ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Есть также закон правды Божией!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

Есть также закон правды Божией!

  

 []

Петр Мстиславец.

Фронтиспис первопечатного Апостола с изображением

евангелиста Луки. 1564 г.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

  
   Родители необходимо должны иметь попечение о детях.
  
   Эту обязанность внушает им сама природа.
   Она вло­жила в их сердце нужную и сильную любовь к их детям. Где не видно этой любви, там явно обличается повреждение природы и крайняя испорченность нравов.
   Особенно мать от природы получает такую крепкую любовь к детям, что сам Бог примером материн­ской любви к детям благоволил объяснять силу Своей любви к избранному народу: едва забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис. 49, 15).
  
   Да и каких родителей сердце не скажет, что они, прежде всех, обязаны заботиться о своих детям?
  
   Беспомощность детей в первые дни и годы их жизни сама собою вошиет к сердцу родителей о помощи, чтобы они, давши детям жизнь, давали им и средства к сохранению жизни; иначе дети не могут оставаться живыми.
  
   Это ваше попечение, родители, о собственных детях должно начаться с вашего попечения о вас самих.
   Прежде чем получите вы детей, эта обязанность уже должна быть выполняема вами. Помните, что Бог говорил некогда Моисею на горе Синае: "Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящым Мене, и творяй милость в тысящах любящым Мя, и хранящым повеления Моя" (Исх. 20, 5. 6).
  
   Таков закон, правды Божией!
  
   Таково отношение родителей к детям!
   Слышите, что значат родители для детей! Так гнев и благословение Божие от отцов переходят к детям и внукам и отдаленным потомкам! Видите, что если вы желаете детей, любите детей, и хотите, чтобы благословение Божие почивало на них; то должны, прежде всего, заботиться о том, чтобы вам привлечь благословение Божие на самих себя.
  
   Кто не знает, как естественно здоровое дерево при­носить и здоровые плоды, и, напротив, больное дерево произращает такие же плоды?
  
   То же бывает и в рождении детей; как обыкновенно, что родители, расстроившиеся свое здоровье невоздержанием и другими пороками, передают свою болезненность и детям; а родители умеренные и сохраняющее цветущее здоровье передают его и своему потомству, как дорогое наследие?
  
   Есть также закон правды Божией, что добрые или худые нравственные свойства родителей, по естественному порядку, обыкновенно переходят к детям, и часто, прежде чем дети в состоянии бывают судить о добром или худом, уже по наследственным свойствам предрасполагаются к добродетелям или порокам.
  
   А что потом значит добрый или худой пример родителей для детей в раннем их возрасте? Что значит благочестивое попечение родителей о детях с первых лет или, напротив, нерадение о добром воспитании детей?
  
   Это довольно, чтоб видеть вам, родители, как важны для ваших детей ваши добродетели, ваша вера, ваша любовь к Богу и ближним, ваша преданность Богу и всегдашнее благоговейное хождение пред Ним!
  
   Содержа в памяти этот закон правды Божией, вы, родители, действительные или будущие, должны в нем видеть для себя новое побуждение к добродетельной и благочестивой жизни, чтобы и на себе удержать Божие благословение и передать его своему потомству.
  
   Вы, матери, особенно должны помнить сей долг во время своего чревоношения. В это время особенно берегите ваше здоровье, по телу и по душе, чтобы этот дар от вас перешел и к вашим детям, вместе с жизнью.
  
   Удерживайтесь всяких сердечных возмущении и раздражений, сильной скорби, нечистых мыслей и желаний, всякого греха; и старайтесь в это время с особенным усердием питать в себе христианские чувствования, дух смирения, кротости любви к Богу и ближним, дух молитвы и преданности Промыслу Божию среди всех обстоятельств жизни, дух истинного благочестия, чтобы вам, таким образом, в самой природ передавать потомству добрые качества, по душ и по телу.
  
