ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Ищите честных людей"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Великий Принцип жизни: "Народ работает, рыцари - воюют, духовенство - молится".


  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
   "Бездна неизреченного"...
  
   Мое кредо:
   http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html
  

0x01 graphic

  

"Жены-мироносицы (святые жены)"

Художник Башкирцева Мария Константиновна.

  

Анатолий Каменев

"ИЩИТЕ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ"

(Принцип жизни: "Народ работает, рыцари -- воюют, духовенство -- молит­ся")

...Ищите честных людей, "остальное все приложится".

М. Меньшиков

  
   На фоне событий, происходящих в стране, мои неурядицы были ничтожны
  
   (См.: Не описывать, а предсказывать   14k   "Фрагмент" Мемуары
   Не дело науки плестись в хвосте практики).
  
   Они были огорчительны лишь для меня. Более всего волновали, конечно, события, происходящие в разных республиках СССР.
  
   См. также: Букет Абхазии   18k   Оценка:8.00*3   "Фрагмент" Мемуары О пагубе национализма
  
  

Новые волнения в Тбилиси, Абхазии, Казахстане...

   В ночь с 8 на 9 апреля 1989 г. в г. Тбилиси на площади у Дома правительства в ходе пресечения беспорядков погибло 16 человек. Из них 14 женщин. В последующие дни скончались 4 человека. Число жертв достигло 20 человек. Всего во время событий пострадало 109 военнослужащих.
  
   Сразу же на событиях в Тбилиси стали спекулировать "демократы", особенно из числа лидеров "Демсоюза".
  
   *
   14 июля 1989 года в Абхазии на национальной почве произошли беспорядки. В субботу они усилились, а в воскресенье носили уже массовый характер. Уже в воскресенье беспорядки наблюдались почти по всей республике. Было захвачено и оружие: десятки автоматов и сотни ружей. В Зугдиди из следственного изолятора выпущены на свободу 160-180 человек, в том числе опасных рецидивистов.
   *
   В ночь на 17 июня этого года на танцевальной площадке в г. Новом Узене (Казахстан) произошла драка между молодыми людьми казахской и кавказской национальности. Затем в ходе шествия толпы горожан выкрикивались лозунги выселить из района выходцев с Кавказа.
   Таких "выходцев" там насчитывалось около 9 тыс. человек. В ходе бесчинств были разбиты стекла и повреждены 9 бытовых предприятий, 13 кооперативных ларьков, трех кафе, четырех киосков "Союзпечати", 18 магазинов и торговых точек, сожжено шесть автомашин. Были попытки отключить водопровод, канализацию, водоснабжение, вывести из строя хлебозавод.
   За время событий город покинули 3.500 выходцев с Кавказа.
   *
   В июле резко обострилась обстановка в Исфаринском районе Таджикистана. Здесь произошло крупное столкновение между представителями таджикского и киргизского населения.
   К конфликту привел давний спор о праве пользования землей и водой на ряде участков территории, находящейся между двумя республиками.
   *
  
   Май ознаменовался столкновениями в Ферганской долине между узбеками и турками-месхетинцами.
   "Долина дружбы всех народов" озарилась заревом пожарищ и картинами десятков людей, заживо сожженных и изувеченных.
  
   Роль детонатора сыграл национализм.
  
   Зерна национализма легли в благодатную почву.
   Безработица в Фергане достигла 40 процентов.
   Турки-месхетинцы, переселенные Сталиным из Грузии, предстали в планах зачинщиков идеальным "объектом". "Они пришли к нам, чтобы отнять нашу землю", - твердили агитаторы.
   *
  
   Стараниями "демросов" сформировался так называемый "тбилисский синдром", который повлиял на действия внутренних войск в первые дни событий. Не имея оружия, средств защиты, они не могли оказать достойного противоборства экстремистам.
  
   "Мятежники атаковали нас по всем правилам, - рассказывал майор милиции Г. Ванченко. - У них было огнестрельное оружие, бутылки с бензином, топоры и пики. Захватив тепловоз, они направились навстречу скорому поезду Москва-Андижан. Мы решили наступать и, к счастью, сумели предотвратить трагедию".
   *

0x01 graphic

  

Волки ночью. 1910.

Художник Степанов Алексей Степанович (1858-1923)

Провокаторы обрели опыт

  
   Пожалуй, лишь "Комсомольской правде" (7.7.89 г.) удалось увидеть за действиями отдельных лиц целую систему экстремистских действий:
  
   "Сначала - мелкие слухи, рождающие подозрение одного народа к другому. Как правило - экономического порядка.
   Потом - листовки, пока без угроз, о бедственном положении той или иной народности.
   Умело провоцируются мелкие драки между подростками разных национальностей.
   Драки под руководством опытных уголовников перерастают в более крупные, жестокие. Появляются листовки с угрозами, слухи о жертвах и "кровавой мести" со стороны обиженных. Все это - в адрес лиц определенной национальности...
   Когда толпы молодежи уже наэлектризованы, в разных районах города появляются грузовики с самодельным холодным оружием.
   Начинается бесплатная раздача водки, самогона и наркотиков.
   В Ферганской долине, по данным следствия, выдавались еще и деньги: от пятидесяти до ста рублей.
  
