ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Не всяк девица офицеру под стать

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О требованиях благопристойности офицерских браков и влиянии брака на боевые качества офицерского состава.


НЕ ВСЯК ДЕВИЦА ОФИЦЕРУ ПОД СТАТЬ

О высочайших требованиях к офицерским бракам в России и за границей

(по сведениями дореволюционных источников)

Под ред. А.И. Каменева

  

Из "Военной энциклопедии",

изданной в СП б. в 1911 г.

  
   Браки военнослужащих почти во всех современных государствах обусловлены существенными ограничениями, особыми для офицеров, нижних чинов и гражданских чиновников военного ведомства.
   Прежде всего, требуется разрешение начальства. Сущность этого ограничения сводится к требованию представления имущественного обеспечения (Германия, Австрия), когда получаемое офицером содержание недостаточно для обеспечения семьи; государство не признает возможным обременять свой бюджет назначением молодым офицерам содержания, обеспечивающего и их семейства.
   Затем, в целях поддержания достоинства офицерского звания и охраны интересов офицерского быта, закон требует признания брака пристойным, т.е. не нарушающим достоинства офицерского звания (Россия, Германия, Австрия, Франция). В некоторых государствах (Россия) требуется еще определенный возраст офицера, в целях предупреждения необдуманных браков, а в других (Австрия) вступление в брак ограничивается определенным процентом женатых офицеров части.
   В России постановления, ограничивающие вступление в брак офицеров, впервые появляются при Петре Великом, когда в 1722 г. было воспрещено гардемаринам жениться "без указа" под угрозой 3 г. быть в каторжной работе. Это запрещение было распространено затем в 1764 и 1766 гг. на офицеров пехоты и кавалерии, причем командирам полков вменялось в долг "входить в рассмотрение материальной обеспеченности и пристойности браков обер-офицеров". В 1796 г. устанавливается, что все вообще желающие вступить в брак офицеры уведомляли об этом своих шефов или командиров полков, а приказом императора Павла (1800 г.) предписывалось всем генералам, штаб и обер-офицерам испрашивать на вступление в брак Высочайшего соизволения.
   Указом 1808 г. право разрешения брака генералам и офицерам было предоставлено командующим генералам. В 1849 г. это право было предоставлено командирам полков - в отношении штаб и обер-офицеров, начальникам дивизий - в отношении командиров полков и бригадных генералов и корпусным командирам - в отношении начальников дивизий.
   В 1866 г. был издан закон об офицерских браках, по которому воспрещалось вступать в брак до 23 лет, требовалось представление, в возрасте от 23 до 28 лет, имущественного обеспечения, приносящего не менее 250 рублей годового дохода, и признание пристойности брака.
   Но практика выяснила, что правила эти не вполне достигали цели, т.к. требование имущественного обеспечения в большинстве случаев оставалось мертвою буквою вследствие частого фиктивного обеспечения. В виду этого в 1898 г. была образована под председательством генерала Любовицкого комиссия для пересмотра закона 1866 г. Проект ее был признан неприемлемым, и в 1899 г. была образована новая комиссия генерала Бибикова, труды которой и легли в основу изданного в 1901 г. и действующего до последнего времени закона, которым более повышен размер имущественного обеспечения (единовременный вклад в 5 тыс. или недвижимое имущество, с чистым ежегодным доходом не менее 300 р.), изменены условия принятия его в обеспечение и установлено новое ограничение: требование прослужения 2 лет в одной части, где женится офицер. Однако и этот закон в скором времени подвергся значительным изменениям: отменены требования прослужения в части 2 лет и представление имущественного обеспечения.
