ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Наука Побеждать - т.2

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

Часть 2

 []

КАК ГОТОВИТЬ ВОЙСКА К ТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕХА НА ВОЙНЕ

(Исторический опыт Русской Армии)

     
      Пояснения:
      В данный диск вошли 2 тома "Науки побеждать" (3-й и 4-ый), дополненные примерно 300 иллюстрациями из известных и уникальных источников. Для ориентировки в содержании приводим следующие сведения.
  

200 руб. (Москва) по тел.: 8-916-45-91-246

Тел. 8(926)286-91-89

  

3 ТОМ

Психология русского боевого искусства / Авт.-сост. А.И. Каменев

Пояснения

     
      Исторически достоверно установлено, что народы, так же как и отдельные лица, имеют свои характеры, свои наклонности, нравы, страсти, обычаи, свой дух и свою храбрость[1]. Во все времена полководцами справедливо ценилась сила духа войск, взаимовыручка, способные сплотить всю армию в один мощный организм[2]. В то же время, недооценка требований и задач национальной психологии применительно к военному делу, в определенные периоды нашей истории, заставляла обращаться к заграничным источникам. Особенное значение имели руководства из Германии, пользовавшиеся большим престижем после ее счастливых войн. "Свои самобытные пути и самостоятельная мысль стушевывались. Германия возвеличивалась, становилась на пьедестал, казалась чем-то высшим и лучшим по сравнению со своим. Ее почти боялись и тем более, чем меньше понимали. Русская психика по отношению к будущему противнику подавлялась" [3]. Нужно ли говорить о том, какой серьезный ущерб боевому и моральному духу войск наносит такая практика?

*

      Где следует искать истоки названного явления? Думается, в том, что одной из особенностей, определивших направление просвещенных умов в России, было то, что после известного Манифеста Петра III "о вольности дворянства" [4], западное влияние, доселе еле просачивающееся в русскую жизнь, "хлынуло сюда широкою волною, и ... прежние пути, по которым оно направлялось, из едва заметных тропинок стали торными дорогами" [5]. Сие приобщение к западной цивилизации можно было бы приветствовать, если бы не одно обстоятельство, исказившее идейную жизнь России. Суть в том, что стесненные доселе рамками жестких церковных, сословно-этических, должностных и иных предписаний дворяне с головой окунулись в жизнь Запада. Европа шокировала и "перековывала" русского человека: уезжая из Москвы с тревогой и враждебным чувством к Западу, навигаторы или дипломаты нередко возвращались с сознанием его превосходства; дальнейшим шагом являлась критика своих порядков, сознание негодности и мысль о замене их новыми, заимствованными с Запада[6]. Незрелый ум, быстрые и резкие суждения приводили к скоропалительным выводам о превосходстве Запада и отсталости России. Если формально так и было, то с точки зрения обязанностей гражданина следовало бы на место огульной критики существующих порядков поставить желание и умение поправить положение дел на родине. Но, критиковать и обличать легче, чем врачевать заболевшего и оказывать ему посильную помощь.
      Думается, вся наша беда заключается в том, что мы, русские, сами себя в должной мере не знаем. В невежестве этом нам "помогают" и недруги России, которые пытаются "вызвать Россию на отречение от себя самой" [7] и привить ей "дух западной цивилизации" [8] и тем самым "обезвредить ее природную силу, поработить ее духовно и нравственно" [9].

*

      Интеллигенция, подхватившая из рук дряхлеющего дворянства знамя духовного лидерства, не оправдала надежд нации. Погрязшая в партийной борьбе, склоках между собой, превратно понимая свою миссию, зараженная доктринерством, увлеченная "передовыми" западными идеями, умеющая говорить, но не творить, она и сегодня (как и в ХIХ -- ХХ вв.) не в состоянии выполнить роль единоличного духовного лидера нации. Как и 200 лет назад среди тех, кто влияет на политику, общественное мнение, умы граждан, воспитание молодежи, не так много патриотов, заботящихся о благе России и ее граждан, но несметное число тех, кто пропитан корыстью, шкурничеством, прагматическим расчетом... Можно ли ждать от этих людей, зовущих себя "солью земли" блага для своей Родины? Ответ здесь только один: нет!