   Толпы пьянеют от первой безнаказанной крови, волна садистских убийств, изнасилований, погромов и поджогов потрясает один квартал за другим. Закончив вакханалию в одном месте, экстремисты силой захватывают автомобили и переезжают в другое.
   Цель на этом этапе - втянуть в пучину преступлений как можно больше людей. ...
  
   К колеблющимся применяется тактика устрашения.
   Постепенно острие удара переносится на органы власти.
   Возможно привлечение религиозных лозунгов. С прибытием сил безопасности у рядовых участников событий появляется страх за совершенное - теперь их легко повести и на солдат.
   После подавления начинается обеливание "невинно пострадавших"...
   *
   Как печально, что такие откровения не побуждают власти к конкретным адекватным действиям.
  
  -- Разве не дело самой власти заниматься аналитикой?
  -- Разве не она должна упреждать негативное развитие событий?
  
   Да, все это - ее функции...
  

1990: Спираль противостояния раскручивается

  
   Бешенная спираль националистического противостояния продолжала раскручиваться в новом, 1990 году, втягивая в кровавую бойню все больше народа и затрагивая вооруженные силы.
  
   Двадцать шесть человек было убито в Сумгаите, пятьдесят четыре во время январских погромов в Баку и еще сто одной жертвы стоило введение в Баку чрезвычайного положения.
  
   В январе 1990 года по ленкоранскому радио распространено обращение Народного фронта Ленкорани:
  
   "Уважаемые дамы и господа! Народный фронт Ленкорани в связи с вопросом по НКАО, несоблюдением прав республики, с 11 января приостанавливает действие советской власти в городе. Для замены центральной власти в городе, поддержания общественного порядка создается "Временный комитет обороны".
  
   После этого обращения боевики захватывают райком партии райисполком, городское радио.
  

0x01 graphic

  

Домой. 1881.

Художник Грузинский Петр Николаевич (1837-1892)

События в Бакинском ВОКУ

  
   Небывалые для того времени происходили в Баку.
   Средства массовой информации сообщили о телеграмме, отправленной 19 января из Бакинского общевойскового училища, расположенного в районе Сальнский казарм, в адрес М.С. Горбачева и Д.Язова.
   Под ней подписались председатель офицерского собрания А. Савельев и начальник политотдела А. Русаков.
   Оба - полковники, бывшие "афганцы".
  
   "Доводим до вашего сведения, - говорится в телеграмме, - что контроль за обстановкой в городе держит Народный фронт. Информация в центральной прессе не всегда объективна и вызывает недовольство местного населения. Считаем, что применение вооруженной силы приведет не просто к изоляции военнослужащих, но и к полному разрыву отношений, поставит под угрозу безопасность их семей, вызовет рост антирусских настроений..."
  
   В полночь, через несколько часов, после отправки телеграммы, в заблокированный город вошли войска.
   А к пяти утра появились первые сообщения о чрезвычайном положении.
  
   Дальше - обратная реакция. Новые жертвы.
   Тысячи семей военнослужащих, оставляя квартиры и имущество, срочно эвакуируются из города.
   *
  
   С момента вступления в город армейских частей и внутренних войск в районе Сальнских казарм не стихали выстрелы.
   Неизвестные вели огонь по военнослужащим с крыш домов, поставленных на капитальный ремонт.
  
   Однако по городу распространились слухи, будто в казармах забаррикадировалась группа курсантов-азербайджанцев из Бакинского высшего общевойскового командного училища и воинов-"афганцев".
   *
  
   Из рассказов очевидцев, о которых сообщила "Учительская газета (N5-90 г.) стало ясно следующее:
  
   "Экстремисты прекрасно организованы, чего не скажешь о местных властях.
   В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу (Баку) потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты.
   В анкетах нужно было указать и национальность.
   Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные браки и т.д. Это была продуманная националистическая акция".
  
   *
  
   22 января 1990 г. в Москву прибыли 300 членов семей пограничников: женщины, дети, пенсионеры.
   Люди уезжали в спешке без теплых вещей, иные без денег.
   Их разместили в Высшем пограничном командном училище КГБ СССР имени Моссовета. Всего к 23 января эвакуировано в Москву более 1.500 членов семей пограничников.
   По свидетельству "Правды" (27.1.90 г.) в Москве было принято 35.420 членов семей военнослужащих.
  
