ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Империи создаются Волей"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Империи создаются Волей"...

А.К.

0x01 graphic

Офицеры лейб-гвардии времен Николая I.

  
  

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ ВОЛЕВЫМ,

ЧЕМ УМОВЫМ

  
   Из военной истории известно, что у римлян эпохи падения ум, конечно, был утонченнее, нежели у их великих предков; но качества характера они утратили: настойчивость, энергию, несломимое упорство, способность к самопожертвованию во имя идеала, нерушимое почтение к законам, благодаря коим их предки возвеличились.
  
   Констатируя этот факт, генерал М.Драгомиров заключает: "Характером, а не умом создаются общества, религии, империи.
  
   (Драгомиров М. Значение Воли в жизни народов // Изборник "Разведчика". - I897 .-NV.- с.6)
  
   Нам предстоит доказать необходимость преобладания волевой подготовки над умственной в военном образовании и сделать весьма важные заключения по вопросу: что должно означать такое преобладание и не может ли оно привести к негативным последствиям.
  
   Для доказательства обратимся к природе боя, ибо она должна прояснить нам вопрос о значении волевой подготовки.
   Военное дело, по выражению генерала Драгомирова, есть дело "больше волевое, чем умовое".
   Это, на самом деле, так:
  
  -- Цель боя - победа; достижение ее сопряжено с опасностью для жизни; следовательно, необходимым условием ее для воина является храбрость, соединенная с бесстрашием перед опасностью, с пренебрежением к смерти; отсюда - культ храбрости в военном быте (Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого.- В I8 т. - т.6.-СП б., I9II, с.57I).
  --
  -- Основная идея боя остается неизменной: силой подчинить себе волю противника (Головин Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СП б., I907 .- с.47). Что значить одолеть противника? Не что иное, как уничтожить его вооруженные силы смертью, ранами или же каким-нибудь иным способом, будь то раз навсегда или в такой мере, чтобы противник отказался от дальнейшей борьбы (Клаузевиц К .О войне .- М., 1998. -с.257).
  --
  -- Война является не только борьбой с людьми, но и с местностью, климатом, голодом, холодом, усталостью, болезнями и непогодой, а потому и эти факторы должны быть приняты в соображение при расчетах (Изместьев П. "Значение расчета при разработке и при ведении военных операций". // Военный сборник. - I9I5 .- N5. - с.24).
  --
  -- Власть чувств над человеком в бою чрезвычайно велика: повинуясь им, человек не колеблется, идет на смерть и страдания. Констатировать могущество эмоций, значит констатировать универсальный эмпирический закон (Головин Н.Н. Указ. соч. - с.43).
  --
  -- Вера в начальника, в его талант, или сочувствие его образу мыслей играют в боевой обстановке большое значение. Эта вера, в данном случае, заменяет собою уверенность в силах (Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования).// Военный сборник .- I9I2 .-N I.- с.15).
  --
  -- Влияние начальника становится весьма осязательным при умении его внушать свою волю. Вот почему умение поддержать дух войск в решительную минуту составляет одну из величайших забот знаменитых полководцев. Этой же силой внушения объясняются геройские подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда казалось не было уже никакой надежды на успех (Корф Н.А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей военных знаний .-Кн.I .- СП б., I906 .-с. 43) .
  
   Опираясь на знание природы боя, понимание значения духовной стороны военного дела, места и роли офицера в достижении победы над врагом, определимся в некоторых важных позициях, связанных с местом и ролью волевой подготовки офицеров и основными путями достижения приоритета волевой подготовки над интеллектуальной, сведя для наглядности основные идеи в следующую таблицу:
  
  
  -- Чтобы иметь право власти в боевой обстановке, неизбежно нужно быть для войсковым масс авторитетом воли и ума... (Махров П. Современная война и высшее командование. // Разведчик .- I9I2 .- NI156. - с.868) .
  --
  -- Воспитывать и водить войска к победам только тот, в ком бьется сердце настоящего витязя, чья непреклонная воля не гнется в тяжелые часы испытаний, кто умеет жить жизнью своих подчиненных, кто близок к ним и пользуется их искренней любовью, кто сам первый может подать пример рыцарского благородства и честного исполнения долга (Морозов Н. Воспитание генерала и офицера ... - с.127).
  --
  -- С первого дня вступления в военный поход офицер должен поставить себе неизменным правилом быть во всем примером своему солдату. Во многих случаях то же требуется и в мирное время, но на войне примеры иного рода: безропотность, бодрость при усиленных трудах, перенесение всякого рода лишений, сохранение присутствия духа при неудачах, - этого рода примеров обнаруживать перед солдатом в мирное время не приходится, на войне же в них вся сила нравственного влияния. Чем труднее переход, чем более для солдата поводов опуститься, поддаться угнетающему впечатлению, тем сильнее офицер должен проявлять противоположное (Карцов П.П. Младший офицер в роте, эскадроне и батарее(Практические заметки из служебного опыта) // Военный Сборник .- I884 .- NI .- с.321).
  --
  -- Строгая, разумная дисциплина воспитывает волевую способность - деспотизм ее разрушает(Крит М. Подготовка офицеров. // Военный сборник .- I9I4.-N8.- с.52).
  --
  -- Под силой воли или свободой воли следует разуметь способность господствовать над своими желаниями, способность подчинить свои страсти (хотения и желания) рассудку (Бирюков Н. Записки по военной педагогике. - Орел, I909 .- с.10).
  --
  -- Но сила воли - это владычица человека, равномогущественна, как в содеянии добра, так и зла. А потому без твердых нравственных принципов - она опасна. Говорят, что сильный характер не может служить низменным страстям. Но с другой стороны, сильные страсти, например, честолюбие, развивают и сильную волю. Но мощь этих страстей не является сама по себе гарантией нравственного достоинства. Характер развивается только благодаря привлекательности благородного идеала. Концепция идеала великой красоты сама по себе полна страсти и порождает в нашем сердце те силы, которые ее реализуют. Эта сильная и нравственная страсть, пробужденная возвышенным идеалом, ведет нас к тому, что мы руководим нашими душевными движениями, подчиняя ее низменной страсти (Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А.Гавэ .- Варшава, I908 .- с.78).
  --
  -- Воспитание воли, вообще, может достигаться одновременно двумя путями: исходя из самого человека, из работы его духа (внутренние способы), воздействием окружающей среды и специальной обстановки, приноровленной для целей воспитания. "В деле достижения власти над своим "я" самое важное - установить прочную связь привычки между идеями и поступками так, чтобы, непосредственно за возникновением мысли в уме, следовал поступок с отчетливостью и силой рефлекса (Корф Н.А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей военных знаний. - Кн.I .- СП б., I906 .- с.29).
  --
  -- Гении действия, как Цезарь и Наполеон, осуществляют свои намерения, говорит Гюйо, создавая вокруг себя новое общество, которое оно увлекает за собою. Но для этого нужна активная сила, отвага и вера, основанная на могучей страсти. Имеющийся в нас запас твердости и решимости выражается в воле, следовательно, чтобы владеть массами, нужно импонировать им силою этой способности нашей души, а не ума. Ум необходим для выработки плана действий, но исполнение предначертанного всецело зависит от наличности воли. Характер вождя определяет характер действий масс (Резанов А.С. Армия и толпа. Опыт военной психологии.- Варшава, I9I0. - с.86) .
  
