ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
Словарь Благоразумия

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


    []
   Энциклопедия русского офицера  
   8-926-286-91-89

9 - Моя книга для курсантов

А.И.Каменев.

Практическая психология для курсантов. - Балашиха, 1999. - 302 с.

  

СЛОВАРЬ БЛАГОРАЗУМИЯ

  
  -- Безволие.
  -- Чтобы оправдаться в собственных силах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны (Ф. Ларошфуко).
  
  -- Безделье.
  -- Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель).
  
  -- Безрассудный не может хранить тайны; мудрый же, по благоразумию своему и скромности, ни мало не затрудняется сохранять тайны, ему вверенные. (П. Евгалычев).
  
  -- Бережливость есть не что иное, как способность отказываться от удовлетворения минутных потребностей во имя будущего блага. (С. Смайлс).
  
  -- Беспечность.
  -- Источником бедствий чаще всего служит беспечность. (Веллей Патеркул, древнегреческий историк).
  
  -- Беспринципность.
  -- Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет свое направление с каждой переменой ветра (С. Смайльс).
  
  -- Бесстыдство.
  -- Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство (Демокрит)
  
  -- Благо.
  -- Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречива жена, послушный сын и полезное знание -- вот шесть благ в этом мире. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Благодарность.
  -- Стремление сделать добро тому, кто нас любит и стремится сделать добро, называется признательностью или благодарностью. (Б. Спиноза).
  
  -- Благопристойность.
  -- Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делает ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость. (Плутарх).
  
  -- Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. (Демокрит).
  
  -- Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. (Прит.27 -- 12).
  
  -- Благородство -- не в знатности предков, но в беспорочности нравов. (И. Златоуст).
  
  -- Близость.
  -- Ничто так не сближает, как сходство характеров. (Цицерон).
  
  -- Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого -- сделка принесла бы нам лишь убытки. (Ж. Лабрюйер).
  
  -- Будущее нации -- в руках матерей. (О. Бальзак).
  
  -- Вежливость, по принятому определению, есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. (С. Воскресенский).
  
  -- Великодушие.
  -- Будем неумолимы к себе, и снисходительны даже к тем, которые умеют прощать только самим себе (Плиний младший).
  
  -- Его величайшее удовольствие -- давать прежде, нежели у него попросят. (П. Евгапычев).
  
  -- Не выставляй бесчестным образом слабостей твоего ближнего, дабы возвысить самого себя. Не открывай его проступков и заблуждений, с тем, чтобы блеснуть на его счет собственным преимуществом. (А. Книгге).
  
  -- Под великодушием же я разумею то желание, в силу которого кто -- либо стремится помогать другим людям и привязывать их к себе дружбою по одному только предписанию разума. (Б. Спиноза).
  
  -- Вера есть уверенность в том, основание чего нам не дано, истинность чего не очевидна. (П. Мангегацца).
  
  -- Влюбленный.
  -- Каждый влюбленный, хотя бы он от природы мелочен, становится щедрым, предупредительным и великодушным, всякие следы скаредности и сребролюбия в нем расплавляются, словно железо в огне, и он радуется, одаривая любимого, больше, чем радовался бы сам получая подарки от других. (Плутарх).
  
  -- Воздержание -- не только как начало целомудрия, но и как обуздание пожеланий относительно пиши, питья и всякого другого похотствования. Предмет воздержания обучение тела и приспособление его к жизни духовной, через навык удовлетворять необходимые потребности его наименьшими средствами и издержками. (Г. Дьяченко).
  
  -- Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. (Аристин Киренейский, ученик Сократа).
  
  -- Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант -- это развитие природных склонностей, то твердая воля. Это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает. (О. Бальзак).
  
  -- Воспитание. В ряду четырех задач воспитания: а)дисциплинировать, т.е. укрощать дикость; б)культивировать, т.е. прививать знания; в)цивилизовать, т.е. сообщать знания акта, необходимого в человеческом обществе и г)морализовать, т.е. создавать такое настроение, под влиянием которого избирались бы лишь добрые цели. (И. Кант).
  
  -- Воспитывать может одна любовь; а любовь требует не только ласковости, но и строгости; тою и другою надобно удерживать молодого человека на прямолинейном пути, чтобы он достигал временного и вечного своего назначения. В наказаниях не должно быть опрометчивости. Кто наказывает слишком часто и без крайней нужды, тот самое наказание делает недействительным. ("О воспитании..." -- СПб., 1916).
  
  -- До пяти лет общайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати -- как со слугой, после пятнадцати -- как с другом. (Мудрость древней Индии).
  
  -- С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково. (Цицерон).
  
  -- Вражда.
  -- Отнимите у огня пищу, он погаснет. Отнимите у враждующих все новые поводы к вражде, и прежняя вражда его мало -- помалу ослабнет, прекратится, забудется. (Авва Пимен).
  
  -- Высокомерие -- говорит все и ничего не хочет слушать. (Демокрит)
  
  -- Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. (И. Ньютон).
  
  -- Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. (Платон).
  
  -- Гнев.
  -- Стремление причинить зло тому, кого мы ненавидим, называется гневом; стремление же отплатить за полученное нами зло -- местью. (Б. Спиноза).
  
  -- Гордость -- это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя. (Теофраст, древнегреческий мыслитель).
  
  -- Грех -- горный поток, который чем дальше бежит, тем более увеличивается. (Филарет Архиепископ Черниговский).
  
  -- Дисциплина не дает человеку уклониться от его назначения, человечности. Дисциплина подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов. (И. Кант).
  
  -- Добро.
  -- Под добром я разумею здесь всякий род удовольствия и затем все, что ведет к нему, в особенности же то, что утоляет тоску, какова бы она ни была; под злом же я разумею всякий род неудовольствия и в особенности то, что препятствует утолению тоски. (Б. Спиноза).
  
  -- Добродетели суть или добродетели заслуги, иди добродетели обязанности. К первым принадлежат: великодушие, благотво­рительность и самообладание; ко вторым -- правдивость, пристойность и миролюбие; к третьим -- честность, нравственность и умеренность. (И. Кант).
  
  -- Доверие к собственным силам приучает человека рассчитывать только на самого себя и благоразумно пользоваться дарованными нам благами. (С. Смайлс).
  