   Беженка из Баку Надежда Муравчук рассказала о том, что пришлось претерпеть семьям военнослужащих в это время:
  
   "Мы жили в Баку почти всю жизнь и ни о чем подобном не могли и помыслить.
   А вот что случилось. Не описать словами, что мы пережили!
   Боялись выйти на улицу, потому что стреляли с крыш, из-за углов. Сидя дома, боялись подойти к окну: вдруг выстрелят?
   Спали в ванных, в туалетных комнатах - самое защищенное место в квартире, там не окон.
   В последнее время стало трудно купить продукты. Заходишь в магазин, просишь буханку хлеба, а тебе в ответ: уезжайте в свою Россию, там и ешьте хлеб, а у нас для вас ничего нет!"...
  
   *
   В то же время в Москве 22 января 1990 года около 17 часов на Арбатской площади в Москве собралась толпа азербайджанцев, как живущих в столице, так и приехавших сюда специально.
   По сигналу нескольких человек они скандировали антисоветские и антиармейские лозунги. Примечательно то, что запечатлеть митингующих пришло много западных журналистов.
   *
  
   Власть молча взирала на этот митинг, боясь отечественных хулителей и западных ревнителей свободы.
  
   *
   "Вашингтон пост" (США) так оценивал сложившуюся в СССР ситуацию:
  
   "Советский Союз так велик, а национальные группы в одной части страны настолько оторваны от других, что Горбачев руководит не столько одной страной со множеством кризисов, сколько многими странами, у каждой из которых свой кризис".
  
   В этой оценке, в то же время, недоставало главного.
   Это политика Горбачева создала такую кризисную ситуацию и никто уже не был состоянии предотвратить катастрофу.
  

0x01 graphic

  

Загнанные лошади. 1879.

Художник Сверчков Николай Егорович (1817-1898)

  

Призыв здравомыслящих не услышан

  
   Тенгиз Абуладзе, Чингиз Айтматов, Михаил Аникушин, Василь Быков, Олесь Гончар, Мустай Карим, Алим Ашоков, Леонид Леонов, Дмитрий Лихачев, Эдуардас Межелайтис, Валентин Распутин, Святослав Рихтер, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Борис Пиотровский, Евгений Светланов, Георгий Свиридов, Иннокентий Смоктуновский, Галина Уланова, Борис Угаров, Альфред Шнитке и Андрей Эшпай обратились с открытым письмом к народам и деятелям культуры Азербайджана и Армении:
  
   "Подумайте, какую ношу вы взваливаете на плечи своих детей и внуков, которым рано или поздно придется восстанавливать заново общий дом".
  
   Но разве могли и хотели ли услышать эти мудрые слова те, которые разожгли пламя междоусобной войны?
  

Как нагнеталась обстановка в Баку и Ереване

  
   Из интервью полковника Вл. Анохина (МП.11.2.90 г.), участника событий в Баку в январе 1990 г. узнаем, что в Баку целенаправленно и умело создавалась такая политическая ситуация, в которой население стало бы легко управляемым со стороны экстремистов.
   Паразитирование на экономических трудностях, умелое использование самых болезненных импульсов в межнациональных отношениях, религиозных особенностей местного населения.
  
   Слухи использовались как орудие нагнетания истерии.
  
   Какая-то небылица возникает одновременно в нескольких местах и муссируется в течение одного и того же времени.
   Точно так же, как по команде ее сменяет другая ложь.
  
   "Убедился, чем фантастичнее выдумка, тем скорее в нее верят люди.
   Приемы обмана иногда чудовищны.
  
   Например, в соседнем районе проходит траурный митинг по 1.000 погибшим в Кюрдамире. Когда я рассказываю об этом кюрдамирцам, они поражены: им-то известно, что здесь нет ни одного погибшего.
   Однако, сами тут же рассказывают о 40 тыс. убитых азербайджанцев в Баку. Или, что из Москвы поступил "секретный приказ" уничтожить всех солдат-азербайджанцев".
  
   *
   Из интервью А.И. Вольского (МП. 24.2.90 г.), председателя Комитета особого управления НКАО стали известны некоторые весьма примечательные факты.
  
   Так, летом 1988 года в Ереване на одном из митингов было зачитано письмо выпускников школа с просьбой к властям отменить с карабахцев вступительные взятки при поступлении в медучилища.
   Этот факт свидетельствовал о том, как глубоко пустила корни коррупция в некоторых национальных республиках.
   *
  
   Противостояние приняло такой характер, что во многих трудовых коллективах и учебных заведениях Армении и Азербайджана в отряды самообороны были записаны почти все мужчины от 17 до 50 лет.
   Возглавляли их нередко работники правоохранительных органов, офицеры запаса.
  

Грузии нужны офицерские кадры

  
   Офицерский опыт стал требоваться националистам.
  
