ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Ничего, кроме наступательного

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"Ничего, кроме наступательного"

- девиз со времен Великого Петра и Суворова

  
  

9

Оставляй сыну своему не богатство, но добрую па­мять о тебе;

не золото, но честное имя; не серебро, но науку; не пышный дом, но уменье терпеть;

не знатных, но добрых друзей.

Цветник духовный

 []

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

*

   Исходя из исторической практики управления войсками, мы вправе утверждать, что существуют, по меньшей мере, 3 главные задачи управления, или, говоря другими словами, функции:
  
  -- Добиться повиновения группы (масса) людей, собранной вместе из разнородных элементов, и обрести над ними власть.
  -- Взять нити управления в свои руки и не терять их ни при каких обстоятельствах.
  -- Сплотить, воспитать и обучить подразделение для выполнения боевых задач, соответствующих современной природе боя, условиям театра военных действий и действиями вероятного противника.
  
  
   Задача первая - это подчинение своей воле воли других людей и дисциплинирование их.
   Задача вторая - создание системы и режима, при котором стало бы невозможно выйти из повиновения или же нарушить единоначалие.
   Задача третья - организация такой предметной деятельности военнослужащих, при которой они бы получали и совершенствовали сноровки, качества и умения, необходимые для боя и боевой деятельности и исключение таких видов деятельности, которые препятствовали бы их формированию.
  

*

   Исходный тезис нашего рассуждения таков: масса, собранная для войны - это толпа до тех пор, пока она не будет подчинена воле командира и дисциплинирована. Дисциплинированное войско может вновь обрести качества толпы, если будут утрачены бразды правления. Следовательно, перед офицером постоянно стоит задача - бороться с психологией толпы, предупреждать рецидивы толпы.
  
   Раз так, то надо знать, что такое толпа и по каким законам она живет.

Психология толпы

   Характерной особенностью толпы является то, что по своим свойствам она не есть совокупность качеств, входящих в ее состав людей:
  
   толпа усиливает (суммирует) общие для всех качества и умаляет качества индивидуальные.
  
   Она способна аккумулировать как положительные, так и отрицательные общие (присущие данной национальности, возрасту, полу, профессии) качества.
  
   Ферри по этому поводу говорит:
  
   "Соединение способных людей не всегда верная гарантия совокупности их способности. От соединения здравомыслящих людей можно получить в результате собрание, не обладающее здравыми понятиями".
  
   Вершины мыслительных высот - удел избранных.
  
   Чем ниже будем мы спускаться по лестнице мышления, тем больше встретим понятий, составляющих достояние многих.
   Темные, еле приподнимающиеся над порогом сознания инстинкты, наоборот, общи всем людям.
  
   Понятно поэтому, что толпа по преимуществу инстинктивна.
   А так как инстинктивная ярость, первобытная склонность человека к жестокости, присуща людям, то и толпа вообще проявляет свою деятельность в грубой и часто кровавой форме.
   В силу той же инстинктивности толпа жестока, ибо мягкость и добросердечие не составляют инстинктов, а составляют высшие чувств
  
   Среди разнообразных идей, на поступок должна побудить наиболее яркая.
  
   Таковой будет для толпы наиболее простая и наиболее слышанная. Простота важна потому, что простую идею усвоит себе большее количество народу, тогда как наиболее сложная будет усвоена лишь отдельными лицами.
   По той же причине преобладающее значение получит и наиболее слышимая, т.е. громкая, чем и объясняется влияние на толпу крикунов.
  
   Из всех идей толпа приведет в исполнение ту, которая ей более всего понравится, т.е. которая будет сопутствовать положительным чувственным тоном.
  
   Таким образом, поступок толпы слагается из тех же стадий, как и поступок отдельного человека, а потому и влияние на действия толпы надо оказывать по тем же путям.
   Точно также и средства влияния остаются те же, т.е. главным образом жесты и слова. Однако, действие этих средств значительно разнятся при употреблении их на отдельном человеке или на целой толпе.
  
   Чувство, возбужденное в одном из людей, находящихся в толпе, немедленно передается окружающим, так как они видят его мимику, слышат интонацию голоса и ощущают его порывистые движения.
  
   Если это ощущение не найдет отзвука, оно тут же и погибнет, но если оно найдет соответствие в толпе - оно охватывает ее как пламень.
  
   Мимические движения и жесты, созерцаемые теми, кто их породил, увеличивает их настроение. В силу этого их настроение, выражение их ощущений становится интенсивнее и увеличивает ощущения окружающих.
   Это увеличение ощущений возвращается к ним обратно и таким образом напряжение растет и достигает колоссальных размеров.
  

 []

Серебряный глобус царя Алексея Михайловича

  
   Это свойство толпы отмечено Зигхелем, который говорит:
  
   "Неоспоримый психологический закон, что интенсивность возбуждения возрастает в прямом отношении к количеству лиц, которых оно коснулось в одном месте и в одно время".
  
   Это свойство толпы и заставляет сектантов собираться на общую молитву, где они и доводят себя до полного экстаза, достижение которого было бы весьма затруднительно в одиночестве.
  
   Из этой попытки определить основные свойства толпы можно вывести:
  
   1) что она впечатлительна;
   2) борьба мотивов отличается в ней своей простотой и
   3) она может совершать поступки такой силы, которая зачастую много раз превосходит математическую сумму сил, ее составляющих.
   Мало того, 4)каждый из членов толпы, под влиянием психического заражения, может совершать такие действия, которые для него произвольно не выполнимы, хотя возможность их совершения, конечно, дается строением человеческого тела.
  
   Таким образом, влияние человека на толпу прямо пропорционально его способности выражать свои ощущения.
  
   Выразить же их можно тремя способами:
  
   1)непосредственной передачей ощущений одного человека другому, наподобие передачи электрических волн на расстоянии без проводников;
   2)передачей ощущений жестами, мимикой, интонацией и движениями и наконец
   3)передачей их с помощью слов.
  
