ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Нареченный Петром...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


Нареченный Петром...

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

МЫСЛИ НА БУДУЩЕЕ...

  
  
  

0x01 graphic

Иван V и Петр I Алексеевичи.

Гравюра Ф. Иоллана. 1685 г.

  
  
  

РОЖДЕННЫЙ И НАРЕЧЕННЫЙ

(Фрагменты)

  

Н.И. Костомаров

   Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре.
   Его появление на свет было приветствуемо родителем с особенною радостью.
   Три дня сряду служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказание преступникам, а после крестин угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами.
   Даже в народных великорусских песнях осталось воспоминание о всеобщей радости и торжестве при рождении царевича, которому впоследствии суждено было стать первым русским императором. Быть может, царь Алексей Михайлович придавал такое значение рождению младшего сына потому, что из оставшихся у него двух сыновей от первой жены один был больной, другой малоумный, и сам царь, будучи еще не стар, мог дождаться, что новорожденный сын от второй жены, возрастая, покажет большие способности, чем другие его сыновья.
  

0x01 graphic

Обручение царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

По старинной французской гравюре

Первые годы Петра

С. Ф. Платонов.

   Изучение первых лет жизни Петра имеет большую важность в том отношении, что позволяет нам понять, в какой обстановке развивался его характер, какие впечатления вынес Петр из своего детства, как шла его умственная жизнь, какое отношение сложилось в нем к среде, его воспитавшей.
  
   Существует мнение, что бурное детство было причиной всех дальнейших резкостей в поведении Петра и вызвало в нем жгучее озлобление против старины, стоявшей помехой на его дороге. Далее мы увидим, что в этом мнении много правды.
   Сам Петр иногда с горечью отзывался о своих детских годах.
   Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича.
   Царь Алексей был женат два раза: в первый раз на Марье Ильиничне Милославской (1648-1669), во второй - на Наталье Кирилловне Нарышкиной (с 1671 г.).
   От первого брака у него было 13 детей. Многие из них умерли еще при жизни отца, и из сыновей только Федор и Иван его пережили.
   Оба они были болезненными: у Федора была цинга, Иван страдал глазами, заикался, был слаб телом и рассудком.
   Быть может, мысль остаться без наследников побудила царя Алексея спешить вторым браком.
   Свою вторую жену Наталью Кирилловну царь встретил в доме Артамона Сергеевича Матвеева, где она росла и воспитывалась в обстановке реформационной. Увлекшись красивой и умной девушкой, царь обещал найти ей жениха и скоро сам присватался к ней.
   В 1672 г. 30 мая у них родился крепкий и здоровый мальчик, нареченный Петром.

0x01 graphic

Симеон Полоцкий.

"Псалтирь в стихах".

Гравюра на меди С. Ушакова

   Рождение его окружено роем легенд, неизвестно когда развившихся.
   Говорили, что Симеон Полоцкий предсказывал еще до рождения Петра его великую будущность; что юродивый заранее определил, сколько он проживет; что в церкви дьякон, не зная еще о рождении Петра, в минуту его рождения возгласил о его здравии и т.д.
   Царь Алексей был очень рад рождению сына.
   Рады были и родственники его молодой жены, Матвеев и семья Нарышкиных. Незнатные до тех пор дворяне (про Наталью Кирилловну ее враги говорили, что прежде, чем стать царицей, она "в лаптях ходила"), Нарышкины с женитьбой царя приблизились ко двору и стали играть немалую роль в придворной жизни. Их возвышение было враждебно встречено родственниками царя по первой его жене - Милославскими.
   Рождение Петра увеличило эту вражду первой и второй семей царя и сообщило ей новый характер. Для Милославских рождение Петра не могло быть праздником, и вот почему: хотя наследником престола всегда считался, а с 1674 г. официально был объявлен царевич Федор, тем не менее при болезненности его и Ивана Петр мог иметь надежду на престол. Если бы царствовал Федор или Иван, политическое влияние всецело принадлежало бы их родне - Милославским; если бы престол перешел к Петру, опека над ним и влияние надела принадлежали бы матери Петра и Нарышкиным. Благодаря такому положению обстоятельств с рождением Петра семейный разлад Милославских и Нарышкиных терял узкий семейный характер и получил более широкое политическое значение.
   Отсутствие родственной любви и неприязнь между Милославскими и Нарышкиными существовала и при жизни царя Алексея; но он сдерживал эту неприязнь своим личным авторитетом, хотя уверенно можно сказать, что и его авторитет не мог примирить враждующие стороны.
   При полной противоположности интересов родня царя расходилась и взглядами, и воспитанием.
   Старшие дети царя (особенно Федор и четвертая дочь Софья) получили блестящее по тому времени воспитание под руководством С. Полоцкого. В этом воспитании силен был элемент церковный, действовало польское влияние, заметное на южно-русских монахах.
   Напротив, Нарышкина вышла из такой среды (Матвеевы), которая при отсутствии богословского направления впитала в себя влияние западноевропейской культуры. Это различие направлений могло только усиливать вражду.
   Столкновение было неизбежно.
   В январе 1676 г. умер царь Алексей.
   Ему было только 47 лет; его ранней смерти нельзя было предусмотреть.
   Поэтому обе семейные партии были застигнуты катастрофой врасплох.
   На престол вступил 14-летний Федор, но дела некоторое время оставались в руках Матвеева: царствовал представитель одной семейной партии, управлял представитель другой. Так случилось потому, что в последние годы царя Алексея родственники его второй жены были ближе к царю и делам, чем Милославские. Однако скоро Милославские взяли верх; интригами способнейшего из Милославских, Ивана Михайловича, и влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово Матвеев был удален в далекую ссылку (Пустозерск).
   Делами завладели Милославские; но при дворе кроме Милославских и Нарышкиных образовалась третья партия. Под руководством старых бояр Хитрово и Юрия Алексеевича Долгорукого некоторые лица с боярином Иваном Максимовичем Языковым во главе завладели симпатией царя Федора и отстранили от него все другие влияния. Потеряв надежду видеть потомство у царя и понимая приближение господства (в случае смерти Федора) или Нарышкиных, или Милославских, партия Языкова впоследствии стала искать сближения с Нарышкиными.