*

      В силу специфики России и русского характера, всегда было так: разумная, полезная инициатива, как правило, исходило из низов. Простой русский человек был куда более "государственник", чем самый крупный чиновник. В России всегда было много (да есть и сейчас!) "левшей" (Н.С. Лескова[10]), да мало тех чиновников, кто заботится о благе России подобно тульскому работяге. "Соль земли" русской составляют патриоты России, не кричащие на митингах и демонстрациях и прилюдно выражающих свою "любовь" к ней, а делающие благо для своей страны каждый на своем месте, без надежды на благосклонность властей, почести и привилегии, т.е. бескорыстно, с искренним желанием подставить свое плечо под общую ношу.
      Думается, не к интеллигенции, как обособленной группе людей, должен быть направлен призыв стать духовным пастырем народа, а к тем честным патриотам, которыми русская земля всегда была богата. Прав был И.А. Ильин, который еще в 1934 г. сказал, что "ныне бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер; они должны найти друг друга, сговориться и сорганизоваться" [11]. Нам представляется вся сложность этой задачи сегодня в условиях резкой политизации общества. Но безмерно велика и цена -- сорганизовать мыслящих патриотов России. И тот, кому это удастся сделать, заслужит признание ныне здравствующих россиян и их потомков.

*

      Наряду с самопознанием национальных особенностей, не менее важной задачей является познание того института, которым являются вооруженные силы. Задача эта не новая, но и не менее актуальная ныне. В свое время С. Кедрин предупреждал русское общество, правительство и военное руководство: "Без знания своей армии не может быть никакого движения вперед, ибо только солидарная осведомленность о своих институтах может открыть своевременно их достоинства и недостатки. Не зная своей армии, мы можем лишь слепо верить в ее мощь, а потому и жестоко поплатиться за свою неосведомленность" [12].
      Знание вооруженных сил покоится на знании национальной психологии ведущей (определяющей) нации, понимании природы войны, боя, психических явлений, сопутствующих боевой обстановке, а также психики различных категорий военнослужащих: простого солдата, частного начальника[13], главнокомандующего (старшего войскового начальника).
      Исторический опыт, однако, показывает, что "мы нередко упускаем из вида наши национальные особенности, а потому не можем никогда ни воспользоваться преимуществами своего народа и страны, ни устранить некоторые недочеты" [14].

*

      Ошибка многих наших правителей (за исключением, пожалуй, великих князей Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Иоанна Клиты, царей Иоаннов III и IV, императора Петра Великого и императрицы Екатерины II) состояла в том, что они или не понимали свой народ, презрительно относились к нему, или же действовали во вред исконным интересам русского народа, но в угоду державам иностранным. В то же время деятельность Петра Великого показывает как много может сделать русский народ при умелом верховенстве. При таких правителях как Петр Великий, становится очевидным значение вооруженной силы для государства: его развитие, самостоятельность и независимость, достижение (реализация) национальных интересов, связанных с расширением жизненного пространства, выходом к морям и международным коммуникациям, обретение уважения со стороны близких и дальних соседей, сведение к минимуму агрессивных устремлений недругов, их желаний поживиться за чужой счет, _ все это невозможно без надежной армии и флота. Только при таком Императоре как Петр Великий все внешние акции Армии и Флота продиктованы национальными интересами, а не стремлением других государств использовать потенциал России, ее армию и флот в своих корыстных интересах (как то было во времена Петра III, Павла I, Александра I и Николая II). Петру Великому принадлежит заслуга особого рода: он умел прививать на "русском теле" ростки западной цивилизации, не подрывая, не гася природной энергии русского народа[15]. У него не грех сегодня учиться тем, кто правит Россией.
      Сила Петра Великого как руководителя нации состояла в его всесторонней умелости, государственности и прозорливости. Вот почему сегодня следует ставить вопрос о наличии этих качеств у первых лиц государства Российского. В первую очередь речь должна идти о необходимости серьезной психологической и военной подготовке первых лиц государства Российского. Только это может исключить разного рода авантюры и шараханья в таком тонком деле, каким является дело военное. Не пора ли в России открыть "высшую стратегическую школу" для действующих первых лиц государства (с серьезным уклоном в область духовных и психологических проблем)?

