ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Это могучий голос народа, надо прислушаться к нему

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


"Это могучий голос народа, надо прислушаться к нему"...

 []

Л. Н. Толстой.

Художник И. Н. Крамской. 1873 г.

  

ИСПОВЕДАЛЬНОЕ СЛОВО

  
   Не только небо откроет Л.Н. Толстому неисчерпаемость и высоту жизни, невнятную ему прежде, но и он скоро увидит "зовущую в себя бесконечную даль" звездного неба: "И все это мое, и все это во мне, и все это я!"
  
   Драгоценное чувство полноты бытия, гармонии с миром дано ребенку.
   Но оно уходит, уступая место "новому взгляду" (так называется одна из глав "Отрочества"):
  
   "Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имею­щих общего с нами..."
  
   Открытие целого мира вокруг -- мира, ко­торому, кажется, нет до тебя дела,-- порождает чувство одиночества, обо­значенное автором как "пустыня отрочества".
  
   Затем наступит другая пора развития -- поиски своего "я" в бесконечном мире -- мире людей, природы, истории.
  
   Через сорок лет после этой статьи автор "Войны и мира" и "Анны Карениной" записывает в Дневнике:
  
   "Ис­кусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям".
  
   Перелом в духовном пути героев Толстого никогда не бывает неожиданным: он всегда готовится.
  
   Князю Андрею на поле Аустерлица открывается ни­чтожность его кумира -- Наполеона.
  
   Для Болконского это озарение, но к атому озарению автор долго вел своего героя: через эпизод с лекарской женой (будущий "спаситель армии" вынужден "унизиться", вмешаться в обозную неразбериху), через Шенграбенское сражение, где Тушин оказывается ис­тинным героем, а Багратион, не отдающий никаких приказаний, истинным полководцем.
  
  

 []

Л. Н. Толстой. Фото М. Б. Тулинова. Москва. 1862 г.

  
   В Дневнике 1898 года Толстой запишет:
  
   "Одно из самых обычных за­блуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека".
  
   Вот пример из "Детства" Толстого:
  
   "Я презирал себя за то, что не испытываю ис­ключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль".
  
   Презрение к себе, и горечь утраты, и наслаждение от сознания несчастья -- этот сложнейший сплав чувств служит еще и пред­метом беспощадного самоанализа, к которому склонны многие герои Тол­стого.
  
   ***
  
   Из черновой рукописи "Набега":
  
   "Война всегда интересовала меня.
   Но война не в смысле комбинаций великих полководцев -- воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их -- а интересовал меня сам факт войны -- убийство.
   Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аусерлицкой или Бородинской битве".
  
   Личный военный опыт автора кавказских и севастопольских рассказов сказался в характерных оборотах: "Каждый, бывший в деле, верно испытывал..." ("Рубка леса"); "Кто не испытал, тот не может вообразить себе..." ("Севастополь в мае").
  
   Общее ощущение, которое возникает при чтении этих рассказов,-- ощуще­ние абсолютной правдивости; "Статья написана до такой степени безжа­лостно-честно, что тяжело становится читать",-- выразил это А. Ф. Писем­ский в письме А. Н. Островскому 26 июля 1855 года.
  
   ***
  
   Война -- безумие, "противное человеческому разуму и всей человече­ской природе" ("Война и мир").
  
   Всё у Толстого отрицает войну -- и "могучее прекрасное светило", обещающее "радость, любовь и счастье всему ожив­шему миру", и описание госпиталя в первом севастопольском рас­сказе и в "Войне и мире", и смерть Пети Ростова, и презрительное отношение писателя ко всем условностям, облепившим жестокое дело войны.
  
   Вот как описано перемирие в рассказе "Севастополь в мае": русские и французы переговариваются, смеются, просят друг у друга огня закурить трубку. Но -- "Белые тряпки спрятаны -- и снова свистят орудия смерти и стра­даний, снова льется честная и невинная кровь и слышатся стоны и прокля­тия".
  
   Перед Шенграбенским сражением русские и французы так же весело пересмеиваются через цепь -- и это естественно:
  
   "...После этого ка­залось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разой­тись поскорее всем по домам. Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, оста­лись друг против друга обращенные, снятые с передков пушки".
  
   Толстой -- моралист.
   Утверждая, что в любом человеке есть и дурное, и хорошее, он никогда не теряет критериев добра и зла.
  
