ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Помни войну!

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя казахская эпопея, часть восьмая


Моя казахская эпопея, часть восьмая

А.И. Каменев

ПОМНИ ВОЙНУ!

  
   Продолжение. Начало См.:
  
   Принцип полной осведомленности   29k   "Глава" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть седьмая
   Учить воевать, а не подметать   21k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть шестая
   Училище - не полк...   28k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть пятая.
   Бои местного значения   39k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть четвертая
   Военная педагогия   41k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть третья
   В кадрах-то согрешили   76k   "Фрагмент" Мемуары
   Моя казахская эпопея, часть вторая.
   Моя казахская эпопея   35k   "Фрагмент" Мемуары
   Часть первая
   Капитан сверхсрочной службы   45k   "Фрагмент" Мемуары
   Наука требует жертв
   Время решать   43k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть седьмая.
   Без руля и без ветрил?   34k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть шестая
   Легко в учении - тяжело в бою   19k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть пятая.
   Академия - не богодельня, а чистилище   23k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть четвертая.
   Для чего люди учатся?   31k   "Фрагмент" Мемуары
   Мои университеты, часть третья
   Чему нас учили   26k   "Фрагмент" Мемуары
      Мои университеты, часть вторая
   Мои университеты. Ч.1   30k   "Фрагмент" Мемуары
         Знание - сила, образованность - благо.
   Полосатый рейс   25k   "Статья" История
          О государственной потребе и местничестве
   Луч света   26k   "Фрагмент" Мемуары
          Поболее бы таких лучиков в царстве равнодушия и своеволия
   Свобода - это дар...   38k   "Фрагмент" Мемуары
          Истина делает человека свободным, а умение использовать этот дар - счастливым
   Курс на Красноярск   25k   "Фрагмент" Мемуары
          О чистой совести и чувстве исполненного долга
   Самое бесправное сословие   19k   "Фрагмент" Мемуары
          Проблема вторая - молодые офицеры
   Проблемы полка   15k   "Фрагмент" Мемуары
          Худо, когда боевая часть превращается в военно-подметальное учреждение
   У алтаря права дружбы кончаются   22k   "Фрагмент" Мемуары
          Дружба - это наука и искусство
   Пить или не пить?   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Пора трезветь, господа!
   Неудачником не рождаются   23k   "Фрагмент" Мемуары
          Неудачи и просчеты: наше отношение к ним.
   Двухгодюшники   16k   "Фрагмент" Мемуары
          Лучше меньше, да лучше.
   Эффект метро   17k   "Фрагмент" Мемуары
          Интересные наблюдения и необычное умозаключение
   Плох тот, кто...   13k   "Фрагмент" Мемуары
   Не звание возвышает офицера над подчиненными, а умение быть искусным воином.
   ЧП в артполку   21k   "Фрагмент" Мемуары
             О педантизме, мелочности и палке капрала
   Три недели, которые...   35k   "Фрагмент" Мемуары
             А Ларчик просто открывался.
    Из леса вистимо   30k   "Фрагмент" Мемуары
             Голь на выдумки хитра
    Кочкоград   22k   "Фрагмент" Мемуары
             Мой гарнизон - моя крепость?
    В отдельном автомобильном   45k   "Фрагмент" Мемуары
             Риск - благородное дело
    В чем наша беда?   23k     "Фрагмент" Мемуары
             Практические заметки из служебного опыта
    Из технарей в политработники   12k     "Фрагмент" Мемуары
             О неожиданном повороте судьбы и мыслях по этому поводу
    ТАТУ   34k     "Фрагмент" Мемуары
             Начало пути вечного узника

Правдивая история - это лекарство от недугов беспечности

  
   Историческая память - это лекарство, которое лечит многие пороки общества: забвение уроков истории; ошибки, которые привели к поражению; недостатки, которые ослабляли нашу мощь; просчеты, которые стоили жизни многим людям и т.п.
   *
   То государство, которое обладает надежной исторической памятью, никогда, как говорится, не наступит на одни и те же грабли.
   Иная перспектива ждет тот народ, который забывает об исторических уроках или же смотрит на свою собственную историю искаженным взглядом, либо, приукрашивая былое, либо, черня все то, что было достигнуто предками.
   *
   Значение минувшего опыта, несомненно, огромно, и изучение его, собственно, и создало теорию военного искусства.
  
