ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Приказываю растоптать майора"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА (из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


  

"Приказываю растоптать майора"...

  
  

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)

   0x01 graphic
   Сохранить,
   дабы приумножить военную мудрость
  
  
  
  

0x01 graphic

  

Арес и Афродита

Художник Жак-Луи Давид

  
  
  
   Факты "Из моей жизни"
   ("Записки вечного узника")
  

Анатолий Каменев

"ПРИКАЗЫВАЮ РАСТОПТАТЬ "ЭТОГО"... МАЙОРА"

Мысли вслух

  
   О том, какой переворот в сознании преподавателей произвела новая система я узнал от одного из своих коллег, когда тот пришел ко мне поделиться своими мыслями.
  
   Получив день для творческой работы, он вовсе не намеревался в этот день что-то делать.
  
   Собственно, это было его право.
   Никто ему не диктовал условий работы.
   Ему было определено общее задание и резерв его времени.
   Ему самому нужно было решать, когда приступить к исполнению задания.
  
   Но в этот день его что-то беспокоило.
   Он вынул из портфеля лист с заданием, внимательно прочитал и отложил в сторону.
  
   "Нет, - решил он. - Сегодня ничего делать не буду. Решил отдохнуть - буду отдыхать. Успею еще сделать".
   Решено - сделано.
   Лег на диван, но пролежал всего минут 15.
   Опять потянуло к листку с заданием.
  
   Опять прочитал.
   Взял другой листок.
   Нарисовал план-схему и вновь коварная мысль засверлила мозг: "Что ты маешься. Времени еще много. Отдыхай, пока есть время".
  
   Лег вновь.
   И опять что-то подняло с дивана и заставило идти к письменному столу.
  
   "Лучше сейчас начну. Немного сделаю, чтобы не надрываться в последний день".
   С этой мыслью и сел за стол. Однако, работа захватила, увлекла настолько, что, забыв о еде и отдыхе, проработал допоздна.
  
   Жена, придя с работы, удивилась, что муж работает в поте лица.
   Она знала, что супруг решил отдохнуть...
   А тут такое рвение.
  

0x01 graphic

  

План Наполеоновского вторжения в Англию

Нужны ли просто исполнители? Ошибка Наполеона

  
   По правде сказать, именно на это я и рассчитывал.
   Нельзя рассчитывать на успех, если подчиненные всего лишь исполнители воли начальника.
   *
  
   Мысль эта, простая по смыслу, чрезвычайно трудна в исполнении и реализации на практике.
  
   Даже такой выдающийся полководец, как Наполеона был таков, что его подчиненным предоставлялась, минимальная доля творческой инициативы.
   Маршалы его являлись не сотрудниками, а исполнителями приказаний императора.
  
   Самостоятельность свою они могли проявлять только в способах исполнения; творческая часть оставалась целиком в руках Наполеона.
  
   В лице своего начальника штаба, Бертье, Наполеон имел не помощника по оперативной части, а только начальника связи, который добросовестно обеспечивал рассылку по назначению приказов Наполеона и мог всегда доложить справку о расположении частей армии по последним сведениям.
  
   Наполеон диктовал ему распоряжения, но не посвящал его в ход своей мысли.
  
  

0x01 graphic

  

Переход Суворова через Чёртов мост.

Художник А. Е. Коцебу

Каждый должен знать свой маневр!

  
   Иной был наш Петр Великий, который требовал "не держаться устава, как стены, памятуя, что в уставе принципы изложены, а не правила, которым нет числа"...
  
   Таким был и Великий Суворов, который прямо требовал проявлять инициативу от солдата до генерала, ибо "каждый должен понимать свой маневр".
   *
  
   Мне не хотелось бы показаться непогрешимые руководителем. Были просчеты и у меня. Да не о них сейчас речь.
   *
  
   За работой кафедры пристально наблюдали со всех сторон.
   Начальство грозило: "Распустите преподавателей. Сядут они вам на шею".
  
   Любой промах мог похоронить начатое благое дело.
   Но все, как говорится, обошлось без крови и потерь.
  
  
  

Как защитить подчиненного?

  
   Интуитивно я понял, что надо решить и еще одну важную задачу - укрепить статус каждого преподавателя.
  