   Это ощущали со­временники:
   "Среди всего разнообразия лиц и событий мы чувствуем при­сутствие каких-то твердых и незыблемых начал, на которых держится эта жизнь",
   -- писал Н. Н. Страхов о "Войне и мире".
  
  

 []

Н. С. Волконский, дед Л. Н. Толстого со стороны матери.

Художник Ф. С. Рокотов. 1780-е гг. Масло.

П. Н. Толстая, бабка Л. Н. Толстого со стороны отца.

Миниатюра. Неизве­стный художник. Конец XVIII -- начало XIX в.

Е. Д. Волконская, бабка Л. Н. Толсто­го со стороны матери.

Художник Ф. С. Рокотов. 1780-е гг. Масло.

И. А. Толстой, дед Л. Н. Толстого со стороны отца. Миниатюра.

Неизве­стный художник. Конец XVIII -- начало XIX в.

  
   Характерно для Тол­стого прямое авторское слово:
  
   "Неужели тесно жить людям на этом пре­красном свете, под этим неизмеримым звездным небом?" ("Набег").
  
   Позицию автора отличает "чистота нравственного чувства" -- это заметил еще в ранних произведениях Толстого Чернышевский.
  
   У Толстого война часто дается глазами невоенного или необстрелян­ного еще человека, новичка. Прием остранения здесь работает на ту же цель -- отрицание войны.
  
   Речь пойдет о толстовской философии истории.
   Критика его идей на­чалась с выхода первых частей "Войны и мира", и теперь уже каждый школь­ник знает, что Толстой чего-то недопонимал и в чем-то заблуждался.
  
   Но вот запись в Дневнике (2.02.1870):
  
   "Я слышу критиков: "Катанье на святках, атака Багратиона, охота, обед, пляска -- это хорошо; но его историческая теория, философия -- плохо, ни вкуса, ни радости".
  
   И Толстой продолжает запись:
  
   "Один повар готовил обед.
   Нечистоты, кости, кровь он бросал и выливал на двор. Собаки стояли у двери кухни и бросались на то, что бросал повар...
   Но когда повар стал чистить яйца, каштаны, артишоки и вы­брасывать скорлупу на двор, собаки... отвернули носы и сказали: преж­де он хорошо готовил обед, а теперь испортился, он дурной повар.
   Но повар продолжал готовить обед, и обед съели те, для которых он был при­готовлен".
  
   Быть может, Толстому с его высоты было дальше видно, чем его последующим критикам?
   Итак, постараемся понять резуль­таты "всей умственной работы" писателя, не торопясь их оценивать.
  
   Дело художника и дело историка разведены уже в ранней дневниковой записи:
  
   "Каждый исторический факт необходимо объяснять человечески и избегать рутинных исторических выражений".
  
   Дописывая "Войну и мир", Толстой ясно выразил отличие между историком и художником. Первый "имеет дело до результатов события"; второй "выводит свое пред­ставление о совершившемся событии".
  
   Для художника нет героя, нет деятеля, а есть человек.
  
   В толстовских исторических взглядах вновь проявилась его "невольная оппозиция всему общепринятому в области суждений".
  
   Следует под­черкнуть: следствие этой "оппозиции" -- не "обратное общее место", а суть явления, очищенная от трафаретов восприятия.
  
   Критерий, как и прежде,-- здравый смысл.

 []

С. А. Толстая с детьми Сережей и Таней.

Фотография. Тула. 1866 г

Т. А. Берс.

Фото М. Б. Тулинова. Москва. 1862 г.

Е. А. Берс.

Прототип Веры Ростовой.

Фото Ю. Мебиуса. Москва. 1863 г.

  
   От каких причин началась война 1812 года?
   Перечисляя все называемые историками причины, Толстой подчеркивает их несостоя­тельность именно с точки зрения здравого смысла.
   Если одна из причин -- ошибки дипломатов, то, спрашивает Толстой, "стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку",-- и войны бы не было? "Обида герцога Ольденбургского"?
  
   "Нельзя понять,-- продолжает размышлять автор,-- почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими".
  
   Ответ Толстого: "совпали миллиарды причин".
  
   А великие люди -- полководцы, монархи, герои?
  
   "Так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию".
   "Царь -- есть раб истории".
  
   По общепринятой логике, император отдает приказ маршалам, те -- генералам, которые передают его офицерам, и т. д. до солдат, которым этот приказ надлежит выполнить.
  
