ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"В чужой монастырь со своим уставом не суйся?!"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


"В чужой монастырь со своим уставом не суйся?!"...

0x01 graphic

  

Горная обитель. Художник Гугун

  
  
  

Несгибаемая стойкость, чут­кость,

ясность и бдительность духа...

(так было воспитание детей в древнем Китае)

Анатолий Каменев

   Воспитание юношества для истории имеет то значение, что в системе воспитания подрастающих поколений уже содержатся серьезные предпосылки последующих побед и поражений государства, процветания или гибели.
   *
   Прежде всего, следует обратить внимание на исходную идею, т.е. понимание правителями Древнего Китая роли и значения человека вообще и его просвещения, в частности.
   *
   На Востоке с особенной ясностью сознавали, что в осно­ве военного успеха лежит именно "человеческий фактор" - несгибаемая стойкость и вместе с тем необыкновенная чут­кость, ясность и бдительность духа.
  
   Восточные учителя знали, что ключ к успеху - не знания и навыки, а сам чело­век.
   "В руках хорошего человека даже плохой метод стано­вится хорошим, а в руках плохого человека хороший метод становится плохим", - говорили они.
  
   У - цзы, суммируя древний опыт государственного управления, писал в своем трактате:
  
   "В древности все, кто заботился о госу­дарстве, непременно, прежде всего, просвещали свой на­род и любили своих людей".
  
   Обращает на себя внимание тот факт, что такой подход к народу, его просвещению, означал отказ от порочной практики иных правителей древности - держать народ в темноте, не допускать его до просвещения...
  

0x01 graphic

  

Фарфоровое блюдце с изображением на тему "Речных заводей" (правление Канси, XVIII век) - китайский роман XIV века, основанный на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 "благородных разбойников" из лагеря Ляншаньбо в правление династии Сун.

  
   Стремясь всякое знание и действие облечь в известные наружные формы, китайцы придавали большое значение внешним прие­мам и развивали строгий церемониал, простиравшийся на все поступ­ки общественной и большей частью также домашней жизни.
   Тут упо­минались обряды (Ли) при жертвоприношениях, по поводу приема в императорский дворец, при похоронах, на военной службе, в собраниях, но также по случаю получения мужской шляпы, при бракосо­четаниях, при пирах и визитах; с этими обрядами преподавание и знакомило молодое поколение.
   Соблюдение их требовалось от каж­дого образованного китайца.
   *
  
   Воспитание первоначально имело целью и физическое и умственное развитие человека; оно состояло:
  
  -- в научении шести добродетелям (рассудительности, приветливости, мудрости, правдивости, умеренности и уживчивости),
  -- шести обязанностям (верности родителям, верности друзьям, доброжелательству, любви к родным, добросовестности, сострадательности) и
  -- шести искусствам (приличию, музыке, стрельбе из лука, управлению телегою, слове­сности, арифметике).
  
   Но скоро идеалом образованности стало про­стое знание того, что знали и делали предки; и ученье состоит те­перь почти исключительно в том, что механически заучиваются на­изусть книги, который предписало изучит правительство; предметы этого преподавания: необходимейшие знания, главным образом, пра­вила нравственности, гражданская добродетель, послушание родите­лям и императору, соблюдение законов, жизнь по правилам спокойствия и порядка.
  
  -- Музыке придается большое значение; она счи­тается "отголоском гармонии вселенной", приучающим душу к по­рядку и нравственной гармонии, изгоняющим из окружающей при­роды злых духов, а из сердца страсти и дурные желания.
  

0x01 graphic

   Пра­вила нравственности и законы положены на музыку и дети учатся им, распевая их.
   В древнем царстве с особенною заботли­востью учили музыке слепых; они делались придворными музыкан­тами, играли на религиозных и других праздниках.
  
   Кроме элементарных школ, которые находятся и в самых маленьких местечках, есть много училищ для дальнейшего образования; в них принимаются лучшие ученики низших школ.
   Но мертвенная машинальность, проявляющаяся во всей китайской жизни, не дает ученью приносит такие плоды, как в других странах: лишенное свободы и самостоятельности, стремление к образованию ограничива­ется усвоением ученых сведений и правил житейского благоразумия.
   *
  
   Содержание обучения, служба и общественные занятия китайцев мужского пола в древности были строго дифференцированы по годам жизни:
  