*

      Говоря об Армии, как самостоятельном организме, не следует забывать что победоносная, непобедимая армия -- могучее дерево, выросшее на почве своей родной страны, с корнями, глубоко проникшими в ее духовную и физическую толщу. Степень мощности дерева зависит от тех живительных соков, которые оно пьет из страны, из общества, и которые, перерабатываясь в школе армии, не теряют все же своей первоначальной сущности. Отсюда -- громадная роль писателей, затрагивающих вопросы в области духа, из области повседневной жизни общества и армии в философских и беллетристических произведениях, так как на их поучениях и образцах воспитываются мысли и чувства современников[16].

*

      В войнах XIX _ ХХ вв. главной двигательной силой борьбы было национальное начало. Один только беглый взгляд на историю этих столетий показывает, какое громадное значение для приведения в движение народных масс получает национальный принцип[17]. Опыт пережитых войны заставляет ныне все прогрессивные государства строить свою вооруженную силу на воспитании в подрастающем поколении чувства глубокого патриотизма, других высоконравственных начал в народе и в его вооруженных защитниках. Нужно ли говорить о том, как мало сделано в этом направлении у нас?

*

      В военной литературе исследованию значения "нравственного элемента" в войсках отведено весьма почетное место, в форме теоретических положений и виде богатого материала, выясняющего различные способы владения "нравственным элементов" великими полководцами всех народов и времен. Нравственный же элемент, как понятие собирательное, вмещает в себя всю сумму душевных явлений, от наиболее возвышенных, поднимающих человека в его собственных глазах, и кончая простыми, обыденными, так сказать, присущими человеку, как живому существу[18]. Тем не менее, приходится констатировать, что необходимые для осмысления факты и примеры разбросаны по значительному числу источников, многие из которых стали библиографической редкостью. Учитывая важность проблемы и необходимость совершенствовать "моральную упругость войск", целесообразно дать в собранном виде те материалы, которые не утратили своей ценности на сегодняшний день. Эту цель и имеет данная книга.
     

*

      До последней поры считалось ненужным (а то и вредным) писать о негативных психологических проявлениях на войне, как-то: страхе и панике. Бой представляет собой величайшую драму, происходящую не только на поле боя, но и в душе бойца: человек в бою ставит на карту самое дорогое, жизнь, в силу чего человек ввергается в водоворот таких событий и явлений, которые в иные (мирные) времена не могли бы иметь место и за все время существования. Даже храбрейшим воинам приходится считаться со страхом. Другое негативное явление -- паника -- психологическое проявление одного из явлений ослабленного духовно войска. Явление это парадоксальное: до того дисциплинированное войско превращается в неуправляемую толпу, бежит от воображаемого или же малочисленного противника. Здравомыслящий полководец не может игнорировать указанные реалии. "...Элемент страха должен быть всегда принят во внимание, как специфический фактор психологии боя", -- писал в свое время Н.Н. Головин[19]. Страх, паника, другие психические явления боя и боевой деятельности следует изучить в максимально возможной степени, чтобы вносить соответствующие поправки в решения полководца, его обращения, боевые распоряжения и т.п.
      Не следует думать, что войска, раз дисциплинированные и обученные, таковыми останутся на протяжении всей кампании. Существуют кризисные моменты боя, есть пределы нравственной упругость войск: командир не может до бесконечности эксплуатировать моральный фактор... Упадок духовной энергии так же опасен, как и потеря людей, оружия, техники, занимаемых позиций, а в особые периоды войны и боя утрата способности сопротивляться, наносить удары по врагу является основной причиной поражения. Вот почему стремление выдающихся полководцев "бить по воображению" противника всегда стояло на первом плане в их боевой деятельности.

*

      Великие полководцы всегда ценили взаимовыручку, значение безостановочного движения вперед, стремление "положить душу за други своя", инициативу и самостоятельность частных начальников и рядовых воинов, внезапность, "быстроту, натиск, глазомер", прекрасно понимая, что эти психологические составляющие боевой мощи войск всегда утраивают или даже удесятеряют их войска и в столь же большой степени ослабляют войска противника. Они прекрасно понимали значение командирского слова в боевой обстановке, проявление внимания к простому солдату и все делали для того, чтобы их появление в войсках, слово, обращенное к бойцам, поднимало дух солдата, вселяло в них уверенность в победе и вызывало стремление одолеть врага. Экономия духовных сил в подготовительный период боя и крайнее напряжение в кризисе боя (решительный период боя), -- всегда вели к боевому успеху.