   По Толстому, все наоборот.
  
   Солдаты наиболее свободны от внешних соображе­ний, в том числе и от приказов, так как именно они рискуют жизнью, они должны наступать или отступать и руководит ими чувство -- страх или решимость, ненависть или отвага.
  
   Раздастся крик: "Отрезали!" -- и никакая диспозиция, никакие приказы (в том числе и Кутузова) не остановят бегства солдат -- так было при Аустерлице.
  
   Если же они ощущают общую опасность, если в них живет "роевое чувство", как при Бородине, Наполеону не помогут ли его военный талант, ни численное превосходство его армии.
  
   И получа­ется, по Толстому, что могут быть выполнены лишь те приказы, которые совпадают с возникшей ситуацией, с тем, что делается "само собою".
  

 []

М. И. Кутузов.

Неизвестный художник. Первая четверть XIX в.

  
   Но зачем тогда нужен Кутузов?
  
   В войне 1805--1807 годов он стремится вывести русскую армию из сражения, уменьшить число жертв. Шенграбенское дело ему удается: русская армия, прикрытая отрядом Багратиона, отступила и соединилась с союзниками.
   Аустерлицкое сражение было дано, несмотря на нежелание Кутузова,-- и было проиграно.
  
   Пока война 1812 года была войной двух армий, главнокомандующим был Барклай де Толли, но как только чувство опасности стало общим, все­народным, как только война стала народной (в книге этот момент совпадает с пожаром Смоленска), России понадобился "свой, родной человек", как скажет князь Андрей Пьеру накануне Бородинского сражения.
  
   Кутузов выразил общую волю народа -- и когда грозил французам, что они "будут... лошадиное мясо есть", и когда принимал решение оставить Москву, и когда в своей "простодушно-стариковской речи" сказал, что "теперь их и пожалеть можно".
  
   "Ему ничего не нужно было лично для себя -- и никто кроме него, - пишет Толстой, - не смог бы так со­вершенно исполнить цель, поставленную перед ним волею народа. Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его".
  
   Толстой вовсе не отрицает роли личности в истории -- он лишь отвер­гает претензии отдельного человека изменить общий ход событий.
  
   Самодо­вольный Наполеон, играющий роль великого человека, сравнивается а ребенком, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, во­ображает, что он правит.
  
   За что же его осуждать в таком случае?
  
   За то, что он отрекся от "правды и добра и всего человеческого", находя удовольствие в том, чтобы объезжать поле сражения и считать трупы противников; за то, что он может сказать: "Вот прекрасная смерть!"; за его актерство, фальшь, эгоизм.
  
   Сущест­венно, что даже Наполеону, воплотившему в книге полюс войны и разъеди­нения, Толстой не отказывает в возможности прозрения: на поле Бородина "личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго", как не отказывает он в этой возможности ни князю Василию, ни Долохову.
   И у каждого из них это короткое прозрение наступает перед лицом смерти -- чужой или своей.
  
   Первые же читатели "Войны и мира" упрекали Толстого за искажение исторической правды в его книге.
  
   "Отчего бы не отдать славу р(усского) н(арода) и Растопчину, и принцу Вирт(енбергскому)?..
   Отвечая на это, я должен повторить труизм, что я старался писать историю народа.
   И потому Растопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы" -- не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов...
   Искусство... имеет законы.
   И если я художник, и если Кутузов изображен мной хорошо, то это не потому, что мне так захотелось (я тут ни при чем), а потому, что фигура эта имеет условия художеств(енные), а другие нет".
  
   "Это могучий голос народа, надо прислушаться к нему"...
  

Лев Соболев

  

Иллюстрации

 []

М. Н. Волконская, мать Л. Н. Толсто­го. Силуэт.

Неизвестный художник. 1800-е гг.

 []

Н. И. Толстой, отец Л. Н. Толстого.

Художник А. Молинари. 1815 г.

 []

Пьер Безухов.

Художник М. С. Башилов. 1866 г.

 []

Декабрист С. Г. Волконский.

Прототип Пьера Безухова.

Неизвестный гравер. 1860-е гг.

 []

Элен.

Художник К. И Рудаков 1941 --1948 гг.

Акварель

.

 []

Пьер Безухов.

Художник К И Рудаков. 1941 --1948 гг.

 []

Маленькая княгиня.