   К тому меня подтолкнула безрадостная картина, которая открылась при изучении личных дел преподавателей.
   Выяснилось, что многие преподаватели за все время пребывания на кафедре не удостоились ни одного поощрения.
   Не было и серьезных взысканий.
   *
  
   О чем могла свидетельствовать такая дисциплинарная практика?
  
   Возможно, работа преподавателей просто не заслуживает поощрения. Тогда напрашивается вывод: почему они работают плохо. Но, если они работают плохо, то тогда должны быть взыскания за нерадивость.
  
   Оказывается дело состояло в том, что, по мысли начальника политотдела генерала Крутова, преподавателей кафедры не за что ни поощрять, ни наказывать.
  
   За этой фразой политработника скрывалось равнодушие к людям, нежелание вникать в их нужды.
   *
  
   Мне показалась такая практика негодной и вредной.
  
   Ведь всегда можно найти в деятельности подчиненных то, что заслуживает поощрения.
   Поощрение - это, прежде всего, мотиватор поведения, стимул.
  
   Но есть и другая сторона поощрения - защитная.
   Человек, имеющий поощрение, уже в определенной степени защищен от произвола со стороны зарвавшегося начальника.
   Если он поощрен был когда-то, значит чем-то отличился.
  
   Если такой человек совершает проступок, то поощрение выступает в качестве положительного аргумента в его пользу и не дает права чернить личность без разбора.
   *

0x01 graphic

  

"Открытие памятника Екатерины II" 1873

Художник Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883)

Ах, эта Великая Екатерина...

  
   Но, для того, чтобы поощрить человека, надо за ним понаблюдать, заметить что-то положительное в его работе.
  
   Здесь мне вспомнился обычай Екатерины Великой, описанный в трудах В.О. Ключевского:
  
   "...Наперекор обычной наклонности людей замечать чужие слабости, чтобы пользоваться ими во вред другим, Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других, которые при случае можно обратить в свою пользу, и умела указать их самому обладателю".
   *
  
   Опыт великой императрицы пришелся как нельзя кстати.
  
   Вскоре удалось заметить и отметить успехи одного, потому - другого, третьего преподавателя.
   Все было естественно, мотивированно, понятно и потому поощрения не обесценивались, а рассматривались каждый раз, как признание заслуг той или иной личности.
   *
  
   Но все мои попытки затвердить успех преподавателей кафедры в приказах начальника училища проваливались.
  
   Ни одна фамилия не была включена по моей просьбе в приказы на поощрение, зато в этих же приказал постоянно фигурировали одни и те же лица, как правило, имеющие косвенное отношение к учебному процессу.
   Конечно, не поощрялся начальством и я сам.
   *
  
   Мне, однако, было наплевать на всякие поощрения и награды.
   А преподавателей кафедры я каждый раз отмечал письменной благодарностью, которую тотчас вносил в послужной список отличившегося лично.
   *
  
   И вскоре мне представился случай убедиться в правильности взятого курса.
  
   Прежде всего, несмотря на ничтожность поощрения, я убедился, что преподаватели ценят простое слово благодарности.
  
   Такова уж психология россиян: нам хорошо уже потому, что мы, россияне, выполняем свой долг и благополучие граждан нам дороже богатства и расположения правителей.
   Истинно русскому приятнее услышать "спасибо" от самого обездоленного и слабого, чем от сильного и могущественного.
   Он не заискивает перед сильными мира сего, не ищет их благосклонности, служит верно отечеству, а не прислуживает господам.
  
   Незабвенный А.С. Пушкин в "Капитанской дочке", не случайно приводит слова Андрея Петровича Гринева сыну, отправляющемуся на службу:
  
   "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь с молоду".
   *

0x01 graphic

Вид Могилева в конце XVIII столетия

С весьма редкой гравюры того времени.

(Из собраний П. Я. Дашкова).

"Приказываю ... растоптать"

  
   Вскоре сработала и защитное свойство поощрения.
  