0x01 graphic

Сожжение разрядных книг при царе Федоре Алексеевиче.

1682 г.

   Вот почему в конце царствования Федора был возвращен из ссылки Матвеев. Вот почему, когда умер Федор (27 апреля 1682 г.), восторжествовали Нарышкины, а не Милославские. Сложная игра придворных партий, соединившая интересы стороны Языкова со стороной Нарышкиных, повела к тому, что помимо старшего, больного и неспособного Ивана царем был избран младший брат, царевич Петр.
   После смерти Федора царя приходилось избирать, потому что не было законом установленного престолонаследия. По действовавшему обычаю отцу наследовал сын, но у Федора не было детей.
   В давно прошедших веках, случалось, наследовали и брат брату (сыновья Ивана Калиты), но это была уже ветхая, потерявшая обязательную силу старина, на ней трудно было основать права Ивана.
   Патриарх Иоаким, Языков с прочим боярством и Нарышкины хотели Петра.
   Десятилетний здоровый Петр и в самом деле своей личностью представлялся более способным занять престол, чем полумертвый и тоже малолетний Иван (ему было 14 лет).
   Петр был избран в цари.
   Но обычаем была в Московском государстве узаконена форма царского избрания - посредством Земского собора.
   Собором избрали Бориса Годунова и Михаила Федоровича, за отсутствие собора упрекали царя В. И. Шуйского его современники.
   В данном случае, при избрании Петра, к созыву собора не прибегли.
   Решили дело патриарх с Боярской думой, после того как толпа народа (московское вече, если уместно это архаическое выражение) криком решила, что желает в цари Петра.
   Такая форма избрания мало давала гарантий для будущего, тем более что время было очень смутное.
   Милославские не могли помириться с неудачей, их сторонники открыто кричали на площади в пользу Ивана, а не Петра; не все стрельцы с одинаковой охотой присягали Петру; во дворце боялись резких партийных столкновений, бояре носили кольчуги под одеждой.

0x01 graphic

Ботик Петра Великого

  

В селе Преображенском и потешные полки

С. Ф. Платонов

   О первых днях жизни царевича сохранилось много любопытных сведений.
   Его рождение вызвало ряд придворных праздников.
  
   Крестили царевича только 29 июня в Чудовом монастыре, и крестным отцом был царевич Федор Алексеевич.
  
   По древнему обычаю, с новорожденного "сняли меру" и в ее величину написали икону апостола Петра. Новорожденного окружили целым штатом мам и нянь; кормила его кормилица. По некоторым отзывам, Петр с детства был очень крепок физически, "возрастен и красен и крепок телом".
  
   Очень рано его стали забавлять игрушки, и эти игрушки почти исключительно имели военный характер. По расходным дворцовым книгам мы знаем, что Петру постоянно делали в придворных мастерских и покупали на рынках луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны, игрушечные знамена и т. д. Этим оружием царевич и сам тешился, и вооружал "потешных ребяток", т. е. своих сверстников из семей придворной знати, всегда окружавших малолетних царевичей.
  
   Если бы царь Алексей жил более, можно было бы ручаться, что Петр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как его брат Федор. Но царь Алексей умер, когда Петру не исполнилось и четырех лет. Вот почему Петр остался без правильного образования.
  
   Некоторые (И. Е. Забелин) думают, что начало обучения Петра положил еще его отец. Такое мнение основывается на том, что 1 декабря 1657 г. начали кого-то учить грамоте в царское семье, как это ясно из книг Тайного приказа.
  
   Но в царской семье не начинали учить детей раньше 5 лет, а Петру тогда было только 3,5 года. С другой стороны, первый известный нам учитель Петра, Никита Моисеевич Зотов, был определен к нему уже царем Федором. Поэтому такое мнение о раннем обучении Петра сомнительно.
  
   Достовернее, что Петр впервые сел за азбуку под руководством Зотова пяти лет от роду. Этого Зотова назначил к Петру его крестный отец, царь Федор, очень любивший своего крестника и брата. Зотов раньше был приказным дьяком и при назначении к Петру подвергся экзамену: читал и писал в присутствии царя и был одобрен как самим царем, так и известным Симеоном Полоцким.
  
   Курс учения в древней Руси начинался азбукой, продолжался чтением и изучением Часослова, Псалтиря, Апостольских деяний и Евангелия. Обучение письму шло позже чтения. Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 г. и никогда не умел писать порядочным почерком. Кроме письма и чтения Зотов ничему не учил Петра (ошибиться здесь можно только относительно арифметики, которую Петр узнал довольно рано неизвестно от кого).
  
   Но Зотов как пособие при обучении употряблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы и известные под именем "потешных фряжских" или "немецких листов". Эти листы, изображая исторические и этнографические сцены, могли дать много умственной пищи ребенку. Кроме того, Зотов ознакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками. Что Зотов и при отсутствии широкого образования и ума вел свое дело добросовестно и тепло, доказывается неизменным расположением к нему Петра, не забывшего своего учителя.
  
   Чем больше становился Петр, тем хуже складывалась окружающая его обстановка. При отце любимый и ласкаемый, Петр при Федоре вместе с матерью разделял ее опалу. Хотя Федор его и любил, но борьба придворных партий отстраняла его и его мать от царя. Начиная понимать разговоры окружающих, Петр узнал от них, конечно, о семейной вражде, о гонениях на его мать и на близких ей людей.
  
   Он учился не любить Милославских, видел в них врагов и притеснителей. Десяти лет избранный царем, он в 1682 г. пережил ряд тяжелых минут. Он видел бунт стрельцов; старика Матвеева, говорят, стрельцы вырвали из его рук; дядя Иван Нарышкин был им выдан на его глазах; он видел реки крови; его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти.
  
   Петр так был потрясен "майскими днями" 1682 г., что от испуга у него явились и остались на всю жизнь конвульсивные движения головы и лица ("sa tete branle continuellement, bien qu'il ne soit age que de vingt ans", - пишет о нем видевший его современник). Чувство неприязни к Милославским, воспитанное уже раньше, перешло в ненависть, когда Петр узнал, сколь они виноваты в стрелецких движениях. С ненавистью относился он и к стрельцам, называя их "семенем Ивана Михайловича" (т. е. Милославского), потому что с представлением о стрельцах у него соединялось воспоминание об их бунтах 1682 г.
  