  -- Должное.
  -- Отдавай всякому должное: кому подать, подай; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. (Рим. 13 -- 7.).
  
  -- Досада это злоба, которая боится обнаружится, это бессильное бешенство, чувствующее свое бессилие. (А. Амьель).
  
  -- Достоинство.
  -- Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. (Апулей).
  
  -- Предусмотрительная природа, подняв людей с земли, сделала их высокими и прямыми. (Цицерон).
  
  -- Человек, хвалящийся своей породою, подобен стеклу, которое блестит на солнце, но при малейшем в него ударе разбивается. И человек, не имеющий собственных достоинств, есть ничтожен. (Св.Тихон Задонский).
  
  -- Душа.
  -- Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно. Не думай, будто одним монахам нужны наставления в Святом Писании: весьма многие из этих наставлений потребны и для детей, которые должны вступить в мирскую жизнь. (И. Златоуст).
  
  -- Желание.
  -- Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мною, если исполнится то, чего я ищу, вследствие желания, и если не исполнится? (Эпикур).
  
  -- Нет столь скромного платья, сквозь которое взор, воспламененный воображением, не проник бы со своим желанием. Мы менее наслаждаемся тем, что получаем, нежели тем, чего надеемся, и бываем счастливы, не сделавшись таковыми. (Ж.-Ж. Руссо).
  
  -- Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая -- станешь философом. (Сократ).
  
  -- Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестою приданного, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни. (Плутарх).
  
  -- Жизнь.
  -- Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Паскаль).
  
  -- Наша жизнь -- путешествие, идея -- путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало. (В. Гюго).
  
  -- Честная смерть лучше позорной жизни. (Тацит).
  
  -- Заблуждение.
  -- Каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец. (Цицерон).
  
  -- Завистник почитает чужие несчастья своим счастьем, а благополучие других своим злополучием (И. Златоуст).
  
  -- Зависть.
  -- Из чего же вытекает это желание подняться, волнующее все классы общества? В чем состоит зародыш страсти, общей всему человечеству, и состоящий в вечном стремлении к улучшению положения, в котором мы находимся? -- А в том, чтобы отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие, или получить сопровождающие их выгоды. (А. Смит).
  
  -- Задатки.
  -- Не сделаешь косноязычного красноречивым, не превратишь лентяя в прилежного, не сделаешь мудрецом невежду, не заставишь поумнеть дурака. (Мудрость древнего Египта).
  
  -- Закон возмездия.
  -- Как поступает человек с другими людьми, так и с ним могут поступать: закон возмездия есть основной закон нашей природы. (А. Смит).
  
  -- Закон контрастов.
  -- По физиологическому закону контрастов, человек не только делается восприимчивее к радости через посредство горя, но и восприимчивее к горести посредством радости. (Д. Педерит).
  
  -- Закон любви.
  -- Как магнит привлекает железо; так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних. (Иаков Архиепископ Нижегорский).
  
  -- Закон общения.
  -- Если хотим чтобы нам верили, будем жить хорошо; и если хотим, чтобы нас любили, будем любить. (Св.Исид. Пелус).
  
  -- Не делай и не желай другому того, чего себе не желаешь. Больно тебе, когда смеются над тобою: не насмехайся же над другими (Филарет Архиепископ Черниговский).
  
  -- Хочешь, чтобы тебя любили человеки? люби человеков. Хочешь, чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе, если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен пред всеми (Филарет Митрополит Московский).
  
  -- Закон примера.
  -- Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Я. Коменский).
  
  -- Божественный закон Платона гласит, что употреблять насилие против своей страны столько же предосудительно, как прибегать к насилию против отца и матери. (А. Смит).
  
  -- Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. (Иак.2 -- 10).
  
  -- Создавай лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Д. Локк).
  
  -- Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон).
  
  -- Злоба.
  -- Как червь, подтачивающий дерево, повреждает оное; так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное. (Авва Исаия).
  
  -- Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя. (Анахарсис)
  
  -- Злонравие есть понимание всего в другую сторону. (Аристотель).
  
  -- Злословие не останавливается на полпути; стоит только пустить о ком-нибудь сплетню, и сейчас же найдутся охотники почесать языки. (П. Мериме).
  
  -- Злоупотребление.
  -- Человек, злоупотребляющий доверием и предающий любовь, чтобы повергнуть слабое существо в слезы отчаяния, есть, по моему мнению, подлец и негодяй. (Ш. Нодье).
  
  -- Знакомства.
  -- Кто ведет обширное знакомство, тот точно торгует мелочью, от которой возки много, а прибыли мало. (А. Книгге).
  
  -- Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризуют человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризуют человека гениального. (Д. Дидро).
  
  -- Зрелость.
  -- Рассматривай зрелость как результат полного развития плода во всех его частях и считай, что каждое правильное суждение также является результатом завершенного во всех своих частях восприятия предмета, о котором производится суждение. Опасайся кажущегося завершения его созревания, ибо оно подобно мнимой зрелости червивого яблока. (И. Песталоцци).
  
  -- Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения. (Аристотель).
  
  -- Искренность -- мать правды и вывеска честного человека. (Д. Дидро).
  
  -- Искушения.
  -- Как при снаряжении корабля нужен бывает кормчий и полное число пловцов не для того, кто всегда стоит на пристани, но тому, кто постоянно занимается мореплаваньем: точно тоже должно сказать и относительно монаха и мирского человека. Первый, как бы находясь на необуреваемой пристани, проводит жизнь неозабоченную и устраненную от великого волнения; а последний постоянно обуревается и плывет среди моря, сражаясь со множеством треволнений. (И.3латоуст).
  
  -- Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее. (Д. Дидро).
  
  -- Истина.
  -- Знать истину следует всегда изрекать -- иногда. (Д. Джебран, ливанский писатель; 1983 -- 1931).
  
  -- Клевета.
  -- Утверждать что -- либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать. (П. Бомарше).
  
  -- Кокетство.
  -- Это -- великое оружие добродетельного кокетства. Взглядом можно сказать все, а между тем от взгляда всегда можно отречься, так как он не может быть повторен в точности. (Стендаль).
  