   Генерал Жигайло настолько предвзято относился к людям, что одного его нерасположения было достаточно, чтобы запустить механизм травли человека.
   Благо у него под рукой был особый карательный аппарат - политический отдел во главе с его начальником генералом Крутовым.
   *
  
   В то время на кафедре проходил службу майор К., который чем-то не понравился начальнику училища.
   За короткий срок он успел "навесить" на бедного майора 3 служебных несоответствия.
   *
  
   Служилые люди знают, что такое служебное несоответствие - это публичная констатация профессиональной негодности человека.
  
   В военной среде получение даже одного служебного несоответствия грозило многими бедами, прежде всего, снятием с должности. Два-три служебных несоответствия требовали партийного расследования и обычно заканчивались исключением из партии.
  
   Затем следовало позорное удаление из вооруженных сил, а на гражданке поджидал везде запрет на какие-то престижные и высокооплачиваемые места.
  
   *
   Наш товарищ стоял посредине этого пути.
   Его самого и семью его ждали серьезные неприятности и испытания.
   *
  
   В один из дней на кафедре раздался звонок Крутова:
  
   - Вы собираетесь рассматривать персональное дело К.? - грозно спросил он.
   - Нет, мы не планировали это дело рассматривать, - спокойно ответил я.
   - Почему? - последовал новый вопрос начальника.
   - У нас нет для того оснований. Служебные обязанности он исполняет добросовестно. Имеет за то поощрения. Как член партии он ничем себя не дискредитировал, - пояснил я.
   - Но ведь он имеет три служебных несоответствия! - взорвался Крутов. - Разве это не основание для персонального дела.
   - Товарищ генерал, - перешел я на официальный тон. - Если вы считаете нужным рассмотреть его персональное дело, то рассматривайте его в партийной комиссии, а в первичной партийной организации мы его в обиду не дадим.
   - Ну ладно, еще посмотрим. - недовольно буркнул генерал и повесил трубку.
   *
  
   Признаюсь: мне пришлось блефовать.
  
   Я не был на 100 процентов уверен в том, что за К. вступятся все коммунисты кафедры.
   Среди моих коллег были люди, которые давно подслушивали начальнику училища и начальнику политотдела.
   Был, к примеру, один сказочник-анекдотчик, которого начальник училища любил приглашать для развлечений публики на природе.
  
   Были и другие тайные любители оказать услугу начальству.
  
   Если бы вопрос был поставлен на партийное собрание, то трудно было бы предрешить исход партийного разбирательства.
   Кроме того, политотдел постарался бы делегировать на собрание своего представителя для того, чтобы склонить решение в пользу исключения К. из партии.
   *
  
   Но, похоже, сработал инстинкт самосохранения.
  
   Персональное дело так и не было рассмотрено в партийной организации и К. смог вздохнуть спокойно.
  
   Не называю его фамилию только по одной причине.
   Сам К. смирился со своей участью и, как дичь, готовая к убиению, ждал развязки безропотно.
  
   На мой вопрос: "Собирается ли он бороться за свою честь и достоинство?", он вяло ответил утвердительно.
   Но в его ответе явно не было никакого стремления бороться за себя и будущность своей семьи.
   *
  
   Случай с К. показал, как велика роль отдельно взятого коллектива и его начальника в борьбе с зарвавшимися начальниками.
   *

0x01 graphic

Императорские галеры,

отплывающие в Киев по Днепру

  

Палка о двух концах. Возмездие для Жигайло и К®

  
   К слову будет сказано, что спустя три года после этого случая, сам генерал Жигайло и его приближенные попали в колесо партийной инквизиции.
  
   В "Красной звезде" за 1987 год в статье "Преступившие грань", приводились сведения о злоупотреблениях в КВИУИВ.
   Перечень их таков: выделение курсантов в гражданские организации для заработков; оформление на должности в училище подставных лиц; присвоение и разбазаривание государственных средств и т.д.
  
   Вместе с Жигайло к партийной ответственности были привлечены: начальник политотдела генерал-майор В.Д. Крутов, заместитель начальника училища по МТО полковник И.А. Черных, заместитель начальника учебного отдела подполковник Ю.В. Серебряков (главный подручный Жигайло), заместитель начальника училища по учебной и научной работе полковник Н.Г. Бородин и другие.
   *
  
   Сделав своей вотчиной училище, генерал Жигайло попирал все законные нормы.
  
