каждый мужчина и женщина, умел ездить верхом, держаться в седле и без седла, править уздечкой.
  
   Воин должен уметь править только ногами, освободив руки для боя.
  
   Еще с Всеслава Старого в росской слободе повелось искусство развивать силу ног.
   Дают камень с пуд, обшитый кожей.
   Его нужно держать коленями стоя.
   Подними и держи.
  
   Больший и больший камень дают, доводят груз до четырех пудов. Зато слобожане не нуждаются в поводьях, конь идет по одному приказу ног. Сожмет слобожанин ноги, чтобы наказать коня, конь валится на землю.
  
   С коня, как с твердой земли, били стрелами, метали копье.
   Скакали одним строем, колено с коленом, шли ниткой в затылок и сплошной лавой лошадиных грудей и боевых щитов.
  
   Коней обучали ложиться и мертво лежать с прижатой к земле головой.
  
   Тяжелая воинская наука для новичков.
   Их заставляли бегать с мешком на спине: мешок на лямках, в мешке - песок. Груз камня между коленами, как и груз песка на спине доводят до четырех пудов.
  
   В реке плавают подолгу, не считаясь по студеными веснами и осенью водой.
   Строптивых нет..."
  

В.Д. Иванов.

Русь Великая. - М., 1991. - с.7-376.

  
  

0x01 graphic

  
  

В ДУМУ ВСТУПАЛ ОН ДУМЦЕМ И ПРАВИТЕЛЕМ

с большим навыком во всех делах...

  
   В работе Г.Котошихина под названием "О России в царствование Алексея Михайловича" рассказывается о воспитании и служебной карьере родовитого человека:
  
  -- "Лет 10 его берут во дворец, он стольничает у царицы.
  -- Достигнув 15 лет, "недоросль" становится служилым новиком и зачисляется в штат царя стольником или спальником.
  -- Стольник или дворянин московский выполняет различные поручения - дипломатические, военные, административные. Он посылается послом в иноземное государство, присутствует у иноземного посольства в Москве, командует провинциальными дворянами в армейских полках в качестве полковника или сотенного головы.
  

0x01 graphic

"Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате".

А. П. Рябушкин, 1893.

  
  -- Наконец, лет через 30, иногда более, иногда менее, родовитому стольнику или дворянину московскому "думу сказывали" - жаловали в чин окольничего или прямо боярина, смотря по степеням родовитости".
  
   Такова была школа, сообщавшая политическую выправку древнерусскому государственному советнику из придворного боярства.
  
   С детства он вращался во дворе, на глазах у государя, узнавал все покои, жилые и приемные комнаты, узнавал людей, порядки и сам становился всем известен.
   Исправляя разнообразные поручения, он близко знакомился с правящим механизмом и управляемым обществом, с приемами управления.
  
  -- В Думу вступал он думцем и правителем с большим навыком во всех делах.
  -- Этот навык заменял ему ум, талант, размышления.
  -- Навык заменял все педагогические приемы обучения.
  -- Средством к его приобретению служила розга.
  
  
   Издавна обычным приемом воспитания царских детей как у царей Московской Руси, так и государей Российской Империи, было назначение к ним ребят-сверстников из детей ближайших к царскому дому знатных фамилий бояр и князей. Сначала дети проводили время в разных детских потехах, а потом - в совместном обучении разным физическим упражнениям: стрельбе, военному строю, верховой езде и т.п.
  
   Но впервые в истории деятельность таких сверстников получает крупное государственное значение только в период малолетства царя Петра I, именно с I679 по I692 год, когда они и получили название потешных.
  

0x01 graphic

Здание Шляхетного сухопутного кадетского корпуса.

Гравюра середины XVIII в.

  
   В целом же, отсчет системы воспитания кадет следует вести с 1731 г., т.е. открытия первого специального военно-учебного заведения - Шляхетского кадетского корпуса.
  
   Мы не задаемся целью подробно хронологически проследить развитие этой системы, а лишь укажем те узловые моменты, которые имели место:
  

0x01 graphic

  
   29 июля I73I г. именным Высочайшим указом Сенату повелевалось учредить в Петербурге "Корпус Кадетов" на 200 человек шляхетских детей с ассигнованием суммы в 30 тыс. рублей.
  
