ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Великие охотники до вина"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


0x01 graphic

Гробница Кира Великого в Пасаргадах.

Ок. 350 г. до н. э.

  
   Мысли о настоящем:
  
  -- о вина великие охотники", "во хмелю обыкновенно обсуждают важ­нейшие дела свои"...
  -- "Тот, кто умеет вести войну, избегает противника, когда его дух бодр, и ударяет на него, когда его дух вял или когда он помышляет о возвраще­нии" ...
  -- Задача военного искусства сводилась к достижению по­беды "с малым трудом и с малой кровью"...
  
  
   Самые важные мысли:
  
  -- Вопрос о воспитании подрастающего поколения - один из стратегических вопросов государства и признается общенациональной задачей ...
  -- Воспитание на традициях, обычаях и ценностях имеет смысл, когда на свет он произведет многих сы­новей...
  -- Мужеское достоинство у них (сыновей) мерится по храбрости в сражении...
  -- По трем предметам: ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду...
  -- Наигнуснейшим пороком почитается ложь...
  -- Лишь те, кто прошел полное обучение гражданской доблести в группах мальчиков признается безукоризненно испол­нение своего гражданский долга...
  -- Закон должен быть направлен на то, чтобы предотвратить самую возможность преступлений...
  -- Для детей должны быть школы, называемыми "школами справедливости"...
  -- Не моложе 50 лет (так говорили древние) могут быть учителями и наставниками примером для юношества...
  -- Право носить оружие и заниматься войной было исключительным, наследственным преимуществом их...
  
   Поучения, предостережения, предречения
  
  -- Основную проблему на будущее: небольшим количеством постоянных войск - держать в повиновении огромную территорию...
  -- Есть три важнейшие составляющие: отборные войска (бессмертные) - два рода войск (полевые и гарнизонные) - дружина телохранителей...
  -- При дворе императора всегда находится военный инспектор - "глаза царя"...
  -- Тактика - не вступали в тесный контакт с противником, пока он не будет дезорганизован его действиями (с флангов и тыла)...
  -- Мощь войска - в духовном единении, которое давала религия...
  -- Причины ослабления - смут, потрясений и переворотов, при слабых, неспособных царях...
  -- Злоупотребления сатрапов - присваивать полную военную власть...
  -- Недальновидные цари сами устранились от военного дела и от традиций...,
  -- Рыцарский дух падает, солдат обабился...
  -- Воинская доблесть перестает быть ценностью номер один...
  -- Притупилось чувство военной опасности, бдительности, постоянной боевой готовности, зато "маневры персидского двора" становятся опасными...

0x01 graphic

  

Стела с духом-охранителем ворот в Пасаргадах.

Ок. 530 г. до н. э

ПЕРСИЯ: УРОКИ ЕЕ МОГУЩЕСТВА И ПАДЕНИЯ

А.И. Каменев

  
  
   С момента возникновения (в 6 в. до Р.Х.) до завоевания Александром Македонским (в 4 в. до Р.Х.), в течение двух с половиной столетий, Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире.
  
   Последующее греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство).
  
   Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. Р.Х. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

Сведения о государстве Ахеменидов

  
   Начиная со II тыс. до Р.Х. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий племен из Центральной Азии.
  
   Это были арии, индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшихся праязыками нынешних языков Иранского нагорья и Северной Индии.
  
   Они же дали Ирану его имя ("родина ариев").
   Первая волна завоевателей нахлынула около 1500 до Р.Х. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа - на юге среди касситов.
   Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию.
  
   *
  
   В начале I тыс. до Р.Х. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная.
   Часть иранских племен - согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы - сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции.
  
   Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан).
   Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс).
   Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества.
   На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до Р.Х. изображены сражения с мидянами и персами.
  
   *
   Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане.
   В 612 до Р.Х. мидийский царь Киаксар (правил с 625 по 585 до Р.Х.) вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил ассирийскую державу.
   Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р.Инд.
  
   На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества-данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.
  
   *

0x01 graphic

Серебряный дарик.

Персидский царь на колеснице и боевой корабль

  
   Могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений.
  
   Персидская династия Ахеменидов (названная так по имени своего основателя Ахемена) еще при мидянах стала господствовать в Парсе.
   В 553 до Р.Х. Кир Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, сына Киаксара, в результате которого был создан могущественный союз мидян и персов.
  
   Кир возвел на первую роль дотоле неизвестный народ, а государство, возглавляемое им, стало виновником многих небывалых перемен в жизни азиатских народов.
  