Художник М. С. Башилов. 1866 г.

 []

Л. И. Волконская.

Прототип ма­ленькой княгини Болконской. Да­герротип.

Конец 1840-х -- начало 1850-х гг.

 []

Дети Ростовых.

Художник Д. А. Шмаринов. 1951 --1961 гг.

 []

Смерть старого графа Безухова.

Художник М. С. Башилов. 1866 г.

 []

Багратион на батарее Тушина.

Художник М. С. Башилов. 1867 г

 []

Александр I.

Гравюра Томаса Рай­та с оригинала Д. Доу.

Вторая четверть XIX в.

 []

Наполеон.

Гравюра Валло 1841 г. с оригинала А.-Ж. Гро.

 []

Мюрат Иоахим-Наполеон, маршал Франции.

Гравюра Бюлляна. Пер­вая четверть XIX в.

 []

Утро Аустерлицкого сражения. 1805 г.

Гравюра Шарона с оригинала Наде.

Первая четверть XIX в.

 []

М. Богданович.

История Отече­ственной войны 1812 г. СПб. 1839 г.

 []

Князь Андрей со знаменем в руках.

Художник В. А. Серов. 1951 -- 1953 гг.

 []

Наполеон и раненый князь Андрей на Аустерлицком поле.

Художник К. И. Рудаков. 1941 -- 1948 гг.

 []

Наташа Ростова.

Художник К. И. Рудаков. 1941 -- 1948 гг

 []

Князь Андрей.

Художник К И Рудаков. 1941 -- 1948 гг

 []

Долохов.

Художник К. И. Рудаков.

 []

Пьер у Баздеева.

Художник М. С. Родионов. 1936 г.

 []

Николай Ростов.

Художник К. И. Рудаков. 1946 г.

 []

Князь Андрей по дороге в Отрадное.

Художник М. С. Родионов. 1936 г.

 []

Старый князь Болконский и княжна Марья.

Художник В. А. Серов 1952 г.

Первый бал Наташи Ростовой.

Ху­дожник Л. О. Пастернак. 1892-- 1893 гг

 []

Свидание двух императоров в Тильзите.

Гравюра Лебо с оригинала Наде. 1810-е гг.

 []

М. М. Сперанский.

Гравюра Томаса Райта. Первая четверть XIX в

Ясная Поляна.

Въездная аллея "Прешпект".

Фотография С. А. Тол­стой. 1897 г.

 []

Охота с борзыми.

Художник А. Васильев (?). 1840-е гг

 []

Перед охотой.

Фотография из семейного архива Берсов.

Конец XIX--начало XX в.

  
  

 []

Запись о смерти Ярослава Мудрого.