   Так, в мою бытность председателем подкомиссии по приему в училище было выставлено несколько двоек сыновьям высокопоставленных чиновников Калининграда. По правилам приема им был закрыт путь в училище.
   Однако, потом двадцать этих "двоечников" оказались в списках первокурсников.
  
   На мой запрос к начальнику училища с просьбой объяснить случившееся, ответа не последовало.
  
   Зато возымела место санкция: меня отлучили от приемных экзаменов на следующий год, сделав это демонстративно и нагло.
  
   Буквально накануне экзаменов мне был принесен на подпись приказ о том, что я отправлен в отпуск еще накануне.
  
   Не оставалось ничего другого, как срочно собираться в отпуск и ехать прочь от всей этой возни вокруг приема в училище.
   *

"Предъявите для проверки". Сидоренко

  
   После отпуска меня ждал новый сюрприз.
  
   В училище с проверкой приехала комиссия из политуправления Прибалтийского военного округа, которую возглавлял заместитель начальника политуправления, начальник отдела агитации и пропаганды полковник А. Сидоренко.
  
   Первым делом они нагрянули на кафедру и после короткой беседы Сидоренко ушел в начальство, а у нас остался его помощник, подполковник С., совсем недавно исполнявший должность преподавателя одного из Рижских училищ.
   *
  
   Присмотревшись к своим коллегам по политуправлению, он сразу же приобрел сановный вид и бесцеремонную напористость проверяющего.
  
   Его поведение и требования настолько возмутили меня, что я отказал ему в показе некоторых рабочих материалов.
  
   - Товарищ подполковник, - с гонором обратился он ко мне. - Покажите мне ваши личные записи по марксистско-ленинской подготовке.
  
   В обычной ситуации я бы сдержался. Но тут был тот случай, когда надо было сразу дать по носу визитеру.
  
   - Товарищ подполковник, - в унисон ему ответил я. - На то они записи личные, чтобы не всякий совал в них нос.
  
   Проверяющий не ожидал такого ответа и уже был настроен копаться в моих тетрадях, выискивая какую-то крамолу.
   *
  
   Тогда было принято копаться в бумагах, в том числе личных.
   Покопается такой проверяющий в личной тетради, отыщет какую-то запись или недостойную реплику и начинает кричать на всех углах о политической незрелости человека и т.п.
   Прикопаться, ведь, можно и к телеграфному столбу...
   *
  
   Вместо копания в моих личных тетрадях я предложил ему побеседовать по любым политическим, военным или иным темам.
   Без всяких записей.
   Сидя друг против друга.
   Тот отказался от моего предложения и пошел жаловаться своему начальнику.
   *
  
   Сидоренко не заставил себя ждать.
  
   Взъерошенный, недовольный от того, что его отвлекли от более важной работы, он с порога грозно спросил:
  
   - Товарищ подполковник. Почему вы не выполняете указаний проверяющего?
   - Потому, товарищ полковник, что требование проверяющего неправомерны и для меня оскорбительны, - твердо ответил я.
  
   Сидоренко проигнорировал мою аргументации и перешел в решительное наступление:
  
   - Вы знаете, что ваш поступок может привести к отстранению от должности?
  
   Он применил известный прием устрашения, перед которым многие теряются, так как боятся потерять насиженное место.
  
   Мне же, по правде говоря, место начальника не было дорого.
  
   Я вынужден был исполнять начальственные функции, а душа моя тянулась к научной работе.
   Мало того: должность настоящего начальника требует умения вникать в суть и нужды работы подчиненных. И потому приходилось много времени тратить на улаживание всякого рода конфликтов служебных и даже семейных.
   *
   См. далее...
  

0x01 graphic

  

Верстовой столб Екатерининского времени

0x01 graphic

  

Россия.

На могиле.