   Как единственная награда за успех и хорошее поведение, было определено уставом - получение прямо по выпуске чинов от унтер-офицерского и прапорщичьего до чина поручика, что зависело от степени успешности в науках.
  
   Но как дворянство не совсем еще доверчиво смотрело на все действия Правительства, и желающих отдать детей в Корпус не являлось, то в декабре последовал новый Указ, в котором, кроме вторичного приглашения, подробно изложены были все выгоды воспитания детей в Корпусе, предметы преподавания, пища, помещение кадет и вообще все относящееся до их содержания.
  
   Первый, записавший своего сына в кадеты, был сенатор Новосильцов.
   Пример его увлек и других, так что в день открытия Корпуса 17-го февраля 1732 года, явилось туда 56 кадет почетнейших фамилий.
  

0x01 graphic

Осада Данцига фельдмаршалом Минихом

  
   В мае I733 года, по Высочайшей резолюции на доклад графа Миниха, вводится в кадетском корпусе наказание за побеги из корпуса кадет, вплоть до назначения в солдаты без выслуги.
  
   Именным указом кадетскому корпусу в марте I737 г. определялся порядок производства научных испытаний кадет, причем определялся и порядок наказания за "леность и нерадение". Испытание вверялось особой комиссии, под председательством одного из сенаторов.
  

0x01 graphic

Шуты в спальне Анны Иоанновны

Якобий В. И., 1872 год

  
   В царствование императрицы Анны Иоанновны в I739 г. издан особый указ, запрещавший школьникам раннюю женитьбу под угрозой 3-х летних каторжных работ.

0x01 graphic

Аллегория на издание Екатерининского "Наказа''

С гравюры Шоффара.

  
   По указу императрицы Екатерины II от 7 марта I765 г. вводятся следующий стимул, призванный иметь воспитательное значение: при выпуске из корпуса, чины от прапорщика до поручика даются кадетам, достигшим 20 лет и более, при добропорядочном поведении и хороших успехах.
  
   Впервые в "Новом устав сухопутного кадетского корпуса"(I766 г.) проводится мысль, что исправление "дурных нравов" легче достигается кротостью, любовью и расположением воспитателя к воспитаннику, чем строгостью, суровыми мерами или принуждением.
  

0x01 graphic

  
   В сентябре I766 г. императрица утвердила составленный генерал-поручиком И.Бецким новый устав кадетского корпуса с приложением к нему "Рассуждений, руководствующими к новому установлению корпуса".
  
   Здесь он обращает особое внимание на соответственный выбор надежных людей для кадетского корпуса.
  

0x01 graphic

   Впервые вводится награждение лучших кадет золотыми и серебренными медалями, выдаваемыми при особо торжественной обстановке и от Высочайшего имени. В I789 г. издан Устав о медалях, озаглавленный: "О преимуществах в получении медали за прилежание и доброе поведение".

0x01 graphic

  
   Уставом, подготовленным генералом П.Мелиссино в I794 г. впервые вводилась должность репетитора, назначаемая для всякого класса, помимо корпусных офицеров, из людей "знающих и порядочных".
  
   На обязанности их было следить за успехами кадет, стараясь узнавать их индивидуальные особенности.
  

0x01 graphic

Воронцовский дворец, где размещался Пажеский корпус

  
   По указанию Александра I в Петербурге I0 октября I802 г. учреждено новое учебное заведение - "Пажеский корпус", со своей (элитарной) системой воспитания. Утвердив план генерал-майора Ф.Клинегра о преобразовании Пажеского Корпуса, Император Александр поручил ему же начертать обязанности каждого из чиновников Корпуса и общие правила поведения, учения и выпуска пажей; также приискать удобный дом для помещения Корпуса и составив, по сношению с обер-камергером, штат.
  

0x01 graphic

  
   П.Зубов разработал "План военного воспитания", имевший целью подготовку и воспитание дворян в губерниях России для военной службы.
   Главный Директор разослал по заведениям обязательную для всех воспитателей "Инструкцию воспитателям".
  
  -- Приказом по военно-учебному ведомству N57 от I835 г. вводится должность "наставника-наблюдателя", на которого возлагается обязанность следить не только за исполнением программ и методов преподавания, но и за способом приготовления уроков самими воспитанниками.
  
  -- 2 апреля I835 г. приказом по военно-учебным заведениям учреждены особые "Воспитательные комитеты", составлявшиеся из всех корпусных офицеров и старших учителей, для решения общих вопросов воспитания кадет.
  