   *
  
   Новая держава угрожала всему Среднему Востоку.
   В 546 до Р.Х. царь Лидии Крез возглавил направленную против царя Кира коалицию, в которую помимо лидийцев вошли вавилоняне, египтяне и спартанцы.
  
   Согласно легенде, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением великого государства.
   Обрадованный Крез даже не удосужился спросить, какое именно государство имелось в виду.
  
   Война закончилась победой Кира, который преследовал Креза до самой Лидии и там захватил его в плен.
   В 539 до Р.Х. Кир занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до восточных окраин Иранского нагорья, сделав столицей Пасаргады, город на юго-западе Ирана.
  
   Сложившаяся на Иранском плоскогорье персидская рабовладельческая деспотия осуществляла во второй половине VI века до н. э. широкую программу захватнических войн.
  
   Завоевав почти всю Малую Азию, персидский царь Кир двинул свое войско в Среднюю Азию, рассчитывая на богатую добычу и преследуя, в частности, цель порабощения свободных скифских племен (массагетов), занимавших район между реками Окс (Аму-Дарья) и Яксарт (Сыр-Дарья).

0x01 graphic

  
   Массагетам, которыми в это время правила царица Томирис, пришлось вступить в борьбу с могучим противником. Силы скифов также были немалыми. Их войско было подвижным и искусным в маневрировании. Но главное их преимущество заключалось в том, что они воевали на своей родной земле.
  
   Персидское войско в 529 году до н. э. форсировало реку Окс и разбило один из передовых скифских отрядов. Томирис приказала своему войску быстро отступить с целью завлечь врага в глубь своей территории и там истребить его.
  
   Ободренные удачей, персы преследовали скифов и были завлечены в ущелье, заранее выбранное в качестве ловушки. В этом ущелье было истреблено все персидское войско и убит сам Кир. Юстин сообщает, что скифы уничтожили 200 тысяч персов. Эта цифра, несомненно, преувеличена. Фактически могло быть уничтожено несколько десятков тысяч персов, так как их постоянное войско, как увидим дальше, насчитывало немногим более 10 тысяч воинов и численность его хотя и возрастала за счет племенных ополчений, но не достигала 200 тысяч человек.
   (См.: Разин Е.А. История военного искусства. В 5-ти т.. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны. --М.: Воениздат, 1955 - С.79).
  
   Справка:
   Томирис (приблизительно 570--520 гг. до н. э.) -- легендарная царица саков-массагетов.
  
  -- Бой Геродот назвал "самым жестоким и великим". Кровавый бой завершился победой массагетов. По Геродоту, все персы погибли на поле боя, среди них был и Кир.
  -- Отрубив голову Кира и наполнив кожаный мешок его кровью Томирис при всех воскликнула: "Ты хотел крови, так пей её до дна!", -- и бросила его голову в этот мешок.
  -- Царицу Томирис одинаково почитают азербайджанцы, казахи, каракалпаки, туркмены и узбеки.
  
   *
   Камбиз, сын Кира, захватил Египет и провозгласил себя фараоном.
   Умер он в 522 до Р.Х.
  
   Некоторые источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством. После его смерти персидским троном завладел мидийский маг, но несколько месяцев спустя он был свергнут Дарием, представителем более молодой ветви династии Ахеменидов.
  
   *

0x01 graphic

Дарий

  
  
   Дарий I (правил с 522 по 485 до Р.Х.) - величайший из персидских царей, в нем сочетались таланты правителя, строителя и полководца.
  
   При нем под власть Персии перешла северо-западная часть Индии вплоть до р. Инд и Армения до гор Кавказа.
   Дарий даже организовал поход во Фракию (современная территория Турции и Болгарии), но скифы отбросили его от Дуная.
  
   В годы правления Дария греки-ионийцы в западной части Малой Азии подняли восстание. Поддержанное греками в самой Греции, оно положило начало борьбе против персидского господства, которая закончилась только через полтора столетия из-за падения Персидского царства под ударами Александра Македонского.
  
   Дарий подавил ионийцев и начал поход против Греции.
   Однако буря разметала его флот у мыса Афон (Халкидонский п-ов). Через два года он предпринял второй поход против Греции, но греки разгромили огромную армию персов в битве при Марафоне, недалеко от Афин (490 до Р.Х.).
  
   Справка:
  
   Дарий I (др.-перс. Дараявауш, что означает "Держащий добро", "Добронравный") -- персидский царь, правил в 522 -- 486 годах до н. э.
  
  -- Представитель младшей линии Ахеменидов, сын Виштаспы (греч. Гистаспа). Дарий был провозглашён царём заговорщиками после убийства Гауматы. По вступлении на престол ему исполнилось 28 лет.
  --
  

0x01 graphic

  

Воины персидской армии.