Художник Перов Василий Григорьевич(1834-1882)

  
   351
   ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БУНТА В ВОЙСКАХ.
   На примере действий Александра Македонского. [Походы Александра, полные опасности и лишений, вдали от родины, не могли не вызвать у солдат желания возвратиться на родину. Нужен был лишь повод, чтобы вопрос о возвращении на родину встал в плоскость разрешения.] 15. ... Поэтому без всяких оснований распространились слухи, пущенные праздными солдатами, что царь, удовлетворенный достигнутым, решил теперь же вернуться в Македонию. 16. Солдаты как безумные бросаются к своим палаткам и начинают упаковывать свой багаж для похода; можно было подумать, что был дан сигнал собираться в путь. Крик солдат, разыскивающих своих товарищей по лагерю и грузящих повозки, достиг ушей царя. 17. Слуху этому способствовали греческие солдаты, отпущенные домой; и так как каждый греческий всадник получил по 6 тысяч денариев, остальные думали, что и для них приходит конец военной службы. 18. Встревоженный этим, как и следовало ожидать, царь, собиравшийся пройти еще до индов и до крайних стран Востока, собирает военачальников у себя в палатке и со слезами на глазах жалуется, что ему приходится в зените своей славы возвращаться на родину скорее побежденным, чем победителем. 19. И мешает ему не малодушие солдат, а зависть богов, вселивших внезапно в души храбрейших его людей тоску по родине, куда они вернулись бы немного; позже с еще большей славой. 20. Тогда полководцы, отвечая каждый за себя, стали предлагать свою помощь, требовать самых трудных дел, обещать повиновение солдат, лишь бы только Александр соблаговолил обратиться к ним с мягкой и подходящей к случаю речью. 21. Ведь солдаты никогда не падали духом и не отступали, если могли входновляться его бодростью и величием его духа.
   Царь сказал, что он так и сделает, пусть они только настроят солдат его слушать. Когда все было подготовлено, он приказал собрать войско и обратился к нему с такой речью. [Из главы 3] 1. "Воины! Ничего удивительного, что при виде величия совершенных вами дел вас охватывает желание отдыха и пресыщенность славой. 2. Я не буду говорить об иллирийцах, трибаллах, Беотии, Фракии, Спарте, ахейцах, Пелопоннесе, которые были покорены как под моим собственным командованием, так и по моему приказанию и под моим руководством. 3. Далее, начав войну с Геллеспонта, мы вызволили из рабства у самовластного варварства Ионию и Эолиду, и теперь в нашей власти находятся Кария, Лидия, Каппадокия, Фригия, Пафлагония, Памфилия; Писидия, Киликия, Сирия, Финикия, Армения, Персида, мидийцы, Парфиена. 4. Я захватил больше стран, чем другие полководцы городов, и даже не знаю, не забыл ли я при перечислении некоторых из них из-за их множества. 5. Итак, если бы я был уверен, что наша власть в столь быстро завоеванных нами землях достаточно прочна, я сам, солдаты, даже пытайся вы удержать меня, вернулся бы к своим пенатам, к матери и сестрам, к согражданам, чтобы именно там вместе с вами насладиться завоеванной славой, где нас ожидают самые богатые награды наших побед: радость детей, жен и родителей, мир, отдых, прочное обладание тем, что принесла нам наша доблесть. 6. Но в новой и, сказать правду, непрочной империи, игу которой варвары покоряются с протестом, нужно, солдаты, время, чтобы они приучились к более мягкой власти и чтобы их грубый нрав смягчился. 