   Думается, приведенных свидетельств, вполне достаточно для того, чтобы признать приоритет воли перед интеллектуальной подготовкой в военном образовании. Обратим внимание: речь идет о приоритете, а не умалении интеллектуальной подготовки. Мало того: только в союзе с ней и развитием духовных сил будущего офицера можно достигнуть нужного качества в развитии офицерских кадров России.
  

0x01 graphic

Офицеры Кубанского и Терского войск. 1860 г.

  

Элитарное военное образование

   Понимая необходимость наличия в армии истинных вождей, а также то, что для их взращивания нужна система и особая школа, военное образование должно иметь в своей структуре особую линию подготовки достойных - элитарное военное образование, которое по продолжительности, характеру, структуре, методам и средствам должно отличаться от общей системы военного образования.
  
   Элитарность военного образования основывается на необходимости создания в структуре офицерского корпуса своей элиты, формирующейся по принципу выдающихся способностей, но, ни в коем случае по принципам кумовства, родовитости, высокого статуса родителей или родственников, покровительства влиятельных лиц и т.п.
  
   Элитарный характер военного образования обусловливается несколькими соображениями:
  
  -- Во-первых, необходимостью отбора талантливой молодежи для серьезной и заблаговременной ее подготовки к воинской профессии и занятию в последующем высших военных должностей.
  --
  -- Во-вторых, потребностью планомерной подготовки интеллектуального резерва для генерального штаба.
  --
  -- В-третьих, необходимостью подготовки кандидатов на занятие вакантных мест полковых командиров, имея в виду то, что в армейской структуре поле занимает особо выдающееся положение, а значение командира полка для боевой готовности, сплочения офицерского коллектива, воспитания боевого духа чрезвычайно велико.
  --
  -- В-четвертых, потребностью обеспечения развития военной науки достойными кадрами.
  --
  -- В-пятых, необходимостью планомерной подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений.
  --
  -- В-шестых, необходимостью подготовки высшего командного состава родов войск и видов вооруженных сил.
  
   Все элитарное военное образование - это, преимущественно, высшее военное (академическое) образование, но имеющее и ряд иных составляющих, свою специфику, общий и специальный характер.
  
   По своему составу это может быть единое военно-учебное заведение, многопрофильного характера, с мощной научной, лабораторной, материальной и кадровой базой.
   Оно может получить название "Академии национальной обороны", с соответствующими учебными структурами, в виде кадетского корпуса, высших военных курсов и т.п.
  
   Элитарное образование может получать свое начало и в структуре формирования государственной элиты России, предусматривающую поиск, отбор, воспитание и обучение особо одаренных детей, начиная с 14-16 летнего возраста.
   Воспитание национального самосознания, развитие интеллектуальных способностей, укрепление характера, развитие и закалка физическая, в сочетании с развитием корпоративного духа, кругозора, - основные направления развития элиты в России.
  

0x01 graphic

  
   Приготовление к офицерскому званию может осуществляться посредством курса кадетского корпуса. Это образование еще не является образованием военным. Это - разновидность общего образования.
  
   По оценке Штейна, кадетские корпуса имеют на самом деле двоякую природу.
   С одной стороны, принадлежат они к числу благотворительных заведений военного управления, потому что принимают на свое попечение детей заслуженных офицеров, или совершенно безвозмездно, или за уменьшенную плату; с другой стороны, они служат вообще приготовительными заведениями для военного призвания.
  
   На наш взгляд благотворительный характер попечительства над детьми заслуженных офицеров или сиротами из семей военнослужащих должен иметь место и ныне, но это никак не должно касаться назначения кадетского корпуса.
   Кадетский корпус, обирая из молодых людей талантливых лиц с ярко выраженными духовными и волевыми задатками, предназначен ныне служить учреждением, которое кладет начало формированию воинской элиты.
  
   Весьма существенное значение имеет и тот факт, что подростки, в силу особенностей и возможностей своего возраста, не могут еще определить своего призвания и было бы ошибкой требовать от них ясного сознания в этой области.
  