  -- Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 13-го апреля 1835 г., N70 указывал: "Несоблюдение мер, указанных Высшею властью есть, при наблюдении за воспитанием, преступление двойное: во-первых, как неисполнение воли начальства, во-вторых, как доказательство равнодушия к усовершенствованию воспитания".
  
  -- Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 4-го апреля 1835 г., N68 предписывал: "О каждом воспитаннике, со времени вступления его в Заведение, до самого выпуска из оного, вести аттестационные тетради, род формулярно-кондуитного списка по прилагаемой при сем форме".
  
  -- Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 2-го февраля 1835 г., N49 отмечал, что в "Военно-Учебных Заведениях вовсе не поощряется, а в некоторых ... даже и дозволяется неохотно, обучение воспитанников музыке. Музыка, как и всякое изящное искусство, возвышает дух человека, дает ему новые средства быть приятным в обществе, а в трудных обстоятельствах жизни, служит ему иногда утешением.
  
  -- 27 мая I836 г. Высочайше утверждено "Положение о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства", в котором отдельным параграфом указывался порядок определения, увольнения и преимуществ, дарованных за службу по военно-учебным заведениям.
  
  -- С I836 г. при штабе военно-учебных заведений начинает издаваться особый "Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений" в размере 24 книжек в год, в объеме 5-7 печатных листов каждая.
  
  -- Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 21-го января 1836 г., N116 отмечал: "Признавая существенно полезным, чтобы законоучители и духовные лица Военно-Учебных Заведений более и более сближались с воспитанниками и примером своим, беседою и поучением развивали в них чувства христианской нравственности, Его Высочество повелел поставить им в обязанность посещать воспитанников в рекреационное время, когда только досуг им сие дозволит, и в особенности лазареты; по окончании же ужина и до отхода воспитанников ко сну, быть ежедневно с ними ".
  
  -- Приказом от I838 г. были установлены главнейшие правила физического, нравственного и умственного воспитания кадет.
  
  -- Приказ по Военно-Учебным Заведениям от 21-го января 1836 г., N116, вышедший по случаю значительного умножения частных пансионов, содержимых офицерами и учителями Военно-Учебных Заведений, признал "необходимым учредить ближайшее правильное наблюдение как за ходом воспитания, направления и содержания в пансионах, так и за единообразным приспособлением их к требованиям, установленным для Военно-Учебных Заведений".
  

0x01 graphic

  
   24 декабря I848 г. высочайше утверждено "Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений" (составлено генерал-майором Я.Ростовцовым) - первый крупный и глубокий по содержанию документ не только в области воспитания кадет, но и по многим другим вопросам военно-учебного дела.
  
   Согласно высочайше утвержденному "Уставу всех военно-учебных заведений 2-го класса", который был утвержден императором Николаем I 9 апреля I830 г., вводятся аттестационные тетради, куда заносятся сведения о всех проступках кадет.
  
   Приказ по военно-учебным заведениям от 22 декабря I850 г. директорам столичных корпусов вменялось в обязанность, по крайней мере, один раз в месяц, посещать другие учебные заведения и заимствовать оттуда все, что может служить к пользе вверенного их попечению заведения.
  

0x01 graphic

  
  -- 21 января 1863 г. учреждено Главное управление военно-учебных заведений. Начальником его стал генерал-майор Н.В. Исаков. С этого времени многие вопросы учебно-воспитательной работы обрели более организованный и системный характер.
  
  -- Одновременно с образованием ГУВУЗа (1863 г.) было начато образование центральной Педагогической библиотеки с Музеем.
  
  -- В 1864 г. состоялось Высочайшее повеление об издании при ГУВУЗе ежемесячного журнала под названием "Педагогический Сборник", с целью обсуждения педагогических и дидактических вопросов.
  
  -- Кадетские корпуса переименованы в военные гимназии, в который сделан упор на гуманизацию воспитания и повышение уровня интеллектуального развития кадет. В 1866 г. Высочайше утверждены положение для военных гимназий.
  
  -- Военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса с определенным ужесточением режима в них и повышением роли строевого элемента в подготовке кадет. 14 февраля 1886 г. Высочайше утверждено "Положение" для кадетских корпусов. Задачи воспитания изложены в "Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов".
  