   Так неспокойно кончилось детство Петра. В нем - начало его военных забав, в нем - тяжелые, даже ужасные минуты, повлиявшие на всю жизнь Петра. В детстве Петра, наконец, нет начатков правильного образования: его учат "грамоте", прочие сведения приходят случайно, усваиваются мимоходом.
   *

0x01 graphic

Судно "Святой Петр"

  

"Потехи" Петра

   В детстве, как мы видим, Петр не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ребячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце.
  
   Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Можно думать, что мать никогда не стесняла любимого единственного сына и что воспитатель Петра, князь Борис Голицын, не следил за каждым его шагом. Мы не видим, чтобы Петр особенно подчинялся материнскому авторитету в своих вкусах и занятиях, чтобы Петра занимали другие. Он сам выбирает себе товарищей из тесного круга придворных и дворовых служителей царицына двора и сам с этими товарищами ищет себе потех.
  
   Отрочество Петра отмечено самодеятельностью, и эта самодеятельность шла в двух направлениях:
   1) Петр предавался по-прежнему военным забавам,
   2) Петр стремился к самообразованию.
  
   С 1683 г. вместо "потешных ребяток" около Петра видим "потешные полки" ("потешные", ибо стояли в потешных селах, а не потому, что служили только для потехи). В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов).
  

0x01 graphic

Немецкая слобода.

Из альбома Мейерберга. 17 в.

  
   В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери и с одобрения, быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как говорится, и днюет, и ночует со своими потешными.
  
   Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 г.), названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада.
  
   Эти военные "потехи" требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов.
  
   Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких "потехах марсовых" и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу беспрепятственно. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного эти кета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну "дружину", по выражению С. М. Соловьева, и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, - позже оно стало работать с Петром.
  
   Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться.
  
   Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность. Лишенный правильного образования, Петр, однако, рос в кругу, далеко не вполне невежественном. Нарышкины из дома Матвеева вынесли некоторое знакомство с западной культурой. Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад.
  
   У Петра был немец-доктор. Словом, не только не было национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатия к Западу. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой.
  
   Сближение это произошло около 1687 г. таким образом: в предисловии к Морскому Регламенту сам Петр рассказывает, что кн. Я. Долгорукий привез ему в подарок из-за границы астролябию, и никто не знал, как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека, голландца Франца Тиммермана, который объяснил, что для употребления астролябии нужно знать геометрию и иные науки. У этого-то Тиммермана Петр "гораздо с охотою пристал учиться геометрии и фортификации". В то же время он нашел в селе Измайлове старый английский бот, валявшийся в амбаре. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана - из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами. Сперва учились на узенькой Яузе, а потом - в селе Измайлове на пруде.
  
   Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью.
   К изучению этого дела он отнесся очень серьезно. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро (в 100 с лишком верстах от Москвы на север).
  
   Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских.
  
   Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики.
  
   Чтобы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.
  

0x01 graphic

На крестце в Китай-городе.

Художник А. М. Васнецов.

1902 г.

Еще раз о потешных

М. Смельницкий

   ... "И начал (Петр) сперва спальниками своими, а к тому присоединил конюхов потешной конюшни, а потом начал из вольных людей, шляхетства и всяких прибирать в этот полк и умножил до одного батальона и назывались "Потешные", которых было 300 ч. Так мало-помалу привели себя малыми полками в охранение от сестры (Софьи) и начали приходить в силу. (Кн. Борис Ив. Куракин).
  
   Потешными войсками, или просто потешниками мы называем теперь мальчиков школьного возраста, поступивших в особые потешные роты и обучавшихся там некоторым начаткам военного строя и дисциплины.
  
   К настоящему моменту (начало ХХ в.) потешные войска насчитывают уже многие десятки, а может быть и сотни отдельных рот, дружин и команд и число их продолжает возрастать. Возникли даже предположения о сведении таких "потешных" частей в детские потешные армии и об устройстве этим армиям летних лагерных сборов.
  
   Что же это за "потешники" такие? Как и зачем они появились? Кому и какая от них была польза и служба? В чем может выразиться полезная служба нынешних потешных?
  
   Вот вопросы, ответы на которые попытаемся поискать в отечественной истории. Издавна обычным приемом воспитания царских детей как у царей Московской Руси, так и государей Российской Империи, было назначение к ним "робят-сверстников" из детей ближайших к царскому дому знатных фамилий бояр и князей. Сначала дети проводили время в разных детских потехах, а потом - в совместном обучении разным физическим упражнениям: стрельбе, военному строю, верховой езде и т.п.
  
   Число таких "робят-сверстников" было обыкновенно ничтожно (10-30 ч.) и деятельность их составляла частное дело царской семьи. Впервые в истории деятельность таких сверстников получает крупное государственное значение только в период малолетства царя Петра 1, именно с 1679 по 1692 год, когда они и получили название потешных. Поэтому началом потешных войск надо считать именно потешников царя Петра, к истории и деятельности которых мы и обратимся. Но прежде чем перейти к этому изложению, необходимо пояснить, что название "потешных" относилось не только к одним малолетним сверстникам Петра.
  

0x01 graphic

Московские служилые люди.

Миниатюра из рукописной книги.

Нач. 18 в.

  
   В Московском кремлевском дворце существовало особое тогда ведомство под названием: Потешная и комедийная палаты с штатом другого рода "потешников": дураками, шутниками, слепыми игрецами - домрачами, потешными сторожами и актерами, с принадлежностями этих палат: органами, цимбалами и др. старинными инструментами и играми: шашками, саками, бирками и принадлежностями театра. Кроме того, в тогдашнем с. Преображенском (находится теперь в районе г. Москвы), служившем, вообще, для надобностей царской охоты, существовал "потешный соколиный двор", чины которого также назывались потешными потому только, что двор этот заведовал устройством царских "потех" с соколиной охотою.
  