Киев. Софийский собор

ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

  -- Не привязывай своего сердца к земной жизни, как потому, что она кратка сама в себе и ничтожна в сравнении с будущею вечной жизнью, как и потому, что и это кроткое течение ее не радостями только наполнено, но и скорбями, подобно волнам на море сменяющими одно другим.
  -- Тени и колеса подобны житейским скорби и радости, потому, что непостоянны, как тень, и вертится, как колесо Св. Нил Синайский).
  -- Не должно излишне ни радовать, ни печалиться, ни унывать, потому что радость и печаль в жизни непостоянны и друг за друга следуют.
  -- Совершенный муж - тот, кто с одинаковым состоянием духа, с благодарностью принимает от Всепромыслительной руки Господа как счастливые, так и скорбные свей жизни.
  -- Подходите ли к вам с улыбкой счастья, чтобы осыпать вас своими дарами? - Подайте ему руку. Соберите ли оно улететь от вас? - С равнодушием возвратите дары его и не жалеете, если оно расстанется с вами. Одним детям свойственно бросать все игрушки, которые у них одну отнимают.
  -- И счастливое течение дел человеческих да не производит в душе твоей неумеренной радости и возвышенности унынием и стеснением (Св. Василий Великий).
  -- Приобретай так, как бы ни имел нужды; теряй так, как бы отдавал излишнее (Филар. М. Московский).
  -- Самые радости настоящей жизни - не без оттенка печали, как картина не без теней.
  -- Какая житейская слабость пребывает печали не причастна? (Св. Иоанн Дамасский).
  -- Как возможно любить жизнь человеческую, когда столько в ней горечи, и так оно подвержена напастям и бедствиям? (Фома Кемп.)
  -- Что жизнь человеческая исполнена вопля и плача, если дознаешь это, видя, как плачут младенцы, едва выходя из матерной утробы, и как снова оплакивается бедный человек по смерти (Св. Нил Синайский).
  -- Проливая слезы, или быть оплакиваемыми - вот наша земная участь! Природа поставила нас среди гробниц друзей и среди гроба, готового поглотить нас самих.
  -- Жизнь наша исполнена о прошедшем, трудом настоящего и страхом за будущее.
  -- Начало нашей жизни проходит в неведении, средина ее заботами обременяется, а конец удручается дряхлостью старости.
  -- Не даром все народы древнее предание, что земное состояние человека есть его падение, или наказание; это предание основано на чувстве сердца. Болезнь ожидает нас здесь при входе и выходе; а в средине, под розами здоровья, кроется змея сердечных горестей (Карамзин).
  -- Вся наша жизнь состоит из того, чего еще нет и чего уже нет - из желаний и сожалений.
  -- Справедливо один ветхозаветный праведник, испытавший в жизни много скорбей, сказал, что жизнь человека есть война (Иов. 7, 1), или борьба с миром и дьяволами.
  -- Едва отходит одна беда, одно искушение, как другое приходит. И если не кончалась прежняя борьба, а уже приступают во множестве другие брани неожиданные (Фома Кемп.).
  -- Не иметь пристрастия к земной жизни и презирать все житейское не значит еще презирать жизнь: значит, напротив, знать истинное определение и, следовательно, истинную высоту цены ее (Граф Блудов).
  -- Жизнь есть дар Божий: располагать ею, по собственному произволу, а не по Божией, значит быть преступником.
  -- Жить надобно для Бога и любить жизнь для Бога.
  -- Этот век дан Богом для покаяния. Если истратить его попусту, живя худо: то очень будем жалеть о нем, но не найдем его вторично.
  -- Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем! Вечная смерть - вот участь его!
  -- Настоящая жизнь почитай торжищем. Если пустишься в торговле, то останешься с прибылью: потому что за малое получишь в обмене великое и за скоропреходящее - вечное. А если пропустишь случай, другое время для такого обмана уже не будет (Св. Григорий Богослов).
  -- Текущее события жизни походит на ярмарку. Кто умеет торговать, получает прибыль, а кто не умеет, несет убыток (Св. Марк Подвижник).
  -- На каждое дело жизни смотри, как на шаг к небу или аду (Кирилл Еп. Мелитоп.).
  -- Будем жить на земле для неба, во времена для вечности (В. Орлов).
  -- Люди при твоем рождении: живи так, чтобы плакать по твоей смерти.

**********************************************************

 []

Вид Звенигородского Савино Сторожевского монастыря.

Гравюра 1843 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТКИ

  -- КОРВОЛАНТ -- воинский отряд, состоявший из конницы, перево­зимой на лошадях пехоты и легкой артиллерии; основу корволан­та составляла конница. Предназначался, главным образом, для действий в тылу противника, перехвата его коммуникаций, ударов во фланг и преследования. В русской армии применялся с начала XVIII в.
  
  -- КОРДЕГАРДИЯ -- в конце XIX в. постройка казематного типа, у крепостных ворот, обычно для размещения караулов; как правило, оборудовалась бойницами.
  
  -- КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ офицерского корпуса есть нравственная солидарность, вытекающая из тождественности компетенций и функций. Поддержание силы и достоинства армии -- должно быть постоянным делом офицерского корпуса. Общество офицеров является той моральной средой, в которой развивается и поддерживаются основы военной силы, чувство солидарности, сознание долга, самопожертвование, самоотречение индивида перед лицом службы, т.е. перед коллективным долгом вооруженного народа. Понимаемый таким образом корпоративный дух является нравственной дисциплиной офицерского корпуса, которая обязывает всех и каждого к взаимному уважению, вниманию и безукоризненной вежливости. (П. Изместьев).
  
  -- КОРПОРАЦИЯ (от позднелат. corporatio - объединение), объединение, союз, общество.
  
  -- КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ. Первый российский отдельный корпус пограничной стражи, подчиненный министру финансов, сформирован в 1893 году. Тогда же созданы первые пограничные округа.
  