   Чтобы действовать на зрение и слух толпы жестами и мимикой, необходимо, чтобы оратор был виден и слышан, возможно, большему числу людей.
   Для этого оратор должен выбрать себе место видное и вне толпы.
   Выполнение этого условия и привело к созданию возвышенных кафедр, к поднятию ораторов на плечи и щиты.
   То, что выделение из толпы лишило их возможности влиять на нее движениями, воспринимаемого соседями при посредстве осязания, не имеет существенного значения, как в виду огромных выгод, приобретенных этим выделением, так ив виду слабой возможности для одного человека воздействовать на толпу при посредстве осязания.
  
   Логика ищет правду; мимика, жесты и красноречие - удовольствие, и так как толпа инстинктивна, то она более живет чувствами, чем отвлеченными идеями, стремясь к удовольствиям, а не к истине.
  
   Поэтому управлять толпою при помощи логики - невозможно. Все речи должны затрагивать чувства.
  

Подведем итоги, изложенного:

  
  -- Толпа аккумулирует, как правило, низменные инстинкты людей, и потому она неблагоразумна и агрессивна.
  -- Толпе импонирует то, что созвучно ее настроению и инстинкту.
  -- Влияние на толпу оказывают лица яркие, выделяющиеся, умеющие привлечь к себе внимание и удовлетворить инстинкт толпы.
  -- Толпа легко возбуждаема и способно быстро от состояния покоя перейти в движение и активные действия. Достаточно иногда одного призыва или жеста для того, чтобы привести ее в движение.
  -- Толпа, в известных случаях, управляема.
  
  

Средства, позволяющие управлять толпой

*

Строй

   Там, где надо управлять людьми, во что бы то ни стало, там необходимо уменьшить значение внутреннего напряжения толпы.
  
   Могучим средством для этого является строй.
  
   Влияние строя усиливается запрещением в строю разговоров, восклицаний, движений, т.е. способов, которыми передаются чувства и настроения.
  

 []

Думный дьяк. 15-16 вв.

   Полная свобода выражения своих ощущений оставляется только за старшим начальником, т.е. за руководителем всех этих людей.
   Самое расположение в известном порядке, воспринимаемое должным образом каждым человеком, действует на людей сдерживающим образом.
   Таким образом, строй дает возможность уменьшить в толпе внутреннее напряжение и дать этим гарантию возможности управления.
  

Иерархия.

   Расчленивши толпу и создав военную иерархию, старший начальник потерял возможность управлять всеми людьми непосредственно, но зато, принимая в некоторых случаях это управление частью их, он выигрывает в силе производимого впечатления.
  
   Выигрыш этот проистекает от следующих причин:
  
   - В интересах управления войсками каждому рангу начальников присваивается определенная степень власти, причем каждому рангу подчиняется все большее и большее число лиц.
   - В силу этого, чем выше подниматься по иерархической лестнице, тем могущественнее становится лицо, занимающее определенную ступень. Поэтому подчиненные связывают с определенным начальником идею определенной силы.
  
   Эта ассоциация двух представлений и составляет суть военной субординации.
  

Традиции

   Традиции, это, с одной стороны, своего рода социальный клей, с другой - пути, по которым направляются поступки людей.
   В них отражается результат опыта войск, боевая доблесть предыдущих поколений военных людей.
  
   Так, постоянное требование А.Суворова в мирное время равнения по передним, в военное время трансформировалось в знаменитое:
  
   "Шаг назад - смерть. Вперед два, три, десять шагов - дозволяю".
  
   И ради одного вылезшего вперед человека передвигались целые батальоны, лишь бы никогда, ни один человек не осаживал назад.
   Понятно, что создание такой традиции определяет поступки войск в бою и является способом управления.

Знамя.

   Стойкости традиций и удобству управления с их помощью способствует, так сказать, прикрепление их к видимым предметам.
  
   Таковыми являются знамена и другие воинские святыни.
  
   Если эти святыни в продолжение долгого времени были свидетелями боевых подвигов, совершенных разными поколениями, то сознание, что на них смотрели предшественники, совершившие геройские поступки, устанавливает связь между прежними и нынешними воинами и придает им общность настроения.
  

Обмундирование

   Среди средств управления видное место занимает обмундирование.
  
   Впервые облачение всех воинов в специальную однообразную одежду было применено в Спарте. Там избрали для воинов одежду красного цвета, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных.
  

 []

Держава Мономаха. 17 в.

   Форменная одежда постоянных армий имеет корни в стремлении рационализовать обмундирование: необходимо иметь возможность в бою отличать своих от чужих; необходимо в мирное время сделать солдата ответственным за грабеж и обиду граждан, чего нельзя добиться, если по внешнему виду солдата не видно, к какой части он принадлежит; необходимо солдату затруднить дезертирство, что облегчается, если военное платье резко отличается от штатского костюма.
  
   Наконец, требование дисциплины, сомкнутость, установление общего духа в тактической единице, ее сколачивание - достигается гораздо скорее, когда она одета однообразно.
  
   Первым в средние века, в I645 году, ввел форму - красные кафтаны революционер Кромвель.
   На континенте форменная одежда распространялась медленнее.
   Лувуа полагал, что не следует разорять капитанов требованием полного однообразия в одежде их рот. При Людовике ХIУ полк короля сам оделся в синий цвет, полк королевы - в красный, дофина - в зеленый. Мода распространилась и в армии, и более состоятельные капитаны одели однообразно свои части. Декреты о формах были изданы во Франции на 50 лет позднее чем форма была установлена властной модой. Окончательно понятие мундира, как чего-то неотъемлемого от военного звания, установлено декретом I749 года.
  
   В прусской армии солдатам пришлось считаться со скупостью и расчетливостью прусских королей; так, шинель выдавалась солдату только при расположении на зимних квартирах и отбиралась с выступлением в поход: солдату идти легче, на отдыхе от найдет укрытие в палатке, а шинель нигде так легко не утрачивается, как в бою - вместе с убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
   Солдаты других армий имели шинели и не дрожали так от непогоды, как победители Росбаха, Лейтена и Цорндорфа.
  