   В силу этого обстоятельства, кадетские корпуса по учебному плану своему, должны предоставлять каждому ученику возможность выходить из каждого класса корпуса и, на основании приобретенного в нем приготовительного образования, поступать в соответствующие гражданские училища, без существенной потери времени и труда. Военный элемент этих училищ должен заключаться преимущественно в строго воинской дисциплине, которая находит свою естественную поддержку в известного рода обмундировании.
  
   Дисциплина в детском возрасте, наверно, не повредит и во взрослом.
   Напротив того, учебный план должен соответственным образом соответствовать реальному образованию; что при этом обращается особенное внимание на предметы, имеющие отношение к военному делу, совершенно естественно.
  
   Но по окончании курса наук в корпусе, кадет должен быть способен поступить точно также и в политехнический институт, как и в военную службу. Это требование должно служить руководящим принципом для направления всего образования в корпусе.

*

   Мысль о необходимости элитарной подготовки офицеров генерального штаба вытекает из назначения этого учреждения. Генерал А.Жомини, один из инициаторов создания академии генерального штаба, так образно определяет значение генерального штаба:
  
   "Хороший генеральный штаб для армии столько же важен, как хорошее правительство для народа. Без него можно иметь хорошие полки, но, тем не менее, не иметь хорошей армии".
  
   (См.: Глиноецкий Н. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. - СП б., I882. -с.4)
  
   Многие военные авторы, в целом разделяя такой взгляд на генеральный штаб, тем не менее расходятся в понимании роли и значения офицеров и академии генерального штаба.
  
   Некоторые из них (А.Геруа, Ф.Макшеев, П.Гейсманс) считают офицеров генерального штаба основным резервом высшего командного состава, другие же (Н.Головин, Э.Калнин) полагают, что командная и штабная деятельность значительно разнятся друг от друга и не следует их совмещать.
  
   Отсюда и разные точки зрения на роль академии генерального штаба: первая состоит в том, что эта академия должна стать школой выращивания военных вождей (этой точки зрения придерживаются В.Драгомиров, П.Махров и др.); представители другой точки зрения считают, что академия не должна превращаться в питомник для генералов, а ее предназначение должно состоять в том, чтобы воспитывать интеллектуальную элиту для вооруженных сил (Н.Головин, Э.Калнин). Развивая мысль о единой военной школе, В.Леонтьев приходит к ложному выводу о ненужности академии генерального штаба.
  
   Если принять во внимание, что:
  
   - для штабной работы необходимы высокие качества ума, аккуратность, аналитические способности и т.п.,
   - а для вождения войск - воля, решительность, напор, энергия, мобильность и др.;
   - если принять во внимание также, что в одном человеке высшее развитие и рациональное сочетание названных качеств встречается крайне редко;
   - если, наконец, принять во внимание тот факт, что современная боевая обстановка требует полной отдачи и квалифицированной работы каждой службы, в том числе, штабной, и один человек не в состоянии быть высшим специалистом во многих областях военного дела,
   - то все это приведет к выводу о том, что взращивание военных вождей (лидеров) - это одно направление, а формирование воинской интеллектуальной элиты (генерального штаба) - это направление самостоятельное.
  
   Следствием данного вывода является и то, что академия генерального штаба должна быть рассадником интеллектуальной элиты, а не генералитета.
  
   Выход же офицеров из службы генерального штаба в строевую следует считать скорее исключением, чем правилом.

*

0x01 graphic

Гвардейские офицеры при Екатерине II

   "В армии полки хороши будут от полковников, а не от уставов, как бы быть им должно".
  
   Эти слова принадлежат генерал-фельдмаршалу П.Румянцеву. Особенно примечательны его "Инструкция полковничья полку пехотному " (1764) и таковая же полку конному (1766).
  
   Попытаемся выяснить причину такой постановки вопроса и правомерность данного суждения для сегодняшнего дня.
  
   Тот факт, что от правильного подбора командного состава во многом зависит успешность воинской службы и победа на войне, не вызывает сомнения, пожалуй, ни у кого.
  
   Есть ли какая-то своя специфика (особенность) в должности полкового начальника?
   Может ли в интересах военного дела эта должность рассматриваться как особая, требующая более внимательного подхода, чем все остальные?
   Нужно ли эту должностную категорию наполнять особыми лицами и по особенному к ним относиться?
  
   Выяснив ответы на эти вопросы, мы придем к заключению, имеющему не только теоретическое, но и важное практическое значение.
  
   Постараемся для начала понять значение полка, как тактической единицы и учреждения воинского.
   Перечислим данные особенности:
  
  -- Полк - это боевая единица, где в полной мере, возможно, осуществить требование принципа "учить войска тому, что необходимо на войне"; располагая всеми необходимыми средствами, ресурсами, техникой, оружием, кадрами разной квалификации и специальностей, отдельно взятый полк может в полной мере организовать боевую подготовку войск и выполнить боевую задачу.
  --
  -- Полк - это уникальное сочетание офицерских кадров, где наряду с начинающими службу офицерами, проходят службу опытные и зрелые кадры; нигде, как в полку нет такой возможности сочетать энергию молодых с опытом старших и при подготовке войск к бою и при ведении боевых действий.
  --
  -- Полк - это то реальное учреждение, где практически реализуются Законы о воинской службе, приказы и распоряжения, требования уставов и наставлений; другими словами, полк - это повседневный воспитатель чувств, эмоций, настроения, мотивов и потребностей, которые движут людьми, определяют их отношение к делу, развивают или тормозят их активность. Именно здесь такие важнейшие понятия как справедливость, порядочность, долг, честь и достоинство или обретают силу, или же ставятся под сомнение и попираются.
  --
  -- Полк - важнейшая духовная инстанция.
  
  
   Мы должны признать, вслед за А.Керсновским и другими видными учеными и полководцами, что правительство России после Екатерины Великой так и не осознало важность этой войсковой инстанции: место полковых командиров занимали люди случайные и временные.
  