  
   Сын Дария Ксеркс (правил с 485 по 465 до Р.Х.) возобновил войну с Грецией.
   Он захватил и сжег Афины, но после разгрома персидского флота при Саламине в 480 до Р.Х. был вынужден вернуться в Малую Азию.
  
   Оставшиеся годы своего правления Ксеркс провел в роскоши и забавах.
   В 485 до Р.Х. он пал от руки одного из своих придворных.
  
   В долгие годы царствования его сына Артаксеркса I (правил с 465 по 424 до Р.Х.) в государстве воцарился мир и процветание. В 449 до Р.Х. он заключил мир с Афинами.
  
   *
  
   После Артаксеркса власть персидских монархов над их обширными владениями стала заметно ослабевать.
  
   В 404 до Р.Х. отпал Египет, одно за другим восставали горные племена, началась борьба за трон.
  
   Самым значительным в этой борьбе был мятеж, поднятый Киром Младшим против Артаксеркса II и завершившийся поражением Кира в 401 до Р.Х. в сражении при Кунаксе, недалеко от Евфрата. Большая армия Кира, состоявшая из греческих наемников, с боями пробилась через разваливавшуюся империю к себе на родину, в Грецию.
  
   Греческий полководец и историк Ксенофонт описал это отступление в своем произведении Анабасис, ставшем классикой военно-художественной литературы.
  
   *
   Артаксеркс III (правил с 358/359 по 338 до Р.Х.) с помощью греческих наемников ненадолго восстановил империю в ее прежних границах, но уже вскоре после его смерти Александр Македонский уничтожил былую мощь Персидского государства.
  
  

0x01 graphic

Ксеркс приказывает высечь море

  

Воспитание в Древней Персии

  
   Завершив хронологию персидских событий, коротко покажем один из стратегических вопросов государства - вопрос о воспитании подрастающего поколения.
  
   Воспитание же, как известно, базируется на определенных понятиях, традициях, обычаях и ценностях данного народа.
  
   По свидетельству Геродота, "из всех дней наиболее у них празднуется тот, в который кто родился. В сей день они предлагают пир, обильнейший обыч­ного: кто зажиточен, тот ставит целого быка, коня, верблюда или осла, зажаренного в горниле, бедные же предлагают мелкий скот".
  
   Он же (Геродот), отмечая, что "до вина персы великие охотники" и "во хмелю обыкновенно обсуждают они и важ­нейшие дела свои", отмечает, что принятое на пьяную голову решение обсуждают, протрезвев на другой день, подтверждая или отменяя его.
  
   "Мужеское достоинство у них мерится по храбрости в сражении, а засим по тому, кто более произведет на свет сы­нов; наиболее же их произведшему всякий год от царя посыла­ются подарки. Таковое множество почитается у них знаком силы".
  
   Детей от пяти лет до двадцати обучают только трем предметам: ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду.
  
   Ранее же пяти лет сын не является на глаза отцу, а живет среди женщин: сие делается для того, чтобы не причинить отцу никакой горести, если дитя умрет в сем возрасте.
  
   "Обычай такой я нахожу похвальным; похвально и то, что за одну вину ни сам царь никакого человека не казнит смертию, ни иной кто из персов никакого своего служителя не наказывает неисцелимым образом: лишь нашед по рассуждении, что преступ­ления виновного больше и важнее, чем заслуги его, допускают они себя гневаться. Сказывают, никогда не случалось, чтобы кто убил отца своего или мать; когда же такое случится, то они гово­рят, что по тщательном исследовании непременно окажется убив­ший или подкидышем или незаконнорожденным, ибо невероятно, говорят они, чтобы истинный родитель лишился жизни от собствен­ного сына", - свидетельствует Геродот.
  
   Далее он говорит:
  
   "Что не позволено им делать, то и говорить не позволяет­ся.
   Наигнуснейшим пороком почитают они ложь; а вторым после сего - быть в долгах, как по многим другим причинам, так и по­тому, что должнику всегда необходимо бывает лгать. Кто из го­рожан заражен проказою или белою болезнию, тот не входит в город и с другими не имеет общения: говорят, что болезнь сия бывает за грех противу Солнца; а чужеземца, страждущего сею болезнию, выгоняют из своей земли, иные же прогоняют даже бе­лых голубей, возводя на них ту же вину. В реку персы не мочат­ся, не плюют, рук не моют и другим не позволяют, но почитают реки священными".
  