  -- Космополитизм -- чепуха, космополит -- нуль, хуже нуля, вне народности. Ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет. Без физиономии, нет даже идеального лица. (В. Динзе)
  
  -- Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, и тем преклонять других к своему, об оной мнению. (М. Ломоносов).
  
  -- Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно силы, чтобы получать оскорбления и не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством; ибо кто был столько силен, что преодолел две страсти: страх и гнев, тот действительно оказывает мужество; если ты победишь гнев, то без сомнения преодолеешь и страх; гнев же ты победишь, если будешь кроток, а если преодолеешь страх, то окажешь мужество. Наоборот, если не победишь гнева, то окажешься дерзким; а не победив его, не будешь в состоянии преодолеть и страх, и следовательно окажешься малодушным, и будет с тобою то же, что, например, с телом, которое так бессильно и расслаблено, что не может вынести никакого труда; оно скоро изнуряется и от холода и от жара; таково свойство тела расслабленного, а крепкое выдержит все. (И. Златоуст).
  
  -- Лесть.
  -- Хвалить людей в лицо -- признак лести. (Аристотель).
  
  -- Лицемерие -- это притворство. Сделать то, что хочется, но скрыть то, что сделано; удовлетворить свое желание, но скрыть грех смоковным листом. (П. Мантегацца).
  
  -- Личность.
  -- Человек становится личностью только тогда, когда он обретает нравственный характер, когда он становится способным поступать сообразно принципам. Воля и образование одни никогда этого завершения не дадут. (М. Рубинштейн).
  
  -- Ложь.
  -- Лгать самому себе дм своей выгоды -- подделка; лгать для выгода другого -- подлог, лгать для того, чтобы повредить клевета; это худший вид лжи. (Ж.-Ж. Руссо).
  
  -- Любить -- значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. (Аристотель).
  
  -- Истинная любовь не дерзка и не легкомысленна; робость делает ее осмотрительной; она не отваживается на многое, зная, что можно потерять. (Ж.-Ж. Руссо).
  
  -- Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим до бреда ожиданием наказания. (З. Фрейд).
  
  -- Мера.
  -- Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения. (Я. Коменский).
  
  -- Милосердие -- сердоболие и сострадательность, с готовностью все сделать во благо другого. Оно готово себя раздеть, чтобы одеть другого, себя оставить голодным, чтобы накормить другого, свое тело отдать больному, а его больное взять себе. (Г. Дьяченко).
  
  -- Многознание.
  -- Многие многознайки не имеют ума. (Демокрит).
  
  -- Мудрость -- это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, -- это гармония идей с жизнью (И. Гончаров).
  
  -- Высшая мудрость -- различать добро и зло. (Сократ).
  
  -- Мудростью называется такая добродетель, при которой человеческий разум приобретает способность верно определять, насколько в каждом отдельном случае известное действие находится в соответствии или противоречии с требованиями нравственного закона. В общее понятие мудрости входят: благоразумие, рас­судительность, осторожность и предус­мотрительность. (Основные понятия о нравственности... СП б., 1889).
  
  -- Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупые порокам, сну и ссорам.. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Мужество помогает человеку смело встречать опасности и препятствия на пути неуклонного стремления к осуществлению требований нравственности, в интересе которого он с твердостью переносит все постигающие его тягости и бедствия. Великодушие обнаруживается преимущественно в свободе от всяких своекорыстных расчетов и колебаний в виду предстоящего совершения честного и доброго дела, а также в устранении мелочной щекотливости и злопамятства в тех случаях, когда речь идет о прощении чужой несправедливости. (Основные понятия о нравственности... СП б., 1889).
  
  -- Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость, когда на что-то решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным. (Геродот).
  
  -- Наблюдение.
  -- Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом. (И. Дамаскин).
  
  -- Надежда всегда твердит, что в будущем будет лучше. (Теренций).
  
  -- Надежда есть не что иное, как непостоянное удовольствие, возникающее из образа будущей или проведшей вещи, в исходе которой мы сомневаемся. (Б. Спиноза).
  
  -- Надменный.
  -- Быть надменным, значит выражать свое превосходство, в особенности перед людьми низкими по общественному положению, беспощадно, без снисхождения, постоянно задевая при этом чужое самолюбие. (П. Серебряков).
  
  -- Наслаждение почти для всех людей -- чаша, которая понемногу допивается до дна; для немногих счастливцев -- море с его приливами и отливами; для самых избранных натур вечная волна потока, который бежит неоскудно... (П. Мантегацца).
  
  -- Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде. (Тацит).
  
  -- Наставник.
  -- Благоразумный наставник прежде всего должен узнать свойства ума и характер поручаемого ему ученика. Особенный признак ума в малолетних есть память. (Квинтилиан).
  
  -- Настроение.
  -- Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает. (Гораций).
  
  -- Наук вредных нет и быть не может. Каждая заключает в себе часть божественной истины, открывающейся нашему разуму с разных сторон в духе и во внешней природе. (Т. Грановский).
  
  -- Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед, (Аристотель).
  
  -- Наушник.
  -- Где нет больше дров, огонь погаснет; и где нет наушника, раздор утихает. (Прит. 26 -- 20).
  
  -- Национальное чувство -- не тепличное растение, требующее оранжерейной обстановки. Напротив, оно как и все здоровые органические чувства нуждаются в свежем воздухе, в солнечном свете и в полной свободе произрастания. (Г. Роков).
  -- Национальность. Сущность всякой национальности состоит в ее субстанции. Субстанция есть то непроходимое и вечное в духе народа, которое, само не изменяясь, выдерживает все испытания, целостно и невидимо проходит через все фазисы исторического развития. (В. Белинский).
  
  -- Невежда.
  -- Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого. (Аристинн Киренейский, ученик Сократа).
  
  -- Невежество.
  -- Есть три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают; знать не то, что следует знать. (Ш. Дюкло).
  
  -- Нет преград, равной преграде невежества. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Недостойные.
  -- Где чтут недостойных и презирают достойных, там находят себе прибежище трое: голод, смерть и страх. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Нерешительность.
  -- Трудно сказать, что больше заслуживает нерешительность -- жалости или презрения, и неизвестно, что опаснее -- принять ошибочное решение или не принимать никакого. (Ж. Лабрюйер).
  