*

      Придавая большое значение привычке, навыку, опыту, зная о силе воображения, выдающиеся русские полководцы учили войска только тому, что было необходимо им для боя и для победы. Они всячески старались исключить из программы подготовки и из воображения солдат и офицеров то, что снижало боевой дух войск, развивало уныние, подрывало веру в отцов-командиров, вызывало сомнение в победе или же преувеличенное мнение о противнике. Но они никогда не обманывали своих солдат, не приукрашивали действительности, не умаляли опасности, не расходовали зря человеческие жизни. Прежде, чем чему-то учить войска, они сами учились, не боясь обратиться за советом к более опытным и знающим солдатам и офицерам. Русские полководцы прекрасно понимали силу личного примеры и в трудные минуты боя бросали в бой последний резерв -- самого себя. Солдаты ценили такое самопожертвование, но никогда не восхищались напускной бравадой, бесцельным риском, неоправданным лихачеством и т.п.

*

      Секрет побед наших выдающихся полководцев заключен не в гениальности принятых и проведенных ими в жизнь тактических или стратегических решений. Он в другом: в знании психологии войны и боя, психологических особенностей ведомых им войск, в умении верно рассчитать психологию предстоящего сражения. Выведя на возможно большую величину все позитивные психологические составляющие своих войск, снизив психологические данные войск противника, экономя до поры кризиса духовные силы войск и дав им полностью проявить себя в решающее время, они с успехом били противника.

*

      Невероятно велик арсенал психологических средств русских полководцев. На каждый случай нет рецептов. Но есть опыт великих и умелых воителей, который ждет тех, кто становится в ряды вооруженных защитников России. Часть этого опыта представлена в данной книге.

*

      При подготовке данного тома использованы труды следующих русских историков, писателей, военачальников и офицеров: Аксакова И.С., Апухтина А.Н., Баланина Д., Белинского В.Г., Бескровного Л.Г., Блюме В., Бобровского П.О., Богословского М., Болотникова И.Н., Будберга А., Буртомеева В., Бутурлина Д.П., Верховского А.И., Волгина А. М., Волкова С. В., Воронецкого В., Галкина М.С., Гастева М., Геруа А., Глиноецкого Н., Головина Н.Н., Грулева М.В., Гучкова А.И., Давыдова Д.В., Делюбрюк Г., Деникина А. И., Дермана В., Достоевского Ф.М., Драгомирова В.М., Драгомирова М.И., Дрозд-Бонячевского, Ермолова А. П., Заглухинского В., Загоскина Н., Заичкина И.А., Зенченко М.В., Зыкова А., Изместьева П.П., Ильина И. А., Калинина И., Калнина Э. Х., Каменева А.И., Карамзина Н.М., Карцова П.П., Касвинова М. К., Кедрина С., Керсновского А.А., Клаузевица К., Клеман де-Грандпре, Ковалевского Н.Ф., Колесникова Н. В., Коломина С., Комеровского Л., Короткевич В., Костомарова Н.И., Краснова П., Крит М., Кудленко С.О., Лазаревича Ю., Лебедева В. И., Легар, Лескова Н.С., Мажного Д., Макарова С.О., Маслова И., Масловского Д.Ф., Месснера Е., Милюкова П., Милютина Д. А., Михневича Н.П., Морозова Н.А., Никулищева Б., Оберучева К. М., Павленко Н. И., Парского Д., Петрушевского А.Ф., Попова В.В., Почкаева И.Н., Пушкарева И., Ратч В., Режепо П., Резанова А. С., Розеншильд-Паулин, Романовского, Рыскина Н., Свечина А.А., Синюкова В.А., Снегирева И., Соколовского И.В., Соловьева К., Станкевича В.Б., Сухомлинова В., Теплова Б.М., Теттау, Толмачева Я., Толстого Л.Л., Толстого Л.Н., Трескина Д.Н., Уварова М., Федотова Г., Флуг В., Холманских А.Е., Червинки Я. В., Чернавина В. К., Шалапутина Н., Шишова А.В., Яковлева П.П. и др.

*

      Труд подразделен на пять взаимосвязанных разделов: раздел первый содержит извлечения из работ по психологии великоросса; второй - показывает особенности психологии русского солдата; третий - посвящен психологии боевой деятельности; четвертый - раскрывает особенности психологии боевого управления войсками; пятый - содержит поучительные примеры из боевой практики русских полководцев.
     