   *
  
   Собственно о воспитании древних персов нам известно из "Истории" Геродота, "Киропедии" Ксенофонта, трудов более поздних авторов.
  

0x01 graphic

Воины армии Ксеркса.

  
   Обобщая имеющиеся данные, выделим и отдадим должное основным идеям воспитания персов:
  
   - во-первых, как и в Спарте, воспитание молодых граждан в Персии - дело государ­ства; это означает то, что воспитание молодого поколения в Персии признавалось общенациональной задачей, т.е. такой, от которой зависела будущность государства;
  
   - во-вторых, воспитание молодого поколения осуществлялось в рамках специ­альных возрастных групп мальчиков (до 16-17 лет), эфебов (следующие 10 лет) и взрослых-мужей (последующие 25 лет);
  
   - в-третьих, переход в каждый следующий возраст был возможен только после успешного прохождения пре­дыдущего: лишь те, кто прошел полное обучение гражданской доблести в группах мальчиков и эфебов, могли стать полноправными мужами-гомотимами, и только те из этих последних, кто всегда безукоризненно испол­нял свой гражданский долг, могли перейти со временем в высший класс старейшин;
  
   - в-четвертых, Ксенофонт отмечает важное отличительное свойство персидских законов: у других народов законы устанавливались для того, чтобы карать за проступки и, таким образом, пресекать правонарушения, у персов же законы были направлены на то, чтобы предотвратить самую возможность преступлений; т.е. сами законы носили воспитательный характер;
  
   - в-пятых, школа персидского воспитания, как указывает Ксенофонт, в принципе была открыта для детей всех персидских граждан, однако практически она была до­ступна лишь детям зажиточных людей, которые благодаря своему состоя­нию могут содержать их, не заставляя работать;
   собственность и обусловлен­ное ею воспитание, таким образом, были решающим кри­терием общественного положения граждан;
  
   - в-шестых, замечательно и само содержание осуществляемого в персидском государстве воспитания: оно сводилось к формированию у граждан необходимых, с точки зрения общины, моральных и физических качеств (молодым гражданам внушались идеи справедливости, уважение к имущественным и гражданским правам себе подобных, приви­вался дух корпоративной солидарности, втолковывалась всеми возмож­ными способами необходимость безусловного повиновения старшим по воз­расту и положению);
  
   - в-седьмых, одновременно с общегражданской подготовкой юноши получали необходимое физическое воспитание, направленное на подготовку из них умелых и закаленных вои­нов; конь и оружие, война и подвиги - вот призвание древнего перса; сообразно с этим призванием воспитывалось и юношество: оно принадлежало государству и должно было готовиться к его защите и возвышению; на этом основании физическое воспитание впервые выступает здесь наряду с духовным, а школы, называемые "школами справедливости";
  
   - в-восьмых, заслуживает внимания подход персов к формированию учительского состава (учителями и надзирателями были персы не моложе 50 лет, могущие служить примером для юношества) и определенного рода запреты в воспитании: до пяти лет ребенку не следовало говорить, что такое добро и зло; "все, что совершит он злого, падает на родителей, которые должны до этого времени оберегать его только относи­тельно тела, а в случае сделанных им промахов - говорить ему: "впредь не делай этого!"; до достижения семилетнего возраста обычай строго запрещал бить дитя.
  
   *
  

0x01 graphic

Морское сражение при острове Саламин

  
   Безусловно, имело место и негативное начало, свойственное многим народам Востока.
  
   Привычка к произволу, испытываемому на собственной шкуре, сознание, что каждую минуту он может быть поднят из праха до величайших почестей, или, обратно, повергнут в глубочайшее унижение, - все это заставляло перса считать вполне естественным тот факт, что и его правители, выйдя из самого низкого сословия, возвысились хитростью и насилием.
  
   Будучи не жестокими от природы, персы почти всегда обрета­лись в кровавом кошмаре, доставшемся им в наследство от Ассирии, возводя мучительство на степень какого-то спорта и доходя до утонченной жестокости.
  
   *
   Как вывод, можно признать, что ядром древнеперсидского воспитания было - закалить тело гимнастикой и посредством правдивости развить дух до нравственной чистоты.
   Индивидуальность при этом не была подавлена.
   Благоговение к царю и ко власти, уважение к законам, любовь к отечеству, чувство справедливости и отвращение ко лжи - вот высо­кие задачи, которые практически решало древнеперсидское воспитание.
  