   ***

"Не забывайте о монархии греческой"

  
   Петр Великий, научивший Россию воевать, завешал потомкам: "Не забывайте о монархии греческой".
   Этим самым он, по справедливому замечанию М.О. Меньшикова, хотел сказать, что забвение военного дела ведет к падению государства.
   Потому, надо не уставать совершенствоваться в военном искусстве, идя впереди всех народов и уметь извлекать пользу даже из временных неудач.
   Сам он, потерпев поражение под Нарвой, был благодарен шведам за преподнесенный урок:
  
   "Правда, сия победа в то время зело была печально чувственная, и яко отчаянная всякие впредь надежды, и за великий гнев божий почитаемая. Но ныне, когда о том подумать, воистину не гнев, но милость Божию исповедати долженствуем: ибо ежели бы нам тогда над шведами виктория досталась, будучи в таком неискусстве во всех делах, как воинских, так и политических, то в какую бы беду после нас оное щастие вринуть могло, которое оных же шведов, уже давно во всем обученных и славных в Европе (которых называли французы бичом немецким), под Полтавою так жестоко низринуло, что всю их максиму низ к верху обратило, но когда сие нещастие (или, лучше сказать, великое щастие) получили, тогда неволя леность отогнала, и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила, с которым опасе­нием и искусством как час от часа сия война ведена, то явно будет из следующей при сем истории".
  
   При ином госуда­ре это было бы началом бедствий, при Петре -- началом благополучия. Разбитый, он удвоил рвение к войне. Если бы он был дважды разбит, он учетверил бы рвение.
   Горький опыт Нарвы заставил Петра дорожить армией. Солдат же, когда понимает, что им дорожат, что полководец не разменивает их жизни на жизни неприятельских солдат, а только в крайних случаях идет на жертвы, чтит такого полководца и остается верен ему даже в минуту крайней опасности.
   *
   Петр Великий не случайно обращал внимание потомков на печальный опыт Древней Греции, так как ее опыт показывает нам, как велико для государства значение правильной военной политики и как сильное государство становится бессильным, если эта военная политика ошибочна или же недальновидна.
   *
   Много полезного и поучительного в истории Древней Греции уразумел Петр.
   Во-первых, в деле вооруженной защиты страны любовь к родине и патриотизм не может заменить никакая другая мотивация. Там, где подорвана духовная (патриотическая) основа обороноспособности, не следует ожидать и никаких успехов в военном деле.
   *
   Во-вторых, общественность (граждане) должны ценить и уважать военное звание, трепетно относиться к военной профессии, ценить военные подвиги и героев. Не только сами военнослужащие (воины) должны быть достойны общественного почтения и признания, но и власть не должна ронять престижа военной профессии (ни материального, ни социального, ни политического).
   *
   В-третьих, лучшие граждане должны пополнять воинские ряды, а не отчаявшиеся и обездоленные, никуда негодные и корыстолюбивые люди должны становиться в военный строй.
   *
   В-четвертых, обороноспособность государства должна прочно базироваться на трех основаниях: во-первых, разумном военном бюджете; во-вторых, обязательной воинской повинности; в-третьих, на заблаговременной и элитарной подготовке будущих вождей.
   *
   В-пятых, интересы обороноспособности требуют создания школы будущих военных вождей-полководцев, формирование которых невозможно в ограниченные сроки, а требует длительной и серьезной подготовки. Следовательно, необходим некий элитарный вневойсковой институт, который бы готовил будущую военную элиту, начиная эту деятельность с максимально возможно раннего возраста.
   *
   В-шестых, насколько вредно бесцеремонное вмешательство в военное дело гражданских лиц, т.е. людей, не знающих и не понимающих особенностей и специфики военного дела, опыт Древней Греции продемонстрировал со всей очевидностью.
   "Демократия", как орудие демагогов-политиков, как таран, пробивающий брешь в военном корабле, или же, как "троянский конь", так же опасна, как наступление сильного неприятеля на ослабленный в физическом и нравственном отношении укрепленный пункт, с той лишь разницей, что в первом случае противник явен и виден, а фронт борьбы с ним обозначен, а во втором случае ("демократия") противник идет на всякие ухищрения, рядится в тогу "радетелей и благодетелей" государства, выступает от "народного" имени, зовет к "всеобщему" благу, а на деле закладывает "мины замедленного действия" в самых важных точках военного механизма и, подобно изменнику, открывает врагу двери крепости для истребления и пленения ничего не подозревающих граждан.
   ***
   Печально сознавать тот факт, что в России и в СССР не прислушались к совету Великого Петра.
   Недальновидные правители пошли по пути создания иной, пагубной традиции.
   *
   В нашей традиции стало правилом - забывать о том, что произошло в годину великой военной опасности.
   Требуется всего лишь двух-трех лет для того, чтобы улеглись страсти и общество успокоилось даже после серьезных поражений, которые понесла наша страна в результате очередной несчастливой войны.
   Так было, к примеру, после Крымской (1853-1856 гг.), Русско-японской (1904-1905 гг.), Великой Отечественной (1941-1945 гг.) войн.
   Так было и после Афганской войны...
   *
   Плохо, когда забывают о павших...
   Прискорбно многократно, когда забывают уроки войны.
   Плацпарад немедленно вытесняет из жизни войск боевую подготовку сразу же, как только перестают палить орудия.
   ***
   Вспомним, в связи со сказанным, об одном любопытном факте нашей истории.
   29-го июля 1815 г. Русской Армии пришлось вторично вступить в Париж.
   Этим мероприятием Александр спас французскую столицу от грозившей ей беды: Блюхер (прусский главнокомандующий) со своими свирепыми ордами собирался было разгромить и разграбить беззащитный город.
   Оккупация эта длилась всего месяц и за все время ее случилось одно на вид незначительное происшествие, имевшее, однако, для Русской Армии самые печальные последствия и определившие на сорок лет весь уклад ее жизни.
   Как-то, проезжая Елисейскими Полями, Император Александр увидел фельдмаршала Веллингтона (английский главнокомандующий), лично производившего учение двенадцати новобранцам.
   Это явилось как бы откровением для Государя:
   "Веллингтон открыл мне глаза, -- сказал он, -- в мирное время необходимо заниматься мелочами службы".
   Современники, как Ермолов, Муравьев и др., а за ними и позднейшие историки находят происшествие далеко не случайным и приписывают его хитроумному расчету Меттерниха (австрийский министр иностранных дел).
   Зная болезненную страсть Александра I к муштре, австрийский канцлер без труда уговорил Веллингтона разыграть эту сцену, в надежде на то, что Император Всероссийский после этого с головой уйдет в дорогое ему экзцирмейстерство и не будет больше вмешиваться в политику, благодаря чему у Австрии и Англии на конгрессе руки окажутся развязанными.
   Так и произошло.
   Буквально сразу же после возвращения Русской Армии из заграничного похода вся боевая учеба свертывается и на военной сцене вновь появляется Аракчеев, который до того прятался в тени боевых генералов.
   Он становится "главнокомандующим" плацпарадной подготовки...
   А для солдат доблестной Русской Армии Александр учредил своеобразные резервации под названием "военные поселения".
   Вместо того, чтобы учить новобранцев науке побеждать, он заставил их осваивать целину, сведя их в военизированные поселения с жесткой дисциплиной.
   Вот так-то распорядился русский царь с доблестными сынами своей родины.
  