  

Содержание 3 тома

     
      Психология великоросса (извлечения из трудов русских мыслителей и писателей)
     
      В. Белинский: Сила наша - в правде. - М. Гастев: Причины, замедлившие гражданскую образованность на Руси. - Н. Карамзин: Физический и нравственный характер славян древних. - И. Аксаков: Каков русский человек. - И. Снегирев: Русские в пословицах и поговорках.
      Задачи грядущей России (Ф. Достоевский, И. Ильин)
     
      Ф. Достоевский: Пора стать русскими. - И. Ильин: Стратегия обновления (Власть. Демократия. - Недруги России. - Личность. Свобода. Политика будущего. - Россия и западничество. - Соблазны, которые надо преодолеть. - Предметное воспитание. - Дух справедливости. - Идея ранга. - Спасение России в качестве).
      II. Психология русского солдата (извлечения из сочинения русских полководцев и военных писателей)
     
      Что есть русский солдат. - Солдатская психология (Что ценит солдат. Чем гордится. Что хочет видеть. Что для него значит звание "отец-командир". Что отталкивает солдата. Надежны и опасения солдата перед боем). - Военные афоризмы.
      Ратные подвиги русского народа (С. Кедрин)
     
      Защитники Троице-Сергиевой Лавры. - Воевода князь Литвинов и воины. - Шесть воинов Смоленских. - Иван Ржевский. - Защитники Смоленска. - Неизвестный крестьянин. - Иван Сусанин. - Стрелец Иван Семенов. - Гренадер Петра Великого. - Неизвестный канонир. - Князь Долгорукий и пленные русские воины. - Казак Копеечкин. - Рядовой Сидоров. - Унтер-офицер Старичков. - Неизвестный барабанщик. - Бомбардир Рудоченко. - Унтер-офицер Любарский. - Матрос Морозов. - Казак Затворников. - Архип Осипов. - Солдаты и экипаж парохода "Колхида". - Мушкетер Киселев, гусар Рудзский, егерь Ларионов. - Артиллеристы конно-донской батареи. - Матрос и сапер Прокофьев. - Лейб-драгуны. - Неизвестный ездовой. - Другие герои.
      III. Психология боя (П. Изместьев)
     
      Прогресс техники и моральный фактор. - Потери в бою и их психологическое значение. - Страх, его влияние на боевые действия и пути его преодоления. - Смелость: позитив и негатив этого чувства. - Уверенность и сомнения. - Роль непрерывного движения вперед. - Психологическое значение внезапности. - Наступление и оборона в психологическом свете. - Моральное значение разных средств вооруженной борьбы. - Значение боевой муштры. - Роль привычек в бою. - Критический момент боя. - Нервное сочувствие, нервное подражание и нервное соревнование в боевой обстановке. - "Притягательная сила земли". - Паника: суть; описание наиболее характерных случаев; задача полководца по предупреждению и пресечению паники. - Слагаемые боевой мощи полководца.
      Моральная упругость войск (Б. Никулищев)
     
      Материальные и моральные основы победы над противником. - Исторические примеры "моральной упругости" войск. - Взаимосвязь морального и материального факторов боя. - "Обстановка повелевает". - Уверенность в силах. - Вера в полководца. - Подрыв уверенность в войсках противника. - Влияние общества на моральный компонент войск.
      Психика бойцов во время сражения (В. Заглухинский)
     
      Военные вожди всегда умели "уловить людей". - Проявление инстинкта самосохранения в бою. - Психика людей в разных видах боя. - Примеры из боевой практики русских войск. - Задачи полководцев.
      IV. Основы психологического управления войсками (А. Зыков)
     
      Средства, дающие возможность управления: строй, иерархия, военные советы. - Средства, предрешающие поступок: традиции, знамя, организация воинских частей. - Факторы отрицательного тона: голод, жажда, усталость. - Нравственные побуждения как противовес страху: честолюбие; ордена; славолюбие; вера в загробную жизнь; религиозное чувство; другие. - Общие условия, необходимые для управления: авторитет начальника; наказания; любовь подчиненных. - Управление войсками: господство причин логических; влияние силой ощущения; усиление или ослабление идей; изменение хода ассоциаций. - Идеи одушевляющие русские войска. - Управление неприятельскими войсками.
      Расчет и случайность на войне (П. Изместьев)
     