   Полковые командиры, лишенные органической связи с командуемыми ими войсками, не имели возможности в короткий срок и с наибольшим эффектом использовать те внутренние резервы, которыми располагал полк. Это могли сделать только любящие полк и ценившие офицеров и солдат командиры.
  
   (См.: Керсновский А.А. История Русской Армии. -ч.1-1У.- Белград, 1933-1938. История Русской Армии. -ч.1-1У.- Белград, 1933-1938. - С.912)
  
   Дополняя сказанное, следует отметить, что именно в полку культивируются товарищество, создается атмосфера взаимопонимания, формируется взгляд на войну, военное дело и избранную специальность.
  
   Трудно себе представить в качестве более сильнейшего средства воздействия на людей, как пример действий старшего начальника.
   Выдвижение недостойного здесь становится сразу же предметом негативной оценки, пресечение в самом начале наушничества отбивает охоту у склонных к этому недостойному занятию.
  
   Бесконечно прав генерал М. Драгомиров, утверждая, что чувство долга распространяется сверху вниз, а не наоборот, как думаю некоторые.
   Законность, порядок, дисциплина становятся сильнейшими рычагами управления, если они в почете полкового начальства.
  
   Кроме всего прочего, полк - это, как правило, отдельный гарнизон, включающий и понятие "полковая семья".
  
   В понимании лучших полковых командиров, сюда входят не только военнослужащие, но и члены их семей. Тот полковой начальник, который сумел своей заботой о семьях военнослужащих (прежде всего, офицеров) добиться расположения и признательности жен и детей военнослужащих, тот получил в свое распоряжение настолько сильный рычаг управления, который по своей силе воздействия несравним ни с какими уставными, приказными и иными мерами.
  
   Итак, полк - это особая инстанция, особое учреждение, выполняющее не только служебно-боевые, но духовные и иные функции. Следовательно, во главе полка не может стоять человек случайный, временный, не имеющий достаточных способностей и качеств для осуществления всего комплекса названных функций.
  
   Смею предположить, что в структуре качеств и способностей полкового командира должны преобладать качества и способности духовные.
   Высокая духовность (человечность, прежде всего, уважение и любовь к людям), безупречная нравственная репутация плюс знание военного дела, - вот, пожалуй, главные требования к полковому командиру, которые выработала за длительный период своего развития Русская армия.
  
   Об одном таком примере нам рассказывает Н.Бутовский, ведя разговор о командире полка по фамилии Авалов. Получив в свое командование полк, где не все обстояло благополучно, он дал время созреть своим наблюдениям и не торопился принимать меры.
  
   "Ему хотелось безошибочно наметить центр, около которого вертится все это безобразие, и он намечал его исподволь, как на занятиях, так и на вечеринках в офицерском собрании. Никому не выражая своих мнений, он измерял всякое явление своим проницательным взглядом, сопровождаемым загадочной улыбкой, что, в соединении с изысканной деликатностью в обращении, ставило его в положение неразгаданного сфинкса - положение, которое обыкновенно вызывает в людях инстинктивную осторожность.
   У него были свои оригинальные приемы; это был в полном смысле человек не слова, а дела; он никогда не болтал, не упражнялся в казенном, всем надоевшем красноречии; никогда не читал банальных нравоучений; но все его действия были замечательно красноречивы и проникнуты любовью и уважением к человеку. Он высоко ставил звание офицера, старался поднять его деликатностью в обращении и открыть прямой и свободный путь каждому офицеру для полного удовлетворения самолюбия.
   Служебные отношения Авалов строго отделял от общественных. Вне службы требовалось обыкновенное, принятое в порядочном обществе, приличие; никаких правил на этот счет не устанавливалось, но все как-то незаметно переняли тот приличный тон, который командир внес своим появлением в собрании. Сам Авалов держал себя в обществе просто, обращался с офицерами, как старший товарищ; но раз дело касалось службы, картина обращения совершенно менялась: офицер должен был стоять смирно, получая приказание от начальника. Каждый назывался по чину и никаких Иван Иванычей не допускалось.
   Таким образом, почти незаметно была введена новая система занятий: от солдата требовали не заучивания уставных фраз, а умения и находчивости в исполнении своего простого дела, что легко достигается посредством практического преподавания. Вследствие этого все оживилось и повеселело. Заметив, что дело пошло на лад, Авалов стал давать офицерам как можно больше самостоятельности. Да, у этого человека был недюжинный административный талант. Бог знает, какую бы он принес пользу государству, если бы стал на высокий пост; но такие люди редко кем замечаются: они слишком скромны, слишком неискательны. В глазах света это только хороший полковой командир - и больше ничего".
  
   (См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде (Очерк военного быта).-//Военный сборник. - 1898.- N11.- С.128-133)
  
   Если теперь обратиться к реалиям, имевшим место в Российской армии, то следует отметить, что найдется немного примеров, подобных Авалову.
  
   В частности, пример, достойны изучения, содержится в работе П.Карцова "Командование отдельной частью" (См.: Карцов П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта. - СП б., 1883).
   Есть и другие труды, раскрывающие опыт работы командира полка. Но чаще всего встречаются заметки из практики работы ротного командира, что дает нам право предположить, что тема о месте и роли командира полка в Российской армии освещена еще не так, как она того заслуживает.
  
   Эта тема ждет своих исследователей:
  
   См.: Курмиметр. Полковники в гренадерских, армейских и стрелковых полках.// Разведчик. - 1914.- N1234.- с.444-445;
   Режепо П.А. Статистика полковников. - СП б., 1905;
   Баланин Д. Подготовка и выбор начальников. //- Военный сборник. - 1911.- N1.- С.45-60;
   Изместьев П. Воспоминания Е.И. Мартынова. // Офицерская жизнь. - 1909.- N216.-С 1725-1727;
   Баланин Д. Дух и инициатива - выше всего. // Военный сборник. - 1914.- N11. - С. 83-91;
   Ладыженский. О командном составе армии и системе его подбора. // Военный Сборник .- 1906.-N10.- с. 156-178 и др.
  