   В действительности соколиный потешный двор составлял часть конюшенного приказа, причем чины этого приказа - сокольники и стремянные конюха - составляли 3 парадных конных сотни, имевших на столь красивое, богатое и даже фантастическое одеяние с крыльями, что они производили на иностранцев впечатление дивных крылатых ангелов.
  
   Впоследствии из этих сотен многие вступили в потешный полк.
  
   Развитие и деятельность потешных войск Петра находились в теснейшей зависимости от событий жизни молодого царя. Жизнь же и деятельность Петра складывались под влиянием следующих событий и факторов, без пояснения которых невозможно обойтись.
  
   1. Вступление на престол десятилетним ребенком 27 апреля 1682 г. Исполнение царских обязанностей сразу расширило кругозор молодого царя, предоставило ему мощь и свободу в осуществлении своих желаний.
   2. Специальное предназначение Петра к военной деятельности и к предводительствованию войсками.
  
   Это предназначение выработано было особым совещанием из придворных чинов, бояр, патриарха и выборных от московских слобод и объявлено 23 мая 1682 г. одновременно с признанием вторым царем Иоанна, совершенным под кровавым давлением второго стрелецкого бунта. Предназначение это счастливо совпало с природною склонностью Петра к воинским упражнениям.
  
   3. Личная талантливость Петра, при необыкновенной любознательности, настойчивости, трудолюбии и восприимчивости, влекла его вперед и быстро развивала; 10-ти летний Петр казался по умственному развитию и здоровью своему четырнадцатилетним.
  
   Новый предмет или новое занятие быстро усваивались и вызывали увлечение ручным трудом и науками. Но бессистемность таких занятий и недостаток первоначального общего образования доставляли Петру впоследствии много затруднений.
  
   4. Неудачи больших крымских походов В. Голицына 1687 и 1689 годов, после которых большие стотысячные армии с позором возвращались домой в полном расстройстве, не испытав даже сражений с татарами, слишком очевидное расстройство многих стрелецких полков, выразившееся в ряде кровавых бунтов, в вовлечении стрельцов в борьбу дворцовых боярских партий: все это постепенно привело Петра к убеждению в негодности тогдашних вооруженных сил и в необходимости организовать их заново.
  
   5. Но особо важное влияние на жизнь и деятельность Петра имели события внутренней придворной жизни.
  
   Смысл этих событий заключается в беспощадной борьбе между 2-мя партиями из-за верховной власти. Одну партию составляли дети царя Алексея Михайловича от первого брака (партий Милославских) со своими родичами и сторонниками: царевна Софья, Иоанн, бояре Милославские, кн. В. Голицын, Хованский, Шакловитый и др. К другой партии принадлежали дети царя А.М. от второго брака (партия Нарышкиных) со своими родичами и сторонниками: царица Наталья Кирилловна с царем Петром, бояре Нарышкины, Матвеев, князь Борис Голицын и др.
  
   Нападающей стороной была партия Софьи, опиравшейся в своих действиях на московские стрелецкие полки, которые и оказались втянутыми,таким образом, в политическую борьбы и интригу. Партии же Петра приходилось непрерывно обороняться, и даже его личной безопасности и близких к нему лиц угрожала частая опасность, так как Петр, в сущности, был вначале беззащитен. Как начало борьбы, которое совпало с первыми же днями царствования Петра, так и конец ее, были чрезвычайно кровавы. Поднятые при помощи Хованского подкупами и ложными уверениями о насилиях и обидах, чинимых Софье и царевичу Иоанну,и даже об убийстве Иоанна со стороны Нарышкиных, стрельцы толпами бросались в кремлевский дворец и произвели таким образом 3 бунта: 30 апреля, 15-17 мая и 24-29 мая 1682 года.
  
   Царица Наталья и Петр подвергались в течение этих бунтов большой опасности и многим оскорблениям; они были свидетелями ужасных убийств многих родных и близких им людей (Матвеев, двое Нарышкиных, кн. Долгоруков). По требованию стрельцов управление государством поручено Софье, а царями объявлены оба брата: Иоанн и Петр. Нервное потрясение мальчика во время этих ужасов было так велико, что у него остались на всю жизни конвульсивные болезненные движения в лице в минуты внутренних волнений. Партия Петра оказалась разгромленной и царица Наталья принуждена была, отказавшись от власти, удалиться в с. Преображенское, где Петр и прожил с матерью 7 лет свободных от придворного этикета, но окруженный любовью и сочувствием. В течение этих лет скрытая вражда партий продолжалась, вызывая изредка мелкие столкновения. Так, Петр не считал возможным утвердить награды кн. В. Голицына за позорные крымские походы 1687 и 1689 гг. Софья же на это ответила принятием титула самодержцы и стала готовиться к окончательному государственному перевороту в свою пользу.
  
   Заключительный кровавый акт этой борьбы разыгрался в ночь с 7-го на 8-е августа 1689 г. В течение всего 1688 и части 1689 годов партия Софьи, главным образом, через Шакловитого, распускала среди стрельцов и населения волновавшую умы сплетню о будто бы злых умыслах потешников и об оскорблениях, постоянно приносимых ей и царю Иоанну от них же. От своих конных потешников, несших в Москве постоянную разведочную службу о действиях стрельцов и Софьи, царь Петр еще в 1688 г. получил достоверные сведения о подготовлявшемся при участии стрельцов перевороте в пользу Софьи.
  
   Он также готовился к борьбе и его отряд потешных войск к августу 1689 г. был уже достаточно силен, а главное - надежен. Наконец, в августе 1689 г. распространился настойчивый слух, что якобы на 8-е августа назначен поход потешных на Москву с целью истребления Софьи, Иоанна и царевен. Под этим предлогом на вечер 7-го августа Шакловитым назначен был сбор по 100 надежных стрельцов от 4-х полков с заряженными ружьями и посланы были в с. Преображенское 3 верховых денщика для наблюдения за действиями Петра. Но два стрельца, Мемнов и Ладогин, прискакали ночью в Преображенское, успели предупредить Петра и открыли ему весь план заговорщиков. Петр ночью же поскакал с 4-мя стремянными конюхами в Троицкую лавру. Туда же вслед за ним прибыл весь потешный отряд, стрелецкий Сухарев полк, а также все состоявшие на службе правительства офицеры Немецкой слободы.
  