Авторитет военачальника

   В 1800 году Наполеон разбил "резервной армией" лучшие войска австрийцев под Маренго, только что перед тем, получивших Суворовское крещение, завоевавших Италию и под предводительством Суворова бывших непобедимыми.
  
   Многие военные историки предполагают, что, несмотря на свое название, "резервная армия" состояла будто из лучших солдат.
   Это несправедливо.
  

 []

Упразднение новгородского веча.

Миниатюра из Летописного свода. 16 в.

   Это была безусловно худшая по качествам армия; лучшие солдаты находились у Моро. Очевидно, что за непродолжительное время пребывания в ней первого консула, качества этой армии измениться не могли, что, между прочим, и доказывается Маренгской битвой; тем не менее, хотя бы по причинам победы, никто не станет отрицать, что эта армия превосходила противника моральными силами.
  
   Она верила в своего полководца, считала его непобедимым, т.е., другими словами, была уверена в своих силах - в искусстве своего предводителя.
  

*

Краткие итоги таковы:

  -- Управление массой людей, не спаянных в воинский коллектив, становится возможным благодаря таким инструментам управления, как строе, иерархия, традиции, воинские святыни, обмундирование, авторитет влиятельного военачальника (солдаты А.Суворову: "Веди нас, отец! С тобой мы пойдем хоть куда").
  -- Названные инструменты управления "работают" только в умелых руках и при мыслящей голове, отдающей себе отчет в том: когда, в какой момент, в какой мере прибегнуть к тому или иному средству.
  -- Кроме этих общих (фундаментальных) средств управления есть немало иных средств и приемов, которые должны быть известны офицеру и которыми следует постоянно пользоваться.

Принципы и правила управления

   Петр Великий, силой оружия добывший славу России, в "Учреждении к бою" писал:
  
   "Понеже известно, что старых солдат не надлежит уже той экзерциции обучати, которая для рекрут учинена, ибо они тот грандус уже миновали, но надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать..."
  
   Принцип "учить тому, как в бою поступать", - следует признать главенствующим в системе управления войсками.
  
   Значение этого принципа не только военное, но и моральное - человек, призванный в ряды Вооруженных Сил, должен заниматься тем, чем он обязан заниматься - подготовкой к бою.
  
   Думается, многие наши беды упираются в то, что требования этого принципа не соблюдаются, а его значение умаляется или же отодвигается на второй план.
  
   "Если солдаты будут иметь амбицию и будут сохранять строй непоколебимо, то и непобедимы будут перед какими бы то ни было превосходными силами, и ничто против них не устоит", - писал в своей "Инструкции" ротным командирам граф Воронцов в 1774 г.
  
   "Амбиция", или, говоря другими словами, боевой дух, может быть воспитан только в поле и укреплен в бою.
  
   "Ничего, кроме наступательного", - как дополнение петровского принципа, нужно считать девиз великого Суворова.
  
   Следовательно, не просто боевой, а наступательный дух следует поставить во главу системы управления.
  

 []

Крест -- мощевик. Византия. Кон. 9 в

  
   А далее обратимся мы к мудрым "Армейским заметкам" генерала М.Драгомирова, которого почитали офицеры русской армии за его выдающиеся качества военачальника, умение управлять и глубину мысли.
  

Армейские заметки генерала М.Драгомирова

  
   "Цель занятий с солдатом - подготовить его для боя.
  
   Бой, прежде всего, требует от человека способности пожертвовать собою, потом умения действовать так, чтобы эта жертва была, по возможности, полезна своим, гибельна врагу.
  
   Свойства рекрута нашего то, что длинных объяснения и отвлеченностей он не понимает или весьма трудно понимает; сам длинно не говорит; с показа легче учится, чем с рассказа; запоминает легче, чем усваивает.
  
   Нужно при этом помнить, что он, за редким исключением, поступает в часть более или менее запуганным и сразу наталкивается на строй понятий и на дела, совершенно для него чуждые, он и рад исполнить, да не знает, что и как.
  
   К этому присоединяется тоска по родине, жизнь по часам и среди чуждых ему людей. Одним словом, все данные для того, чтобы окрепнуть и развиваться, так и для того, чтобы оторопеть, да так на всю службу и остаться. В какую из этих форм он отольется, зависит от того, как его повести.
  
   Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении.
  
   Это специализирование происходит тем успешнее, чем рациональнее и мягче вводят рекрута в новую для него область и чем более соображаются при этом с его свойствами.
  
   Обстановка, при которой приходится работать с рекрутом: крайняя ограниченность времени и неудобство мест, за исключением весьма редких пунктов, в которых есть казармы и манежи, т.е. возможность для непрерывной и систематической зимней работы.
   К обстановке же относится и переходное положение, характеризуемое тем, что не все еще отстали от старых взглядов на подготовку солдата.
  
   В зависимости от этого необходимо:
  
   1)обращать постоянное внимание, чтобы в занятиях с солдатом не терять ни минуты даром, но даже и на какие-либо упражнения, прямо не отвечающие его назначению;
   2)расстаться с верою в силу писанных инструкция, не поддержанных личным указанием и настоянием;
   3)подумать о том, чтобы методы преподавания были соображены с характером предметов и свойствами нашего рекрута.
  
   В зависимости от назначения солдата для боя, занятия с ним представляют два главных отдела:
  
   1)развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою;
   2)передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу.
  
   Первому отделу приличествует название воспитание, второму - образование солдата.
  
   Излишне распространяться о том, который из них должен быть признан важнейшим:
  
   - мы нисколько не сомневаемся в том, что из двух солдат, - одного, проникнутого долгом, но, кроме кулака и дубины, ничем действовать не умеющего, и
   - другого, владеющего в совершенстве самым современным оружием, но долгом не проникнутого, - всякий понимающий дело предпочтет, не колеблясь первого последнему.
  