  

0x01 graphic

Военное дело у персов

  
   Хороший знаток персидских условий, Ксенофонт, сообщил интересные сведения о важности военного дела во времена Ахеменидов:
  
   "Мы согласны, что персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каж­дому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал, сколько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо их для управления подчиненными ему и для защиты страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях.
   Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении.
   Всех, кроме гарнизонов, он собирает в одно место, где назначено собрание. Тех, которые вблизи резиденции, он смотрит сам, а смотреть живущих далеко посылает надежных людей.
   Те из комендантов, или хилиархов, или сатрапов, которые окажутся с полным комплектом и представят войска с хорошими лошадьми и оружием, полу­чают повышения и обогащаются ценными подарками.
   А тех, которых царь найдет нерадивыми относительно гарнизонов, или недобросовестными из-за корыстолюбия, он подвергает тяжелым наказаниям и, отрешив от начальства, заменяет другими.
   Такое отношение его к военному делу, несомненно, доказывает его заботливость"...
  
   *
   Персы до времен Кира составляли немногочисленный народ, обитавший в горных частях Персии и подвластный сначала ассириянам, а потом мидянам.
  
   Отличаясь нравами простыми, суровыми, мужественными и воинственными, они вели отчасти оседлую, большей частью кочевую жизнь, занимаясь земледелием, скотоводством и войной, и сообразно с тем разделялись на 10 каст: 3 земледельческие, 4 пастушечьи и 3 военные.
  
   Последние считались благородными и составляли высшее, господствующее сословие народное. Право носить оружие и заниматься войной было исключительным, наследственным преимуществом их.
   Они отличались храбростью, воинственным духом, способностью к войне и опытностью в военном деле, чему немало способствовало общественное военное воспитание, уже с ранних лет получаемое воинами и заключавшееся, как вообще у древних восточных народов, в гимнастических и военных упражнениях, и в охоте против диких зверей.
  
   *
  
   Задача военного искусства древних персов сводилась к достижению по­беды "с малым трудом и с малой кровью".
  
   *
   Трудно переоценить значение вклада Кира и Дария в дело становления военной системы. Кир, как более способный полководец, разработал систему, а Дарий довел ее до совершенства.
  
   Она основывалась на боевом духе, умении воинов и наличии людских ресурсов.
  

0x01 graphic

  

Ахурамазда -- верховное божество персов

  
   При нем и при сыне его Ксерксе (486-465) оно заключалось в следующем:
  
   Для обозначения владычества над странами, завоеванными силой оружия, и для защиты их от внешних врагов правительство персидское содержало постоянные войска, распределенные по 20-ти сатрапиям, или наместничествам, на которые Дарий разделил государство.
  
   Но дабы сатрапы не могли во зло употреблять своей власти, Дарий совершенно отделил власть военную от власти гражданской и, предоставив сатрапам одну последнюю, вверил первую особым военным начальникам, им назначаемым и сменяемым и вместе с начальствуемыми ими войсками, находившимся в полной и непосредственной от него зависимости. Поэтому постоянные войска назывались царскими.
  
   Набор и пополнение их лежали на обязанности собственных их начальников, от сатрапов же своих областей они получали только продовольствие и прочее содержание.
  
   *
   Подвластные им народы обязывались нести военную службу.
  
   В гарнизонах, рассредоточенных по всему царству, в основном служили уроженцы из других районов (включая и греческих наемников), но всегда во главе стоял персидский контингент.
  
   Экспедиционные войска были также многонациональными.
   Персам удалось держать в повиновении покоренные народы путем умелого сочетания центральной и местной властей, а также снисходительностью и мягкостью правления.
  
   *
  
   Состав персидских войск исходил из имеющегося социально-политического устройства персидского государства и его внешнеполитических задач.
  
   Ксенофонт в "Киропедии" объясняет основную проблему персидской военной организации: необходимость сравнительно небольшим количеством постоянных войск и конного ополчения держать в повиновении и защищать огромную территорию.
  

0x01 graphic

  

Бехистунекий рельеф,

изображающий триумф Дария над магом Гауматой (лже-Смердисом). Конец 6 в. до н. э.

  
   В силу этих соображений, состав персидского войска имел три важнейшие составляющие:
  
   1.При самом царе находились отборные 10-тысячные дружины царских телохранителей, вместе с высшими и ближайшими царскими военными сановниками составляли многочисленный и пышный царский военный двор, всегда окружавший и всюду сопровождавший царя.
   Первое место между дружинниками принадлежало составленной из природных персов дружине, славившейся отменной храбростью и известной в истории под названием "10.000 бессмертных" ...Второе же место после нее принадлежало дружине мидийской.
  
   2.В каждой сатрапии было два рода царских войск, существенно отличных друг от друга: войска полевые, или действующие и городовые, или гарнизонные.
  