   По рождении младенца в эту жизнь, важнейший долг родителей-христиан позаботиться о том, чтобы новоро­жденное их дитя возрождено было в жизнь духовную чрез таинство крещения, и введено таким образом в недра Христовой Церкви.
  
   Родители должны помнить слова Господа Спасителя: "аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие. Рожденное от плоти плоть есть; рожденное от Духа дух есть" (Иоан. 3, 5. 6).
  
   Доколе младенец не возрожден водою и Духом в крещении, он еще под осуждением прародительского греха; он еще не член Церкви Христовой,--чужд духа сыноположения; он еще не имеет права на участие в царствии Божием, приобретенном заслугами Христа Спаси­теля. Кому же из благочестивых родителей не тяжело будет долго видеть новорожденное свое дитя неомытым от прародительского греха и чуждым благ усвояемых верующим во Искупителя. С того времени, как ваше дитя в купели крещения омылось и освятилось Духом Святым, вы должны смотреть на него уже не просто только как на ваше родное дитя, но как на члена Церкви Христовой, как на обитель духа Христова; ибо с того времени ваше дитя, по заслугам Христа Спасителя, благодатию Духа Святого усыновлено Богу Отцу. Отселе видите, как должно вам воспитывать детей ваших, уже с первых дней чрез крещение омытых Духом Святым и посвященных на служение Богу с тем, чтобы в продолжение всей земной жизни они более и более усовершались и достигали в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13).
  
   Взор на эту высокую цель должен давать направление и жизнь всем вашим попечениям об образовании тела и души ваших детей.
  
   На младенческую жизнь дитяти, мало-помалу раскры­вающуюся в возрастании и действиях, надобно смотреть как на приготовление к высшей его жизни и деятель­ности в Христианской Церкви. Поэтому вам, родители, и здравое рассуждение и святая вера внушают обходиться с детьми с первых лет и дней их так, как с посвященными на служение Богу и Господу Иисусу Христу, как с членами Христовой Церкви и храмами Святого Духа. С благоговением к Богу заботьтесь и о телесной жизни дитяти, достойно обитающего в нем Духа.
  
   Мать, невозбраняемая необходимостью, должна почитать священным долгом питать своим молоком собственное дитя. Сохраняя жизнь дитяти, надобно прилагать старание, чтоб тело его возрастало и укреплялось, согласно с законами природы и с главным назначением его, то есть,--быть орудием Святого Духа и служить человеку в достижении его последнего назначения. Питайте тело, защищайте от вредного влияния стихии, укрепляйте его приличною деятельностью; но все это делайте так, чтоб главная цель воспитания и земной жизни человека всегда была в виду: чтобы ничего не было допускаемо противного этой цели.
   Сохраняя тело дитяти от всякого повреждения и от разрушительного действия воздушных перемен, или от ослабления его чрез грубое содержание и обхождение с ним, не менее сего берегите нежное дитя и от того, чтобы неумеренным попечением оно не было слишком изнежено, и чрез излишнее охранение не сделалось слишком доступно вредным влиятям непогоды и трудных обстоятельств жизни.
  
   Поэтому в доставлении дитяти пищи наблюдайте, чтобы она была здорова для дитяти, но не приучала его к лакомству; в одежд,--чтобы хо­рошо защищая от вредного влияния стихии, прилична была полу и состоянии, но не питала детского самолюбия и тщеславия; в детских упражнениях и невинных забавах,--чтобы сии, укрепляя тело, мало-помалу, пробу­ждали, раскрывали и упражняли их умственные и нравственные силы, и таким образом служили по возмож­ности приготовлением к их будущей деятельности в предполагаемом звании. Так все попечение о теле дитяти должно совершаться в подчинении высшему его назначении; должно всегда соединяться с попечением о его душе и духовной жизни.
  

 []

"Апостол".