   Понятное дело, что лица подобных крайних свойств в жизни не попадаются и составляют логическое отвлечение, к которому мы прибегли для того только, чтобы до очевидности выяснить основное руководящее положение иерархизации отделов подготовки, заключающееся в том, что
  
   воспитание солдата должно быть поставлено выше образования
  
   и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей.
   Понятно также и то, что в жизни воспитание от образования не отделяется, а ведутся они совместно и современно; но, ввиду сказанного, они должны быть поставлены так, чтобы в быту солдата, в занятиях его, в службе, наконец в отличиях, качества, даваемые воспитанием, брали верх над теми, которые дает образование.
  
   Цель воспитания выражается в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности всегда одинаково как на глазах начальства, так и за глазами.
   За редкими исключениями рекрут поступает именно с такими предрасположениями; нужно только в нем поддержать и развить их. Достигнув этого, вы сделали половину дела, так как раз есть исполнительность, будет и исполнение; остается только показать, что нужно исполнять.
  
   Средство достигнуть этого одно:
  
   - с первых же шагов службы солдата следить неустанно за тем, чтобы он ничего не делал спустя рукава, т.е. требовать от него безусловно-точного исполнения всего показываемого или объясняемого,
   - не гонясь на первых порах за быстротою и ловкостью исполнения, и проверять его исполнительность именно тогда, когда он менее всего может ожидать поверки.
  

 []

Изображение города Владимира на миниатюре из Лицевого свода. 16 в.

  
   Только таким путем можно, на первых порах, определить, на кого из рекрут можно положиться, и кто из них, по слабости ли характера или по другим недостаткам, нуждается во внешней поддержке, чтобы утвердиться в исполнительности.
  
   Мы придаем этому определению нравственной устойчивости каждого солдата, сверх воспитательного, и другое важное значение: ротный командир, давший себе этот труд, не пожалеет впоследствии, потому что будет иметь на счету кандидатов на все назначения, которые приходится делать в роте.
  
   А это первая обязанность каждого начальника - знать, кто из чинов, ему подведомых, и на что способен. Прежде слишком долго приходилось служить вместе с одними и теми же людьми, и ротный командир узнавал их поневоле; но теперь такое знание не придет, если самому о нем не позаботиться.
  
   Великим пособием к развитию надежности в людях мы признаем укоренение в них привычки докладывать об всем, с ними случившемся, прямому начальнику.
  
   Малейшее замечание, полученное солдатом, даже встреча его с кем-либо из старших начальников, должно быть известно ротному командиру.
   Солдату, свято исполняющему это правило, можно простить многое; потому что уже одна привычка исполнять его держит человека начеку, где бы он ни был и что бы ни сделал.
  
   Но достигнуть того возможно только при дружном содействии всего корпуса офицеров.
  
   Прием же, ведущий к цели, весьма прост: в одной из частей, нам известных, до некоторой степени добились этого тем, что с замечанием назначалось и наказание солдату; а прямому его начальству сообщалось это с тем, чтобы, в случае доклада со стороны солдата, с него не делать никакого взыскания и налагать двойное в противном случае.
  
   Многим, вероятно, покажется странным, что мы распространяемся о вещах, по-видимому, столь простых и всем известных; поэтому распространяемся, что на них зиждется благоустройство воинского организма, и что они хотя и просты для понимания, но в применении трудны, потому что требуют постоянного внимания и настойчивости, т.е. именно того, чем славянская натура хромает.
  
   Оттого-то подобные вещи забываются легко и до такой степени основательно, что возобновление их требования принимается иногда как нечто совершенно новое.
  
   Курс солдатского воспитания представляют уставы службы внутренней и гарнизонной.
  
   Они должны быть усвоены более основательно и, разумеется, более в их сущности, чем в обрядовой стороне.
   Последней мы придаем серьезное, но не первостепенное значение; и настаиваем на том, что изучение существенных обязанностей должно быть поставлено на первом плане. Думаем так, основываясь на опыте, который показал, что обязанности, поставленные на одну доску с обрядом, сопровождаемым их исполнение, были этим последним почти совершенно вытесняемы из сознания.
  
   И это естественно, потому что обряд говорит глазу, легко усваивается и легко поверяется, между тем как существенные обязанности не имеют ни одного из этих качеств: их нельзя поставить в шеренгу, ни пропустить церемониальным маршем, ни концентрировать в несколько приемов, исполняемых по коротеньким, заранее составленным командам.
  
   В человеке первым поражается и подкупается глаз, и потому нужно помнить, что глазу говорит только внешность дела, а не сущность его.
   Хотя и говорится, что по платью встречают, а по уму провожают, но в жизни платье часто так нравится, что по оному не только встречают, но и провожают. То же случается и с обрядом по отношению его к тем обязанностям, сущность которых можно выразить словом и поведением, а не внешним каким-либо приемом.
  
   Ввиду громадной важности знания устава о службе внутренней, нельзя не пожалеть распространения его в войсках наравне со строевыми уставами, чтобы всякий чин получил, наконец, возможность определительно знать, что он должен и чего с ним не должны делать: потому что только это может дать прочный внутренний порядок. Рассчитывать в этом деле на усвоение путем рутины нельзя; это путь верный, но медленный, т.е., при коротких сроках службы совершенно неприменимый.
  
   Оба сказанных устава равно важны в воспитательном отношении, и усвоение в них каждым солдатом того, что до него относится, составляет первостепенную необходимость, сколько бы это ни потребовало времени; даже если бы таковое пришлось отнимать от занятий образовательными предметами.
  