  -- С целью улучшить педагогическую подготовку офицеров-воспитателей при ГУВУЗе учреждены педагогические курсы для воспитателей.
  
  -- В приказе по военно-учебному ведомству от 24 февраля 1901 г. говорилось, что "закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать их человеческое достоинство"...
  

0x01 graphic

Юнкер и Обер-Офицер Артиллерийского училища, 1820-1822

  
   Рассмотрим те практические действия по воспитанию кадет, которые следует учесть сегодня и от которых необходимо уберечься на будущее.
  
   Прежде всего, выделим важнейшие обобщения и выводы из исторического опыта воспитательной практики юнкерских училищ, отдавая себе отчет в том, что данное военно-учебное заведение имеет ряд черт, роднящих его с современным военным училищем (в частности, по контингенту):
  
  -- В юнкерские училища поступают незрелые в умственном и нравственном отношении молодые люди, характерной особенностью чего является следующий факт: все, что не подходит под их нравственную оценку, принимается ими или с недоверчивостью, или с дурно скрываемым нежеланием подчиняться требованиям и порядкам жизни в училищах, имеющих казарменный характер. У таких молодых людей заметно желание отстоять фальшиво понимаемую самостоятельность своих действий в виде противодействия установившимся порядкам. При таких условиях, требовались энергические, даже крутые, меры: отчисление на срок и совершенное исключение, с преданием военному суду.
  --
  -- Самыми лучшими нравственными задатками отличались преимущественно те из юнкеров, которые вступали в ряды армии по нужде или необходимости, зная наперед о серьезном значении военной службы и ценя то благо, которое принесло учреждение училищ для их воспитания.
  --
  -- Отсутствие сознания собственного достоинства, недостаток самолюбия, изворотливая робость, неоткровенность, разного рода плутовские проделки, готовность пользоваться плохо положенным (воровство) и вообще, стремление пользоваться низшими благами, - вот те характерные черты, доказывающие отсутствие хороших нравственных задатков и неотчетливое понимание нравственной нормы, которые замечались в поведении незрелых в нравственном и умственном отношении юнкеров.
  --
  -- Среди молодежи, поступающей в училища, довольно значительный процент лиц, впитавшей еще до поступления на военную службу ложные взгляды, превратные стремления и вообще такие нравственные уклонения, с которыми не могут мириться ни общественная служба в звании офицера, ни самая жизнь. При таких условиях не достаточно только приказывать, ограничивать предписаниями воинского устава и формальным надзором за исполнением внешнего порядка внутренней службы, в надобно руководить, вести к усовершенствованию, воспитывать.
  --
  -- Одни дисциплинарные наказания, предписываемые дисциплинарным уставом, и формальное наблюдение за исполнением правил и требований составляют лишь внешние средства, для того, чтобы всякая ошибка юнкера была узнаваема своевременно и чтоб заблуждающемуся был указан истинный нравственный путь. Но воспитание никогда не достигнет своей главной цели, если оно будет ограничиваться этими внешними средствами.
  --
  -- От воспитателя (начальника, ротного командира, младшего офицера) требуется в училищах нечто гораздо большее, чем выполнение правил устава и предписаний высшего начальства. Это нечто, требуемое от воспитателя, есть особого рода искусство, предполагающее, кроме специальных знаний своего дела: развитие самопознания, самоусовершенствование, знание человеческого сердца и, вообще, соединение таких качеств и способностей, которые так редко соединяются в одном человеке в полной гармонии и силе. От того редки хорошие воспитатели, и от того-то так громка слава хорошего воспитателя
  --
  -- Чтобы личный состав офицеров-воспитателей был хорош постоянно, - необходимо, конечно, чтобы служебная их обстановка в училищах была привлекательною, выгодною как в нравственном, так и в материальном отношении. Поэтому нужно обеспечить во всей полноте преимущества военных училищ.
  --
  -- Чтобы воспитание было возможным в юнкерском училище, необходимо, чтобы каждый младший офицер знал подчиненных ему юнкеров не по фамилии только, а все особенности их характера, их наклонности, способности, степень развития, и притом старался бы понять каждого юнкера вполне, дабы, опираясь на верные наблюдения, необходимо несравненно меньшее число воспитанников, приходящихся на офицера, чем это имело место(до 35-ти юнкеров)
  --
  -- Нравственное воспитание юнкеров, как основание военной дисциплины, не есть что-либо механическое, поддающееся буквальному исполнению известной системы наказаний или поощрений, а совершенно свободное, духовное искусство, требующее мастерства.
  --
  -- В деле воспитания юнкеров мы никак не можем устранять влияния личного примера; от того пример энергии, деятельности, любви к делу, обнаруживающий лучшие качества воспитателя, может оказать несомненно великое воспитательное значение
  --
  -- Другим существенным условием деятельности воспитателя нужно считать опытность: известная сноровка и умение обращаться с подчиненными, не оскорбляя их самолюбия и не затрагивая их больного места, необходимы для всякого воспитателя.
  --
  -- Воспитатель делает весьма грубую ошибку, когда не заботится, прежде всего, о развитии положительных убеждений опирающихся на ум и, не только пренебрегает образованием воли, но насильно ломает ее и извращает; известно, что без твердых и положительных убеждений не может быть никакой твердости воли, а следовательно и никакого характера.
  --
  -- Опираясь на дисциплинарную власть и прибегая к этим внешним мерам, воспитатель постоянно руководится не личным произволом, а общими педагогическими принципами, таковы: а)усовершенствование ума и воли, через правильное развитие умственных, физических и моральных сил; б)привитие более совершенных правил и в)все, чем обусловливается внутренний и внешний порядок на общих законах дисциплины.
  