   3.По примеру царя, сатрапы, высшие сановники и знатнейшие вельможи имели также собственные дружины телохранителей, нередко весьма многочисленные: ибо цари дарили их иногда войсками, точно так же, как и городами.
  
   *
  

0x01 graphic

Вооружение персидских воинов

  
   Каждый гарнизон сатрапии находился под командованием военачальника, непосредственно подчинявшегося царю и в задачу которого входило предупреждение опасности усиления той или иной сатрапии.
  
   При дворе императора находился военный инспектор ("глаза царя"), следивший за всеми действиями в провинциях.
  
   Эта комплексная, но не громоздкая система контроля и постоянное балансирование сил обеспечивались огромным числом конных гонцов и разветвленной сетью коммуникаций.
  
   *
   У такого воинственного народа-завоевателя, как персы, военное звание, как легко понять, считалось выше и почетнее гражданского и было соединено с большими преимуществами.
  
   Тысячники и десятитысячники пользовались большим уважением, а высшие военачальники и сановники военные занимали первые в государстве степени...
   *

0x01 graphic

Пехота и всадники персидского войска

  
   Постоянное войско предполагает организацию военного обучения и воспитания.
  
   В персидской армии эта организация включала:
  
   1)выработку физической выносливости и ловкости у воинов;
  
   2)стрелковую подготовку для лучников (Ксенофонт и Геродот писали о том, что персы обучались стрельбе из лука с детства, годами. В "Киропедии" же Кир переформировал персидских пельтастов и лучников в гоплитов и соответственно переучил их в течение всего нескольких месяцев. Из луков стреляли, оттягивая тетиву к уху, не целясь, то есть не совмещая цель и наконечник стрелы. Точность достигалась за счет навыка и молниеносного расчета полета стрелы, почему и требовался долгий период обучения стрельбе. Тетиву натягивали большим пальцем, который придерживался указательным и безымянным пальцами. На большой палец для защиты сустава надевалось специальное кольцо. Ввиду постоянной практики, скорострельность персидских воинов была очень высокой, равно как и пробивная способность);
  
   3)верховую езду для кавалеристов (кроме умения управлять лошадью, требовалось умение совершать мощный рубящий удар в вертикальной плоскости, владеть дротиками для бросков с близкой дистанции и, разумеется, стрелять из луков с дальней и средней дистанции);
  
   4)боевое искусство для пехоты (несмотря на отсутствие упоминаний о постоянном обучении персидских воинов владению оружием, их опыт постоянной службы значил весьма много в рукопашной схватке с греческим гоплитом, такового опыта не имевшим (за исключением, пожалуй, спартанцев). Что касается персидской пехоты при Марафоне, она имела боевой опыт, полученный в кампании против ионийских городов);
  
   5)тактическое и командирское искусство для командиров и военачальников (помимо боевой практики, активно использовалась для этой цели охота как средство формирования смекалки, ловкости, умения координировать действия многих людей и правильно использовать особенности местности);
  
   6)инженерную подготовку для пехоты (в обучение войск входило умение быстро разворачивать легкое полевое укрепление - огромные щиты в рост человека, сплетенные из прутьев фигового дерева; при Платеях персы развернули такие укрепления, видимо, еще во время своего движения на противника);
  

0x01 graphic

Капитель колонны из дворца Артаксеркса II в Сузах.

4--5 вв. до н. э.

  
   7)дисциплинирование и сплочение воинских масс (персидская армия была более организованна, обучена и дисциплинирована, нежели армии греческих полисов; Геродот упоминает о взаимодействии мелких отрядов под командованием десятников, что свидетельствует о высокой дисциплине и хорошей организации войск; в персидской армии было строгое единоначалие, хотя полководцев могло быть и два для лучшей организации войска; обычно в таких случаях одним из полководцев был сатрап территории, на которой шла война или осуществлялся поход, а вторым - начальник войск усиления, присланных царем);
  
   8)укрепление боевого духа войск, что достигалось, главным образом, примером старшего, его обращением к войску, организацией жертвоприношений богам, обращением к религиозному авторитету оракулов, воспитанием доверия к командирам, веры в непобедимость своего оружия и необоримость персидских войск и другими средствами; после построения войск полководцы обычно вставали впереди, воодушевляя их (о том, насколько велик был авторитет персидских командиров, можно судить по сражению при Платеях, где "бессмертные" и конники Мардония побежали только после гибели своего вождя);
  
   9)обучение искусству изготовлять оружие и доспехи (вооружение персидских воинов состояло из короткого копья, лука, акинака или чекана; для защиты использовались металлические шлемы, щиты и чешуйчатые доспехи).
  