      Расчет в военном искусстве: возможности и ограничения. - Основа расчета. - Воля и решение командира. - Риск разумный и необдуманный. - Предмет расчета. - Риск и расчет у А.В. Суворова. - Расчет, предвидение и предусмотрительность на войне.
      Значение боевого навыка военачальника (Д. Мажный)
     
      Знания и деятельность: заблуждения и иллюзии. - Навык боевой: значение и трудность его обретения в современных войнах. - Генерал без боевого навыка не может быть допущен к командованию войсками. - Природные дарования полководца и знания как необходимые, но не единственные основания для успешного ведения боя. - Всякие ошибки поправимы, кроме отсутствия боевого навыка у военачальника.
      Ум полководца (Б. Теплов)
     
      "Квадрат успеха": равновесие ума и воли. - Практический ум. - Редкое величие духа. - Гений целого и "деталей". - Превращение сложного в простое. - Способность решаться. - Осторожная смелость. - Максимальная инициатива. - Взаимодействие и плановость. - Предвидение. - Быстрота ориентировки. - Выдающееся военное образование (А.В. Суворов).
      V. Поучительные примеры из русской политической и военной истории
     
      Великие князья, цари и императоры России: их поступки и линия поведения в деле обороноспособности страны, боеготовности Армии и Флота; отношение к полководцам и военачальникам (благоразумие или невежество и безрассудство). - Примеры из жизни и боевой деятельности русских военачальников. - Оценки полководческих дарований русских военачальников.
      Боевые обращения, распоряжений и донесения русских полководцев
     
     

4 ТОМ

Педагогика русского боевого искусства / Авт.-сост. А.И. Каменев

     