   Грузинская республиканская газета "Заря Востока" опубликовала в декабре 1990 г. информацию о первой конференции организации "Офицерский корпус".
   Цель новой организации - подготовить условия для создания "национальной армии независимой Грузии". Конференция приняла решение, направленное на разработку законодательных документов о национальной армии, возрождении командных училищ.
  
   Вслед за этим Верховный Совет Грузинской ССР принял закон об образовании своих внутренних войск - национальной гвардий, призванной защищать интересы республики, ее территориальную целостность, жизнь и личное достоинство граждан.
   *
   В результате "шелковой революции" в октябре 1990 года в Киргизии пришел к власти 46-летний Аскар Акаев, академик, специалист в области квантовой оптики, не связанный с прежними привилегиями, не искушенный в искусстве политической интриги.
   Здесь обошлись без кровопролития.
  

0x01 graphic

  

Застигнутые бурей.

Художник Сверчков Николай Егорович (1817-1898)

  

Прибалтийцы вновь выступают против советской армии

  
   Активная антиармейская кампания начинает разворачиваться в Прибалтике.
   31 марта дума Народного фронта Латвии приняла решение, в котором предлагается юношам Латвии призывного возраста уклоняться от призыва на военную службу.
  
   На день интервью в республике 336 молодых людей официально отказались от службы в вооруженных силах, 722 сдали свои военные билеты.
   *
  
   15 марта 1990 г. выносится постановление Верховного Совета Литвы "О прекращении деятельности военных комиссариатов МО СССР, находящихся на территории Литовской Республики".
   В декабре этого года президент Литвы Витаутас Ландсбергис сообщил о том, что правительство в Вильнюсе отдало распоряжение о формировании отрядов самообороны с целью отразить попытки Москвы к установлению прямого контроля из Центра.
   *
  
   Эстонские законодатели в апреле 1990 г. предписывают прекратить деятельность учреждений по организации призывной кампании в республике.
   Следом за тем в Тарту атакован военкомат. Организовал погром эстонский "зеленый полк" - легальная молодежная организация по охране природы.
   Цель полка - "обеспечить в Эстонии чистоту в физическом и духовном смысле. Полк финансируется, для него открыт счет в банке.
  

Молдова и Тирасполь готовятся к войне

  
   В Кишиневе нагнетают страсти, возбуждают недоброжелательство к военным, распространяя слухи о том, что военные забирают много квартир.
   На фоне нестабильности все четче разворачивается в республике антиармейская пропаганда, проходят митинги, которые обязательно сопровождаются злобными выкриками: "Оккупанты!", "Захватчики!".
  
   Молдова лихорадочно ставит под ружье 10-тысячный корпус карабинеров, проводит парад "боевого ядра" будущей национальной армии - первого батальона "Тирас-Тигина". В Тирасполе, Рыбнице, Бендерах крепкие хлопцы собираются в отряды самообороны.
  
   Роковым шагом в эскалации конфликта стало постановление правительства Молдовы: декретом N 407 оно призвало народ к войне.
  
   Автоматически, бухгалтерским вычетом собирались червонцы в "фонд добровольцев".
   Пошивочные мастерские - и те переходили на продукцию полувоенного образца.
   Словом, все готовились к войне.
   Школы позакрывали.
  
   Пацанов заставляли дежурить на дорогах, записывать номера чужих машин и сообщать о подозрительных.
   2 ноября из Кишинева выдвинулась колонна ОМОН из 200 человек. С этого момента начались боевые действия, унесшие много жизней с обеих сторон.
  

Поводы разные, а результаты одни и те же

  
   Поводом для волнений в столице Таджикистана Душанбе 12 февраля 1990 г. послужили слухи о том, что в город якобы прибывают тысячи беженцев из Баку, занимая при содействии властей квартиры, предназначавшиеся местным жителям.
   К 10 утра 13 февраля у здания ЦК собралась толпа молодежи до 1,5 тыс. человек. Они выдвинули требование: "Долой ЦК, долой армян!"
   Затем зазвучали призывы: "Русских за все к ответу".
   *
   19 февраля 1990 года начали распространяться слухи о том, что одного из жителей колхоза имени 40-летия Октября Букинского района Ташкентской области избили турок-месхетинцы. Это наэлектризовало обстановку.
   В этот день около 200 человек начали погромы домов турок-месхетинцев.
   *
  
   Нам удалось обнаружить карту (КП.23.11.90 г.), на которой были отмечены 12 регионов, где введено чрезвычайное положение:
  
  -- Азербайджан: 1.НКАО и прилегающие районы - с 21.09.88 г. 2.Ханларский район- 22.11.88 г. 3.Приграничные районы Азербайджана - 15.01.90 г. 4. Баку - 20.1.90 г.
  -- Армения: 5.Мегринский участок Азербайджанской железной дороги - 5.04.90 г. 6.Ереван - 29.8.90 г.
  -- Грузия: Абхазская АССР- 18.7.89 г.
  -- Узбекистан: 8. г.Фергана - 4.6.89 г.
  -- Киргизия: 9. г. Ош - 4.6.90 г. 10. Ошская область - 7.6.90 г.
  -- Таджикистан: 11. г. Душанбе - 12.2.90 г.
  -- Молдова: 12. Пять районов компактного проживания гагаузов - 26.10.90 г.
  