   Все симпатии оказались на стороне Петра; в его распоряжении оказалась значительная и совершенно преданная ему вооруженная сила. Между тем Софье и Шакловитому не удалось поднять значительное количество стрельцов на новый бунт; дело ее поэтому оказалось проигранным и она принуждена была подчиниться всем требованиям Петра. К 15-му сентября был восстановлен уже полный порядок.
  
   Назначено было расследование; Шакловитый и другие главные виновники были казнены; Софья отстранена от управления государством; верные же Петру лица вознаграждены. Все важнейшие должности правительства замещены верными людьми своей партии, а управление государством вручено царице Наталье Кирилловне и кн. Б. Голицыну.
  

0x01 graphic

Петр I. Гравюра И. Голля

  
  
   Семнадцатилетний царь Петр, однако, уклонился от участия в управлении, а приступил, энергичнее чем когда-либо, к дальнейшему самообразованию и правильной организации своих потешных войск по планам и мыслям генерала Гордона и Лефорта. II. В зависимости от изложенного хода событий в развитии потешных войск Петра можно проследить три периода: первый период до 1682 года - период детских потешных забав; второй период 1682-1689 гг. - период села Преображенского,по содержанию учебный; и третий период 1689-1692 гг. - период организационный. 1-й период - детские потехи.
  
   В 1679 г. для воспитания семилетнего царевича назначен был особый "дядька" - стольник кн. Борис Ал. Голицын и назначены были по заведенному обычаю "робята-сверстники", которые по своим придворным обязанностям имели звание стольников, спальников и слуг.
  
   Точное число их неизвестно, но их было немного: 20-30.
   Имена сохранились только 14-ти: 6 Нарышкиных (родня царицы), Головкин, Матвеев, кн. Мещерский, кн. Гагин, кн. Голицын и Стрешнев. У хором царевича в Кремле была устроена особая потешная площадка, на которой разбит был "потешный шатер", стояла "потешная изба", а при ней рогатки и деревянные потешные пушки.
  
   Эта детская дружина, по-видимому, часто собиралась, но предавалась исключительно детским забавам воинского характера, в зависимости от ясно обнаружившейся у Петра природной склонности к ним. Эта-то дружина и получила прозвище "потешных". Потешники имели полный комплект тогдашнего вооружения из дерева; так, они имели под названием "потешных": луки, пищали, пистоли, карабины, булавы, топорки, сабли, копья с прапорцами, барабанцы и потешные знамена.
  
   К концу этого периода десятилетние потешники уже научились стрелять из лука, обращению с оружием, отчасти военному строю и барабанным боям, причем Петр везде был первым. Но насколько успешно шли воинские упражнения, настолько же случайны и малоуспешны оказались научные занятия Петра. Недостаток их впоследствии стоил ему многих огорчений, трудов и разочарований, стеснявших не раз размах его великой деятельности. 2-й период - учебный (1682-1689 гг.).
  
   Мы уже видели, что в 1682 г. партия царицы Натальи Кирилловны (Нарышкиных) подверглась страшному разгрому, что верховная власть перешла в руки Софьи и что Петр с матерью вынужден был удалиться в тишину с. Преображенского на целых 7 лет. Но так как Петр, движимый своей природной склонностью к военному делу, получил возможность со времени назначения его к предводительствованию войсками придать своей деятельности вполне осмысленный государственный характер, то и детские его воинские потехи скоро, хотя и незаметно, перешли в серьезное практическое и научное изучение всех деталей (хитростей) военного дела, в серьезную подготовку, осуществленную при посредстве дружины потешников.
  
   Дружина потешников, развиваясь в течение 5-ти лет, достигла в 1686 году численности 100-150 четырнадцатилетних мальчиков и стала называться с этого времени "потешным полком".
   В 1686 году потешный полк заключал в себе: 1) сотню конного строя, 2) сотню пешего стоя, 3) 11 медных и железных пушек с потешною запряжкой и потешными пушкарями, взятыми из числа стряпчих конюхов - людей взрослых и степенных, первым из которых был Бухвостов, и 4) барабанщиков и флейтщиков (переведенных из Бутырского полка).
  
   Потешный полк имел особое черное знамя и особую "потешную" форму из темно-синих кафтанов с позументами и особых шапок. Конная сотня вооружена была карабинами, а потешная - мушкетами; кроме того имелся большой запас всякой "брони", т.е. всякого оружия: копья, пистолеты, сабли, предметы снаряжения и пр. Для хозяйственных и учебных целей потешного полка в с. Преображенском построен был особый "потешный городок", "Прешбурх", заключавший в себе земляную крепостицу с водяными рвами, деревянными башнями с пушками, потешными конюшнями, амбарами, столовыми и пр. хозяйственными постройками и целой флотилией потешных судов на р. Яузе. Все потешники жили вблизи слободою.
  
   Полк усиленно обучался по тогдашнему уставу, носившему название "Учение и хитрость ратного стоя", стойке, ружейным приемам, поворотам, маршировке, движениям, всякой пальбе и маневрам, причем боевые стрельбы производились под наблюдение "дядьки" - кн. Б. Голицына или иностранца капитана Зоммера.
  
   Петр особенно полюбил артиллерийскую стрельбу, в которой и сделался специалистом. Учения часто оканчивались или малыми двусторонними маневрами, где одна сторона выбивала другую из занятой позиции, или штурмом "Прешбурха". С 1687 года наступило очень серьезное для Петра время.
  
   Софья приняла титул самодержцы и Петр, чувствуя себя в постоянной опасности, нуждался в надежной охране, которую он и нашел в своем потешному полку. Для этого потребовалось усилить полк, и вот, сначала тайно, а в 1688 г. явно, был объявлен клич с приглашением в потешники. Принято было много взрослых людей всякого звания; детская физиономия полка утратилась и он теперь стал называться "полком потешного строя людей всяких чинов", имея численность до 250 человек при 4-х знаменах. С этого же 1687 г. началась действительная служба потешников. Конная сотня несла по очереди разведочную службу в Москве о действиях стрельцов и Софьи; остальные же пешие сотни содержали внутреннюю охрану дворца,привлекая к семы и разных дворцовых сторожей и мастеровых людей.
  