   Обратившись к реалиям полковой жизни Российской армии, мы с удивлением обнаружим следующий факт: полк в нашей армии был (и по всей вероятности остается и сейчас) своеобразным "перевалочным" пунктом, где офицер, устремленный к более значимым целям, отбывает незначительный ценз, являясь временщиком, который подсчитывает часы и минуты в ожидании очередного назначения.
  
   Можно ли признать это нормальным явлением?
   Нет, явление это отрицательное во всех его смыслах.
   На полку поочередно упражняются в лихости, своеволии, а то и хамстве кандидаты в генералы, командиры дивизий, бригад и т.п.
  
   Если учесть факт особого значения полка, о котором говорилось ранее, то можно понять, где пробуксовывают всяческие реформы и на чьих плечах можно поднять армию России.
  
   Какие самые необходимые меры нужны для этого?
   Их, на наш взгляд, несколько, а именно:
  
   -надо перестать назначать на должности командиров полков "временщиков" и людей случайных;
   -нужна, в связи с этим, специальная аттестационная служба, независимая от старших войсковых начальников, подбирающих "под себя" кадры полковых начальников;
   -необходима специальная (элитарная) подготовка кандидатов на полковые (и им равные) должности.
  

*

   Мы не останавливаемся на обосновании необходимости элитарной подготовки научно-педагогических кадров и высшего командного состава, отчасти, на том основании, что эта тема будет частично затронута при последующем рассмотрении вопросов военного образования.

*

  
   Отбор лиц, пригодных для военного образования - вопрос общегосударственного значения.
   Его не следует вверять в руки военной администрации военно-учебных заведений.
  
   Нам предстоит подтвердить тезис о том, что прием в военно-учебные заведения - это дело общегосударственного, а не ведомственного и, тем более, не местного (вузовского) значения.
  
   Схема наших рассуждений проста: так же как элитное семя дает благородный побег, так и лучшие по своим качествам абитуриенты в последующем станут лучшими офицерами.
  
   Следовательно, должна быть такая "приемка", такой отбор, который позволял бы не набирать заранее негодные к офицерской службе кадры, а выбирать только тех, кто способен стать офицером.
  
   Справиться с такой важной задачей могут только компетентные лица, с чистой совестью, благородной душой и правильным пониманием национальных требований к подготовке офицерских кадров.
  
   На местах таких кадров, в каждом военно-учебном заведении, нет. Там сильны действия местнических, а то и корыстным интересов.
  
   **
  
   В российской практике было разработано ряд приемов, дававших в разное время свой положительный результат.
  
   Так, по существовавших с 1863 г. правилам для приема в военные гимназии все просившиеся делились на 13 разрядов, сообразно со служебными правами своих отцов. Было признано было необходимым установить следующие правила приема в гимназии:
  
   1.На полное казенное содержание зачислять только:
   1)сыновей военнослужащих или служащих на военной службе, кои не имеют своего имущества или капиталов, приносящих доход, обеспечивающий воспитание их детей и
   2)отцы коих заслужили право на сохранение мундира при увольнении из военной службы. Из числа этих детей допускались к приему: а)без конкурсного испытания, но по выдержании установленного экзамена - сироты без отца и матери; сироты, отцы коих убиты на войне и при исполнении служебных обязанностей, или умерли от ран, увечий.
  
   (См.: Столетие Военного министерства. I802-I902 . т. Х, ч. *** . Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк . Сост. Н.А. Соколов .- СП б., I9I4 .-c.134)
  
   В этих правилах прослеживается идея благотворительности, что, само по себе важно делать, но, думается, не в рамках военного образования. В военное образование следует отбирать по принципу соответствия людей, желающих стать офицерами, тем требованиям, которым они должны отвечать.
  
   В связи с остротой проблемы сегодня государство должно взять на себя заботу о наборе в военно-учебные заведения, возведя этот вопрос в ранг вопроса общегосударственного.
  

*

   Нынешнее традиционное решение вопроса о наборе пополнения контингента лиц для получения военного образования таков: испытание по общеобразовательным предметам (иногда - в дополнении с проверкой физического состояния); прохождение конкурсного отбора на основании данных экзамена; зачисление в штат воспитанников военно-учебного заведения.
  
   Примечательно то, что набор воспитанников осуществляет администрация того военно-учебного заведения, в котором предстоит учиться абитуриентам впоследствии ("набор для себя", а если быть более точным, - "набор под себя").
  
   Из задачи общегосударственного значения, изначально определяющей судьбу армии на многие десятилетия, эта проблема превращается в задачу местного масштаба, в разрешении которой сталкиваются корыстные устремления местной элиты и власти.
  
   Военно-учебное заведение, таким образом, превращается в местную вотчину, комплектуемую и управляемую по принципам местного (эгоистического) интереса, местного кругозора и т.п.
  
   Самый лучший вариант набора в военно-учебные заведения таков:
  
   - желающий стать офицером, должен пройти курс солдатского обучения;
   - затем, уверовав в правильность избранной профессии и получив положительную войсковую аттестацию, должен выдержать конкурсный экзамен и только после этого - получить право на обучение в военно-учебном заведении.
  