   Указ Президента СССР от 25 июля 1990 г. "О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения" звучал как глас вопиющего в пустыне.
   Власть Горбачева была бессильна что-либо изменить к лучшему.
  

0x01 graphic

  

Инок. 1897

Художник Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905)

  

Есть в отечестве свои пророки

   Говорят, что в своем отечестве нет пророков. Это не так.
   Взять хотя бы двух наших современников, А. Солженицына и А.Зиновьева.
   *
  
   Взять бы в то время, да хорошенько прочитать статью А. Солженицына в "Комсомольской правде" (1.9.90 г.) "Жить не по лжи", да понять почему "мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования"?
  
   Нам бы понять, что "насилие непременно вызывает в союзники ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!"
   Как просто и как понятно: пусть ложь владеет, но не через меня.
   *
   Как много среди нас людей, привыкших кивать на соседа.
   Как в известной библейской притче о сучке и бревне.
  
   Так и хочется сказать иному словами Библии:
   "Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего".
  

А. Зиновьев: "Не идеализируйте капитализм"...

  
   Писатель Александр Зиновьев, выдворенный из СССР в 1978 году, и живущий в ФРГ, много и предметно критиковал советский строй.
   Выпустил на Западе около 30 книг на эту тему, начиная с самой первой - "Зияющие высоты".
  
   И вот он, как казалось многим, должен был встать в строй хулителей России.
   Но он этого не сделал, а предпочел сказать (КП.15.9.90 г.) иное:
  
   "Сейчас в России в почете те, кто оплевывает все советское... Теперь это не только не наказуется, но даже поощряется и стимулируется сверху. Я к такого рода "храбрецам" отношусь с презрением и быть в их числе не хочу. ...
   Я встал на путь ... критики тогда, когда нынешние их оплевыватели еще не родились, либо готовились влиться в ряды их апологетов, либо ревностно служили им в качестве комсомольских или партийных карьеристов, а также в качестве интеллектуальных лакеев идеологии. ...
   Сейчас в России наступило, как мне кажется, массовое помутнение умов.
   Инициаторы и участники этого помутнения изображают его как протрезвление и прозрение ... Но я не вижу в этом никакого интеллектуального и морального прогресса.
   Я вижу в этом интеллектуальную и моральную деградацию советского общества.
  
   Одним из проявлений ее является идеализация Запада.
   На место старой идеологической лжи относительно Запада как средоточения зла пришла новая идеологическая ложь, в которой Запад выглядит уже как средоточение добродетелей и как образец для подражания. ...
   Поражает скупердяйство западных людей, особенно зажиточных.
   Западное общество есть по преимуществу общество жмотов.
   ... Люди тут оболваниваются идеологически гораздо эффективнее, чем в Советском Союзе".
  
   И далее он предупредил:
   "Россия не может стать исключением из общего правила. Ее на пути западнизации ожидает новый трагический период, в результате которого выгадает ничтожное меньшинство далеко не лучших ее граждан, а большинство будет ввергнуто в пучину страданий".
   *
   Чем вам не пророческие слова?
  
   Но ведь они не понравились нынешним хулителям всего российского.
   Не то они ожидали от А. Зиновьева.
  
   Но на то Он и Личность, чтобы не размениваться и не угождать кому-то. Тем-то и славен великий человек...
  
  
   0x01 graphic
  
   Информация к размышлению
  
  

Анатолий Каменев

НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ

В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ РОССИИ

  

("Военная школа России: Уроки истории и стратегия развития" (М., 1999).)

  
   Материалы, помещенные в данном томе, а также информация, не вошедшая в него, но имеющаяся в нашем распоряжении, позволяют перейти от констатации фактов и их интерпретации к обобщениям и выводам, имеющим практическое значение для решения важнейшего вопроса строительства вооруженных сил _ современной проблеме подготовки офицерских кадров России.
   Окончательные выводы в этой области сформулируем в виде ряда важнейших идей.
  
  

Идея национальной военной школы

  
   Издавна заботою всех цивилизованных государств, каждого правительства, является воспитание и образование нации в национальном и патриотическом направлениях.
   Особо внимательны в этом отношении военные школы.
   Вправе ли мы поступать по-иному?
  