Пояснения

     
      История разных стран неоднократно доказывала людям, что сила и достоинство государства зиждется на мощи его вооруженных сил. В то же время история войн и военного искусства многократно свидетельствовала о том, что победоносные армии вдруг не рождаются: солдатами становятся после тяжелых учений и боев; вожди же армии (полководцы и военачальники) проходят куда более длительный путь к высотам боевого мастерства.
      На этом многотрудном пути важнейшее значение имеют два фактора: во-первых, качество отбора (в офицеры, генералы и солдаты); во-вторых, система индивидуальной и общей военной подготовки. Если первый фактор более всего политико-социальный, то второй _ чисто педагогический. Они, безусловно, взаимосвязаны, так как качество отбора влияет и на результаты подготовки отдельных военнослужащих и войска в целом. Эту связь нельзя игнорировать, а тем более отрицать.
      Если ранее фактор отбора был почти всецело обусловлен классово-политическими соображениями и диктовал свои условия педагогике, то ныне такое одностороннее влияние нельзя признать правомерным по целому ряду оснований, прежде всего, потому, что судьбу Вооруженных сил нельзя вверять лишь очередной группе политиков, преследующих свои, но не государственные интересы России.
      Педагогика, как наука, должна указывать политике верный путь формирования необходимого для государства кадра _ офицерского состава. Для этого она должна отрешиться от узковедомственных интересов, пристрастий и ангажированных теорий, вобрать в себя достижения человеческого разума и Веры и направить педагогический процесс военно-учебных заведений в русло традиционной системы развития русской личности и подготовки ее к исполнению воинского долга перед Родиной. Стать рыцарем без страха может почти каждый волевой человек, но "рыцарем без страха и упрека" может быть только благороднейшая личность.
      России не нужны офицеры "по необходимости", т.е. в силу личного расчета и обстоятельств. Ей нужны офицеры по призванию, не мечтающие ни о чем другом, как о победе над врагами его Отчизны.
      Военно-учебные заведения должны превратиться в колыбель воинской добродетели и офицерской чести, а воинские части - в заботливые школы взросления и возмужания офицерского состава. Родина вправе рассчитывать на то, что важнейшие посты в армии займут достойные люди, с развитым кругозором, государственным отношением к порученному делу, радеющие за то, чтобы поднять уровень боевой готовности своих частей войск до масштаба непобедимости.
      Только в таком случае России не придется в очередной раз бросать клич: "Вставай, страна огромная!" и призывать под знамена необученных и никуда не годных на первых порах людей и кровью приобретать боевую выучку и победу над врагом.
      В истории нашей страны уже не раз в разгар войны обнаруживали, что предвоенные годы мирной учебы не дали нужного солдатского и офицерского кадра. Рутина воинской практики мирного времени отвлекала силы и средства солдат и начальников на разного рода занятия, разлагающие армию и приучавшие смотреть на военное дело как на казенное служение начальству.
      Военная педагогика не всегда трубила тревогу по поводу обезличения людей, "укрощения" их самостоятельности, инициативы, принижения личного достоинства и национального самосознания. Отдельные здравые мысли и даже прогрессивные педагогические системы (Петра Великого, А.В. Суворова, М.Д. Скобелева, М.И. Драгомирова и др.) тонули в потоке мелочных руководящих указаний и рутинной войсковой практики.
      Положение военной педагогики, как нам кажется, было обусловлено тем, что в стране недооценивалось вообще педагогическое знание, а сами военные педагоги (ученые) зацикливались, как правило, на дидактических вопросах, не поднимая и не рассматривая в полном объеме вопросы концептуальные. К примеру, не понимая значения фундаментальных основ в воспитании и развитии личности, они формально относились к созданию такого фундамента в офицерском составе. Получалась парадоксальная картина: учили повелевать, не научив должным образом подчиняться и управлять собой...
      Другой причиной инертности педагогики, на наш взгляд, явилось то, что она "погрязла" в формально-педагогических вопросах: в разработке методических требований, нежизненных принципов и правил. В то же время, она уклонилась от разработки содержательной и концептуальной основы подготовки солдат и офицеров. Даже сосредотачивая внимание на вопросах "чему и как учить и воспитывать военнослужащих", она не всегда правильно определяла приоритеты в вопросах воспитания и обучения солдат и офицеров и это сказывалось на развитии "ключевых" сфер личности _ самосознания, самопознания, самостоятельности, инициативы, воли и т.п.
      Другими словами, давно назрела необходимость обращения к концептуальным вопросам военной педагогики. Именно на этой основе может произрасти все остальное педагогического образование _ установки, содержание, методика, "техника" педагогической работы. Но для этого следует отрешиться от некоторых устаревших понятий и стереотипов. Необходимо отбросить все то, что было продиктовано лишь соображениями конъюнктурной политики, обстоятельствами того или иного времени и обратиться к изначальным основам педагогического знания, Вере, здравому смыслу, реальности бытия и благодатному историческому опыту.
      Мы увидим те животворные идеи, которые по невниманию своему долгое время оставались в бездействии. В русской общей и военной истории мы найдем те мысли, которые так долго не давали нам покоя при взгляде на неустройство России и ее Вооруженных сил. Не оставим без внимания труды наших выдающихся мыслителей, поэтов и писателей, ибо их зоркий взгляд нередко подмечал то, что скрывалось от нашего невнимательного взора. Вглядимся в самих себя и увидим наши достоинства и недостатки, поймем, что надо лечить, а что оберегать и приумножать.
      Не забудем горьких уроков прошлого, чтобы впредь не повторят того, что доставило столько невзгод нашим предкам. Возблагодарим их за эти уроки и не вступим уже на тот путь, который вел их к поражениям и неудачам, а пойдем по тому пути, который вел наших прадедов, дедов и отцов к Славе, Победе и Процветанию государства Российского.
      Приведем имена тех лиц, на трудах которых был создан этот том. Это: Аксаков И.С.; Арсений (священник); Баланин Д.; Белинский В. Г. ; Бецкой И.И.; Бирюков Н.; Блюме В.; Бобровский П.О.; Болотников И.; Ботьянов М.; Булгаков С.Н.; Бутовский Н.; Вакар С.; Варяжский К.; Вертинский И.Я.; Верховский А.И.; Войно-Ясенский Л.; Воронецкий В.; Галенковский Ф.; Галкин М. С.; Гернет М.Н.; Гершельман Ф.; Гоголь Н.В.; Голованова Г.А.; Головин Н.Н.; Гончаров И.А.; Горский А.А.; Гранитов В.; Грибоедов А.С.; Даль В. И.; Демков М.; Дмитриев Л.А.; Дмитриевский А.; Достоевский Ф.М.; Драгомиров М.И.; Дьяченко Г.; Дюра-Ласаль Л.; Заглухинский В.; Заславский И.; Зеньковский В.В.; Зыков А.; Изместьев П.П.; Ильин И.А.; Каптерев П.Ф. ; Карамзин Н.М.; Карцов П.П.; Каширин С.; Керсновский А.А.; Клаузевиц К.; Ключевский В.О.; Ковалевский П.И.; Козловский И.П.; Константинов Н.А.; Корененко К.И.; Короткевич В.; Кочеткова Н.Д.; Крит М.; Куропаткин А.Н.; Курри; Лазурский А.Ф.; Леви П.; Легар; Лермонтов М.Ю.; Лесков Н.С.; Лихачев Д.С.; Локк Д.; Лукирский А.; Мариюшкин А.; Маслов И.; Махров П.; Медынский Е.Н.; Меньшиков М.О.; Меренков А.В.; Месснер Е.; Милюков П.; Модзалевский Л.Н.; Назаров И.Т.; Несмелов В.; Новицкий В.Ф.; Ожегов С.И.; Островский А.Н.; Паперный З.; Педерит Д.; Петрашевич А.; Пилипов В.; Пирогов Н.И.; Плутарх; Погодин М.; Прейпер В.; Прохоров Ю.Е.; Пушкин А.С.; Раумер К.Ф.; Резанов А.С.; Рождественский С.В.; Рожченко М.; Руссо Ж.-Ж.; Салтыков-Щедрин М.Е.; Свечин А.А.; Свидзинский Э.; Сикорский И.А.; Соколов И.; Спенсер Г.; Сунь-цзы; Теплов Б.М.; Толмачев Я.; Толстой Л.Л.; Трескин Д.Н.; Турбин В.Н.; Тургенев Н.С.; Уваров М.; Устрялов Н.; Ушинский К. Д.; Фадеев Р.А.; Федоров А.Ф.; Фелицына В.П.; Ферстер Ф.В.; Флуг В.; Фонвизин Д.И.; Франк С.Л.; Холл С.; Цишке В.; Чемберлен А.Ф.; Червинка Я.; Чехов А.П.; Шабаева М.Ф.; Шайдицкий В.; Шопенгауэр А.; Штейн; Эйенбаум И.; Яковлев П.П.; Янчевецкий В. и др.
      Структура тома отражает концептуальную позицию автора-составителя, а именно: во-первых, излагаются базисные основы военной педагогики; во-вторых, должное отдается непревзойденным учителям русского народа (Петр Великий) и Русской Армии (А.В. Суворов); в-третьих, последовательно излагаются принципиально важные идеи солдатской, офицерской педагогики и педагогический опыт полковых командиров.
     