   Но такая практика неприемлема в современных условиях по следующим причинам:
  
  -- Во-первых, войсковая (армейская, флотская) практика не является идеальной (хорошей) школой прохождения солдатской науки, а во многих случаях является наглядным "пособием" негодной постановки военного дела, жизни и обучения.
  --
  -- Во-вторых, даже годичный срок отрыва от умственной деятельности (что, как правило, имеет место в низовом войсковом звене), сказывается отрицательно на последующих умственных занятиях.
  --
  -- В-третьих, негодный войсковой опыт, обретенный за время вынужденной "стажировки" в войсках - серьезное препятствие для постижения военной науки и самосовершенствования личности.
  --
  -- В-четвертых, найдется не так много лиц, готовых на собственной шкуре испытать все "прелести" современной солдатской жизни.
  
   Другими словами, даже те немногие, которые рискнут пройти испытание солдатским строем, насмотревшись "картин" армейской жизни, увидев всю неприглядность постановки офицерского труда, придут к единственному заключению - отказаться от мысли стать офицером.

*

  
   Во что упирается проблема, в чем состоит задача?
  
   Задача состоит в следующем:
  
  -- Создать такие стимулы, чтобы офицерский мундир привлекал цвет русской молодежи, вызывал у нее желание стать под боевые знамена.
  --
  -- Отобрать на конкурсной основе лучших пригодных для офицерской профессии для обучения и воспитания.
  --
  -- Максимально возможно сократить брак при отборе кандидатов на военное обучение.
  --
  -- Создать систему, обеспечивающую качественный отбор среди абитуриентов и не допускающую использования возможностей и средств военного обучения в корыстных, авантюрных и прочих целях.
  
   Обратимся к историческому опыту с целью получить необходимые идеи для сегодняшнего дня.
  
   Следует признать тот факт, что молодые люди, стоящие перед выбором профессии, подвержены целому ряду колебаний, о чем А.Тюшевский писал:
  
   "Воспитанники же кадетских корпусов, как и гражданских учебных заведений, до 17-18 летнего возраста чужды глубоких взглядов на жизнь и оценки окружающей их обстановки.
   В этот период воспитанники всех учебных заведений слишком впечатлительны и восприимчивы, а потому и быстро меняют свои планы, решения, взгляды. Ведь несмотря на то, что в течение 7 лет воспитанникам кадетских корпусов твердят о почетности военной службы, все-таки немалое количество их уходит в высшие гражданские учебные заведения, а воспитанники гимназий, реальных училищ и других учебных заведений иногда под влиянием случайно прочитанных двух-трех книг военно-исторического содержания увлекаются военной службой и идут в военное училище с самыми радужными мечтами о своей будущей жизни".
  
   (Тюшевский А. Напрасная тревога. // Разведчик .- I9I4 .- NI222 .- с.212.)
  
   Тенденция, о которой писал А.Тюшевский, не только сохранилась сегодня, но и обрела более серьезные очертания: военно-учебные заведения сегодня на каждом этапе военного образования теряют большое число своих воспитанников, которые по разным причинам покидают учреждения и находят себе место в других структурах (уходят лучшие).
  
   Если во времена И.Энгельмана (1908 г.) было отмечено, что "ни в семье, ни в школе, ни в обществе в большинстве случаев нет и следов подготовки к воинскому воспитанию" (Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса .- СП б., I908 . - с.141), то сегодня мы, с сожалением, констатируем негативное отношение части общества, ряда преподавателей общеобразовательных и высших школ к своей Армии, воинской службе и идее защиты Отечества.
  
   В силу этого обстоятельства, рассчитывать на их помощь в деле воспитания уважения к Армии, воинской службе и офицерскому долгу не приходится.
  
   Следовательно, правительство, военное ведомство и сами военно-учебные заведения должны формировать престиж офицерской профессии.
  
   К слову сказать, многие верховные правители понимали важность военного образования, относились к нему с большим вниманием, своим Высочайшим одобрением. К числу таких деяний относится Высочайший указ, данный Сенату в 29-й день июля 1731 года, который, в частности, гласил:
  
   "Хотя вечнодостойный памяти Дядя Наш, Государь Петр Великий, Император, неусыпными трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие Российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало ... и воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится; однакож, чтоб такое славное и Государству зело потребное дело наивящше в искусстве производилось, весьма нужно, чтобы шляхетство от младенческих лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от 13-ти до 18-ти лет".
  
   (П.С.З., Т.VIII, 5811. - см.: Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича . 1700-1880. - СП б., 1880. - с.26-27)
  
   Для привлечения в военно-учебные заведения молодых людей устанавливались различные льготы.
  
   К примеру, для обучающихся в Военной Академии офицеров, устанавливались следующие преимущества:
  
   "1)Всем без изъятия офицерам, образуемым в Военной Академии, производить, во время пребывания в оной, двойное жалованье, по примеру образцовых войск.
   2)Тем из офицеров теоретического отделения, которые, по окончании годичного курса, выдержат успешно переводной экзамен и, при недостаточном состоянии, будут во всех отношениях академическим начальством одобрены, выдавать, в виде награды, положенное уставом Академии прибавочное жалованье, 142 руб. 85 коп. сер.
   3)В практическом отделении производить это же прибавочное жалованье всем офицерам, как подающим уже надежду быть полезными офицерами Генерального Штаба.
   4)По выпуске из Военной Академии, тем офицерам, которые поступят в образцовые войска, производить двойное жалованье и отпускать квартирные деньги, наравне с прочими офицерами образцовых войск, во все время их прикомандирования".
  
   (Мельницкой Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства) .-Т. 4, ч.16 - СП б., 1857. -с.93)
  
   Высочайше утвержденное 20 июня 1867 г. "Положение о Военных Училищах" установило, между прочим, следующие правила для желающих поступить в военное училище:
  
   "Проезд молодых людей в училище и следование их обратно, в случае возвращения к своим частям, делается на собственный счет. Прогонные деньги, от пунктов расположения частей войск до мест нахождения училищ, возвращаются им, если они выдержат установленный экзамен".
  