   Национальная военная школа для России означает следующее:
  
  -- во-первых, все воспитание юношества должно строго базироваться на данных нашей национальной психологии, знании социальных особенностей поступающего на воспитание контингента;
  -- во-вторых, основным источником развития, образования и воспитания курсантов, слушателей, войсковых офицеров должна быть патриотическая национальная культура;
  -- в-третьих, все принципы подготовки офицерских кадров строить на идеях, которые заложили наши предки, в частности, Петр Великий, А.В. Суворов и другие величайшие русские полководцы и военачальники;
  -- в-четвертых, кадрам ведущей (русской) нации следует отдавать предпочтение ровно в той мере, какую титульная (русская) нация занимает в общем содружестве народов России;
  -- в-пятых, воспитанию чувства национальной гордости, национального самосознания, патриотизма, любви к России, ее народу, готовности к самопожертвованию во имя ее блага следует отдать предпочтение перед тактически профессионализмом и техницизмом;
  -- в-шестых, среди военных педагогов, командиров и воспитателей такой школы нетерпимы люди, не любящие Россию, воинскую доблесть и не желающие ей процветания и могущества.
  
   Идея национальной военной школы сегодня, к сожалению, пока нерешенная задача: еще немало нужно сделать для того, чтобы наполнить ее конкретным содержанием и воплотить в реальную жизнь.
  
  

Идея элитарного военного образования

  
  
   Вооруженные силы немыслимы без истинных вождей, а для их взращивания нужна система и особая школа, следовательно, военное образование должно иметь в своей структуре особую линию подготовки достойных -- элитарное военное образование, которое по продолжительности, характеру, структуре, методам и средствам должно отличаться от общей системы военного образования.
  
   Элитарность военного образования основывается не на законах кумовства, родства, высокого статуса родителей или родственников, покровительства влиятельных лиц, а на принципе отбора людей выдающихся способностей.
  
   При этом во внимание принимается:
  
  -- во-первых, необходимость отбора талантливой молодежи для серьезной и заблаговременной ее подготовки к воинской профессии и занятию в последующем высших военных должностей;
  -- во-вторых, потребность планомерной подготовки интеллектуального резерва для генерального штаба;
  -- в-третьих, необходимость подготовки кандидатов на занятие вакантных мест полковых командиров;
  -- в-четвертых, потребность обеспечения развития военной науки достойными кадрами;
  -- в-пятых, необходимостью планомерной подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений;
  -- в-шестых, необходимость подготовки высшего командного состава родов войск и видов вооруженных сил.
  
   По своему составу это может быть единое военно-учебное заведение, многопрофильного характера, с мощной научной, лабораторной, материальной и кадровой базой.
   Оно может получить название "Академии национальной обороны", с соответствующими учебными подструктурами, в виде кадетского корпуса, высших военных курсов и т.п.
  
   Если смотреть на эту проблему шире, то необходимо отметить потребность для России системы заблаговременного формирования государственной элиты, предусматривающую поиск, отбор, воспитание и обучение особо одаренных детей, начиная с 14--16 летнего возраста, для последующего занятия ими высших постов в государстве.
  

Идея профессионального отбора

  
   Отбор лиц, пригодных для военного образования -- вопрос общегосударственного значения.
   Понимая важность задачи качественного отбора лиц для подготовки к офицерскому званию, надо отдавать себе отчет в том, что справиться с этой работой могут только специалисты высшей квалификации.
  
   В силу же того обстоятельства, что таких специалистов не может быть много, их надо сосредоточить в одном месте, к примеру, -- во Всеармейском центре военно-профессионального отбора, за которым необходимо закрепить ряд функций, в том числе отбор кандидатов для обучения в военных училищах, отбор кандидатов на должности полковых командиров, работников генерального штаба, претендентов на должности высшего командного состава.
  
   Названный центр, имея достаточные полномочия, должен быть защищен от давления со стороны разных должностных лиц, родителей и родственников.
   Он должен обеспечить необходимую фильтрацию желающих получить военное образование, не допуская попадания в ряды обучаемых случайных, корыстолюбивых и злонамеренных лиц.
  

Идея главного звена в военном образовании

  
   Во все времена полководцы за счет концентрации усилий на важнейших участках добивались победы над противником, который равномерно распределял силы по фронту и глубине.
  
   Главное состояло и состоит в том, чтобы верно определить направление главного удара, точно вычислить время и место, верно избрать средства.
  
   Исторический опыт свидетельствует, что существуют два главные звена в подготовке офицерских кадров: во-первых, это военно-учебное заведение; во-вторых, полк (отдельная часть).
  
   Имеются и два особо важные периода: 1)начало постижения офицерского мастерства в военно-учебном заведении; 2)начало офицерской службы. Если правильно поставить эти два периода, то можно более чем наполовину обеспечить последующий успех, т.к. именно в это время формируются или утрачиваются необходимые предпосылки на будущее.
  