  -- Новизна.
  -- Удовольствие вызывает новизна, которая не разрушает резко и неожиданно привычного равновесия органа или организма. Полное отсутствие новизны причиняет страдание. (Л.Оболенский)
  
  -- Нравственность.
  -- Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. (Я. Коменский).
  
  -- Нравы -- это люди, законы -- разум страны. Нравы нередко более жестоки, чем законы. Нравы, часто неразумные, берут верх над законами. (О. Бальзак).
  
  -- Нужда -- суровая учительница, но зато у нее можно действительно чему-нибудь научиться. Испытания приводят в движение наши I нравственные силы и укрепляют их. (С. Смайльс).
  
  -- Нужда.
  -- Человек, постоянно борющийся с нуждой, находится в положении, весьма мало отличающимся от рабства; он ни в чем не является господином самому себе и ему всегда грозит опасность подпасть власти других и подчиниться тем условиям жизни, которые ему предпишут; он не может сделаться полезным членом общества, потому что слишком занят удовлетворением собственных потребностей; он вынужден либо раболепствовать, либо унижаться... Нужда -- суровая учительница, но зато у нее можно действительно чему-то научиться. (С. Смайльс).
  
  -- Обещания.
  -- Сеть для человека -- поспешно давать обет, и после обета обдумывать (Прит. 20 -- 25).
  
  -- Обида.
  -- Размысли, что лучше: обидчиком ли быть, или обиженным? -- Без сомнения, лучше быть невинным, нежели виновным (Филарет Митрополит Московский).
  
  -- Обличение.
  -- Негласность обличении делает более легким врачевание. Не будем терзать, не будем разъедать чужих ран; не будем подражать мухам, но будем сорадоваться пчелам. Мухи садятся на раны и разъедают их, а пчелы летают по цветам. Поэтому последние делают соты, а первые причиняют боль телам, на которые садятся: они отвратительны, а те вожделенны и достолюбезны. (И.3латоуст).
  
  -- Обманщик тот, кто берет, зная, что не сможет вернуть. (Публилий Сир).
  
  -- Образование.
  -- Для образования нужны три вещи: природные способности, упражнение и время. (Демокрит).
  
  -- Задача образования -- не в приобретении массы познаний, а в подготовке к деятельной жизни, в стремлении к высшим целям. (Ф. Ницше).
  
  -- Общение.
  -- Искусство общения с людьми заключается в том, чтобы уметь выдвигать себя, не оттесняя других, применяться к взглядам, склонностям людей, не прибегая к фальши, легко, без натяжки усваивать тон любого общества, не жертвуя особенностями своего характера и не унижаясь. (А. Книгге).
  
  -- Одиночество.
  -- Природа не терпит одиночества. (Цицерон).
  
  -- Опасность.
  -- Бойся опасности, пока ее нет, когда же опасность пришла, не бойся, борись с ней. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Опытность -- это школа, в которой уроки стоят дорого, но это -- единственная школа, в которой можно научиться. (Б. Франклин).
  
  -- Осторожность. Будь осторожен даже в безопасности. (Публилий Сир).
  
  -- Осторожность.
  -- Соломон: "Дурак выболтал всю свою душу, а мудрый спрятал ее подальше".
  
  -- Остроумие.
  -- Под именем остроумия разумеем способность схватывать сходное в различных предметах легко, быстро и живо. Древние называли остроумие крайне опасным оружием. Нужно иметь много самоотвержения, чтобы удерживать вырвавшуюся искру там, где она может быть вредной. Поэтому так часто злоупотребляют сим прекрасным даром неба, когда им уязвляют слабых, и смеются над чужими страданиями, или оскорбляют нежное чувство стыда и скромности, или даже не щадят и самой Святыни. ("О воспитании..." -- СП б., 1916).
  
  -- Отвращение.
  -- Они должны научиться питать не ненависть, а отвращение ко всякой гнусности и нечистоплотности, боязнь внутреннюю вместо внешней...; ценить самих себя и сохранят внутреннее достоинство вместо того, чтобы довольствоваться людским мнением; взвешивать внутреннюю цену каждого поступка и действия, а не слова и душевные движения... (И. Кант).
  
  -- Отец.
  -- Ты называешься отцом детей своих по плоти: будь отцом их и по духу (Св. Тихон Задонский).
  
  -- Открытость.
  -- По справедливости стяжал похвалу народный трибун Ливии Друз таким своим изречением: в дом его с разным сторон могли заглядывать соседи, и, когда один мастер предложил ему поправить дело всего за пять талантов, тот ответил: "Возьми десять и сделай весь мой дом прозрачным, чтобы все граждане видели мою каждодневную жизнь!" Но, пожалуй, ему не было нужды в прозрачном доме; народ и так видит насквозь, что за нрав у государственного человека, что за правила, как он поступает и как живет -- даже то, что кажется глубоко сокрытым; и частная жизнь ничуть не менее, чем гражданская, бывает причиною, что одних он любит и почитает, а другими брезгует и гнушается. (Плутарх).
  
  -- Отчизна.
  -- Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон).
  
  -- Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем? Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя? (Гораций).
  
  -- Отчизну кто клянет -- с семьей тот порывает. (П. Корнель).
  
  -- Ошибки.
  -- Причина ошибки -- незнание лучшего. (Демокрит).
  
  -- Память.
  -- Благодеяния записывай на меди, а обиды -- на воде (Св.Исид. Пелус).
  
  -- Патриотизм.
  -- Мало быть русским только при больших исторических оказиях, но надо быть им и в будничное время истории, в ежедневной действительности. (И. Аксаков)
  
  -- Педагог.
  -- Идеал педагога: разумное совмещение в одном лице врача, воспитателя и философа (Д. Локк).
  
  -- Педагогика.
  -- Новая педагогика менее всего заботится о накоплении знаний, а больше обращает внимания на развитие и упражнение духовных сил. (Т. Грановский).
  