   Внутренняя служба относится к гарнизонной как общевоспитательная подготовка - к применению усвоенного воспитанием в данном случае.
   Стоя в карауле, солдат не только учится служить, но и впервые действительно служит. Стоя на часах, он впервые предоставляется самому себе, как относительно того, кого он в этом случае должен слушать и кого не смеет слушать даже из тех, кому в остальное время обязан беспрекословным повиновением, так и относительно употребления оружия по личной оценке обстоятельств, а не по чьему-либо приказанию.
   Все это дает помянутым уставам, в их сущности, характер закона в высшем значении этого слова. В отношении к ним все прочие уставы имеют не более как характер учебных инструкций, прохождение которых, по нужде, не только может быть ограничено, но иногда даже и совершенно пропущено. Между тем как в сказанных уставах нечего урезать из того, что солдат знать должен, даже если бы подготовку рекрута пришлось начать и окончить в один день.
  

 []

Князь Всеслав отгоняет дьявола.

  
   Обрядовая сторона внутренней службы заключается в соблюдении воинской вежливости и приличного вида, а гарнизонной службы, сверх того, - в точном исполнении установленных приемов смены, отдания чести и т.п. Все это легко усваивается и точно исполняется именно таким солдатом, который имеет верное понятие о существенной стороне своего назначения. Впрочем, к этому мы возвратимся еще раз в заметке о методах преподавания.
  
   Приемы воспитания внешние, но укрепляющие духовную сторону солдата суть: сквозные атаки, ученья под артиллерийскими выстрелами и обстреливание.
  
   Хотя эти приемы, за исключением последнего, применимы только в массе, но и они дают практику в самообладании каждому солдату отдельно и потому упоминаются здесь, т.е. при разборе отделов одиночной подготовки. Польза их применения признается пока немногими; но за них говорит и то уже, что до сих пор против них не было сделано ни одного возражения сколько-нибудь состоятельного.
  
   Причина преобладания строя над прочими отделами образования лежит в той же инерции, на которую сделан намек выше и которая сдает только живому примеру, а не писанной бумаге. Было время, когда строй составлял начало и конец воинского образования, поглощал все время и все внимание. Вызываемые отчасти примером других армий, преимущественно же кровавыми неудачами, новые отделы образования сначала явились не более как придатками к строю, за которыми никто не признавал не только преобладающего над ними значения, но даже и равноправности.
  
   Да иначе и быть не могло: эти отделы явились уже тогда, когда обучение строю сложилось в систему, строго законченную до мельчайших подробностей и поражающую своею последовательностью; когда успели уже сформироваться тысячи специалистов, с увлечением предававшихся занятиям строем и естественно успокоившихся на том убеждении, что строй есть единственное назначение солдата.
  
   Понимается само собою, что новые отделы явились вначале и по духу своему, да и потому, что отнимали время от строя, врагами ему, которых, за невозможностью совсем выпроводить вон, оставалось держать на задворках, т.е. заниматься ими лишь для очистки совести. Все это явления старые и совершенно естественные; всякий занимается охотнее тем, что он знает; и всякий считает более важным то, что знает: так уж человек устроен. К этому нужно прибавить, что труднейший из новых отделов образования - стрельба - требует такой кропотливой отделки каждого солдата, такого участия размышления в этой работе, которые не могли не быть антипатичными людям, многие годы своей жизни посвятившим занятию чисто механическому.
  
   И поэтому-то желаемая и совершенно отвечающая существу дела перестановка предметов до сих пор только переходит в жизнь, но далеко еще не перешла. Можем сказать одно: осуществится она баз всякого ущерба совершенству строя; потому что, кто в состоянии добиться отличной стрельбы, тому нечего не стоит добиться стройности. Да притом она теперь дается благодаря гимнастике и фехтованию, делающими человека развязным и ловким".
  

*

   Кто может начертать столь верную и богатую по содержанию и глубине программу управления и подготовки солдата к бою?
  

*

Резюме

  -- Подготовка к бою должна доминировать во всей системе военного управления. Боевая подготовка войск - самая надежная скрепа военного организма.
  -- Воспитание наступательного духа следует поставить выше военно-технической подготовки.
  -- Управление поведением, поступками и действиями военнослужащих следует осуществлять не отдельными командами, а системой службы войск, примером старших, разумной организацией занятий, целесообразным использованием индивидуальных свойств и качеств солдата.
  -- В системе управления надо обращать особое внимание на тренировку исполнительности, аккуратности и дисциплинированности.
  -- Ничто не следует делать формально; муштра, формализм, казенщина, натаскивание и дрессировка - не по нутру русского солдата.
  

....................................................................................

  
  
  

Образовать один только ум юноши,

но не испра­вить развращенного сердца,

это значить дать острый меч в руки искусного злодея.

Невежа без религии немного может сделать зла, по невежеству своему; но

гибкий, развитый ум безбожника, -- это бич для человечества;

он может потрясать общества и разли­вать губительный яд не в настоящем только, но и на будущие поколения, чему, к несчастию, много есть примеров.

Цветник духовный

....................................................................................

 []

Государственный герб Руси. Кон. 17 в.