   Выявлено также, что базисным основанием офицерского мастерства является солдатская наука, которая должна быть постигнута в максимально возможной степени всеми будущими офицерами. Курс "молодого солдата", ныне практикуемый в военно-учебных заведениях эту функцию выполнить не может ни по времени, ни по задачам, ни по средствам. Нужно не менее года, чтобы стать выдающимся солдатом.
  
   В силу этого обстоятельства, на место петровской гвардии, сегодня следует поставить Всеармейский центр военного образования (впрочем, суть не в названии).
  
   Этот Центр, работающий на одной территории (или, во всяком случае, вблизи) с другим Всеармейским центром военно-профессионального отбора, располагая мощной научной, материальной и технической базой призван стать полигоном боевого мастерства, т.е. многопрофильной военным центром (базой), работающим в интересах настоящего и будущего Вооруженных Сил.
  
   Другими словами, если удастся создать такой Центр и правильно наладить его работу, то в результате мы получим источник, из которого в войска польется чудодейственный поток идей, взглядов и людей, которые заставят смотреть на военное дело как на серьезное занятие, требующее высочайшего мастерства и повседневной боевой учебы.
  
   С другой стороны, молодые люди получат такое стартовое начало, которое, сделает их мастерами военного дела, прекрасно обученными и воспитанными для выполнения одиночных боевых задач, понимающими и осознающими природу и характер боя, боевую обстановку, умеющими согласовывать и координировать свои действия в экстремальной обстановки с другими, подчиняться воле и команде старшего.
   Этим самым они обретут уверенность в себе и заложат прочное основание в фундамент личного авторитета (солдат ценить мастеров военного дела).
  
   Понимая тот факт, что весь механизм военного обучения офицеров не изменить в одночасье, тем не менее, следует надеяться на то, что пополнение военных училищ столь подготовленными кадрами курсантов после прохождения ими курса обучения в Центре, значительно оживит работу в самих военно-учебных заведениях: заставит перестраиваться даже рутинеров.
  
   Через 3-4 года в военных училищах уже невозможно будет работать тем, кто отстает от развития военного дела и войсковой практики. К этому времени и Центр, являясь многопрофильным учреждением, даст нужное количество кадров для самих военных школ.
  
  
   По продолжительности обучение в этом Центре должно быть годичное и завершаться боевым экзаменом, имеющим комплексный характер с целью проверки уровня тактического, огневого, физического, морально--психологического мастерства каждого обучаемого.
  
   Помимо военно-технической и огневой подготовки, сопутствующим должно идти духовное, политическое и правовое развитие. Оно должно проходить на фоне реального времени, реальной обстановки и увязываться с решением очередных задач боевой подготовки будущих офицеров. Свободное время, остающееся от занятий, следует использовать для саморазвития, культурного досуга, встреч с психологами, социологами и другими специалистами.
  
   Курсанты, не выполняющие программу обучения или же проявившие негативные черты характера, несовместимые со званием офицера, отчисляются из Центра в любое время, но только после тщательного рассмотрения причин, служащих основой для прекращения обучения в Центре.
  
   В процессе обучения в Центре должна решаться и задача по определению дальнейшего профиля офицерской подготовки курсанта (командный или инженерный), предпочтительного рода войск.

*

   Повторим в конце заключения слова, трогающие душу каждого любящего России и ее Армию: "Прежде всего обратите внимание на офицера".
  
   Вот эта мысль, которая неотступно должна преследовать нас при чтении проектов обновления армии. "Смотрите в корень", хочется сказать авторам: "помните, что сила армии не в солдатах, а в офицере".
  
   Пора отказаться от опасного заблуждения, будто хорошим офицером может быть всякий образованный человек.
   Пусть лучше некомплект офицеров, чем комплект с такими личностями, как офицеры "Поединка" Куприна.
  
   Будущее за такой армией, где офицеры верят в высоту своей миссии, а не удерживаются только формами, чинами и орденами.
   Мы долго не хотели слышать этих слов.
   Неужели и на это раз мы останемся глухи к этим пламенным воззваниям?..
  