   Действующий закон 1909 г. устанавливает следующие ограничения: достижение офицером 23 летнего возраста, признание брака пристойным и разрешение его компетентною военной властью.
   Под пристойностью брака закон разумеет добрую нравственность, благовоспитанность невесты и соответствующее офицерскому званию общественное ее положение. Вопрос о пристойности браков строевых штаб и обер-офицеров разрешается окончательно командиром части, но в отношении обер-офицеров этот вопрос предварительно рассматривается судом общества офицеров. По отношению к офицерам, служащим в управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства, вопрос о пристойности брака разрешается теми начальствующими лицами, от власти которых зависит разрешение брака.
   Право разрешения брака принадлежит командиру части; наличность разрешения начальства требуется в отношении всех вообще военнослужащих; оно должно быть удостоверено письменным свидетельством. Брак без разрешения влечет наложение на виновных дисциплинарного взыскания или зачисление в запас, если оставление офицера на службе будет признано невозможным со стороны главного начальника военного округа.
   В Германии имперское военное законодательство относительно браков военнослужащих ставит одно ограничительное условие - наличность разрешения начальства. Более подробные определения по этому предмету содержатся в законодательствах союзных государств. Наиболее систематично этот вопрос разработан в прусском законодательстве. постановления которого почти целиком приняты всеми остальными германскими государствами. В Пруссии для офицеров и врачей требуется наличность разрешения брака королем, признание его пристойным, а до чина штабс-капитана включительно, кроме того, представление имущественного обеспечения: для штабс-капитанов - не менее 1.500 марок, поручиков и подпоручиков - 2.500 марок годового дохода.
   В Австро-Венгрии разрешение на брак офицеров может быть дано при наличности следующих условий: а) чтобы брак был признан пристойным, б) чтобы он не превышал установленного в части % (от 1/2 до 1/3) женатых офицеров; полковники и генералы, а также офицеры ландвера этому ограничению не подвергаются, в) чтобы брак штаб и обер-офицеров, за исключением строевых полковников и подполковников, был материально обеспечен представлением определенного реверса; он должен заключаться в капитале, величина которого зависит от чина и возраста; для подпоручика - 60 тыс. крон; поручика- 50 тыс., капитана - 40 тыс. и майоров - 30 тыс.; строевые офицеры, не достигшие 30 лет, представляют реверс на 50% более. Офицеры, достигшие 60 лет, должны представить засвидетельствованную нотариальным порядком подписку невесты об отказе от пенсии и пособия от казны в случае смерти мужа. Сила этой подписки не распространяется на случаи, когда офицеры будут убиты на войне, погибнут при исполнении служебных обязанностей во время эпидемии и т.п.
   Во Франции право на брак офицеров ставится в зависимости от двух условий: разрешения начальства и признания пристойности. Брак без разрешения влечет придание суду или дисциплинарное взыскание; вдова же и дети офицера, в случае его смерти, лишаются права на выслуженную им пенсию. (...)
  