Цветник Духовный

Родители и дети

  -- Ты называешься отцем детей своих по плоти: будь отец их и по духу (Св. Тихон Задонский.).
  -- Не одно рождение делает отцем, но и хорошее образование детей.
  -- Умел ты детей своих родить, умей же и воспи­тать их, как должно, чтобы достойно носить имя отца (Св. Тихон Задонский.).
  -- Не ношение только во чреве делает матерью, но и доброе воспитание детей.
  -- Первое слово о Боге, должна сказать ребенку та, кому подарена была первая его улыбка (Прот. И. Рождественский).
  -- Мать, рождая дитя, прежде дает миру человека, а потом должна она в нем же дать небу ангела.
  -- Нравственное состояние детей, почти на всю жизнь их зависит большею частью, от нравственного влияния на них матери. "Дайте нам лучших матерей ибо никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только без­жизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди (Св. Златоуст).
  -- Родители, не воспитывающие детей своих, как должно, рождают их к временной жизни, но к вечной смерти дверь им отворяют.
  -- Капля воды на гладкой поверхности идет туда, куда поведешь ее пальцем, так и юное, нежное дитя можно направить и в ту и в другую (в хорошую и дурную) сторону, и увлечь, куда угодно (Блаж. Иероним).
  -- Юного отрока можно уподобить доске, приготов­ленной для изображения картины: что живописец изобразит -- доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса -- то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, - те каким нравам: Богоугодным или Богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его, -- с такими оно и будет жить (Св. Димитрий, Ростовский.)
  -- Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму (Он же).
  -- Нерадение о детях есть величайшей из всех гpехов, и в нем крайняя степень нечестия (Феофан Еп. Владим.).
  -- Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывать их благочестии (Св. Златоуст).
  -- Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания (Филар. М. Москов.).
  -- Небрегут о детях, если хотят только забавлять их, и забавляться ими, особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять (Св. Димит. Ростов.).
  -- Расточать для детей лишь ласки и угождения зна­чить вредить им. Красота цветов зависит от лу­чей солнечных; но когда лучи знойны, то цветы вянут на стебельках своих.
  -- Молодое, кривое дерево останется навсегда кривым и безобразным, если его не постараются выровнять, пока оно гнется. Тоже нужно сказать о детях. В каждом из них примечается своенравие и своеволие. Оста­влять эти кривизны без исправления, значить обрекать близких своему сердцу на верное несчастие в жизни.
  -- Отрок, в котором худые наклонности развиваются в ущерб добрым, подобен молодому дереву, подто­ченному червем, и потому скрывающему уже в себе зародыш разрушений.
  -- Кто хочет увериться в действительности благих плодов той крепкой любви, которая любя наказывает и, -- гибельных последствий той слабой любви, которая отвергает всякое наказание, - пусть заглянет в сми­рительные и рабочие дома. Там нередко услышит жалобы, произносимые со слезами и неутешною скорбью: "если бы отец и мать наказали меня за первое мое худое дело, я не был бы теперь таким извергом пред Богом и людьми".
  -- Детям надобно прощать легкомыслие и невниматель­ность, а не злобу и лукавство.
  -- От детей, которых боятся довести до слез даже после их проступков, часто сами родители впоследствии бывают вынуждены плакать.
  -- Лучше, если дитя плачет от отца, а не отец от своего детища.
  -- Огорчай другого, а тем более своих детей, так, чтобы они после обрадовали тебя (2 Кор. 2, 2; 7, 9).
  -- Садовник привязывает молодое, вновь посаженное деревцо к тычинке, крепко утвержденной к земле, чтобы ветер не вырвал деревца, и отсекает лишние побеги, чтобы они не повредили и не вырвал молодого растения. Поступайте и вы также с вашими детьми: утверждайте сердца их в страхе Божием, чтобы они не поколебались от соблазнов; отсекайте возникающие в них страсти, чтобы они не укрепи­лись и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в Св. Крещении (Св. Златоуст).
  -- В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость -- требуется разумность.
  -- Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает (Фнлар. М. Москов.).
  -- Родители! Не раздражайте чад своих (Еф. 6, 4), а любите: на голос любви сердце везде откликается.
  -- Не тот мудр, кто умеет наказывать, но тот, кто умеет предохранить от проступков.
  -- Наказания -- мера к исправление необходимая, только не единственная.
  -- Снисходительность, правота и любовь могут и должны соединяться вместе.
  -- Раны промывают вином, излечивают маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно сме­шивать с строгостью. (Св. Амвр. Мед1олан.).
  -- "За розгой должно лежать яблоко", сказал один наблюдатель детской природы.
  -- Будь сначала сам тем, чем хочешь сделать другого.
  -- Если хочешь воспитывать других -- воспитай сна­чала самого себя в Боге.
  -- Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь? (Св. Василий Великий
  -- Добрый пример бывает лучше всякого поучения, -- не забывай этого отец.
  -- Показывай Богопознание и Богопочитание твое делами твоими, а не одними словами (Св. Тихон Задонский.).
  -- Дела говорят сильнее слов (Филар. М. Москов.).
  -- Пример привлекает. Сколько детей навыкает от родителей божбе, гневу, зависти, не смотря на учение (Прот. И. Толмачев).
  -- Меньше потребуется слов, если делаешь, что долж­но. Живописец больше учит своими картинами (Св. Григор. Богосл.).
  

 []

Иконное изображение великокняжеской четы в одеянии 14 в. Великий князь

Василий III и Елена Глинская

  -- Учение чрез поступки и жизнь, есть самое лучшее учение (Св. Златоуст).
  -- Двояко учит, кто учит и живет благочестиво.
  -- Желающие иметь достойных детей благоразумие поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями (Филар. М. Москов.).
  -- Счастливы те дети, у которых родители и храм Божий посещают часто, и свое собственное жилище делают домом молитвенным (Дан. 6, 10) и таким образом подают им пример набожности, но кто может довольно оплакать бедствие тех детей, которые
  -- родителями своими воспитываются по духу мира нечертвующего, и чрез то как бы приносятся в жертву Молоху кровожадному? (Иep. 32, 35). (Прот. П. Соколов).
  -- Кто детей лишает церкви, тот лишает их Бога и всякого счастья (Прот. И. Толмачев).
  -- Что пользы, если дети исчерпают всю мудрость житейскую, в точности узнают все приличия света, приобретают громкие похвалы за свою ловкость и остроумие, и между тем будут иметь испорченное и лукавое сердце, и станут стыдиться исполнения Христианских обязанностей?
  -- Не иноплеменное наставление производить добрых сынов отечества (Филар. М. Москов.).
  -- Если твои дети худо живут; то это должно прино­сить тебе; более скорби, нежели сколько приносит тебе смерть их.
  -- Благочестивые дети -- наибольшее утешение для благочестивых родителей; -- наилучшее украшение живых родителей и наилучший памятник умершим родителям!..
  -- Мудрый и добрый сын служит славою и честию своему отцу.
  -- Счастливый отец, видящий детей своих, более себя созревших в дарованиях, и украшенных добродетелями!