А.И. Каменев, профессор

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   В более широком плане многие идеи представлен и конкретизированы в работе А.И. Каменева "Военная школа России: Уроки истории и стратегия развития" (М., 1999).
   Евдокимов Л.Б Патриотизм в понятии народов // Военный сборник . - 1914 . - N4 . - С.134.
   "Ясное понимание этого идеала определенно указало бы тем, кто взял на себя высокую миссию подготовки будущих офицеров, направление, куда следует обратить духовный и умственный взор их питомцев, указало бы на обязанность воспитателей научить будущих офицеров сознательно держаться этого идеала, как держится путник в пустыне - полярной звезды"... - См.: Дмитриевский А. Идеал офицера // Военный сборник. - 1912. - N7. - С.2.
   Это направление нередко предавалось забвению в русской военной школе. - См.: Дмитриевский А. Указ. соч. - С.3. Отвечая приверженцам космополитической идеи в России, М. Страхов в работе "В защиту патриотизма" говорит: "Национальное чувство есть проявление всеобщего мирового закона, закона притяжения или закона тяготения"... Национальное воспитание юношества есть не только право, но и долг честного, порядочного и уважающего себя общества и государства. - См.: Ковалевский П.И. Национальное воспитание и образование в России. - СП б., 1910. - С.12,16. "Полнейшая денационализация страны равносильна смерти нации и полному исчезновению ее среди семьи культурных государств, а также распадению ее на отдельные части, легко поглощаемые более сильными соседними народностями", - делает совершенно правильный вывод В. Никольский. - См.: Никольский В.И. О русском национальном самосознании. Очерк. - СП б., 1907. - С.6.
   Мысль о необходимости элитарной подготовки офицеров генерального штаба вытекает из назначения этого учреждения. Генерал А. Жомини, один из инициаторов создания академии генерального штаба, так образно определяет значение генерального штаба: "Хороший генеральный штаб для армии столько же важен, как хорошее правительство для народа. Без него можно иметь хорошие полки, но тем не менее не иметь хорошей армии". - См.: Глиноецкий Н. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. - СП б., 1882. - С.4.
   Мы должны признать, вслед за А.А. Керсновским (См.: Керсновский А.А. История Русской Армии. Ч.I - IV. - Белград, 1933 - 1938. - С.912) и другими видными учеными и полководцами, что правительство России после Екатерины Великой так и не осознало важность этой войсковой инстанции: место полковых командиров занимали люди случайные и временные. Полковые командиры, лишенные органической связи с командуемыми ими войсками, не имели возможности в короткий срок и с наибольшим эффектом использовать те внутренние резервы, которыми располагал полк. Это могли сделать только любящие полк и ценившие офицеров и солдат командиры. Дополняя сказанное, следует отметить, что именно в полку культивируются товарищество, создается атмосфера взаимопонимания, формируется взгляд на войну, военное дело и избранную специальность. Трудно себе представить в качестве более сильнейшего средства воздействия на людей, как пример действий старшего начальника. Выдвижение недостойного здесь становится сразу же предметом негативной оценки, пресечение в самом начале наушничества отбивает охоту у склонных к этому недостойному занятию. Бесконечно прав генерал М.И. Драгомиров, утверждая, что чувство долга распространяется сверху вниз, а не наоборот, как думают некоторые. Законность, порядок, дисциплина становятся сильнейшими рычагами управления, если они в почете полкового начальства. Итак, полк -- это особая инстанция, особое учреждение, выполняющее не только служебно-боевые, но духовные и иные функции. Следовательно, во главе полка не может стоять человек случайный, временный, не имеющий достаточных способностей и качеств для осуществления всего комплекса названных функций. Смею предположить, что в структуре качеств и способностей полкового командира должны преобладать качества и способности духовные. Высокая духовность (человечность, прежде всего, уважение и любовь к людям), безупречная нравственная репутация плюс знание военного дела, -- вот, пожалуй, главные требования к полковому командиру, которые выработала за длительный период своего развития Русская армия. Если учесть факт особого значения полка, о котором говорилось ранее, то можно понять, где пробуксовывают всяческие реформы и на чьих плечах можно поднять армию России. Какие самые необходимые меры нужны для этого? Их, на наш взгляд, несколько, а именно: надо перестать назначать на должности командиров полков "временщиков" и людей случайных; нужна, в связи с этим, специальная аттестационная служба, независимая от старших войсковых начальников, подбирающих "под себя" кадры полковых начальников; необходима специальная (элитарная) подготовка кандидатов на полковые (и им равные) должности.
   Ранее эту функцию выполнял Пажеский корпус (1802 - 1917 гг.).
   "Это была школа начальствующих с широкою практикой на войне и во время мира, выпуская своих питомцев, в качестве офицеров и начальников частей, проводников правильных взглядов на воспитание и обучение и питомником прочного воинского духа. Созданием гвардии Петр I построил тот якорь, которого до этого не имела русская вооруженная сила и который должен был обеспечить незыблемость и преемственность новых начал службы среди случайностей будущего". - См.: Геруа А. К познанию армии. - СП б., 907 . - С.26.
   См.: Морозов Н. К вопросу обновления армии.// Русский Инвалид.-1907.- N105 (12 мая).
   См.: Рычков В. Чего не хватает нашим кадетским корпусам?// Военный сборник .- 1911.- N4.- С.52.
   См.: Дрозд-Бонячевский. "Поединок" Куприна с точки зрения строевого офицера. (Опыт критического обзора) // Военный сборник. - 1910.-N2.- С.178-179.
   См.: Дмитриевский А. Идеал офицера.// Военный сборник. -1912.-N7.- С.8.
  

0x01 graphic

  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023