Из книги Я.В. Червинки

"Военная карьера у нас и за границею", изданной в Варшаве в 1912 г.

  
   У нас родители отдают своих детей в военные корпуса на казенный счет чаще всего по недостаточности средств для воспитания их в других учебных заведениях. Впоследствии же большая часть этих детей, не чувствуя никакого призвания к военной службе, все-таки выходит в офицеры по той же причине неимения средств для другого специального образования по окончании обучения в корпусах. Главную причину этого явления следует искать, несомненно, в допущении среди наших офицеров огромного количества бедных бра-ков, которым воспитание детей положительно не по си-лам. Сколько способных, симпатичных молодых людей томятся в военной службе, к которой никакого влечения не чувствуют, принося ей мало пользы, между тем как для гражданской дея-тельности были бы очень полезны.
   (...)
   Совершенно своеобразно сложился в России взгляд на офи-церские браки. Между тем как в армиях наших западных соседей вступление офицеров в брак до крайности затруд-нено установлением там сравнительно высокого имуществен-ного ценза и в особенности строгою разборчивостью при уделении согласия на брак, у нас чаще всего так или иначе обхо-дят и те незначительные препятствия, какие здесь могут встретиться при заключении офицерских браков, и в результа-те громадное большинство наших офицеров оказывается же-натыми чуть ли не с младших чинов, притом часто без всякого обеспечения... Это просто невероятно по понятиям, обычным в заграничных армиях.
   Множество поэтому офицерских детей вырастает в условиях весьма незавидных, умножая число ин-теллигентного пролетариата. А сколько служба теряет от та-ких браков -- трудно и сказать. Стесненный такими обстоя-тельствами офицер уже не располагает собою так, как до бра-ка. Исполнительность его по службе до некоторой степени зависит уже от семейных его дел. Полковые дамы разнообраз-но влияют не только на своих мужей, но и на прочих офицеров. А так как во многих воинских частях почти все старшие офи-церы женаты и холостых (в младших чинах) сравнительно мало, то здесь процветает, если позволительно так выразиться, "женское царство" со всеми теми симпатичными, а еще несим-патичными и, с военной точки зрения, вредными атрибутами и последствиями, которые каждому известны. В числе вредных назову только неизбежную критику, какой часто подвергаются доходящие до семейных кружков служебные распоряжения, какие подобной критике во всяком случае не подлежат.
  

Из статьи Ф. Волошинова

" О форме одежды и о браках офицеров",

опубликованной в "Военном сборнике" за 1898 г., N11

  
  