   (Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-Сиротского Дома .1788-1898. - СП б., 1898 .- с.577)
  
   Мы не проводили специального исследования данных о сегодняшних абитуриентах, но, на основании многолетнего опыта работы в ряде военных училищ, личных наблюдений, бесед с коллегами, можем подтвердить, что по призванию в военные училища идут немногие.
  
   Если за формальный признак принять факт преемственности в семье профессии военного, то можно обнаружить следующую картину: только каждый пятый абитуриент - сын военного.
  
   Как и 100 лет назад, в военные училища идут ребята из малообеспеченных и неполных семей, круглые сироты.
   Стучатся в двери училища и юноши-прагматики, которые все заранее рассчитали, а также ребята, у которых такой выбор: училище или колония.
  
   (Постовалова В. Мальчишки метят в офицеры. Помогает ли юношам в этом школа? // Учительская газета .- 1989 .- 23 декабря .- с.4.)
  
   Отдавая себе отчет в том, что каждая классификация грешит неточностью, тем не менее, на примере классификации офицеров генералом Н.Бутовским, установим следующие типы офицеров, которые попадая в военные школы не по призванию, выпускаются из них на горечь командирам, но, главное - в ущерб интересам Армии и безопасности России.
  
   Тип 1
   Есть порок органический, который иногда глубоко сидит в человеке и в юношеских годах не проявляется. Чем лучше школа, тем больше покрывается этот порок хорошими нравственными наслоениями и может совсем заглохнуть, если юноша попадает в полк, отличающийся хороши служебным и товарищеским духом. Напротив, - достаточно такому юноше увидеть вокруг себя некоторую распущенность, чтобы порок зашевелился и ожил, давая себя знать в проступках и преступлениях, подлежащих ведению обыкновенных судов и судов чести. Винить в этом случае учебные заведения, значит - сваливать с больной головы на здоровую. Эта категория неудачников представляет явление обыденное, присущее каждой армии и не представляющее особого интереса в подробном анализе.
  
   Тип 2
   Ко второй категории мы можем отнести людей, которые ошиблись в своем призвании; добровольный уход их из армии или чистосердечное признание в своей нелюбви к военной службе - джентльменский поступок. Это добровольный отказ честного человека от 20-го числа и пенсии; но какие однако чудные люди иногда наблюдаются в этой категории и как жаль, что не во всяком полку они находят обстановку товарищеских и служебных отношений, которые заставили бы их полюбить полк, а от любви к полку уже не трудно перейти и к любви к службе.
  
   Тип 3
   Затем следует элемент в высшей степени вредный: - это люди, потерпевшие неудачи в подготовке к другим поприщам и уцепившиеся за военную службу, как за средство к существованию, с полным сознанием своей нелюбви к ней. Эта категория, как увидим ниже, играет большую роль в полковых неурядицах .заражая молодежь своим циничным отношением к службе. Эти представители служебного и товарищеского разврата уходят из полков только по настоянию выдающихся командиров, умеющих находить корень полковых неурядиц. У командиров недалеких, лишенных педагогического глаза, эти люди пользуются успехом, получают повышения и во всяком случае дотягивают до пенсии.
  
   Тип 4
   Затем следует категория, представляющая наибольший современный интерес, - это случайные неудачники, свихнувшиеся под влиянием дурных условий службы и способные снова встать на правильный на правильный путь при перемене этих условий. Их можно характеризовать двумя словами: попал в хорошие руки - прекрасный офицер, попал в дурные руки - пропал. Это люди не худые, не испорченные, а только юные, наивные, склонные к соблазну; в их поступках нет ничего сознательно непорядочного, а есть только промахи, иногда очень острые, неожиданные, имеющие своим основанием слепое, юношески - доверчивое подражание старшим товарищам.
  
   (Бутовский Н.Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний . 7 января I9II года .//Общество ревнителей военных знаний .-Кн. 4- СП б, I9II .- с.3-4)
  
   Все названные типы относятся к категории офицеров ненадежных, т.е. таких, на которых нельзя положиться и которым нельзя доверить ответственное дело, не опасаясь за его благополучных исход.
   Такие офицеры - язва внутри офицерского корпуса.
  
   Как же сделать так, чтобы изначально поставить преграду на пути тех, которые по объективным показателям не могут быть офицерами?
   Мы не говорим здесь о призвании: его еще надо воспитать в себе.
  
   Речь идет об объективных предпосылках к офицерскому званию, а именно, о таких, как:
  
  -- Любовь к Родине, желание служить интересам Отчизны.
  -- Порядочность, развитое чувство чести.
  -- Развития воля.
  -- Высокий уровень интеллектуального развития
  -- Хорошее здоровье и физическое развитие.
  -- Здоровая психика.
  
   В нашем понимании первостепенное значение имеет факт объективного обнаружения указанных задатков, которые трудно усмотреть в аттестатах, характеристиках, анкетах, автобиографиях и т.п. Собеседования, умелое тестирование, упражнения, данные объективного осмотра, наблюдения и т.п. - инструмент более точный и объективный.
  
   Понимая важность задачи качественного отбора лиц для подготовки к офицерскому званию, надо отдавать себе отчет в том, что справиться с этой работой могут только специалисты высшей квалификации.
  
   В силу же того обстоятельства, что таких специалистов не может быть много, их надо сосредоточить в одном месте, к примеру, - во Всеармейском центре военно-профессионального отбора, за которым необходимо закрепить ряд функций, в том числе отбор кандидатов для обучения в военных училищах, отбор кандидатов на должности полковых командиров, работников генерального штаба, претендентов на должности высшего командного состава.
  
   Названный центр, имея достаточные полномочия, должен быть защищен от давления со стороны разных должностных лиц, родителей и родственников. Он должен обеспечить необходимую фильтрацию желающих получить военное образование, не допуская попадания в ряды обучаемых случайных, корыстолюбивых и злонамеренных лиц.
  