  

0x01 graphic

Кирпич с клеймом Рамсеса

Командные кадры

  
   Карьера персидского полководца была достаточно стандартной.
   В детстве сын знатного перса учился верховой езде и стрельбе из лука и приемам владения оружием.
  
   Занятия сопровождались охотой, где оттачивалось искусство стрельбы и прививался иммунитет к виду крови и внутренностей.
  
   Затем, в зависимости от своего происхождения, он отправлялся к царскому двору или ко двору сатрапа, где вместе с себе подобными сопровождал властелина, обучаясь и военному делу, и искусству управления.
  
   В дальнейшем юноша мог остаться в свите царя или сатрапа на постоянную службу либо возвращался домой, в случае необходимости направляясь в конное ополчение. С возрастом и ростом своих заслуг он мог занять более высокую должность в своей сатрапии.
  
  

0x01 graphic

Оттиск с персидской печати.

Тактика

  
   По возможности персы не вступали в тесный контакт с противником во время сражения до того, пока он не будет дезорганизован действиями пеших лучников с фронта и конных лучников и кавалерии с флангов и тыла.
  
   Они приспособились вести боевые действия на любой местности, переняв тактику ведения сражения лидийских уланов и усовершенствовав ее.
  
   Тактика пехоты базировалась на самом мощном оружии, которое было у нее на вооружении, - луке.
  
   Персы строились, имея в глубину не более 4 шеренг, так как иначе задние шеренги не смогли бы вести прицельную стрельбу.
   Перед строем ставились огромные плетеные щиты. Как только противник приближался на дистанцию прицельного выстрела, его засыпали стрелами.
  
   Расстроив ряды противника и нанеся ему потери, персы переходили в атаку.
  
   Тактика кавалерии была аналогичной.
   Кавалерист, врубающийся в расстроенный боевой порядок гоплитов, представлял собой страшного противника. Гоплиты, представлявшие за счет напора и удара опасность для пехоты, были совершенно беспомощны против кавалерии.
  
   Спасение мог гарантировать лишь сомкнутый строй, стена щитов и копий. Однако такой возможности обычно не было из-за обстрела из луков и невозможности сохранять строй в движении.
  
   Известен случай, когда 1.000 фессалийских конников опрокинула спартанскую фалангу из нескольких тысяч гоплитов, находившуюся в движении. В следующий раз они встретили фессалийцев на месте. Потеряв несколько десятков человек при попытке прорвать построение спартанцев, фессалийцы, у которых не было метательного оружия, отступили.
  
   При прорыве кавалерией строя фаланги копья оказывались почти бесполезными из-за тесноты, а короткие мечи гоплитов мало могли помочь против всадника. Еще меньше могли помочь большие тяжелые щиты, которыми невозможно долго парировать удары сверху. И, наконец, гоплиты, в отличие от персидских конников, были не готовы к рубке ни технически, ни психологически.
  
   В конце концов греки разработали методику борьбы с персидскими всадниками, которая заключалась в том, что сначала ударами по ногам (так как грудь была защищена) поражался конь, а затем, на земле, добивался всадник, причем преимущественно ударами в голову, как наименее защищенное место.
  

0x01 graphic

Парадный выход персидского царя.

Древнеперсидский барельеф

В чем состояла мощь персидского войска

  
   Следует согласиться с выводом Г. Дельбрюка, что различие между персами и греками заключалось не только в не­одинаковом вооружении и боевом построении, а, главным образом, в духовном единении, которое давала религия.
  
   При большей численности войск, лучшем тактическом построении и физической мощи греческой фаланги, решающее значение имел фактор религиозный, который позволял персам преодолеть недостатки оружия и тактики.
  
   Вдохновленные откровениями Заратустры, персы превращались из воинствующих пастухов в рыцарей и воин­ственных правителей более обширных и богатых куль­турных стран.
  
  

0x01 graphic

Персидская колесница с серпами, атакованная лидийскими воинами

Роль религии как боевого фактора персидского войска

  
   Помимо того, что религия выступала в качестве фактора сплочения разнородных воинских масс, она функционально выполняла следующие задачи:
  
   - во-первых, она укрепляла боевой дух войск перед сражением и давала уверенность полководцу в успехе предстоящего военного предприятия (в сражении у Платеи не только Павсаний, греческий полководец, но и Мардоний, персидский военачальник, хорошо осознавали силу хорошего прорицания);
  
   - во-вторых, персидские цари прекрасно понимали необходимость замирения покоренных народов и потому нередко выступали в роли "освободителей" народов от негодных правителей, как то было в Вавилоне в деятельности Кира;
  
   - в-третьих, религия выступала как средство дисциплинирования воинских масс, выступая, с одной стороны, как личный (внутренний) судья каждого воина, а, с другой стороны, являясь непререкаемым эталоном справедливости, как в воздаянии заслуженной награды, так и в покарании преступивших воинский долг.
  