   Так прошло время до 8-го августа 1689 года, когда Софья сделала попытку устранить Петра от царствования при помощи нового заговора стрельцов, попытку, которая кончилась устранением ее от правления и разгромом ее партии. Потешный полк, немедленно прибывший к Петру в Троицкую лавру, составил там ядро вооруженных сил. 3-й период - организационный (1689-1692 гг.). Как было уже указано, позорные крымские походы, многочисленные стрелецкие бунты и влияние образованного генерала Гордона создали в Петре решение реформировать свои войска по тогдашним образцам западной Европы.
  
   Решено было начать с потешного полка, регулярное сформирование и обучение которого и было поручено генералу Гордону тогда же, т.е. в конце 1689 г. Прием новых взрослых потешников продолжался и полк постепенно усиливался.
  
   В 1690 г. последовало назначение первых строевых начальников-сержантов, в число которых зачисляется и Петр; в декабре того же года полк был разделен на роты; наконец, весною 1682 г., последовало официальное учреждение Преображенского и Семеновского полков, на сформирование которых поступило по 4-6 рот с 12-ю сержантами в каждой (около 300 ч.) из общего состава потешного полка, причем офицерские должности замещены были частью же детскими потешниками Петра.
  
   Регулярное обучение потешного полка, а впоследствии и новоучрежденных полков, продолжалось под личным руководством Петра и генерала Гордона с чрезвычайной настойчивостью. Особенное развитие в это время получили двусторонние маневры, известные под названием семеновских и кожуховских походов. Несчастных случаев на этих маневрах не боялись; схватки сторон бывали порой очень горячими и сопровождались не только раненными, но и убитыми.
  
   Применялась и действительная опасность, в виде бросания особых разрывных глиняных горшков. Разрывом одного такого горшка в июле 1691 г. царь Петр был тяжело ранен, а Гордон и многие другие - легко. Столь солидная подготовка дала блестящие результаты при первом же испытании этих полков в бою под Нарвой в 1700 г. При полном разгроме армии Петра, только эти два полка, Преображенский и Семеновский, сдержали натиск шведов и тем спасли жизнь и достоинство Петра, дали возможность возобновить дальнейшую, уже успешную, борьбу.
  
   Таким образом, рассматривая в целом всю деятельность Петровских потешных войск, мы должны придти к заключению, что она выразилась: 1) в охранении безопасности царской особы Петра; 2) в подготовке самостоятельного кадра образованных офицеров всех родов войск и 3) в образовании 2-х первых практически обученных и воспитанных регулярных полков русских вооруженных сил. После Петра Великого мы встречаем вновь потешников в 1841 году, в царствование Императора Николая I. В целях лучшего физического воспитания Великих Князей Николая и Михаила Николаевича, в Зимнем дворце сформирован был потешный взвод, носивший форму Преображенского полка.
  
   В этот взвод вошли 18-19 мальчиков из детей ближайших ко двору знатных фамилий и 10-15 кадет первого кадетского корпуса. Обучение происходило в залах дворца под личным руководством Императора, по воскресеньям, в течение нескольких лет, и заключалось, по преимуществу, в маршировке и разных тонкостях тогдашней чисто строевой муштры, частью же в артиллерийских учениях в тех же залах с деревянными пушками, в некоторых земляных саперных работах в Царском Селе и в обучении балетным танцам, цирковой верховой езде, плаванью и гребле, бегу на коньках и фехтованью. Хотя эти потешники достигли впоследствии высоких положений, но никакого государственного или общественного значения эта потешная деятельность не имела.
  
   Несколько большее значение имела попытка Великого Князя Николая Константиновича летом 1871 года в г. Павловске. По собственной инициативе Великий Князь объявил по дачным окрестностям Павловска приглашение мальчиков на военные игры. Дети с восторгом откликнулись и стали ежедневно собираться на берегу р. Славянки у Новой-Веси. Великий Князь лично занимался с ними гимнастикой, военным строем, песнями, наводкою мостов, постройкой земляного укрепления. Потешники получили маленькие ружья, имели собственных барабанщиков и гармонистов. Учения эти закончились 10-го июля походом в г. Павловск и штурмом Павловской крепости.
  

М. Смельницкий.

Происхождение потешных войск //

Военный сборник. - 1911. - N3).

  
  
  