Листы с заставками

  
   Такое попопечение о душе дитяти родители, по рождении его, должны иметь непрерывно: благодать Духа Христова, осеняющая дитя со дня возрождения его в крещении своим невидимым присутствием, обязывает как вас, родители; так и всех окружающих детей, со всею осторожностью обходиться с ними, чтоб все было около них чисто и свято.
  
   Это нужно и всегда, и особенно в то время, как дети начинают понимать окружающее их предметы, чтоб с первым раскрытием их смысла они усвояли себе только невинное, полезное и необходимое, и мало-помалу приготовлялись к тому, чем должно быть им в последствии. Соответственно этим целям надобно действовать на ум, сердце и волю детей.
  
   С того времени, как в дитяти пробуждается смысл, надобно сообщать ему вместе с словами и понятия здравые, истинно полезные и необходимые человеку.
  
   С постепенным раскрытием детского смысла, должны по воз­можности расширяться и познания, сообщаемые детям. По свойству детского возраста, живущего более чувством, первые наставления, даваемые детям, преимущественно должны объяснить ближайшие к ним видимые предметы, и от сих мало-помалу восходить к предметам невидимых, так чтобы последние служили объяснением того, что дети видят пред собою.
  
   В то же время, как дитя научается узнавать и называть своих родителей, созна­вать их любовь и благодеяния, должно внушать детям, что есть у нас Отец на небесах, Который любит всех, велит солнцу Своему восходить для всех, подает пищу и все, что ни имеем, и утешает радостями, и обращает на пользу нам самые наши скорби и несчастия.
  
   Раскрывайте им, по мере раскрытия их смысла, как велик, премудр и благ Бог; как много благодеяний Его; как все от него произошло, Им все сохра­няется в бытии и содержится в порядке; как Он всегда хранит нашу жизнь и подает все необходимое нам.
  
   Раскрывайте благоразумно, с любовью и благоговением, как Бог Отец послал в мир Единородного Сына Своего, Господа Иисуса; как Спаситель учил, творил чудеса, пострадал, умер, воскрес из мертвых и вознесся на небо; ниспослал Всесвятого Духа; призывает всех ко спасении и наследии царства небесного; придет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его в жизни вечной.
  
   Умейте детям переда­вать спасительные истины, сообразно с их смыслом, и они примут учение с любовью; возрожденные водою и Духом, они еще сохраняют невинность, полученную в крещении, и дыша въяшем спасительной благодати, ищут и жаждут познать своего Творца и Искупителя, любить Его и служить Ему.
  
   Берегите детей, чтоб никто не внушал им понятии ложных, суеверных, вредных для их веры и нрав­ственности; а, напротив, употребляйте все меры, чтоб они обо всем, о чем могут судить, привыкали судить, согласно, с началами здравого разума и с законом Божиим, и не брались рассуждать о том, что выше их разумения, а непритворно сознавали свое незнание, и с совершенною доверенностью предавались благоразумному руководству своих родителей или воспитателей.
  
   Вместе с утверждением в детях здравых понятий, особенно надобно заботиться об образовали их сердца и воли.
   И здравые понятия о предметах всегда надобно сообщать детям так, чтоб, они, усвояя себе познание истин, в то же время и сердцем учились любить истину, истинную красоту и истинное добро.
  

 []

Евангелие.

Фронтиспис. 1653 г.

  
   Еще не испорченные пороками души детей сами собою стремятся к этому; только помогайте им, благоразумными объяснениями, узна­вать предметы, достойные их любви, и во всякое время руководите их в этом вашим собственным примером.
  
   О достойном любви и благоговении говорите пред ними всегда с любовью и благоговением. Не говорите пред ними холодно и равнодушно о том, что достойно сердечного участия, удивления и благоговения.
  
   Обращайте их сердце к предметам истинно высоким и прекрасным, чтоб оно привыкало удивляться только истинно высокому, любить только истинно доброе и прекрасное.
   Всегда окружает нас величие природы с ее разнообраз­ными красотами; всегда над нами необъятная и прево­сходящая всякое изображение, высокая, чудная картина звездного неба; всегда освещает и согревает нас истинно великое, прекрасное светило дня.
  