  
   Вопрос первый. Кто полезнее для службы и кто серьезнее относится к ней, холостые или женатые офицеры?
   Из всего, что писалось по этому поводу до сих пор, надо придти к убеждению, что женатые являются более ревностными и более серьезными служаками, чем холостые. Да оно и понятно: женатые более дорожат службою, так как всякие перемены деятельности для него менее удобны, чем для холостого, и, признав раз службу источником средств к существованию и себя и своей семьи, женатый, конечно, не может не дорожить службой более, чем холостой.
   Мое мнение, что женатый офицер желателен в части и что именно на женатых возможно возлагать более серьезные обязанности.
   Затем, женатые вообще вносят дух порядка и порядочности отношений в полковую семью и зачастую влияют благотворно на молодежь.
   Весь вопрос в том, чтобы женатый мог существовать на службе. Думаю, что прибавка жалованья и выполнение некоторых мер, ниже указанных в моей статье является достаточным обеспечением для женатых.
   Вопрос второй. Замечалась ли в военное время разница в храбрости холостых и женатых офицеров?
   До сих пор мне лично никогда не приходилось слышать, чтобы в наших войсках женатые офицеры выказывали в военное время меньше храбрости, чем холостые. Напротив того, мне известны факты, что многие женатые, имевшие по разным причинам полное право не идти на войну, шли туда именно для того, чтобы их дети никогда не имели случая впоследствии покраснеть за них; это же самое обстоятельство, помимо прочих, заставляло их и в бою быть настолько же храбрыми, как и другие.
   Разве черногорцы, у которых семейные начала стоят так высоко, плохие воины. Разве наши линейные казаки не умели быть лихими воинами и разве самое желание обеспечить безопасность их семьям не делало их еще храбрее?
   Думая, что раз навсегда должно считать, что в военное время нет и не может быть разницы между холостыми и женатыми, а если и найдется в виде исключения какая-нибудь разница, то скорее в пользу женатых.
   При условии современного боя, нужна особая уравновешенность и выдержка, чтобы умно, толково и систематически добраться до неприятеля. Лихость и удаль хороши в рукопашном бою, но для выдержанного наступления одних этих качеств мало и, если мы допустим, что женатый обладает большею выдержкой, чем холостой, то и в бою в некоторых случаях преимущества будут на стороне первого.
   Вопрос третий. Нужно ли стеснять браки офицеров или же только нужно регулировать их и напротив того поощрять, принимая во внимание условия нравственности, гигиены и условия правильного увеличения населения государства сильными и здоровыми гражданами?
   Всякий, близко знающий молодого офицера, отлично знает, какой процент молодежи погибает от невоздержанной холостой жизни. Молодой офицер мало бережет себя потому, что не рассчитывает скоро стать отцом семейства, т.е. гражданином в полном и высоком смысле. Брак, обставленный различными стеснениями, представляется ему чем-то недосягаемым и как бы заранее обрекши себя на безбрачие, он ведет зачастую жизнь мало воздержанную и нередко быстро погибает, становясь негодным не только для военной, но и для всякой другой службы.
   Не спорю, что молодежь зачастую склонна к неподходящим бракам, но это именно потому, что, обрекши себя по необходимости на безбрачие, она ищет себе развлечений не там, где нужно, а затем, случайно увлекшись или будучи умышленно увлечен и запутан, молодой офицер уже силою обстоятельств вынужден хлопотать о разрешении вступить в брак, зачастую далеко не соответственным его званию. Совершенно другое будет, если офицер сам будет смотреть на себя, как на правоспособного быть женихом и если также будут смотреть на него и в обществе.
   Во всяком случае, однако, вопрос о браке должен быть урегулирован.
   Вопрос четвертый. Какие меры могут быть проектированы для правильной постановки вопроса о браках?
   Намечу пока некоторые из них:
   а)Безусловное воспрещение жениться ранее 22-х лет.
   б)Воспрещение жениться без известного материального обеспечения до получения роты или эскадрона, а иногда и после этого.
   в)Представление известного имущественного обеспечения в роде реверса, как это делается и теперь, но совершенно не в том виде.