  -- Перемены.
  -- Все увлечения нашего сердца проходят вместе с переменами, неизбежно происходящими в предметах, к которым они направлены, и в нас самих. Красота телесная вянет, к богатству привыкают, вкус к удовольствиям по времени притупляется -- не изменяются и не ослабевают только связи, составляемые на общем направлении супругов к разумным целям, на постоянной потребности друг в другу как в необходимой силе, содействующей достижению этих целей, на взаимном уважении друг к другу как к силе действительной и надежной и на взаимном утешении от сознания достигаемого успеха. (Амвросий).
  
  -- Подлецы.
  -- Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все -- таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы. (Ф. Достоевский).
  
  -- Подражание.
  -- Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Познай самого себя и сделай из себя то, что ты есть; все, что в тебе есть самого лучшего, развивай до высокого совершенства, живи для осуществления твоей правды, будь верен себе, будь во всем самим собой. (Ф. Ницше).
  
  -- Познание своей немощности -- великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе искренностью признаний, что я ничего не знаю? (Д. Дидро).
  
  -- Положение в обществе. К высокому положению, ведут два пути: протоптанная прямая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче. (Ж. Лабрюйер).
  -- Помощь, оказанная нам другими, часто лишает нас энергии, самопомощь же безусловно укрепляет наши силы. Помощь, оказанная нам людьми или обществом, до известной степени освобождает нас от необходимости заботиться о самих себе; человек же, подчинившись чужому влиянию и представляющий заботы о себе другим, неизбежно делается до известной степени беспомощным. (С. Смайлс).
  
  -- Понимание начинается с обобщения частных случаев. Мыслящий человек инстинктивно стремится к обобщению его познаний. Чем разнообразнее и многостороннее эти обобщения, тем сильнее понимание. Каждое обобщение развивает только специфическую силу пожимания, освещающую лишь ту область опыта, из частных случаев которого сложилось это обобщение. (М. Зеленский).
  
  -- Порицание.
  -- Ты хочешь порицать? Предлагаю тебе для этого полезный предмет. Ты хочешь злословить? Злословь свои грехи. (И. Златоуст).
  
  -- Поступки.
  -- Будьте внимательны к своим мыслям -- они начало поступков. (Лао-цзы).
  
  -- Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день. (Пифагор).
  
  -- Поучение и поношение. Лучше поучать, чем поносить, ибо первое и легко и приятно, а второе жестко, тем исправляют согрешающих, а этим обличают и только к большим грехам приводят. (Эпиктет).
  
  -- Правда.
  -- Правда точно -- горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье. (О. Бальзак).
  
  -- Даже правде следует умолчать, если она принесет несчастье. (Мудрость древней Индии).
  
  -- С правдою надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтобы не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было. (Диоген Синопский).
  
  -- Правдивость есть свойство честного человека, которое его заставляет никогда не говорить инако, как он знает, мыслит и чувствует. Правдивый человек, имея омерзение ко лжи, даже в маловажных обстоятельствах употребить ее считает за величайший порок и преступление. (П. Куминский).
  
  -- Правил должно быть как можно меньше, но выполняться должны они как можно строже. (Д. Локк)
  
  -- Правило.
  -- Главное правило в жизни -- ничего сверх меры. (Теренций).
  
  -- Римляне поставили себе за правило: "Никогда не заключать мира искренне, а только для видимости. Уничтожив войска противника, разорять его чрезмерными налогами. Обрушиваться на победителя, истощенного войной, и вырывать у него плоды победы. Если два народа воюют между собой, поддерживать слабейшего, дабы занять выгоднейшее положение в споре. Разделять, чтобы властвовать. Предлагать мир на сходных условиях; а когда их примут, присоединять к ним другие, более тягостные. В договоры вводить выражения неясные, дающие место различным толкованиям. Давать полную свободу своей алчности и мерить добытую славу количеством золота и серебра" фигурирующими на триумфе. Присваивать себе сокровища покоренного мира. (Ш. Летурно)
  
  -- Преданность.
  -- Если наше внимание приковывается мудростью, трудолюбием и т.д. человека, которого мы любим, то любовь наша к нему станет вследствие этого еще больше, и такую любовь, соединенную с поглощением внимания или почтением, мы называем преданностью. (Б. Спиноза).
  
  -- Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу (Тацит).
  
  -- Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера (Ф. Ларошфуко).
  
  -- Предусмотрительность состоит в устремлении взора не только на настоящее и прошедшее, но и на те события, которые, в следствие постоянной причинной связи рано или поздно должны случиться. ("О воспитании..." -- СП б., 1916).
  
  -- Презрение.
  -- Самым верным признаком презрения к людям служит то, что человек считает всякого только средством для своей цели, а иначе не придает ему никакого значения. (Ф. Ницше).
  
  -- Преступность.
  -- Вину и причину современной преступности надо искать не в личности, не в самом преступлении, но в той системе, в которой он был воспитан. (Р. Оуэн).
  
  -- Приветливость же в одних обстоятельствах помогает, в иных -- утешает, в иных -- радует своей кротостью она преодолевает гнев, и всяческое дурное расположение. Когда у Евклида возникла ссора с братом и тот сказал: "Провалиться мне, если я с тобой не рассчитаюсь". Евклид ответил: "А я готов провалиться, если не уговорю тебя" -- и этим немедленно изменил его настроение. (Плутарх).
  
  -- Приветствие.
  -- Самая общая форма выражения чувств есть приветствие. Его основное значение есть уважение к ближнему... (В. Вундт).
  
  -- Привычка.
  -- Привычка -- вторая натура. (Цицерон).
  
  -- Как дерево, чем больше будет, тем с большею трудностью исторгается из земли: так, чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большею трудностью от него освобождается человек. (Св. Тихон Задонский).
  
  -- Пристрастие.
  -- Крайне остерегаться необходимо пристрастия. Предпочтением недостойного перед достойнейшим, оскорбляется последний и соревнование уничтожается. (П. Коновницын).
  
  -- Рабом является не тот, кто находится во власти деспотизма, но тот, кто подпал влиянию собственного нравственного невежества, себялюбия и пороков. (С. Смайлс).
  
  -- Равенство -- не зависть, не желание взять у другого то, чего у тебя нет, а осознание своего человеческого достоинства, которое одинаково у всех. (Ф. Достоевский).
  