7. Плодам тоже требуется определенное время, чтобы созреть, даже лишенные разума, они мягчеют каждый по своему закону. 8. Что же? Или вы думаете, что столько племен, привыкших к иным правам и власти, не связанных с нами ни религией, ни нравами, ни языком, стали нам покорны с того времени, как были разбиты нами в бою? Их сдерживает ваше оружие, а не их расположение; кто боится нас в нашем присутствии, станет врагом в наше отсутствие. Мы имеем дело о дикими зверями, хотя они и посажены в клетки, но их может смягчить не природа, а долгое время. 9. Пока я говорю с вами, будто нашему оружию покорно все, что было под властью Дария, Набарзан захватил Гирканию, цареубийца Бесс не только владеет Бактрией, но и угрожает нам; согдийцы, дахи, массагеты, саки и инды еще независимы, и все они, завидев наши тылы, последуют за нами, ибо они все единоплеменники, мы же иноземцы. 10. Каждый охотнее повинуется своему правителю, даже если он внушает больший страх. Поэтому нам надо отказаться от того, чем овладели, или овладеть тем, чего мы еще не взяли. 11. Как врачи не оставляют в больном теле ничего, что может принести вред, так, воины, и мы отрежем все, что мешает нашей власти. Часто ничтожная искра вызывает большой пожар. Презирать врага небезопасно: на кого вы не обратите внимания, тому придадите больше силы. 12. И Дарий не по наследству получил власть над персами, но был подведен к трону Кира по милости евнуха Багоя, поэтому не думайте, что Бессу будет трудно захватить опустевший престол. 13. Мы, конечно, ошиблись бы, о воины, если бы победили Дария для того, чтобы передать власть его рабу, который решился на крайнее преступление, заключив в оковы своего царя, нуждающегося в помощи иноземцев, которую мы, победители, конечно, ему оказали бы, и, наконец, убил его, чтобы он не был спасен нами. 14. Неужели вы допускаете, чтобы страной правил тот, которого я хочу как можно скорее видеть распятым на кресте в заслуженное наказание за нарушение клятв верности пред всеми царями и народами. 15. И, клянусь богами, если вы вдруг узнаете, что он же опустошает города Греции и Геллеспонт, как горька будет для вас мысль, что Бесс украл плоды вашей победы: тогда-то вы поспешите вернуть свое, тогда-то вы возьметесь за оружие. Но насколько лучше раздавить его, пока он напуган и едва владеет своим рассудком! 16. Нам, прошедшим через столько снегов, столько рек, преодолевшим столько горных вершин, предстоит еще четырехдневный поход. Ни море, заливающее волнами дорогу, не препятствует нашему пути, ни теснины Киликии; вся страна ровная и удобная для похода. 17. Мы стоим на самом пороге победы. Нам осталось победить нескольких беглецов, убивших своего господина. Это благородная задача, клянусь богами, и среди славнейших наших дел, переданных потомству, будет упоминаться, как вы отомстили убийцам вашего врага, Дария, ненависти к которому вы после его смерти больше не имели, как ни одному бесчестному человеку вы не дали ускользнуть из ваших рук. 18. Когда это будет сделано, насколько послушнее станут персы, поняв, что вы ведете справедливые войны и что ваш гнев возбуждает не имя Бесса, а его преступления!" [Из главы 4]. 1. Солдаты встретили речь царя с большим энтузиазмом и закричали, чтобы он вел их, куда пожелает. 2. Не сдерживая их пыл, царь уже на третий день проник через Парфиену к границам Гиркании. <...>