  -- - когда ребенок становился в состоянии есть один, то его приу­чали пользоваться при этом правой рукой;
  -- - когда он начинал говорить, на мальчика надевали кожаный пояс;
  -- - на 6м году обучали счету и названию 4 - х стран света (Первая учебная книга, с которой необходимо должен начать каждый, называлась: "Вступление в область классической и истори­ческой литературы". В ней прежде всего содержалось пояснение о природе че­ловека, о необходимости его воспитания и его способах. Затем следовало изложение детских обязанностей, поясняемое даже примера­ми; потом начинался обзор различных отраслей человеческого знания, расположенный в восходящем порядке, по различным главным числам. - См.: Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Ч.I. - СПб., 1892.- С.14.);
  -- - на 7м году молодых людей разъединяли (девочки и маль­чики отдельно);
  -- - на 8м году их учили как входить и выходить из дверей, как садиться на циновку, как есть и пить, как ходить позади стар­ших, учили уступчивости;
  -- - на 9м году они учились считать дни;
  -- - На 10м году они выходили к учителю вне дома и там учились читать и писать (Родите­ли, обыкновенно несколько семейств вместе, нанимали учителя, давали ему полное содержание и годовую плату от 70 до 150 рублей. - См.: Модзалевский Л.Н. Указ. соч. - С. 13-14);
  -- - на 13м году они изучали музыку, читали громким голосом песни, а в 15 лет изучали танец сианг; потом они учились стрелять из лука и править колесницей;
  -- - на 20м году молодой человек получал мужскую шляпу, начинал изучать пять обрядов;
  -- - На 30м году он женился и заводил свой дом, занимался делами: мужчины возделывали поле или выполняли воинскую службу;
  -- - на 40м году он поступал на государственную службу, заботился о делах общественных, давал советы, сообщал свои мысли;
  -- - на 50м году он становился верховным сановником;
  -- - на 70м году он оставлял всякие занятия.
  
   В этой системе общественного воспитания рационально то, что на жизненном пути человека как бы расставляются ориентировочные вехи, которые дают направление его развитию.
   Введение же различных возрастных цензов на занятие государственных постов также имеет позитивное значение так как позволяет использовать потенциал человека (сначала его силу, затем - знание, после - мудрость) в государственных интересах, т.е. во благо всей нации.

0x01 graphic

Китайский дворянин. 1290г.

  
  
   В число общезначимых национальных мер, связанных с военным делом следует отнести осеннюю охоту, как своеобразную систему военной подготовки населения, сплочения масс и проверки боеготовности мужского населения и способности командиров и полководцев управлять большими массами людей.
   *
  
   Тесная связь между периодическими массовыми охотами и военным делом сохранялась в древнем Ки­тае на протяжении очень длительного времени. Тог­дашние правители - старейшины и ваны, устраивая большие звериные охоты, привлекали к участию в них все местное мужское население.
  
   Позднее, по мере укрепления возникших на территории Китая государ­ственных образований, в охотах участвовали лишь те мужчины, которые обязаны были вступать в ряды войска в случае войны.
  
   Так постепенно большие зве­риные охоты, кроме своего первоначального хозяй­ственного значения, приобрели характер своеобраз­ных военных сборов, во время которых их участники тренировались в походных движениях, упражнялись в употреблении оружия.
  
   Согласно дошедшим до нас источникам первона­чально охоты устраивались четыре раза в год, по чис­лу времен года.
  
   Главной охотой была осенняя охота, когда заканчивались полевые работы.
   После охоты совершались жертвоприношения гениям четырех стран света. Убитая дичь дарилась ваном сопровождавшим его правителям и приближенным, а также употребля­лась в пищу участниками охоты.
  
   Предания рассказы­вают о большом количестве добывавшейся на охотах дичи, а также об обычае, согласно которому каждый охотник по возвращении домой вывешивал у своего жилища шкуру убитого им зверя, что являлось дока­зательством его мужества и умения владеть оружием.
   *
   Следует отметить, что не только древние китайцы, но и другие народы древнего мира с большим почтением и вниманием относились к охоте как средству воинской выучки.
  
  
  
  -- Не стоит ли и сегодня присмотреться к психологическим, педагогическим, моральным и прочим прикладным аспектам охоты и включить вновь, как это делали древние правители, охоту в число наиважнейших (фундаментальных) средств подготовки современного офицера?
  

0x01 graphic

  

Горный проход после снегопада.

Художник Тан Инь.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Источники:
  
   См.: Китайская наука стратегии. Сост. Малявин В.В. - М., 1999. - С. 7.
   Конрад Н.И. У - цзы. Указ. соч. - С. 58-59.
   Шмидт К. История педагогики. Т. 1. Дохристианская эпоха. Воспи­тание у диких народов, на Востоке, у греков и римлян. Изд. 4 - е. - М., 1890. - С. 111.
   См.: Вебер Г. Всеобщая история. т.1. - М., 1885 - С. 59 - 60.
   Шмидт К. Указ. соч. - С. 113, 114, 115, 116, 118
   Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. - М.: Воениздат, 1959Указ.соч. - С. 44.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023