   Беседуйте чаще с детьми вашими об этих и других великих делах Божиих, с любовью и благоговением к Творцу и Пра­вителю всего, и указывайте им следы во всем проявляемых, беспредельных совершенств Божиих. Так воз­вышая детское сердце к истинным красотам, научите их любить только истину, истинное добро и красоту, и удивляться только истинному величию.
  
   Внушая детям здравые понятия и благоуправляя сердце, в то же время надобно располагать и волю их к добродетели. Доколе дети еще дети, и особенно в первые годы их детства, надобно действовать на них не столько наставлениями, сколько делом, то есть, подавая им пример и заставляя их делать все то, что, по вашему здравому рассуждению, они в своем возрасте и в своих обстоятельствах должны делать. Но по той мере, как дети подрастают и становятся понятливее, надобно те правила, кои они уже выполняют под вашим руководством, постепенно более объяснить им и раскры­вать их пользу и обязательность, применяясь к степени их разумения.
  
   Старайтесь при всяком случае возбуждать и под­держивать в детях нравственное чувство и силу совести. Говорите с ними чаще о достоинстве и благотворности добродетели, также о недостоинстве и зловредности греха. Показывайте им примеры людей добродетельных, как достойных любви, уважения и подражания; а равно указы­вайте последствия пороков в людях порочных, чтобы так питая в детях уважение к добродетели, в то же время питать и отвращение к порокам.
  
   Никогда не забывайте, что истинное основание доброго воспитания одно - страх Божий, как начало премудрости (Притч. 1, 7). Это не рабский страх, представлением наказании удерживающий человека от нарушения закона Божия, но страх сыновний, который состоит из креп­кой любви к Богу, как преблагому Отцу, соединенной с искреннею заботливости, как бы не оскорбить чем Всеблагого Отца небесного.
  
   Этот страх надобно воз­буждать и поддерживать в детях с раннего возраста, воспитывая их, как говорит Апостол, в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4).
  
   Здесь, родители, особенно нужен для детей пример вашей благочестивой жизни: ваше благоговейное хождение пред Богом, ваша ревность к соблюдении заповедей Божиих, ваше постоянное удаление от всего, что противно благочестию и добродетели, -- будут служить самою благотворною стихиею для воспитания и утверждения в детях ваших доброй нравственности.
  
   Весьма много значить при воспитании детей охранять их от худых сообществ. Как благотворно для них иметь пред собою назидательные примеры: так вредно им, напротив, быть среди общества людей с испорчен­ными нравами: "худые сообщества, по слову апостола, развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33).
  
   Также пагубно для детей, когда дают им в руки для чтения книги, вредные для их веры и нравственности. К таким надобно отнести не только сочинения, зараженные вольномыслием против учения веры и постановление государственных, но и сочинения, отвлекающие мысли детей от действительности к вымыслам, питающие чувственность и приучающие детское или юношеское воображение к меч­тательности, возбуждающая в них несбыточные желания. Напротив, много сделаете вы для своих детей, если, укоренив в душах их страх Божий, воспитаете в них любовь к чтении благочестивых и назидательных сочинений, и особенно слова Божия, могущего умудрити их во спасение (1 Тим. 3, 15).
  
  
   Всеми мерами благоразумия берегите ваших детей, чтоб не предавались они худым наклонностям, которые легко обращаются в страсти и порабощают человека тому или другому пороку. Для этого надобно полагать злу преграды в его начале: подавляйте в детям, при первом случае, как заметите,--своенравие, гордость, тщеславие, непокорность, леность, ненависть, мстительность, вражду, особенно холодность к предметам веры, непо­чтительность к старшим и властям, поползновение к любострастию и т. п.
  