  -- Разум.
  -- Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет (В. Белинский).
  
  -- Перед человеком к разуму три пути: путь размышления это самый благородный; путь подражания -- это самый легкий; путь личного опыта -- самый тяжелый (Конфуций).
  
  -- Разумение.
  -- Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. (Демокрит).
  
  -- Разумность.
  -- Хороший пастух снимает с овец шерсть, а не шкуру. (Светоний).
  
  -- Раскаяние.
  -- Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни. (Демокрит).
  
  -- Нужно "внимать себе", духовно проникать в глубины своих движений и чувств, чтобы отдавать себе отчет в подлинном смысле различных по своему направлению "корней" этих движений и чувств.... Лишь в порядке раскаяния светом молнии озаряется темное подполье души.... Раскаяние есть функция свободы в нас. (В. Зеньковский).
  
  -- Распри.
  -- И ныне многие ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, -- и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам по себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, -- если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. (И. Златоуст).
  
  -- Распутство так же относится к любви, как огонь к солнцу. (П. Мантегацца).
  
  -- Распущенность.
  -- Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний. (Монтескье).
  
  -- Рассудок.
  -- Кого боги задумали загубить, того они лишают рассудка, и все представляют ему в ложном свете. (Мудрость древней Индии).
  
  
  -- Только рассудок, говорил Эпихарм, все видит и все слышит, только он умеет обратить решительно все на пользу себе, только он располагает всем по своему усмотрению; только он действительно деятелен он господствует над всем и царит, все прочее слепо, глухо, бездушно. (М. Монтень).
  
  -- Ревность одна из болезней любви... Это чувство оскорбления по поводу посягательства на нашу собственность в любви. (П. Мантегацца).
  
  -- Религия
  -- ...По своей психологической сущности религия представляет собой форму самосознания и самоопределения человека. Ока не может быть сообщена человеку извне, а может возникнуть только в самом человеке, как живое сознание некоторой связи между органическим бытием человека и безусловным бытием Божества... (В. Несмелов).
  
  -- Репутация.
  -- Вкушать детям любовь к хорошей репутации -- вот величайшее искусство воспитания. Дети должны понять, что за хорошее поступки они будут всеми любимы, а в противном случае -- всеми презираемы. (Д. Локк)
  
  -- Речь.
  -- Достоинство речи -- быть ясной и не быть низкой. (Аристотель).
  
  -- Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего. (Плутарх).
  
  -- Наполняй гортань свою, человек, благонравием, а не зловонием; сделай ее царскою сокровищницею, а не гробом сатанинским. Если же она уже гроб, то по крайней мере закрой ее, чтобы не выходило из нее зловоние. (И. Златоуст).
  
  -- Откровенная речь -- свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент. (Демокрит).
  
  -- Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить. (Исократ).
  
  -- Родина.
  -- Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека).
  
  -- Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Байрон).
  
  -- Роковые обстоятельства.
  -- Обращая взоры свои к будущему, всякий человек должен предвидеть три роковые обстоятельства в своей жизни, ко встрече с которыми должен быть всегда подготовлен, а именно: потеря занятия, болезнь и смерть. Первые два могут не наступить, третье -- неизбежно. Следовательно, обязанность всякого благоразумного человека жить так и устроить так, чтобы при наступлении этих обстоятельств удар был по возможности ослаблен, не только для него самого, но и для других, существование которых от него зависит. (С. Смайльс).
  
  -- Русский народ не ветрен, не легкомыслен, -- это знают все. В этом отношении согласны между собою его друзья и враги: он не вскипает кипучим гневом при малейшем оскорблении его чести; не воспламеняется как порох от искры слова; не поддатлив на увлечения военной славой, не браннолюбив, туг на энтузиазм, враг ложных восторгов и театральных эффектов; мужественный, разумный, бодрый, но отлично наклонный к миру и долготерпению... (И. Аксаков).
  
  -- Самодовольство -- акт удовольствия, проистекающий от мысленного вращения около своих собственных достоинств. (А. Бэн).
  
  -- Саможаление.
  -- Когда наши права нарушаются грубым насилием, когда наши заслуги обращаются ни во что, собственное несчастье рождает в нас саможаление. Это чувство, по Спенсеру, побуждает страдальца желать остаться одному со своим горем и заставляет его отвлечься от всего того, что мешает ему созерцать свое горе. (П. Серебряков).
  
  -- Самый презренный вид малодушия -- это жалость к самому себе. (Марк Аврелий).
  
  -- Самолюбие.
  -- Удовольствие, происходящее из созерцания самого себя, называется самолюбием. (Б. Спиноза).
  
  -- Самомнение есть удовольствие, возникшее вследствие того, что человек ставит себя выше других, чем следует. (Б. Спиноза).
  
  -- Самообман.
  -- Кто так часто обманывает тебя, как ты сам? (Б. Франклин).
  
  -- Худо быть полным недостатков, но еще хуже быть полными ими и не желать сознавать их в себе, потому что это значит прибавлять к ним еще самообман (Б. Паскаль).
  
  -- Самоотвержение, как благородная готовность человека к пожертвованию своими интересами и даже самой жизнью, когда это необходимо для общего и частного блага. (Основные понятия о нравственности... СП б., 1889).
  
  -- Самопознание.
  -- Войдем в самих себя: исследуем, отложив всякую личную выгоду, к чему склонности наши влекут нас. Какое зрелище лестнее для нас, мучений ли или благополучие других? Что такое приятнее делать нам...? В злодеяниях ли получаете удовольствие? В наказаниях ли виновников оных проливаете слезы? Все ли для нас равно, говорите, кроме нашей выгоды; напротив того, приятности дружбы и человеколюбия утешают нас в наших горестях, и даже в удовольствиях. (Ж.-Ж. Руссо).
  
  -- Самосознание. ...Только в человеке имеет место самосознание, и это как раз является основным признаком "личности" в человеке.... Самосознание имеет своим объектом именно ту глубину и неисчерпаемость жизни внутри человека -- и потому самосознание есть в то же время сознание своего единства, своего "я", своего своеобразия, отдельности.... Самосознание -- есть функция духа. (В. Зеньковский).
  