Курций Руф.

Кн. VI, гл.2-4.

  

0x01 graphic

  

Россия.

За водой.

Художник Перов Василий Григорьевич(1834-1882)

  
   352
   ПРЕМИРОВАНИЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.
   Исключительной мерой мотивации воспитания и обучения в военно-учебных заведениях России было премирования преподавателей и обучаемых. К примеру, в Императорской военно-медицинской академии существовала следующая система премий для преподавателей и студентов: 1.Кто-то из пожертвователей (ими могли быть как частные лица, так и организации) предоставляли военно-учебному заведению какую-то сумму. 2.Эта сумма помещалась в одно из кредитных учреждений под проценты. 3.Объявлялся конкурс на получение премии (к примеру, в академии он объявлялся раз в 4 года). 4.За то время, на который объявлялся конкурс, положенный в банк капитал, давал определенные проценты. Проценты, набежавшие с этого капитала, и составляли премию. Так, в академии была установлена премия заслуженного профессора академика Петра Загорского. Капитал в сумме 4.571 рубль был положен в банк под проценты. За 4 года сумма, образовавшаяся от процентов, составила около 1.000 рублей. Эта тысяча рублей и стала премией победителю конкурса сред преподавателей. Н. Мельницкой. сообщает о другом примере. "По всеподданнейшему докладу Государю Императору записки о денежных наградах, завещанных покойной княгинею Евдокиею Ивановною Голицыною, в поощрение и воздаяние отличной службы на военном поприще, четырем кандидатам из воспитанников Военно-Учебных Заведений, Его Величество изволил Высочайше одобрить благие намерения завещательницы. В записке этой значится: "1) Согласно с желанием покойной княгини Евдокии Голицыной, назначаются четыре награды, каждая по 6.857 руб. сер. в поощрение и воздаяние отличной службы на военном поприще. 2) Для получения сих наград избираются из четырех Кадетских Корпусов, по назначению Его Императорского Высочества Главного Начальника Военно-Учебных Заведений по одному кандидату, преимущественно из сирот, или детей родителей недостаточного состояния, которые, при выпуске в 1850 году, получат более баллов за поведение и успехи в науках. 3) Избранные кандидаты, поступив на службу, пользуются с завещанного капитала процентами, доколе службою или особыми военными подвигами не приобретут права на получение капитала. 4) Право на получение капитала приобретается: А. Беспорочною службою, награжденною орденом Св. Георгия за 25 лет. Б. Подвигами храбрости, награжденными шпагою или саблею за храбрость, или орденом. В. Полученными в сражении ранами, хотя бы, по причине их, кандидат должен был перейти в гарнизон или отставку. 5) Если кандидат, находясь в сражении, будет убит или, получив раны, умрет от них, то на получение капитала имеет право жена и дети, если таковые будут. 6) Право кандидата на получение пенсии капитала прекращается, если он, не оказав ни одного подвигов в с.4 - й: А. Оставит службу. Б. Подвергнется взысканию по суду. В. Умрет. Во всех сих случаях, право на получение капитала переходит на нового кандидата, который избирается из отличнейших кадетов одного из Кадетских Корпусов, по назначению Его Императорского Высочества и согласно с 2 - ю статьей сих правил, и 7) Пожертвованные на сии награды суммы отправляются в Санкт-Петербургскую Сохранную Казну, под название: вклада княгини Евдокии Голицыной, для награждения за службу и подвиги на военном поприще. Четыре билета на сии вклады хранятся в Штабе Главного Военно-Учебного Управления, от которого зависит употребление пожертвованных сумм, сообразно с сими правилами". (Лит.: История Императорской военно-медицинской (бывшей медико-хирургической) академии за сто лет. 1798 - 1898. - СП б., 1898; Н. Мельницкой. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. (Сухопутного ведомства). - Т. 4, ч.16 - СП б., 1857).

А.И. Каменев.

  

0x01 graphic

  

Россия.

Первенец. 1888.

Художник Пелевин Иван Андреевич (1840-1917)

  
   353
   Преследование на войне.
   Когда преследуешь бегущего противника, нужно удо­стовериться в том, что вражеские войны действительно спасаются бегством, а не притворяются. Если команды в их войске подаются согласованно и всеми выполняются, то, даже если войско неприятеля бежит в видимом беспорядке, оно еще не разбито. Противник наверняка вынашивает план неожиданной атаки. Это нужно иметь в виду. Если же при­казы во вражеском войске отдаются беспорядочно и бара­баны бьют не вовремя, это значит, что противник действи­тельно разбит, и можно преследовать его всеми силами. Правило гласит "Преследуя бегущего противника, не ле­нись. Но если противник вдруг останавливается, тща­тельно все обдумай".

Сунь-цзы.

  

0x01 graphic

  

Россия.

Тихая заводь. 1879

Художник Мещерский Арсений Иванович (1834-1902)

  
   354
   ПРИКАЗ СТАРШЕГО ФЛАГМАНА ЧЕРНОМОРСКОЙ ФЛОТИЛИИ ВИЦЕ-АДМИРАЛА ГИЛЬТЕБРАНТА,
   N27 19 апреля 1902 г. [Начавшееся революционное проникновение в войска было замечено командованием, которое предприняло ряд мер по пресечению данного явления. Военный министр генерал А.Н. Куропаткин в отношении N 236 от 12 августа 1902 г., направленном Главному военно-судному управлению и разосланному командующим войсками всех военных округов, признавал ограждение армии от тлетворного влияния политических лжеучений "делом первостепенной госу­дарственной важности", возлагал на главное военно-судное управление "всестороннее обсуждение вопроса о средствах борьбы с вышеупомянутым прискорбным явлением"]. Адмирал, учитывая проникновение революционной агита­ции внутрь флота, требовал: "Все тайные листки, тетрадки, книжки представлять начальству, не читая, чтобы не грязнить своего ума этой нечистью безбожной. А если бы пришлось встретить самого такого смутьяна - сейчас же задержать его и представить начальству в целости. Приказ этот раздать по экзем­пляру всем нижним чинам дивизии; находящимся в отсутствии и в ко­мандировках выдать по возвращении их в наличие экипажа и команды". [Основная цель этого приказа заключалась в том, чтобы по­казать матросам, что свобода, которую требуют "смутьяны"-революционеры, есть "свобода разнузданности, самоуправ­ства, непослушания властям. Но такая свобода ведет к тяж­кому греху, нужна же свобода от греха, о чем непосредственно молит Бога православный народ"].
   (Лит.: Розенблюм К. Военные организации большевиков. 1905-1907 гг. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1931).
  