  

0x01 graphic

Персидские вельможи

Причины ослабления могущества персидской державы

  
   После смерти Ксеркса I, в период внутренних смут, потрясений и переворотов, при слабых, неспособных царях, в персах и в военном устройстве персидской монархии произошли большие перемены.
  
   Роскошь, изнеженность и развращение нравов до того распространились среди персов, что этот народ совершенно утратил воинский дух и добродетели свои, сделался неспособным к войне и всячески уклонялся от военной службы.
  
   И цари персидские, и знатные персы росли в гаремах, получали в них невоенное, изнеженное воспитание, и первые из них уже почти никогда не предводительствовали лично армиями. Тогда-то и у персов вошло в обыкновение содержать наемные войска и составлять из них лучшую, надежнейшую часть и главную силу своих армий.
  
   Другим важным злоупотреблением, вкравшимся в военное устройство персидской монархии и сделавшимся причиною жестоких внутренних потрясений и переворотов, было соединение военной власти с гражданскою в руках сатрапов.
  
   Первоначально сатрапам, особенно, если они принадлежали к царскому роду или управляли пограничными сатрапиями, только в виде исключения, стали вверять с гражданскою властью военную и начальствование войсками в их сатрапиях.
  
   Но с ходом времени честолюбивые сатрапы начали сами присваивать себе в сатрапиях полную военную власть, почти возвышаясь на степень независимых государей, составляли между собой союзы, отказывали персидским царям в повиновении и восставали против них войною.
  
   Греки, разгромившие персиян при Марафоне, а также и у Платеи, были поражены той роскошью, которую они обнаружили среди военных трофеев. Шатры, полные золота и серебра, вазы, чаши для питья, умывальники, запястья, ожерелья, мечи - все из золота и серебра,- позолоченные и посеребренные ложа и столы, пестрые ковры - вся эта роскошь, окружавшая знатных персов даже в походе, поразила греков, привыкших к простоте в быту.
  
   *
  
   В целом же, на основании имеющихся сведений, можно указать на основную причину падения персидской державы: персы от Ксеркса до Дария III (486-330 г. до Р.Х.) стали нерадеть в военном деле. Это проявилось в следующем:
  
   1)недальновидные цари сами устранились от военного дела, а их примеру последовала знать персидская; следствие - они стали предпочитать дворцы походам, женщин - оружию;
  
   2)пренебрежение к традициям, в частности, в воинском и гражданском воспитании юношества;
  
   3)наемники подорвали внутреннее единство персидской армии;
  
   4)сатрапы узурпировали власть и стали угрозой для государства, причиной смут и раздоров внутри государства;
  
   5)снизилось упорство в военном деле (в упражнениях); обогащение развратило; рыцарский дух пал; солдат обабился;
  
   6)нравы пошатнулись, а с ними изменились ценности (воинская доблесть перестала быть ценностью номер один);
  
   7)прежние победы и былое военное могущество сформировали пренебрежение к противнику, воспитали нежелание учиться и что-либо менять в военном деле: в то время, как другие совершенствовали оружие, снаряжение, доспехи и тактику, персы предпочитали их не менять;
  
   8)притупилось чувство военной опасности, бдительности, постоянной боевой готовности; "маневрами персидского двора" пытались возместить необходимость укрепления боевой мощи армии и тщательной подготовки командных кадров.
  
   Другими словами, военная мощь персов времен Кира Великого и Дария I, послужившая источником могущества персидской монархии и опорой государственной власти, была сведена на нет правителями недальновидными, близорукими.
  
   Персы, некогда превратившиеся из пастухов в рыцарей и бесстрашных воинов, склонили головы перед возросшим военным могуществом греков, ставших доблестными воинами. Утратив военную силу, персы поставили свое государство в разряд второстепенных держав, а над собой заимели господ, некогда бывших подвластным народом.
  
   Такова, пожалуй, участь любого государства, забывающего о военном деле и меняющего доблесть воина на сомнительные блага роскошной, но отнюдь не безопасной жизни.
  
  

0x01 graphic

Развалины дворца Дария I в Персеполе.

Конец 6 -- начало 5 вв. до н. э.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

  

  
  
  
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023