   Приведенные выше обобщения позволяют сделать весьма важные выводы:
  
  -- во-первых, военно-учебное заведение получает от общества (семьи и школы) весьма незрелый в духовном, интеллектуальном и физическом отношении "продукт"; в силу этого обстоятельства, военная школа вынуждена тратить силы и энергию на устранение тех воспитательных дефектов, которые привносят с собой воспитанники;
  -- во-вторых, воспитание юношества должно строго базироваться на данных возрастной и национальной психологии, знании социальных особенностей поступающего на воспитание контингента;
  -- в-третьих, на воспитательные кадры военной школы (командиров, начальников, преподавателей) ложится задача огромной государственной и национальной важности, - в правильном духе воспитать вверенных им молодых людей, существенно повысить уровень их гражданственности;
  -- в-четвертых, воспитательными кадрами военной школы могут быть лишь сильные духом, энергичные люди, способные собственным примером и искусством воспитания выполнить поставленную перед ними задачу;
  -- в-пятых, правительство, военное ведомство и система военно-учебных заведений должна обеспечить достойное предложение талантливым людям общества для их работы в военной школе.
  

0x01 graphic

Постройка лодки,

1815, Констебл, Джон.

  
  

Недостатки и упущения в воспитании

кадет и юнкеров

  
  -- У нас родители отдают своих детей в военные корпуса, на казенный счет, чаще всего по недостаточности средств для воспитания их в других учебных заведениях. Впоследствии же большая часть этих детей, не чувствуя никакого призвания к военной службе, все-таки выходит в офицеры. (Я.Червинка).
  
  -- Не всегда ясен и понятен национальный идеал воспитания. "Ясное понимание этого идеала определенно указало бы тем, кто взял на себя высокую миссию подготовки будущих офицеров, направление, куда следует обратить духовный и умственный взор их питомцев, указало бы на обязанность воспитателей научить будущих офицеров сознательно держаться этого идеала, как держится путник в пустыне - полярной звезды...(А.Дмитриевский).
  
  -- В военно-учебных заведениях подготовка нравственной стороны обязанностей офицера занимает очень мало места. Все внимание обращено на ремесло, на техническую сторону (т.е. на солдатскую муштру), на науки. До последних дней даже идея о необходимости подготовлять военную молодежь к роли воспитателя отсутствовала.(М.Галкин, Я.Червинка).
  
  -- Начальники военных школ не всегда соответствовали идеалу мудрого наставника, властителя сердец молодежи, а лишь вызывали гнев и отвращение у воспитанников мелочностью своей натуры.
  
  -- Военно-учебные заведения ничего, кроме солдатской муштры, ему (кадету, юнкеру) не дают, и вот почему, полный сил, энергии, с готовностью использовать свои силы и знания, выходит молодой офицер из училища, и первое чувство, которое его охватывает при входе в казарму, - это чувство растерянности и беспомощности(М.Галкин, В.Белолипецкий, М.Грулев).
  