   Истребляя сии плевелы, в то же время со всем усердием укореняйте в душах их лю­бовь к Богу и благоговение ко всему священному, повиновение к начальству, почтительность к старшим, при­знательность к благодетелям, радушие ко всем, кро­тость, непамятозлобие, миролюбие, доброжелательство, услуж­ливость, трудолюбие, искреннее уважение к невинности и чистоте нравов.
  
   Родители! как ваша родительская любовь к детям внушает вам никогда не оставлять без внимания замечаемые в них нравственные недостатки: так и в исправлении сих недостатков та же любовь обязывает вас идти путем благоразумия и кротости, чтобы в противном случае не повредить достижении цели.
  
   Выпрямляя нужное растение, нужно иметь осторожность, чтоб не сло­мить его; та же осторожность требуется и в исправлении ваших юных детей. Поэтому всегда сначала надобно действовать мерами легчайшими,--советами, убеждениями, и т. п., если только самая неисправность детей своею необычайности не вызывает к строгой мере, как силь­ному врачеству против опасной болезни.
  
   К благоразумной кротости призывает вас Апостол, когда говорит: отцы не раздражайте чад своих, да неунывают (Кол. 3, 21). Но и кротости есть свои пределы: когда нужна строгость, родители гръшат, если не употребляют ее для спасения своего сына от порока. Мудрый говорит: язвы и обли­чена дают мудрость (Притч. 29, 15); иже щадит жезл ненавидит сына своего (13, 25).
  
   Сын Сирахов поучает: любяй сына своего участит ему раны, да возвеселится в последняя своя. Наказуя сына своего насладится о нем, и по среде знаемых о нем похвалится (Сир. 30, 12).
  
   Родители! как надобно охранять детей от того, чтобы они не приобретали ложных понятий о жизни, посредством чтения сочинений, наполненных обольститель­ными, несбыточными вымыслами; так с другой стороны, не надобно в свое время скрывать от них того, что могут они встретить в действительности, какие, например, трудности, какие скорби и болезни ожидают их на том или другом пути жизни;--тогда же нужно пока­зывать им, как надобно человеку в таких обстоятельствах вести себя; как беречь себя от увлечения к злу; как преодолевать неудобства земного странствования; чем побеждать скорби и болезни, неразлучные с этой жизни.
  
   Часто мы терпим вред от того именно, что встречаем трудности, не приготовленные к преодолению их. Поэтому важное опущение будет сделано при воспитании детей, если вы не станете заранее приготов­лять их к борьбе с теми неприятными обстоятельствами, которые надобно будет им испытать в продолжении жизни.
  
   Так не скрывайте от детей в свое время, каким в последствии могут они подвергнуться нуждам, болезням, скорбям и несчастиям. А раскрывая предусматриваемые или возможные трудности жизни, нужно показывать им и то, как в таких случаях им на­добно действовать, как необходимо благодушное терпение, благоразумие, особенно живая вера в Бога и непоколе­бимая преданность Его Всеблагому Промыслу.
  

 []

Издательский знак Ивана Федорова из Апостола. Львов.

1574 г.

  
   Родители! когда отдаете детей своих на руки воспитателям, также в учебные, воспитательные или другие заведения, не думайте, что вы чрез то уже слагаете с себя обязанность заботиться о ваших детям, как это иногда делают: где бы ваши дети ни были, вы всегда им ро­дители.
  
   Чье сердце более может любить детей и более блаженствовать им, как сердце родительское? Чья лю­бовь своею попечительности так благотворно может действовать на детей, как любовь добрых родителей?
  
   Потому ваше попопечение о детях должно сопровождать их всюду, куда бы они не удалились от вас! Напоми­найте вашим детям, что прежде вы говорили им; вну­шайте им добрые и необходимые для них правила жизни; предостерегайте от опасностей. Не переставайте повторять им, что внушает вам для них ваше роди­тельское сердце.
  
   И заочно будьте стражами благонравия.
  