0x01 graphic

  

Россия.

Дерево над обрывом. 1889.

Художник Мещерский Арсений Иванович (1834-1902)

  
   355
   Приказы генерала М.Д. Скобелева.
   Приказ по случаю вступления в должность. По случаю утверждения генерала Скобелева в должности командира 4-го корпуса, был отдан следующий приказ: "Г. Адрианополь. 19-го февраля 1879 г. N 33-й. Его Императорскому Величеству угодно было утвердить меня в звании командира 4-го армейского корпуса. Более года тому назад судьба соединила меня с вами. Я научился вас уважать в кровавые дни плевненских испытаний, и посреди победных кликов от Балкан до Царьграда, и в продолжительное, многострадальное стояние ваше в виду св. Софии. Везде проявили вы примеры той непоколебимой стойкости и того строгого испытания долга, которые всегда составляли дорогое достояние нашей армии, созидая и в Европе, и в Азии русскую славу на страх и на зависть врагам. Теперь, когда наступил мир, вы, господа офицеры, не должны забыть того, чему вы научились в боях; вы несете ответственность перед славным, победным боевым прошедшим того корпуса, под знаменем которого вы имели честь служить. При нынешнем состоянии военного дела и вооружения мало того, чтобы сражаться умеючи - этому нас научила война. Мы должны воспользоваться мирным временем, дабы не только сохранить, но и развить опыт, приобретенный ценою крови. И если когда-либо Батюшка-Царь прикажет вновь потормошить какого-нибудь басурмана, мы так же радостно, с помощью Божию, грудью станем за веру христианскую, за святую Русь". Приказ о развитии товарищества. "Город Сливно, 2-го мая 1879 года, N 67-й. Сего числа вступил в город Сливно 61-й пехотный Владимирский полк; его, совершенно по собственному внушению, угощал 3-й батальон 117-го Ярославского полка, по русскому обычаю, товарищеской чаркой. Я был глубоко тронут, услыхав, что первая чарка была выпита владимирцами здоровье храброй, братской 30-й пехотной дивизии, кавалерии и артиллерии корпуса. Да послужит товарищеское, братское внимание ярославцев к владимирцам примером для прочих частей корпуса. В боевом куначестве частей следует искать главный залог победы. Им славилась старая кавказская армия, которая служила и будет служить доблестным для нас примером". Место начальника в бою. Весьма интересным является следующий совет о месте и поведении начальника в бою: "3) не следует делать фальшивых представления о бое: надо помнить, что кавалерия есть оружие впечатления и должно действовать на поле боя сокрушительно; бой ее решается всегда успехом головных частей, тогда как в пехоте победу решает хвост. В виду сего, при действиях в конном строю, нужно организовывать толково службу дозорных и не зевать; старшему начальнику быть впереди и всегда начеку, подкарауливая неприятеля и подкрадываясь к нему с эскадронами или полком, пользуясь складками местности, дабы налететь неожиданно. При действиях же в пешем строю, старшему начальнику место не в передовой цепи, а в резерве, но в течение боя следует, хотя бы только один раз, но кстати и вовремя, проехать, под сильным ружейным огнем, в передовые позиции, дабы лучше обозреть поле битвы, иметь возможность верно нацелить свои части для окончательного и решительного удара и показать себя, перед началом священного боя к атаке, достойным подавать столь страшный по последствиям сигнал". (Лит.: С. Гершельман. Нравственный элемент в руках М.Д. Скобелева. - Гродно, 1902).

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  


 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023