  -- КОРПУС ЧУЖЕСТРАНЦЕВ. Корпус чужестранных единоверцев, или Греческая гимназия, кадетский корпус, учрежденный по повелению Императрицы Екатерины 11, в 1775 году при Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе (ныне 2-й кадетский корпус) в Санкт-Петербурге для детей-греков. Учреждение этого учебного заведения было связано с желанием Императрицы сделать Великого Князя Константина Павловича греческим императором. Стараясь привлечь на сторону России греков, Екатерина хотела влиять на них и культурным образом, желая из их детей воспитать будущих государственных деятелей.
  
  -- КОРЫСТОЛЮБИЕ совершенно противно нравственному назначению воина. Не собирать добычи, не обогащаться цель его. Защищать отечество, охранять личную безопасность и собственность граждан, блюсти права человечества, ополчаясь против нарушающих оные, быть совершенно бескорыстным исполнителем своего долга: вот обязанности воина! Но если, пользуясь правом победы, или силой оружия, он нарушает святость личности или собственности, то он унижается до хищника и грабителя. Военное звание святится одною чистотою намерений. (Я. Толмачев). Того, кто способен извлекать корысть из общественных дел, почитай готовым на святотатство, на окрадывание могил, на хищение у друзей, на предательство, на лжесвидетельство; подавая совет, он вероломен, творя суд -- нарушитель присяги, исполняя должность -- лихоимец, а если сказать все в одном слове, нет такого рода неправды, от которого он был бы чист. (Плутарх).
  
  -- КОСАЯ САЖЕНЬ В ПЛЕЧАХ. От названия старинной меры длины, равной расстоянию от конца большого пальца правой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх левой руки. Обозначают рослого, плечистого, могучего сложения человека.
  
  -- КОСМОПОЛИТИЗМ -- чепуха, космополит -- нуль, хуже нуля, вне народности. Ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет. Без физиономии, нет даже идеального лица. (В. Динзе)
  
  -- КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ - камень, закладываемый во время формальной церемонии закладки фундамента здания; камень, соединяющий две стены под прямым углом. В масонстве, истинный франкмасон, заложивший внутри себя фундамент Жизни Вечной.
  
  -- КРАСНОРЕЧИЕ, живая публичная речь, получившая художественную обработку и имеющая целью побудить слушателей на активные действия и поступки. От героев Гомера до витязей последней брани народов, все полководцы воспламеняли своих сподвижников убеждениями, основанными на их нравственных склонностях. Голос военного красноречия всегда потрясал те струны сердца, которые самою природою были, так сказать, напряжены для ударения. Военачальник более действует, нежели говорит; речь его есть, так сказать, только дополнение действия. На каким образом быстрота и сила составляют существенные качества военного действия, так и слог всех речей военных должен отличаться сими совершенствами. Второе качество военного слога, проистекающее от быстроты мыслей, есть краткость. Пламенное воображение в своем стремлении касается обыкновенно только главных предметов, опуская маловажные обстоятельства, которые подразумевать можно. Цезарь, донося Римскому Сенату о победе над Фарнаком, употребил только три слова:"Я пришел, увидел, победил" (veni, vidi, vici). Третье качество военного слога есть живость. Военачальник, увлекаемый сильным желанием, передать свои мысли и чувствования подчиненным, пламенеет нетерпением убедить и склонить их на свое мнение. Он вопрошает их и, не дожидая ответа, спешит сам отвечать вместо их. Знаменитый Камилл, увидев римлян, устрашенных многочисленностью Атлантов, так укоряет их: -Сподвижники! Где ваша бодрость и тот жар мужества, который я всегда видел на лицах ваших? Ужели вы забыли, кто я, кто вы и кто враги ваши? Не вы ли, предводительствуемые мною, покорили Веги, победили галлов, освободили Рим? Или я уже не Камилл? Нападите только на врагов и они побегут пред вами." Ободренные сей речью римляне устремились на атлантов и победили их. Оно [красноречие] было одною из главных причин неимоверных побед их над многочисленными врагами. Александр Великий волшебною силою красноречия убедил македонян пройти пустыни Азии, перенести многочисленные нужды, презреть все ужасы войны в странах диких, отдаленных, терпеть равнодушно и голод и жажду. Цезарь покорил своей власти Галлию, Британию и, наконец, весь свет не столько искусством военным, сколько даром слова. Но примеры действия красноречия столь многочисленны, что не возможно исчислить самой малейшей части оных. (Я. Толмачев). Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, и тем преклонять других к своему, об оной мнению. (М. Ломоносов).
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023