   Прежде всего, мне кажется, что решение вопроса об обеспечении должно быть предоставлено начальнику части, который в каждом данном случае обязан обсудить его с членами суда общества офицеров, а затем уже решить, какое обеспечение и в каком именно виде должно быть предоставлено.
   Положим, например, что вполне хороший, солидный офицер, не имеющий долгов, может сравнительно скоро получить роту и желает жениться на солидной, хорошо воспитанной, не болезненной девушке из хорошей семьи, о которой известно, что она не только не вовлечет мужа в долги, а, напротив того, сумеет сократить его расходы, внеся известный порядок в хозяйство.
   Ясно, что в таком случае нет основания требовать реверса в 5.000 рублей, а может быть возможно ограничиться реверсом всего в 3.000 рублей. Реверс этот должен быть положен наличными деньгами в денежный ящик и из этого реверса, по постановлению суда общества офицеров и с разрешения начальника части, можно будет, в случае крайней необходимости, выдавать офицеру пособия, причем реверс будет оставаться в ящике до тех пор, пока это признает нужным начальник части и, во всяком случае, как это указано ниже, не менее десяти лет.
   При обратных условиях начальник части может быть найдет нужным потребовать реверс и не в 5.000 рублей, а гораздо больше.
   Затем, следовало бы установить, что с момента вступления в брак офицер обязательно должен застраховать жизнь в сумме, положим, 10.000 рублей, причем вносимый реверс должен обязательно обеспечивать десятилетний взнос страховой премии.
   Если смотреть на реверс с такой точки зрения, то ясно, что он должен, прежде всего, состоять из суммы десятилетних взносов в страховое общество, а затем из той суммы, которую будет признано необходимым в данном случае потребовать для обеспечения различных случайностей.
   Во избежание излишней требовательности можно установить, что реверс не должен превышать, например, тройной суммы взносов за десять лет в страховое общество. При этом само собою устанавливается весьма разумное правило, что тот, кого страховое общество не принимает на страх, не может и жениться.
   Г)Таким же порядком, как вопрос о реверсе, должен обсуждаться и вопрос о благопристойности брака, причем за начальником части должно оставаться безусловное право на окончательное решение вопроса о том, предоставлять ли и в каком именно виде прошение офицера начальнику дивизии или же нет, и затем окончательное разрешение должно уже даваться начальником дивизии на основании вполне секретного представления начальника части.
   Никаких предвзятых идей о поощрении безбрачия офицеров быть не должно.
   Мне кажется и этих мер уже достаточно, чтобы урегулировать вопрос о браках.
   Теперь возникает вопрос, как удержать женатого офицера в строю и какие ему дать для этого преимущества.
   Сразу ответить на этот вопрос трудно, но думаю, что некоторые указанные ниже меры могли бы принести в этом деле существенную пользу.
   а)Без ущерба для службы можно разрешить женатому иметь при себе в качестве казенной прислуги двух нижних чинов вместо одного, но при этом необходимо, чтобы один из них чаще менялся, что и возложить на ответственность командира роты и эскадрона.
   Б)Устроить так, чтобы дети офицеров, состоящих в строю, обязательно воспитывались на казенный счет, причем, если мальчики по своим физическим недостаткам не могут быть приняты в корпус, то они должны быть помещены в какое-либо профессиональное училище, соответствующее их способностям и подготовке, начиная хотя бы просто с ремесленного училища.
   Во избежание чересчур больших расходов казны можно бы допустить даже, чтобы за воспитание детей взималась некоторая незначительная плата, но, во всяком случае, со служащих в строю меньшая, чем с вышедших со строя. Вообще же, безусловно, необходимо, чтобы каждый, служащий в строю, знал, что воспитание его детей обеспечено и что отказа в приеме детей, хотя куда-нибудь ему не будет.
   В)Можно установить, что вдовы офицеров, умерших во время службы в строю, имеют преимущественное право на получение каких-либо мест, например, по ведомству учреждений Императрицы Марии и т.п.
  