   ***
   Чего боялся Александр?
   Неужели в сознании правителей России так велика боязнь перед прозревшим во время войны солдатом, офицером и генералом?
   *
   Во время войны человек, как правило, кардинально меняется.
   Прошедшие через горнило войны, солдаты и офицеры, очищают свое сознание от многих пут гражданской, мирной жизни.
   Они полнее осознают свое личное достоинство; их система нравственных ценностей принимает более стройный вид; в них растет сознание сопричастности к делам своего государства.
   Как правило, все мелкое, низкое, приходящее отступает на задний план, а высокое, возвышенное, общее и значимое выдвигается вперед и заставляет смотреть на происходящее более зорко и пристальнее, чем это было до войны.
   Люди начинают думать и многое понимать...
   И это-то сильно волнует власти.
   ***
   Безусловно, сложное это дело - перевести на мирные рельсы воюющее государство и отвоевавшие вооруженные силы.
   Война и мир неотделимы.
   *
   Интересы нации требуют использовать патриотический подъем, вызванный войной, и для мирного строительства.
   А интересы боевой готовности также требуют своего: не допустить спада в боевой выучке войск; закрепить все то позитивное, что было достигнуто; избавиться от того, что приводило к неудачам, мешало развертыванию боевой мощи войск и достижению победы.
   *
   Правитель наши поступали (и поступают) по-другому.
   И, опять-таки, с сожалением констатирую: после войны власть старалась загасить энергию и инициативу народную; все достижения войны, как бы сдавались на бессрочное хранение в архив без права доступа к нему кого бы то ни было; уроки войны не изучались, а все неудачи списывались на счет конкретных лиц (главным образом, главнокомандующих).
   ***
   Да, действительно, проще найти "козла отпущения", чтобы не разбираться в системных, кардинальных ошибках власти, изъянах политики (внешней и внутренней) и стратегии.
   Ведь, в данном случае, вина падала на власть и ей надо было бы предъявлять счет за напрасно погубленные души, разорения и несчастья людей...
   Власть сильная способна признать свои ошибки, но власть слабая никогда этого не сделает.
   ***
   Власть русская и советская никогда не каялась в совершенных ошибках.
   Это в Древнем Риме и Древней Греции существовали общественные и государственные институты, которые строго спрашивали с полководцев за все, что они делали в период своего руководства войсками.
   Правда, со времен Суллы стали опасаться призывать к ответу римских военачальников.
   *
   Может быть пора положить конец такой практике?
   Очень уж безнаказанно чувствуют себя те недоучки и самонадеянные военачальники, которые платят за свои ошибки кровью, увечьем и страданием людей, которых они бросают в заведомо проигрышный бой.
   ***
   Продолжение следует...
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023