  -- В военных школах не всегда помнят о том, "что в глазах солдата авторитет офицера измеряется не программами по логарифмам и тригонометрии, а твердостью тех именно познаний, которые составляют солдатскую науку, и для которой каждый офицер обязан во всякое время явиться профессором".(М.Грулев).
  
  -- Подготовлен ли офицер-воспитатель к исполнению своих обязанностей, мы говорим: нет. И в этом значительная доля вины падает на нашу военную школу. Она не дает офицеров нужного типа. (М.Галкин, Д.Парский).
  
  -- Антимилитаризм, оставив теорию, стал повсюду одним из средств политической борьбы. Современному офицерскому кадру часто приходится считаться с этим явлением. Нужно много разума и любви, чтобы сознательно вступить в борьбу с этим учением, которое, кроме растлевающего значения на армию, другого - иметь не может.(М.Галкин).
  
  -- Воспитательная работа нередко попадает в руки невежественных людей, которые из воспитателей превращаются в надзирателей, действуют по своему усмотрению, грубо злоупотребляя полномочиями и нанося вред кадетам и юнкерам. (П.Галенковский, Л.Януш)
  
  -- Чувство национальной гордости и национальное самосознание будущих офицеров в военных школах формируется слабо. (А.Дмитриевский).
  
  -- Некоторые военные школы перестали формировать боевой дух и превратились, по существу, в штатские школы, готовящие в лучшем случае чиновников по военному ведомству. (А.Дмитриевский).
  
  -- Ответственность за производство в первый чин военно-учебного заведения очень низка, что приводит к выпуску в войска молодых офицеров без призвания, необходимых задатков характера, духа и образа мыслей, без которых немыслим хороший начальник и воспитатель современного солдата.(Я.Червинка).
  
  -- Военный мундир не стал заманчивым для цвета русской молодежи: она не спешит поступать в военно-учебные заведения. (А.Куропаткин).
  
  -- Между офицерами, выпускникам военно-учебных заведений, образование не пользуется большим почетом. (Клеман де-Грандпре).
  
  -- Русская военная школа не формирует офицерский корпоративный дух, в отличие от офицерских сообществ ряда западных армий, где офицерство представляет собой тесно сплоченную корпорацию, озабоченную бдительным соблюдением высших интересов. (Я.Червинка).
  
   Приведенные выше обобщения свидетельствуют о том, что при всех позитивных моментах, которыми располагала русская военная школа по воспитанию кадет и юнкеров, в ее деятельности имели место и весьма существенные недостатки, которые сдерживали процесс воспитания офицерского корпуса России, а иногда и вели его в ложном направлении.
  

Вопросы, на которые надо ответить

  
   Обратимся к постановке вопросов о воспитании юношества в кадетских корпусах России, обратив внимание на то, что эти вопросы, по сути дела, так и остались неразрешенными до сегодняшнего дня.
  
  -- Прежде всего, необходимо сделать попытку разобраться в вопросе: почему при обилии способных, энергичных и знающих офицеров в младших чинах и на относительно низших должностях мы были бедны самостоятельными, энергичными, опытными начальниками крупных частей войск? (А.Куропаткин).
  --
  -- Что должны представлять из себя кадетские корпуса: те же реальные училища, только с погонами, или своеобразную школу, где все и учебная программа и вся система воспитания должны быть приноровлены к целям военным? (В.Рычков).
  --
  -- Какие педагогические средства применялись при военном воспитании вообще в разные периоды жизни военно-учебных заведениях и какую пользу они принесли, прямо или косвенно, в деле развития и совершенствования воспитания как физического, так и нравственного, питомцев военно-учебных заведений в разные периоды их жизни?(П.Галенковский).
  --
  -- Чем, помимо физической тренировки и выучки всем техническим тонкостям боевого ремесла, необходимо для развития силы духа? (М.Энвальд).
  --
  -- Каким иметь и каково должно быть положение воспитателя в военной школе? (Л.Януш).
  
   Подумайте, почему все было поставлено в повестку дня давно?!

0x01 graphic

"Водонос из Севильи",

Веласкес Диего (1599-1660 гг.).