0x01 graphic

Печать и подпись патриарха Иова

АФОРИЗМЫ И МЫСЛИ ОБ ИСТОРИИ

В.О.Ключевский

  
  -- Когда нам плохо, плохое утешение думать, что другим еще хуже.
  -- Когда у мыслителей быстро вертится мысль, у не­мыслящей публики кружится голова.
  -- Кого он не предаст, когда ежеминутно предает са­мого себя: это самоиуда.
  -- Красавица смотрит на свою любовь, как на жертву Молоху; некрасивая считает ее ненужным подарком, ко­торый ей позволили принести; женщина ни то ни сё видит в ней просто половую повинность.
  -- Красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, смелых боятся, но выхо­дят замуж охотно только за сильных.
  -- Кратчайшее расстояние между двумя точками -- пря­мая. Прямой путь -- кратчайшее расстояние между дву­мя неприятностями -- в жизни.
  -- Крупный успех составляется из множества предусмот­ренных и обдуманных мелочей.
  -- Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животное.
  -- Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их обшей ненависти.
  -- Кто не любит женщины, тот не понимает Бога, потому что Бог написал себя на душе женщины, а его писание можно читать только сердцем.
  -- Кто не любит просить, тот не любит обязываться, т. е. боится быть благодарным.
  -- Кто не способен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни, как узурпатор бытия.
  -- Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  -- Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться значит прощать.
  -- Кто смотрит из света во враждебную тьму, не видит никого из своих врагов, но служит мишенью для всех них.
  -- Кулаки-бабы берегут свое сердце, как деньги, забывая, что последние существуют для того, чтобы их тратить, а первое -- чтобы отдавать.
  -- Культурные нищие, одевающиеся в обноски и обрывки чужой мысли: растерявшись в своих мелких ежедневных делишках, они побираются слухами, сплетнями, анекдо­тами, словцами, чтобы сохранить физиономию интелли­гентов, стоящих в курсе высших интересов своего времени.
  -- Либералы -- игроки на глупость, как консерваторы -- игроки на трусость.
  -- Лицо должно отражать личность. Это отражение на­зывается физиогномией. Есть люди, у которых лицо ничего не выражает, и есть люди с сильным выражением, хотя на них "лица нет". Потому можно сказать, что есть лица без физиогномий и есть физиогномий без лиц.
  -- Личный эго­изм -- единственная гармония жизни для него. В жизни он визит только прорехи и щели, не штопая их мечтами, не замазывая их донкихотскими порывами, и спокойно плюет в них, когда нельзя в них просунуть пальца для благоприобретения чужой вещи без взлома.
  -- Лучший воспитатель -- голод: он быстро распознает то, с чего надо начинать воспитание -- стоит ли воспи­тывать питомца.
  -- Любовь женщины дает мужчине минутные наслаж­дения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.
  -- Люди думают умнее животных; но они были бы больше людьми, если бы жили так же глупо, как живут животные.
  -- Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, ког­да недостает идеалов, они идеализируют идолов.
  -- Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
  -- Люди напряженно преследуют свои интересы, но книг не читают. Почему? Книги ли так неинтересны, или инте­ресы так некнижны?
  -- Люди образованные из народа обыкновенно сохраня­ют его дурные свойства и перестают понимать хорошее.
  -- Люди с неблагополучными мышлениями.
  -- Люди самолюбивые любят власть, люди честолюби­вые -- влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  -- Люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно понимают.
  -- Люди, умеющие открыть рот, но не закрыть его.
  -- Люди, умеющие открыть рот, но не умеющие закрыть его.
  -- Маленькие люди с большими притязаниями, с малень­кими средствами, желающие делать большие дела.
  
  

0x01 graphic

  

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

  
   Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), выдающийся русский мореплаватель, флотоводец-патриот, исследователь морей и океанов, участник трех экспедиций вокруг Земли, открыватель Антарктиды и многих островов, герой Наваринского сражения, реформатор Черноморского флота, основатель особой, "лазаревской" школы воспитания и боевого обучения моряков. Вернувшийся из третьего кругосветно­го путешествия М. П. Лазарев был про­изведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром строящегося в Архангельске 74-пушечного линейного корабля "Азов". Заботясь, о высоком уровне боеготовнос­ти нового линкора, знающий свое дело офицер добивался претворения в жизнь выдвинутых им конструктивных предло­жений, направленных на повышение жи­вучести корабля, его остойчивости, ход­кости, эффективности вооружения и до­стижение более удобного размещения команды. Конструкторы и строители по­началу выражали недовольство по поводу замечаний командира, но вынуждены были согласиться с его мнением. "Азов" стал лучшим кораблем русского флота. Более того, Адмиралтейств-коллегия (высший орган управления военно-мор­скими делами) предписала достройку однотипных линкоров "Александр Не­вский", Тангут" и других производить по образцу "Азова". За особые заслуги при Наварине ли­нейному кораблю "Азов" впервые на рус­ском флоте был присвоен кормовой Ге­оргиевский флаг. 39-летний Михаил Ла­зарев стал контр-адмиралом. Участвовал в блокаде Дарданелл и других боевых действиях, поскольку началась очередная война с Турцией. В сложных условиях отдаленности от центра ему приходилось решать многие военные и дипломатичес­кие вопросы. В 1832 году он был назначен начальником штаба Черноморского флота, затем - ко­мандующим эскадрой и, наконец, в 1834 году - главным командиром Черномор­ского флота и портов Черного моря, одновременно являлся военным губерна­тором Николаева и Севастополя. Основой боевой подготовки Лазарев считал прежде всего практические уче­ния, упорные тренировки моряков в море и на стоянке. "Морское дело наше, - говаривал он, - требует постоянных занятий в оном... Морской офицер, не зная дела своего во всех подробностях, никуда не годится". Офицеры должны были не только требовать и объяснять, но и показывать, как это делается. "Худо, как вахтенный офицер приказывает что-либо на марсе или салинге, а сам не знает, как оно делается. Я надеюсь, что тех, которые служили у меня, в том никто не упрекнет". Им написано несколько основополагающих инструкций, регла­ментирующих боевую организацию и подготовку кораблей. В своих приказах и предписаниях, уст­ных наставлениях Лазарев не переставал напоминать всему личному составу о на­циональной военной гордости русских моряков. Один из "секретов" воспитательной практики Лазарева подметил адмирал А. А. Шестаков. По его мнению, он со­стоял в умении Михаила Петровича воз­действовать на людей "помимо собствен­ной его личности, вызывавшей неволь­ное уважение... главнейшей в оправдан­ной опытом аксиоме: окружил человека порядочностью - и он станет порядоч­ным человеком". В честь славного сына России М. П. Лаза­рева - уроженца "неморского" города Владимира, но навсегда "приписанного" к морю, названо четырнадцать объектов в разных уголках планеты, в том числе море у берегов Антарктиды.
  
   Лакедемоняне - страна Лакедемония, иначе Лакония или Спарта, находилась в ю. части Пелопонеса и составляла после Афин важнейшее государство в древней Греции. Название означенной страны под именем Спарты в различных отношениях к народу Иудейскому встречается в книгах Маккавейских не более двух или трех раз.
  
   Лангобарды - германская народность, жившая первоначально на ле­вом берегу Нижней Эльбы, а потом переселившаяся в область р. Дуная. В тече­ние V и VI вв. лангобарды покорили ряд германских народностей (герулов, гепидов). В 568 г. лангобарды завоевали Северную Италию, где основали Лангобардское государство. В 744 г. государство это было покорено Карлом Великим и присоединено к франкскому королевству.
  