  

Из статьи Д. Кашкарова

"Военно-административные заметки (по поводу сокращения переписки, браков офицеров и формы одежды)",

опубликованной в "Военном сборнике" за 1887 г.

  
   I
   В статье г. Н. С-ва, помещенной в N136 "Русского Инвалида" за текущий год, мы встретили ряд предложений для сокращения переписки, заслуживающих полного внимания и сочувствия, причем мнение о необходимости децентрализации делопроизводства, надлежащей организации штабов и важном значении в этом вопросе перевоспитания рутинных взглядов, вполне согласуются с высказанными ранее в наших статьях. Нот в числе проектов г. Н. С-ва есть один, против которого можно возразить, опираясь, главным образом, на опыт прошлого, а именно, названный автор, между прочим, пишет.
   "Начальник дивизии, по своему положению в армии, представляет власть не меньшую губернатора в губернии. По крайней мере, в общественном мнении и даже по воинским правилам ("Устав о службе в гарнизоне") начальник дивизии и губернатор лица равные. Между тем губернатор, по отношении к личному составу служащих в губернии, пользуется несравненно большим правом, чем начальник дивизии по отношении к чинам дивизии. Так, например, определение и перемещение на должности от ХIV до VII классов включительно предоставлено власти губернатора, тогда как начальник дивизии не имеет права перевести из одного полка в другой - даже подпоручика, для этого он должен обращаться в главный штаб. Если же понадобится перевести штаб-офицера из одного полка в другой, то начальник дивизии должен просить об этом корпусного командира, который, в свою очередь, обращается опять в главный штаб. Тоже относится и до случаев увольнения от службы, зачисления в запас, командировок и пр.".
   Из дальнейшего изложения видно, что автор желает расширить права начальствующих лиц относительно переводов и увольнения от службы офицеров и находит, что главными управлениями должны решаться вопросы только о начальниках отдельных частей и более высоких чинах.
   Против этого говорит, прежде всего, опыт прошлого. Как известно, со времен Петра I и до Павла утверждение[1] в чинах до подполковника предоставлено было фельдмаршалам, а полные генералы могли утверждать офицеров в чинах до капитанского включительно. Такой порядок привел к тому, что всякая равномерность в производстве утратилась, в некоторых частях получился большой сверхкомплект офицеров, а в других, наоборот, некомплект; установленные правила (например, производство не дворян не ранее выслуги 12-ти лет) для повышения в чинах не соблюдалось; множество офицеров находилось в долговременных командировках, даже в других ведомствах, чинопроизводство совершенно расшаталось и Императором Павлом I было повелено производить во все офицерские чины не иначе, как с утверждения самого Государя, по представлениям военной коллегии, основанными на аттестации полковых командиров и других начальствующих лиц. Им же было установлено, чтобы все чинопроизводство было объявлено в так называемых тогда "парольных приказаниях", которые перешли потом в форму Высочайших приказов[2].
   Во-вторых, с принятием этого предложения перестала бы существовать одна из привлекательных сторон военной службы, много возвышающая ее по сравнению с гражданской - это более прочное служебное положение офицера. В то время, когда на гражданской службе чиновник по предложению своего местного начальства, например, губернатора, должен оставить службу, - в военном ведомстве об увольнении от службы или переводе каждого офицера нужно делать представление в главный штаб, с подробным изложением причин, вызвавших самое представление, и увольняется офицер только по Высочайшему приказу. Этим преимуществом офицеры всегда гордились; многих оно приковывало к военной службе, несмотря на другие невыгодные ее стороны как, например, малая материальная обеспеченность.
   В-третьих, в этом нововведении, собственно говоря, не представляется никакой надобности, так как установленный ныне порядок переводов и назначений офицеров не может отразиться вредно на службе, потому что если бы оказалось нужным усилить экстренно состав офицеров одной части войск за счет другой, то начальник дивизии может сделать это путем временного прикомандирования, на что ему предоставлено право по закону. Если же прикомандированного офицера нужно перевести в часть, то одновременно с прикомандированием можно сделать представление о переводе. Словом, некоторая медленность в делопроизводстве в этом случае не может отразиться вредно на самой службе войск.
  