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Котошихин Григорий Карпович (ок. 1630-1667), подьячий Посольского приказа. В 1664 бежал в Литву, затем в Швецию. По заказу шведского правительства составил сочинение о России.
   Цит. по: Левшин Д.М. Пажеский его Императорского Величества корпус за сто лет. I802-I902. В 2-х т. - Т.I .- СП б., б., I902 .- с.6-7.
   Левшин Д.М. Указ. соч. - с.7.
   См.: Смельницкий М. Происхождение потешных войск. //Военный сборник .- I9II .- N3, с.I0I-II0.
   Таблица составлена на основании данный, изложенных вследующих источниках: Военно-учебные заведения// Военная энциклопедия . Под ред. В.Ф. Новицкого . -. т.6.- СП б., I9II .- с.552-555; Военные гимназии. -В кн.: Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого. -т. 6 - СП б., I9II с.59I-594; Военные училища. - В кн.: Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого .- т.6 .- СП б., I9II. с.6I5-6I7; Воспитатели военно-учебных заведений. - В кн.: Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого. -т. 7 - СП б., I9II с. 46-47; Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904; Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. I700-I9I0 .- М., I9I0; Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени.//Военный сборник . - I900, NI .- с. II4-I40 ; N2, с.405-424; Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства) .т.1-4. - СП б., 1857; Столетие Военного министерства. I802-I902 . -Т. Х, ч.I. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк .- СП б., I902 .
   Бецкой Иван Иванович (I704-I795). Генерал- поручик ,ближайший сотрудник Екатерины II по части устроения воспитательных заведений.
   Генерал П.И.Мелиссино, вступивший в должность директора Сухопутного кадетского корпуса в 1793 году, деятельный участник в разгроме турок при Кагуле, человек, оказавший "великие в его звании исправность и искусство".
   Платон Александрович Зубов, шеф 1-го кадетского корпуса, генерал от инфантерии, князь представил государю проект учреждения губернских военных училищ, с целью подготовления из сыновей дворян, посредством начального общего образования, к поступлению в кадетские корпуса, а также в университеты.
   Приказ Главного Директора от 30 сентября 1829 г., N186.
   Я.И.Ростовцов, генерал-адъютант, ближайший сотрудник Великого Князя Михаила Павловича, вывшего Главным начальником военно-учебных заведений, душа всех реформ военно-учебного дела.
   См.: Бобровский П.О. Юнкерские училища. В 3-х т. - т.2 .- СП б., I88I .- с. 522-583.
   Червинка Я.В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, I9I2 .- с.81-82.
   Дмитриевский А. Идеал офицера.// Военный сборник. -I9I2.-N7.- с.2.
   Галкин М. С. Новый путь современного офицера. - СП б., I907 .- с.65; Червинка Я.В. Указ. соч. - с.89.
   См.: Галкин М. Указ. соч. - с.62-63; Белолипецкий В. Обстановка жизни молодого офицера. (Очерк военного быта) // Военный сборник .- I899 .-N8 .- с.424; Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии .- Брест-Литовск, I9I0. - с.123.
   Грулев М.В. Указ. соч. - с.125.
   Галкин М.С. Указ. соч. - с.62-62; Парский Д . Что нужно нашей армии ?. - СП б., I906. - с.31.
   Галкин М.С. Указ. соч. - с.11.
   Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904 .- с. 13, 14, 74, 75, 79, 80; Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя)// Военный сборник .- I899, N9, с. 162, 163, 164, 174.
   Дмитриевский А. Указ. соч. - с.3.
   Дмитриевский А Развитие духа штатских в сынах Марса.// Военный сборник .- I9I4.- N 7, с.110.
   Червинка Я.В. Указ. соч. - с.76.
   Куропаткин А.Н. Задачи русской армии .- В 3-х т. - Т.3. - СП б., I9I0 .- с.364.
   Клеман де-Грандпре. Падение Порт-Артура. - СП б.,I908.- с.119.
   Червинка Я.В. Указ. соч. - с.71.
   Куропаткин А.Н. Задачи русской армии .- В 3-х т. -Т.3. - СП б., I9I0 .- с.364.
   Рычков В. Чего не хватает нашим кадетским корпусам?// Военный сборник .- I9II .- N4 .- с.51-52.
   Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период I700 - I856 гг.). Изд. 2-е. - СП б., I904 .- с.1-2.
   Энвальд М. Две доктрины воспитания войск. // Военный сборник .- I9II.-NI.-с.103.
   Януш Л. Наше военно-учебное дело.. (Заметки воспитателя Военный сборник .- I899, N9, с.172.
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023