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. СП б., I898 .- с.62-73.
  
   Ферри (Ferri) Энрико (1856-1929), итальянский криминалист, последователь Ч.Ломброзо.
  
   Зыков А. Указ. соч. - с.80-95.
  
   Кромвель (Cromwell) Оливер (1599-1658), один из главных организаторов парламентской армии, одержавшей победы над королевской армией в 1-й (1642-46) и 2-й (1648) гражданских войнах. В 1653 установил режим единоличной военной диктатуры - протекторат.
  
   Лувуа (Louvois) Франсуа Мишель Ле Телье (Le Tellier) де (1641-91), маркиз, французский государственный и военный деятель. В 1666-83 военный министр, провел крупные военные реформы, превратившие французскую армию в регулярную. Созданные Лувуа военные учреждения послужили образцом для европейских стран.
  
   Годом раньше в Англии было предъявлено первое требование ношения формы к морским офицерам.
  
   Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт. - М.-Л., I927-I928.
  
   Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования).// Военный сборник .- I9I2 .-N I.- с.4.
  
   Учреждение к бою по настоящему рассуждается по сему времени. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М.: Воениздат, 1947. - с.152.
  
   Инструкция ротным командирам за подписанием полковника графа Воронцова I774 г., января I7 дня в I7 пунктах состоящая на I3 листах. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М.: Воениздат, 1947. - с.238.
  
   Заметки, диктованные Суворовым 5/I6 сентября I798 г.. в деревне его Канчанске, генерал-майору Прево-де-Люмиану. - В кн.: Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М.: Воениздат, 1947. - с.272.
  
   Драгомиров М. Сборник оригинальных и переводных статей. т.2. - СП б., 1881, с.7-15.
  
   ...
  
  
   ...

 []

Русское посольство проходит через ворота Великой китайской стены. Гравюра из книги И. Идеса. Нач. 18 в

Исторические памятки

  
  -- Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения. (Аристотель).
  
  -- Измена, означает такое преступление, когда кто-нибудь передает иноземному врагу государство или какую-нибудь часть его, напр, укрепление, корабль и т. д. Но иногда словом rcpoSoata означается также пре­ступление, состоящее в ниспровержении государст­венного строя, а равно и покушение на него.
  
  -- Изображения предков - знатные семьи хранили в парадных за­лах своих домов восковые изображения предков (маски), начиная с того, кто первым занял одну из высших выборных должностей; по тор­жественным случаям маски выставлялись на всеобщее обозрение. Это было одною из привилегий знати.
  
  -- Иисус сын Навин называемый в Исх 24:13 служителем Моисея, вследствие того что он помогал ему в деле служения. В первый раз мы находим И. Навина в то, время, когда Израильтяне готовились вступить в сражение с Амаликитянами при Рефедиме Моисей поручил ему тогда начальство над войском Израилевым. В то время Навин имел сорок четыре года от роду, хотя и называется юношею. Проницательный взгляд законодателя Еврейского народа скоро открыл в Навине качества необходимые для будущего главы всего народа. В конце сорокалетнего странствования Евреев по пустыне Навин, оставшийся в числе немногих Израильтян, переживших означенное время, по повелению Божию был назначен Моисеем начальником народа и торжественно введен в это звание. Восьмидесяти четырех лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля р. Иордан, совершив предварительно обряд обрезания и празднование Пасхи, и вступил в землю Обетованную. Засим начался ряд войн с Хаанеями, во время которых Навин и народ Израильский одерживали почти постоянные победы. После сего Навин, достигший уже преклонного возраста, при содействии первосвященника Елеазара и начальников колен Израилевых, приступил к разделу Обетованной земли, причем все колена получили свои участки. Сам Навин получил от народа в удел Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. В Силоме была поставлена Скиния, назначены шесть городов убежища, сорок восемь городов назначены левитам, и воины, участвовавшие в походах, были отпущены в места их прежнего жительства. Через несколько времени после сего Навин созвал весь народ, увещевал его в точности исполнять закон Божий, быть верными Богу, не сообщаться с язычниками, оставшимися среди них, не вступать с ними ни в какое родство, под опасением больших бедствий. Наконец заставив народ возобновить в Сихеме завет с Богом, И. Навин мирно скончался на 110 году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи.

 []

Инициал из Евангелия 14 в.

  -- Илоты. Илотами называли жителей Спарты - потомков некогда побеж­денного племени. Они не обладали правами свободных граждан, это были государственные рабы, предоставленные в пользование частным лицам, причем в Спарте существовал обычай так называемых криптий - тайного, происходившего но ночам, убийства илотов. Плутарх сомневается, что установлением этого обычая Спарта обязана Ликургу. Он называет криптии "гнусным делом" и заявляет, что "в Лакедемоне свободный до конца свободен, а раб до конца порабощен".
  
  -- ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, богатырь, один из гл. героев рус. былин, возникших в 12-13 вв.
  
  -- Император (повелитель) - в республиканском Риме военачальник, облеченный высшей военной властью ("империум" ). Кроме того, это был почетный титул, который сами воины давали своему начальнику в награду за удач­ные боевые действия. Имя "Император" вместо своего личного имени "Гай" впервые принял Август, потом Нерон, потом, начи­ная с Веспасиана - все последующие правители.
  
  -- Имхотеп - древнеегипетский мудрец, врач и зодчий, визирь царя III династии Джосера (около 2780 - 2760 до Р.Х.), для которого он соорудил в Саккаре первую ступенчатую пирамиду. В последствии Имхотеп был обожествлен. Ему посвящали храмы и часовни. При Птолемеях Имхотеп почитался как бог Птаха. Греки его отождествляли с Асклепием
  
  -- Имя - в глубокой древности восточные народы именем новорожденному выражали мысль о замечательных обстоятельствах окружавших появление на свет младенца, или мысль об особенных телесных его свойствах, или выражали свои пожелания соединявшиеся с мыслию о младенце и его будущности.
  