   II
  
   Смотря на вопрос о браках офицеров с материальной стороны, против предложений комиссии возразить что-либо трудно. Рассматривая вопрос в том смысле, мы можем высказать только следующее: 1)пожелать, чтобы размер обеспечения был увеличен с таким расчетом, чтобы всякий женатый офицер с жалованием, добавочными, квартирными и процентами с обеспечения получал не менее 150 рублей в месяц (1.800 руб. в год), так как при все увеличивающейся дороговизне жизни женатому офицеру, обремененному семьей, жить вполне прилично, не нуждаясь, на меньшие доходы трудно; 2)несомненно, нельзя требовать, чтобы обеспечение заключалось лишь в процентах с капитала, так как в настоящее время недвижимое имущество приносит значительно больший доход нежели процентные бумаги.
   Но определение доходности имения не должно основываться исключительно на удостоверениях городских и земских управ, а в этом деле должен принимать участие командир части, или председатель и члены суда общества офицеров.
   (...)
   Сильное (принципиальное) ограничение прав офицеров на вступление в брак неудобно... потому, что многие из них, лишенные возможности вступать в законные браки, обзаведутся нелегальными женами и семьями. При некоторых условиях, связанных с молодостью и стоянками, - это станет единственным исходом. Такими женами, чаще всего, будут женщины простые, малообразованные. Постоянная жизнь с ними, в конце концов, сделается для офицера тяжелым бременем, поведет к нравственному падению некоторых из них. Материальные заботы будут не меньше, нежели о законных семьях, а необеспеченность семьи в будущем (отсутствие права на пенсию) едва ли будут способствовать спокойствию духа офицера, не только на войне, но и в мирное время.
   Требование брачного обеспечения не может способствовать возвышению истинного престижа офицера в глазах общества. Такое признание законом неспособности семейного офицера "существовать без посторонней помощи" ставит его в положение какого-то неполноправного человека и легко может вызвать "двусмысленный, иронический взгляд " на него, среди лиц гражданских. А при современном назначении офицера быть предводителем вооруженного народа в бою (всех его классов) с этим взглядом нельзя не считаться и приходится чутко предупреждать все то, что может подорвать значение офицера в глазах массы, иначе авторитет предводителей народа в самую важную минуту жизни последнего окажется недостаточным, чтобы вести его (народ) к смерти или победе
   Действительно, в то время, как муж во всех слоях общества признается опорой главой и кормильцем семьи - офицер оказывается как бы неспособным к такой роли. Это может пошатнуть высоту его положения в глазах общества. Казалось бы, что если невозможно вполне обеспечить материально офицеров всех чинов, то возвысив значительно упавший престиж офицера, введя его в провинции и в столицах в лучшее и состоятельное общество, сделав положение офицерской жены нравственно-привлекательным, мы и без щекотливого закона увеличим материально обеспеченных браков.
   Надо принять во внимание еще и существующий взгляд, что только женатый является "вполне цельным человеком", способным понимать духовный мир и потребности большинства. Если в мирное время офицерам вверяется молодежь, то с мобилизацией армии под их начальство поступит масса людей женатых и семейных. Если офицеры были бы в большинстве холостые, то между ними и призванными в этом случае под знамена существовала бы некоторая духовная рознь. Они, может быть, также очутились бы не высоте своей задачи, не понимали бы истинных нужд и состояния духа своих подчиненных, как не понимают часто свои обязанности классные дамы из старых дев.
   (...)
   Нам нужна армия сильная, бодрая духом, бодрая нравственно, уважаемая народом, находящаяся в лице всех ее членов (не только нижних чинов) в тесном общении со всеми классами народонаселения, так как сила России в духе ее народа. Нельзя ставить офицера в условия жизни, не свойственные нашему национальному характеру. Русский народ, как о том свидетельствует его история, силен не воинственностью, а истинно военным духом, которого заботы о семье поколебать не могут.
   Первый голос в определении степени благопристойности офицерского брака, казалось бы, должен принадлежать суду общества офицеров части (суду чести). Желательно, чтобы соображения материального характера не преобладали над нравственными. Доступ в офицерскую семью лиц из среды чуждой, не военной, отличающейся материализмом взглядов, по возможности, должен быть ограничен. Дворянские семьи, богатые высокими традициями, наиболее желательны. Конечно, личная нравственность и развитие должны иметь первенствующее значение. Представление окончательного, последнего слова при разрешении браков корпусному командиру является вполне основательным: этот начальник по своему высокому положению свободен от всяких частных, посторонних, влияний. Он может смотреть на дело вполне объективно.
   (...)

Вопросы для дискуссии:

  
   1.Устарело ли сегодня требование благопристойности офицерского брака?
   2.Что сегодня следует понимать под благопристойностью невесты?
   3.Нужно ли сегодня стимулировать холостячество молодых офицеров?
   4. Может быть, следует ввести дополнительные выплаты офицерам-холостякам?

Рекомендуемые источники

  
   Браки офицеров. // Разведчик. - 1898. - N407. - с.674 - 676; N409. - с.714 - 715; N 410. - с. 733 - 734; N 411. - с. 756 - 762; 770 - 773; N414. - с.811 - 813; N415. - с.835 - 836; N416. - с. 853; N420. - с.942; N426. - с. 1083 - 1084.
   Брачные вопросы. // Разведчик. - 1901. - N553. - с.485 - 489.
   Калугин Л. О браках русских офицеров // Военный сборник. - 1862. - N5. - с. 87 - 116.
   Марков В. О значении офицерской семьи и о воспитании будущих офицеров // Военный сборник. - 1898. - N9. - с. 181 - 185.
  
  

Примечания

   1. Производства находилось в зависимости от выбора общества офицеров.
   2. См. статью г. Глиноецкого. "Военный Сборник" 1887 г., N4.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023