   Региональные организации Центра призваны решить следующие задачи:
  
   - во-первых, обеспечить необходимую рекламную кампанию на местах;
   - во-вторых, произвести первичный отбор лиц в своих регионах по методикам Центра;
   - в-третьих, собирать для Центра информацию о результатах предыдущего качественного отбора кандидатов на офицерское звание.
  
   Таких региональных организаций может быть четыре: центральная (центр и северо-запад России), южная, уральско-сибирская и дальневосточная.
  
   Лица, прошедшие региональный отбор, получают возможность военного обучения после получения положительного результата во Всесоюзном центре профессионального отбора.
  
   Данная система призвана до минимума снизить ошибки при отборе кандидатов на самых ранних ступенях подготовки офицерских кадров, исключить возможности взяток и наживы должностных лиц военно-учебных заведений за содействие в поступлении в вуз, перекрыть каналы для поступления в военные училища тем лицам, которые, имея скрытые духовные пороки, пытаются использовать офицерскую службу в корыстных, а то и злонамеренных интересах.
  
   В конечном итоге, сократятся расходы правительства на военное обучение, а Вооруженные Силы не будут испытывать неудовольствие, неприятности и ущерб от подготовки офицеров лишь по названию и форме.
  
   См. далее...
  
  

0x01 graphic

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Ри­сунок Кукрыниксов,

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ И

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

  
   А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА ЕСТ.
   В басне И.А. Крылова рассказывается о том, как в отсутствие повара кот Васька утащил приготовленную курицу. Когда повар вернулся и увидел, что кот ест Курицу, он, вместо того, чтобы наказать кота, стал его убеждать, что так делать нельзя, что это нехорошо и т. д. Васька всё это спокойно слушал -- и продолжал доедать ку­рицу.
   Пример из русской истории:
   Война первой мировой затягивается, разруха грозит, капиталисты нажи­ваются, меньшевики и народники говорят и грозят, грозят и гово­рят...
  
   А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ.
   Перефразированное выражение из басни И. А. Крылова "Ле­бедь, Щука и Рак", 1814 г.
   В басне рассказывается о том, как лебедь, рак и щука решили вместе везти воз, но лебедь тянул его в небо, щука -- в реку, а рак пятился назад. Поэтому воз так и остался на том же самом месте.
   Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.
  
   А ВЫ, ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ, ВСЕ В МУЗЫКАНТЫ НЕ ГОДИТЕСЬ.
   Цитата из басни И. А. Крылова "Квартет", 1811 г. В басне рассказывается о том, как обезьяна, осёл, козёл и медведь решили дать концерт, хотя играть на музыкальных инстру­ментах они не умели. Но так как у них ничего не получалось, они подумали, что сидят неправильно, не в том порядке, и стали рас­саживаться по-другому. Однако, как они не пересаживались, му­зыки у них всё равно не получилось.
   Как ни старайтесь, всё равно у вас ничего не получится.
   А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ.
   Выражение из басни И. А. Крылова "Ларчик", 1808 г.
   В басне рассказывается о том, как один мастер долго старался открыть ларчик, предполагая, что он с секретом, а на самом деле никакого секрета не было, ларчик открывался очень просто.
   Всё оказалось очень просто.
   Говорится обычно шутливо или иронически, когда находится очень простое объяснение происходящему.
   А ПОДАТЬ СЮДА ЛЯПКИНА-ТЯПКИНА!
   Выражение из комедии Н. В. Гоголя "Ревизор", 1836 г., д. 1, явл. I.
   Ляпкин-Тяпкин -- судья в маленьком провинциальном городе, который берёт взятки и нарушает законы. Он очень боится приезда ревизора из столицы, который увидит все нарушения и спросит:
   "А кто здесь судья?" -- "Ляпкин-Тяпкин",-- ответят ему.-- "А по­дать сюда Ляпкина-Тяпкина!"-- скажет ревизор, и за этим последует наказание.
   А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО, ТАК БЛИЗКО!..
   Выражение из романа в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин", 1823--1832 гг..
   Говорят с сожалением о несостоявшемся счастье или о каких-то неиспользованных возможностях, которые в настоящий момент уже упущены.
   АЛЫЕ ПАРУСА.
   Название романа советского писателя-романтика А. С. Грина, 1923 г.
   Произведения Александра Грина имеют обычно романтическое содержание, их герои стремятся к добру, справедливости, красоте и счастью.
   Говорят, о романтических, возвышенных мечтаниях, которые определяют образ жизни и характер молодых людей.
  
   БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА.
   Слова Фамусова из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", 1824 г.,
   Говорится шутливо при неожиданной встрече со знакомыми людьми, чаще в какой-либо компании.
  

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е.

Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. -

М., 1979.

  
  

0x01 graphic

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

(Афоризмы древнего Рима)

  -- Пользуйся настоящими удовольствиями так, чтобы не повредить будущим.
  -- Никогда не считай счастливым того, кто зависит от счастливых случайностей.
  -- Не дано легких путей от земли к звездам.
  -- Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.
  -- Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка.
  -- Несовершенное неизбежно приходит в упадок и гибнет.
  -- Всякий человек столь же хрупок, как все прочие: никто не уверен в своем завтрашнем дне.
  -- Те, кто жили до нас, много свершили, но ничего не завершили.
  -- Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе.
  -- Истина не терпит отсрочек.
  -- Наградой за доброе дело служит свершение его.
  -- Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров.
  -- Великих людей питает труд.
  -- Свои способности человек может узнать, только применив их на деле.
  -- Лучше не начинать, чем остановиться на полпути.
  -- Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволяется.
  -- Пороки праздности следует преодолевать трудом.
  -- Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
  -- Незнание -- плохое средство избавиться от беды.
  
  

Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 г. до н. э. -- 65 г. н. э.)

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023