  -- Самосознание.
  -- Главное в воспитании нравственного сознания это пробуждение самосознания, способности справедливо оценивать свои мотивы и поступки. (М. Рубинштейн).
  
  -- Самостоятельность.
  -- Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! (Сократ).
  
  -- Самостоятельность.
  -- Лишь те находят помощь, которые сами себе помогают, -- гласит старинное правило, выражающее в нескольких словах результаты громадного человеческого опыта. (С. Смайлс).
  
  -- Самоуважение -- первый шаг к развитию. Оно побуждает человека смотреть вверх, улучшать свое положение, расширять свой ум. (С. Воскресенский).
  
  -- Самоутверждение.
  -- Нужно апеллировать к инстинкту самоутверждения, стремлению к стойкости, храбрости и независимости и показывать молодым людям, как противоречит человеческому достоинству угодливое подчинение массе. (Ф. Ферстер).
  
  -- Свобода.
  -- Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения. (Цицерон).
  
  -- Ныне полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода -- лишь в одолении самого себя, и воли своей так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтобы всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. (Ф. Достоевский).
  
  -- Святыня.
  -- Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Матф. 7 -- 6).
  
  -- Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями. (Антисфен).
  
  -- Семя и всходы.
  -- Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Сердце злодея твердо в счастье и мягко в несчастье; сердце достойного мягко в счастье и твердо в несчастье. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Скромность.
  -- Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. (Рим. 12 -- 3.).
  
  -- Скрытность.
  -- Скрытность -- могучее орудие самообладания и она очень важна для того, чтобы не попадать под власть других людей. (А. Бэн).
  
  -- Всякая нагота оскорбительна, даже нагота души. Скрытность удерживает других на расстоянии от нас и охраняет нас. Это ширма, защищающая наши намерения (Ф. Бэкон).
  
  -- Скупость благородна только в расходовании времени. (Сенека).
  
  -- Скупость же -- не добродетель. Бережливый издерживает на все нужное; а скупой и при самой настоящей нужде не касается своего имущества. (И.3латоуст).
  
  -- Слава.
  -- Слава -- яд, полезный только в небольших дозах. (О. Бальзак).
  
  -- Где нет опасности, не может бить и славы. (П. Корнель).
  
  -- Смирение.
  -- На каждой стадии развития смирение проявляется по своему: послушание, уклонение от конфликтов, умение принять свою судьбу. (Филарет, митрополит Московский).
  
  -- Соблазн.
  -- Естественное обольщение -- это умение показать все лучшие стороны своей личности и престать перед любящей особой во всеоружии своих достоинств (П. Мантегацца).
  
  -- Одним из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн: "Все так делают" (Л. Толстой).
  
  -- Соболезнование, или сострадание выражает симпатию в соединении со скорбью, и обыкновенно предполагает участие нежного чувства. (А. Бэн).
  
  -- Совершенство состоит из трех компонентов: совершенной Любви, совершенной Мудрости и совершенной Силы. (Методология йоги... М., 1993).
  
  -- Совесть.
  -- Совесть это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких (П. Гольбах).
  
  -- Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невиновного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания. (Цицерон).
  
  -- Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону. (И. Кант).
  
  -- Сознание.
  -- Вследствие того, что люди охотнее сочувствуют радости, чем горю, мы выставляем на показ свое богатство и скрываем свою бедность. Сознание это представляет главную причину, побуждающую нас стремиться к богатству и бояться бедности. (А. Смит).
  
  -- Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях -- значит быть несправедливым. (Ж. Лабрюйер).
  
  -- Справедливость.
  -- Справедливость состоит не во внешних поступках, которые может совершать человек, но в его внутренней деятельности относительно самого себя, когда он не допускает, чтобы какая-либо из способностей его занималась не своим делом, или чтобы эти способности взаимно вторгались одна в назначение другой. (Платон).
  
  -- Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. (Цицерон).
  
  -- Ссора.
  -- Из двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее (И. Гете).
  
  -- Плюнь на искру, она потухнет, а когда подуешь, то разгорится, и недолго до пожара. (Филарет, митрополит Московский).
  
  -- Страдание.
  -- Величайшее зло -- страдания. (Цицерон).
  
  -- Страсти суть тираны.
  -- Если мы будем презирать их, то сделаемся великими; если будем освобождать от них и других, то -- еще более великими. (И. Златоуст).
  
  -- Страх.
  -- Страх закладывается в нашу душу в тот момент, когда мы предвидели возможность наступления такого события, которое или грозит нашей жизни, или порвет наши отношения с дорогими и близкими людьми, или нанесет нам материальный ущерб. Иными словами, страх играет роль предвестника зла физического или духовного. Существенными признаками страха служат: общий упадок сил, ослабление мускульной системы (ноги подкашиваются...) и порывистая односторонняя энергия, направленная к единственной цели -- убежать от опасности. (П. Серебряков).
  
  -- Не будем высоко думать о тех, которые наводят на людей страх. Человека кроткого и доброго не страшится никто; напротив, все мы уважаем его, почитаем и любим. А кто наводит страх, того, не видите ли, как бывает ненавистен и отвратителен для всех нас? (И.3латоуст).
  
  -- Стыд.
  -- Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества (М. Салтыков-Щедрин).
  
  -- Стыд и честь -- как платье; чем больше от конфликтов, умение принять свою судьбу. (Филарет, митрополит Московский).
  
  -- Краска стыда -- ливрея добродетели (Ф. Бэкон).
  
  -- Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим (Плавт).
  
  -- Судьба.
  -- Путь человека определяется не простой сопряженностью духа и психофизической стороны, но в нем обнаруживается своя -- для каждого человека особая -- закономерность, которую зовут "судьбой"... Каждый человек приносит в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, -- иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни. (В. Зеньковский).
  
  -- С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует -- наслаждаемся ею, а когда начинает капризничать -- терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам. (Ларошфуко).
  
  -- Счастье.
  -- Ныне два условия признаются прочным обеспечением семейного счастия: счастливый выбор жениха и невесты и предварительно установившаяся крепкая взаимная склонность, обещающая нерасторжимый союз в будущем. (Амвросия).
  
  -- Тайна.
  -- Доверенные тебе тайны храни с большою тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы. (Исократ).
  