  -- Инаугурация - церемония приведения к присяге высшего должностного лицв госудрства. Слово инаугурация происходит от лат. inauguro -- "посвящаю". В основе своей этот ритуал заимcтвован из церемоний коронации монархов. Даже и в самих современных монархиях коронация вытеснена менее формальной инаугурацией (за исключением Великобритании).
  
  -- ИНИЦИАТИВА, (почин, упреждение, от лат. Initium - начало) - способность к самостоятельной независимой деятельности, понимаемая в двояком смысле: упреждение действий противника или принятия решения без указания начальства, но сообразно обстановке. Без инициативы частных начальников правильная работа современной армии невозможна, но инициатива должна быть разумно применяема, т.е. каждый начальник в своей сфере должен работать в направлении общих оперативных идей. Для правильного применения инициатива требует сильного, выработанного характера (отсутствие страха ответственности)., настойчивости и широкого понимания военного дела (важность военной школы -- умственной дисциплины в армии). (В.Э., 1911, т.10). Под словом инициатива разумеется способность человека принимать самостоятельные решения, имея в виду общую цель, хотя бы для этого пришлось бы не только не исполнить полученного приказания, но даже поступить прямо наперекор ему. Принимая самостоятельные решения, воин рискует в случае неудачи подвергнуться нареканиям или даже наказаниям. Если он достиг успеха -- это его счастье, не исполненное приказание ставится ему в вину. Отсюда ясно, что проявление инициативы сопряжено с риском; посему, предпринимая самостоятельные решения, воин должен взвесить все шансы за и против успеха, чтобы предотвратить риск. (Н. Бирюков). Армия без инициативы -- мертва, и военная история учит нас, что ожидание приказов свыше приводило к самым ужасным результатам. Каждый раз, когда нас будет тянуть вмещаться в действия подчиненного, проявляющего инициативу, необходимо проверить, не есть ли это стремление и желание -- результат собственной слабости. (П. Изместьев).
  

 []

Азбука скорописная, составленная в Москве для обучения дьяков и подьячих

  
  -- Интеллигенция. Наша передовая интеллигенция во время минувшей кампании вела себя преступно: она смотрела на войну, как на время, удобное для достижения своей цели -- изменения существующего режима. (М. Галкин). Мало надежды можно возлагать и на нашу интеллигенцию... В ожесточении внутренней, политической распри, они забыли святой лозунг -- "Родина!". (А.Верховский). Русский народ был совершенно не подготовлен к войне своими интеллигентными классами, в среде которых считалось признаком культуры относиться к войне как к чему-то недостойному... Куропаткин жалуется на то, что именно образованные классы неохотно посвящали своих сыновей военной карьере. К этому можно прибавить, что именно эти классы, поэтому часто оказывались самыми злейшими врагами государства и ослабляли его способность к защите. (Легар). Каковы взаимоотношения армии и интеллигентных слоев нашего общества? Последним не хватает познания своей армии. Они мало осведомлены о нашей вооруженной силе, мало ее знают: отсюда налицо равнодушие, а кому нужно -- даже пренебрежение. Мало знаний, неоткуда появиться и уважения к армии; нет уважения, нет и не может быть и любви к ней. (М. Галкин).
  
  -- ИНТЕНДАНТ, (должностное лицо, ведающее снабжением войск продовольствием и т.п.). Начало интендантству положено Летелье прежде всего позаботился о том, чтобы помимо недисциплинированного, с феодальной окраской, командного состава, не понимавшего новых отношений государства к войскам, в армии появились надежные агенты государственной власти, которые установили бы на месте тщательный контроль за исполнением распоряжений центра; последние отнюдь не должны были оставаться бумажными декламациями. Эта новая военная администрация явилась в виде интендантов и их помощников, военных комиссаров. Французская буржуазия достигла уже такой степени культурного развития, что Лувуа мог собрать достаточное число честных, энергичных и образованных агентов для проведения своей воли на местах. Так как основная задача интендантов заключалась в борьбе с феодальными пережитками, то Лувуа избрал их почти исключительно из буржуазии. Только командующий армией имел право отдавать приказания интенданту и комиссарам; остальные начальники обязаны были выполнять их распоряжения и, в случае ослушания, могли быть ими отрешены от должности. Интендант, помимо командарма, состоял в конфиденциальной переписке с Лувуа. Все вопросы о кредитах, крепостях, продовольствии, снаряжении, госпиталях и военно-судебные находились в полном ведении интендантов. На все совещания по вопросам оперативным, дипломатическим и административным строевые начальники были обязаны приглашать интенданта или комиссара.
  
  -- ИНТЕРВЕНЦИЯ АНТАНТЫ В РОССИИ 1918--22, вооруж. вмешательство империалистов стран Антанты с целью совместно с внутр. контрреволюцией свергнуть Сов. власть в России и восстановить бурж.-помещичий строй, добиться экон. и полит, закабаления страны и её расчленения. В дек. 1917 Англия и Фран­ция заключили соглашение о подготовке вооруж. интервенции и разделе России на "сферы влияния". Весной 1918 амер.-англ., франц. и япон. империалисты на­чали интервенцию против Сов. Респуб­лики, к-рая явилась решающим факто­ром развёртывания Гражд. войны в Рос­сии. В рез-те героич. борьбы сов. народа и Сов. Армии под рук. Коммунистич. партии, движения солидарности трудя­щихся капиталистнч. стран с Сов. Рос­сией замыслы империалистич. захватчи­ков потерпели крах (см. Гражданская война и военная интервенция в России 1918--20 гг.)
  

 []

"Знак Рюриковичей"

  
  -- ИНФАНТЕРИЯ -- название пехоты в ряде государств. В России в XVIII -- начале XX в. термин "инфантерия" применялся наравне с термином "пехота".
  
  
   ...
  
   А.И.Каменев.
   Практическая психология для офицеров.
   М., Издательство МПУ "СигналЪ", 1999. - 231 с.
   9 - Практическая книга для офицеров
  
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023