Содержание

      I .Основы русской военной педагогики (А. Каменев)
      II .Великие учителя России
     
      Петр Великий - учитель и воспитатель русского народа (И. Соколовский)
     
      Военно-педагогическая система А.В. Суворова (А. Лукирский)
      III. Солдатская наука
     
      Основы подготовки воинов в мирное время (М. Драгомиров)
     
      Система воспитания русских солдат (И. Энгельман)
     
      Подготовка мирного времени и война (А. Розеншильд-Паулин)
     
      Учить тому, что необходимо для победы в бою (В. Буняковский)
      IV. Офицерское мастерство
      А. Педагогика военно-учебных заведений
     
      Нравственные требования воинского звания (А. Иванцов-Платонов)
     
      Сделать военный мундир заманчивым для цвета русской молодежи (А. Куропаткин) 253
     
      Вред неправильных цензов для желающих быть офицерами (Пригоровский)
      Б. Педагогика воинского подразделения
     
      Военное законодательство о главнейших обязанностях младших офицеров
      (П. Бобровский)
     
      Советы выпускным юнкерам (Н. Бутовский)
     
      Младший офицер в роте (П. Карцов)
     
      Подготовка роты к бою (М. Драгомиров)
     
      Из настольной книги русских офицеров (М. Драгомиров, И. Болотников)
     
      Словарь благоразумия офицера ( А. Каменев)
      V. Искусство командования отдельной частью
     
      Как командовать отдельной частью: практические заметки из служебного опыта (П. Карцов)
     
      Командир и воспитание чувства порядочности в полку (Н. Бутовский)
     
      Мысли о сплочении офицеров полка (Я. Червинка)
     
      Проблемы и опыт офицерской аттестации (В. Доманевский, Г. Ладыженский, Б. Панаев)
      Особенности продукта: Военная история России - герои, идеи, выводы. - Уникальные материалы. - Новый взгляд на известные события. - Обширный исторический период. - Авторская концепция военной истории России.
        
        

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ - т.2

200 руб. (Москва) по тел.: 8-916-45-91-246

  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023