   ЛАНДСКНЕХТЫ В первый раз ландскнехты выступили в борьбе Максимилиана с бургундскими городами (1482-1486 гг.). Слово "ландскнехт" означает агента судебной власти, нечто среднее между жандармом и судебным приставом. Максимилиан, желая подчеркнуть, что он не ведет войну, а только усмиряет беспорядки, назвал вновь образовываемую пехоту ландскнехтами. В корпорации ландскнехтов слились в одно тактическое целое небогатое рыцарство и авантюристы из числа горожан и крестьян.
  
   Лао-цзы (Ли Эр), автор др.-кит. трактата "Лао-цзы" (древнее назв.-"Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н. э.), канонич. соч. даосизма. Лао-цзы разделяет посылку Конфуция о неразрывном единстве "пути человека" и "пути не­ба", но трактует это единство не столь­ко в моральном, сколько в метафизиче­ском ключе: для него цель человече­ского совершенствования состоит в возвращении к первозданной полноте бытия, еще не разрушенной досужим умствованием. Мудрец, согласно Лао-цзы, подобен "еще не родившемуся младенцу", который безотчетно (и по­тому безмятежно) питается от "матери Неба и Земли", то есть Великого Пути мироздания. Презреть мирское знание и условности общества, уподобиться нерожденному мла­денцу и обрести блаженство в собственной помраченности - все эти заветы даосского патриарха предназначены, ка­жется, не для средних умов. Остается фактом, что "темная" мудрость Лао-цзы, апо­логета младенческой наивности и убежденного противника интриг и войн, вдохновляла самые изощренные, даже самые коварные приемы китайской стратегии. Даосизм в итоге стал не просто одним из "учений" Китая, но и подлинным фокусом китайской цивилизации, вместившим в себя и практику духовного совершенствования, и политику, и культурное творчество, и протест против условностей куль­туры, мечту о вечной жизни и надежду па успех в любом деле.
  
   ЛАПТЕВ Харитон Прокофьевич (? - 1763). Капитан 1 ранга. Мореплаватель, исследователь Арктики. В 1739-1742 руководил одним из северных отрядов 2-ой Камчатской экспедиции. Обследовал побережье от р. Лена до р. Хатанга и составил описание Таймырского полуострова. Затем служил на Балтийском флоте и преподавал в Морском корпусе.
  
   Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80), франц. писатель-моралист. В "Мемуарах" (1662) и "Максимах" (1665) в афористич. форме переданы филос. итоги наблюдений над природой человеческого характера. Некоторые его "максимы": "Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие"; "Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее наделяет дураков умом"; "Гордость свойственная всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее проявляют"; "Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли - даже роль бескорыстия"; "Жажда славы, боязнь позора, погоня за богатством, желание устроить жизнь удобно и приянтно, стремление унизить других - вот что нередко лежит в основе доблести, столь превозносимой людьми"; "На войне большинство людей рискует жизню рово настолько, насколько это необходимо, чтобы не запятнать своей чести; но лишь немногие готовы всегда рисковать так, как этого требует цель, ради которой они идут на риск".
  
   ЛАСИ (ЛАССИ) Петр Петрович (1678-1751). Генерал-фельдмаршал (1736). Ирландец. На русской службе с 1700 Участник Северной войны 1700-1721 и Прутского похода 1711 С 1726 командовал войсками в Лифляндии, рижский губернатор, командир корпуса. В русско-шведскую войну 17411743 главнокомандующий действующей армией, одержал несколько побед над шведами.
  
   Латин - легендарный родоначальник латинян. Существовали леген­ды, называвшие его отцом или дедом Ромула.
  
   Латинская война. Усиление Рима после присоединения Ка­пуи и победа над самнитами привели к обострению антагонизма между ним и латинскими городами. Латинская знать составила заговор против Рима, и представи­тели различных городов, вызванные в римский сенат, предъ­явили требование, чтобы один из консулов был латин и из ла-тин же была и половина сената. Требование это вызвало в Риме возмущение, и в результате началась Латинская война, про­должавшаяся с 340 до 338 г. до Р.Х. Восстали почти все латин­ские города. К ним присоединились капуанцы. Особенно упорно сопротивлялся приморский город Анций. Война закончилась победой Рима и установлением новых отношений в Лации.
  
   Латинские празднества - ежегодный праздник, справлявшийся союзом латинских городов в честь Юпитера-Латиария (Покровителя Латия).
  
   Латины - жители Лация, одно из основных италийских племен. Понятие платины" (latini) относилось первоначально к жителям свободных латинских городов. В 496 г. до Р.Х. римляне разбили латинов у Регильского озера и в 493 г. заключили с ними союз, где Рим имел господствующее положение. В 338 г. до Р.Х. в борьбе за равные с римлянами права латины потерпели поражение. Права римского гражданства были предоставлены им только после Союзнической войны (90 - 88 до Р.Х.). По договорам с Римом им предоставлена была имущественная правоспособность, а не­которым предоставлялось и право брака. Jus migrationis да­вало право гражданам союзных городов получить право пол­ного гражданства при переселении в Рим. После Латинской войны некоторые жители городов Лация получили право рим­ского гражданства, другие же продолжали называться латинами. За ними сохранилось право брака и имущественная пра­воспособность, равная с римлянами, но они не принимали ника­кого участия в римской политической жизни. Правда, до сере­дины III в. до н. э., когда они переселялись в Рим и проходили ценз, они делались полноправными гражданами.
  
  
  
  

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ

  -- Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.
  -- Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов.
  -- Легче сказать новое слово, чем примирить меж собой слова уже сказанные.
  -- Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего.
  -- Непринужденная беседа -- лучшая школа для ума.
  -- Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.
  -- Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, что в них была глубокая основательность.
  -- Тщеславные люди -- плохие дипломаты: они не умеют молчать.
  -- Равно слабодушны и те, что окружают свои дела непроницаемым покровом тайны, и те, что все о них выбалтывают.
  -- Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор.
  -- Кто более строг, чем законы, тот -- тиран.
  -- Страх перед людьми -- вот источник любви к законам.
  -- Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.
  -- Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат доводы благоразумия.
  -- Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство.
  -- Польза добродетели столь очевидна, что даже дрянные люди поступают добродетельно ради выгоды.
  
  

Люк де Клапъе ВОВЕНАРГ (1715 -- 1747) французский писатель.

  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023