  -- Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну. (Сократ).
  
  -- Терпение горько, но плод его сладок. (Ж.­-Ж. Руссо).
  
  -- Терпение.
  -- Терпение добродетель бессильного и украшение сильного. (Мудрость древней Индии).
  
  -- Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать. (М. Монтень).
  
  -- Основа всякой мудрости есть терпение. (Платон).
  
  -- Терпи и воздерживайся -- вот в чем подготовка к мудрой умеренности. Если хотят образовать хороший характер, то сперва нужно очистить его от страстей. Человек должен привыкнуть распоряжаться своими наклонностями так, чтобы они не обращались в страсти (И. Кант).
  
  -- Точность, пунктуальность -- необходимое качество истинно делового человека. Ничто не внушает большего доверия к человеку, чем точность, и ничто так не подрывает доверия к нему, как отсутствие этого качества. Точность является одним из способов доказать наше разумное уважение к людям, с которыми мы имеем дело. Точность есть до известной степени вопрос совести. (С. Смайлс).
  
  -- Трусость очевидно психический исход боязни. Трус -- это такой человек, что плывя в море, он в каждом утесе видит пиратское судно. Идя в рядах сухопутной армии, трус кличет своих товарищей, ушедших вперед, советует им держаться ближе к нему и смотреть вокруг, потому что трудно различить врагов. (А. Бэн).
  
  -- Убеждение -- это вера в то, что мы в какой-нибудь части познания обладаем абсолютной истиной. (Ф. Ницше).
  
  -- Уважение.
  -- Кого уважают, тем не льстят, потому что уважение чтит, лесть насмехается. (Публилий Сир).
  
  -- Угодливость.
  -- Наша угодливость пред высшими чаще рождается из нашего удивления перед выгодами их положения, чем из затаенной надежны получить какую бы то ни было пользу от их расположения, (А. Смит).
  
  -- Ум.
  -- Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления (К. Боуви).
  
  -- Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять (Д. Бруно).
  
  -- Упражнения рождают мастерство. (Тацит).
  
  -- Усидчивость и прилежание являются главными достоинствами отдельного лица и в то же время лучшею школой его саморазвития. (С. Смайлс).
  
  -- Уступчивость.
  -- Не говорите, что уступчивость -- знак слабости. Что больше: победить ли самого себя и получить благоволение Божье и имя благородного человека, иди быть осмеянным за слабость некоторыми неразумными людьми? Нет, здесь-то мы и можем показать торжество нашего Христианского образования, испробовать крепость нашей добродетели (Прот. И. Толмачев).
  
  -- Утешение.
  -- Но есть люди, которые, утешая себя суетным утешением, говорят: Господи! не поставь мне этого в грех; потому что я должен отвечать на слышанное. К чему такое оправдание? К чему такое извинение? Молчи и ты будешь избавлен от обвинений; не говори ничего, и ты будешь свободен от опасения. (И.3латоуст).
  
  -- Учение чрез поступки и жизнь, есть самое лучшее учение (И. Златоуст).
  
  -- Ученость чисто книжного происхождения жалкая ученость! Я считаю, что она украшение, но никак не фундамент. (М. Монтень).
  
  -- Ученость.
  -- Произведения древнейших писателей юношество должно близко знать и также умело обращаться с ними, как земледелец с полевыми орудиями, ибо не обладание книгами, а употребление их есть путь к учености. (Плутарх)
  
  -- Учтивость.
  -- Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближайшие были довольны и нами, и самими собою. (Ж. Лабрюйер).
  
  -- Характер.
  -- Обладать характером, -- значит вмещать в себя то свойство воли, в силу которого субъект всецело усваивает определенные практические принципы, которые он бесповоротно создал себе усилиями собственного разума (И. Кант).
  
  -- Под характером мы разумеем все, что его характеризует, что не позволяет смешивать его с другим человеком, т.е. свойства, присущие его духу, особая форма его духовной деятельности. (Ф. Полан).
  
  -- Хитрость.
  -- Хитрость есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямыми путями, она пытается их добиться плутовскими и окольными путями, и ее беда заключается в том, что хитрость помогает лишь один раз, а потом всегда лишь мешает. (Д. Локк).
  
  -- Кто расставляет сети, сам в них попадает; кто роет яму, сам в нее свалится; кто точит меч, сам от меча погибнет. (Мудрость древнего Египта).
  
  -- Лисица меняет шкуру, а не нрав. (Светоний).
  
  -- Храбрость.
  -- Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью. (Цицерон).
  
  -- Человек очень хорошо защищен сам от себя, от собственного шпионства и от собственной осады, так что он обыкновенно видит только свои наружные укрепления. Самая же крепость является для него недоступною... Но бывает так, что друзья или враги играют роль предателей и проводят его самого в эту крепость потаенными путями. (Ф. Ницше).
  
  -- Человек, который среди опасностей и мучений приближающейся смерти, сохраняет невозмутимое спокойствие и не позволяет себе ни движения, ни слова, которое не вызвало бы сочувствия в бесстрастном постороннем свидетеле, заслуживает самого высокого уважения. (А. Смит).
  
  -- Человеколюбие.
  -- Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, -- вот что можно назвать учением о человеколюбии. (Конфуций).
  
  -- Честность.
  -- Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость все это может быть объединено в понятии "честность". (Квинтилиан).
  
  -- Честь это желание снискать почести, соблюдать свою честь -- это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей (Ф. Вольтер).
  
  -- Чистота -- это только выпавший снег, который может или загрязниться, или растаять. Целомудрие же -- это сталь, искусственно раскаленная и затвердевшая в огне. (Э. Кей).
  
  -- Чувства всегда являются тем двигателем, который заставляет нас напрягать в большей или меньшей степени свою волевую энергию. (А. Лазурский).
  
  -- Щедрость.
  -- Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. (Ж. Лабрюйер).
  
  -- Быть щедрым - значит давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит брать меньше, чем тебе нужно. (Д. Джебран).
  
  -- Эгоизм.
  -- Кто себя только любит, о себе лишь заботится, и думает: было бы ему только хорошо, - а другие пусть себе живут, как знают, - самый опасный враг наш. (Сенека).
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023