   И при свидании каждый раз будьте для них примером благочестия, и вашим благоразумным и назидательным обхождением оживляйте и поддерживайте в них то благо­творное нравственное влияние, какое прежде произвели вы в них.--Но какой опасный вред для детей, если они, отлучаясь из заведении в дома родителей, будут встре­чать здесь нехорошие примеры! Какая гибель для их нравственности, если родители станут даже потворство­вать их вольностям и худым привычкам!
  
   Как часто такие родители жалуются на воспитателей, или на заведений, что они недовольно производят благотворного влияния на детей их, между тем, как сами главные виновники порчи их нравов, или по причин своей беспечности о детям, или даже сами первые подав худой пример своим детям!
   Много можно бы еще говорить вам, родители, о ваших обязанностях к детям, но этого нельзя сделать при настоящем случае. Впрочем, и из сих кратких указании ваших обязанностей к детям, видите, как важно ваше отношение к нимъ; как много требуется внимания и забот, чтоб вам исполнить свой долг.
  
   Видите, почему благоволил Господь освятить брачный союз благодати святого таинства! Угодно было Спа­сителю, чтоб чрез сие таинство благословенная чета супругов получала от благодати Его особое благодатное вспомоществование к исполнении столь важных и трудных обязанностей сего состояния. Будьте же верны вашему долгу; будьте попечительны и неутомимы в попечении о ваших детям, и старайтесь при этом, что ваши попечения всегда соответствовали временному и вечному назначении ваших детей.
  
   Не бойтесь трудов.
  
   Где труд, там и утешение. Земледелец трудится и не ослабевает в трудах, потому что ожидает плодов. И садовник с трудом и потом разводит сад; поливает и очищает его с терпением, и не ослабевает, подкрепляемый надеждою.
  
   Чего же вы должны ожидать?
   Ужели земледелец и садовник больше утешении могут получать от своих трудов, чем вы от попечения о воспитании леторослей Церкви Божией, искупленных крови Христа Спасителя, освященных благодатию Духа Его?
  
   Помните, как благотворно и важно воспитание детей по духу Христову!
   Оно для детей есть бесценное сокровище: человек делается достойным своего назначения только чрез достойное воспитание, и ваши дети могут сохранить дар благодати, принятый ими в Крещении, только чрез повиновение Богу, чрез искреннее соблюдение заповедей Его.
  
   Внушайте же им святую волю Божию, и словом, и делом: и они, приобретши навык искренней любви, благоговейного повиновения и предан­ности к Богу, получат в этом верное условие и залог своего истинного счастия, временного и вечного.
  
   Родители! так воспитывая детей, вы будете испол­нять святейшую обязанность, будете образовывать истинных граждан для отечества земного и небесного и сонаследников Иисусу Христу в наследии царства небесного.
  
   Что в ваших занятиях может быть выше сего?
   Какое для вас утешение, быть верными своему святейшему долгу, к исполнению которого обязаны вы и собственным добровольным обетом пред Церковью и Богом и тою благодати, которую приняли вы в таинстве брака?
   Ваше попечение о детям, при благословении и содействии Всевышнего, весьма важно и для гражданского общества, и для церкви, для общества оно приготовляет полезных членов, -- будущих добрых родителей, попечительных начальников, утешителей несчастных, благодетелей чело­вечества, для церкви,--истинных членов ее, достойных служителей алтаря, наследников царства небесного. И для вас, попечительные родители, благовоспитанные дети -- наилучшее утешете в жизни: они для вас отрада в скорби, подпора в нуждах, болезнях к старости, надежда и залог милости Божией в жизни будущей.
   Молитесь Господу Иисусу, да Сам Он, утвердивший неприкосновенность брака и освятивший его благодатию таинства, силою вседействующего Духа Своего, всегда наставляет вас, содействует вам в воспитании ваших детей, и посылает на них и на вас Свое божествен­ное благословение, во славу всесвятого имени Его, со Отцем и Святым Духом.

Аминь.

   ...
  

Свящ. А.В. Рождественский

Семья Православного Христианина.

СПб., 1902.


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023