ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Каменев Анатолий Иванович
"Везде настигать неприятелей и везде от них скрываться"...

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


  

"Везде настигать неприятелей и везде от них скрываться"...

Н.М. Карамзин

  
  

0x01 graphic

  
  
   Мысли на будущее:
  
  -- Сильный, воинственный народ тогда жили в кибитках, на колесах, и у которого не было ни городов, ни укреплений...
  -- Каждый являлся воином и считал войну почетнейшим занятием...
  -- Крепость телесных тел его была чрезвычайная...
  -- Воины не старались что-то приобрести (деньги, богатство, людей), так как нельзя что-то у них потерять...
  -- Отличались храбростью и жестокостью: сдирали кожу с убитых врагов, пили из черепов их...
  -- Был у него орган военной демократии: собрание племен, вожди племен и совет племенных вождей...
  -- Стратегия их - не вступали в бой, а преднамеренно отступали в глубь своей территории...
  -- Победить своего противника было не силой, а военной хитростью...
  -- Действиями дальних засад были - обход противника и притворным отступлением с неожиданным переходом в контратаки...
  -- Врага уничтожением всего - угоняли стада скота, выжигали растительность, оставляя противника без продовольствия, а его лошадей без подножного корма...
  -- В стане у врагов их не было ни серебра, ни золота, ни жен, детей и старцев...
  -- У самих царей была неспособность совладать со своим собственным народом...
  -- Сам народ "растворился" среди других народов в силу слабости их религии...
  -- Правильно предупреждал тот, кто знал о каре, в которой сказано:
  
   - "И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли"...
   - "Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет"...
   - "Стрелы его заострены, и все луки его натянуты"...
   - "Рев его, как рев львицы"...
   - "И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря"...
  

0x01 graphic

  
  

СКИФСКИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ

А.И. Каменев

  
  
   С момента выхода скифов в VII в. до Р.Х. на арену мировой истории, они выступают как мощное военное объединение, принимающее самое активное участие в важнейших исторических процессах той поры, происходящих на огромных пространствах от Северного Причерноморья и до глубин Востока.
   *
   Скифское владычество обеспечило мир для Западной Евразии в течение трех столетий. Скифский мир имел колоссальное значение в поддержании торговли и благосостояния не только самих скифов, но также и других племен, контролируемых ими.
  
   Именно греки воспользовались в наибольшей степени благоприятными торговыми условиями.
  
   Скифы и родственные им племена выступили в истории одновременно как разрушители культуры, сокрушавшие царства и города, и как носители цивилизации и прогресса, принесшие передовые технологии и культурные достижения в глухие лесные уголки Восточной и Центральной Европы.
  
   Они также выступали торговыми посредниками между самыми отдалёнными районами не только Европы, но и всей Евразии.
  
   По своей природе мобильные, они перемещали товары и идеи на огромные расстояния, послужив мостиком между Китаем, Сибирью, Европой и Ближним Востоком.
  
   Именно иранские племена Средней Азии и примыкающих степных регионов построили в позднеантичную эпоху "Великий шёлковый путь", вплоть до эпохи Великих географических открытий бывший средоточием мировой торговли и экономики.
  
   Они также заложили военную основу Средневековья, создав условия, породившие тяжеловооружённого конного воина-профессионала, на котором держался весь средневековый миропорядок.
   *
   Историческую роль скифов хорошо понимали древние авторы. Так, Юстин писал, что подвиги скифов были достаточно велики и важны и что начало их истории было не менее славно, чем их владычество.
   *
   По мнению ряда исследователей, именно о скифах писал пророк Исаия, предупреждая жителей Иерусалима о той каре Господней за их отложение от Бога:
  
   "И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот он легко и скоро придет.
   Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресел его, и не разорвется ремень у обуви его.
   Стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны камню, и колеса его как вихрь.
   Рев его, как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу, и унесет, и никто не отнимет.
   И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет на землю, и вот тьма, горе и свет померк в облаках.

(Ис., 5, 26-30).

  
   *
   Безусловно, было бы неправильно утверждать о том, что именно о скифах говорил Исаия.
   Тем не менее, ясно другое: скифы периода своего могущества были, действительно, такой силой, о которой писал пророк Исаия.
   Это был сильный, воинственный народ, перед которым останавливались даже такие могущественные государи, как персидские цари - Кир Великий и Дарий I.
  
   *
  
   Сломав сопротивление киммерийцев и оккупировав зону степей от Волги до реки Дунай, скифы проявили интерес к укреплению связей с прилегающими странами, в особенности на юге.
  
   Греческие города на северном побережье Черного моря процветали из-за скифской торговли; большинство из них, однако, должны были платить определенную дань скифам, которые предложили в ответ свою защиту.
  
   Главной проблемой внутренней политики скифских царей было, возможно, распределение пастбищных районов между главной ордой и второстепенными, с тем, чтобы достаточно защитить интересы каждой орды в разведении лошадей и скота.
   *
   Геродот, Гиппократ, Страбон, Аристотель, другие греческие и римские историки и писатели сообщают нам сведения об истории о происхождении скифов.
   *
   Обратимся к характеристике скифов и для этого используем сведения русского историка С.М. Соловьева:
  
   "Относительно наружности скифы представляются у древних белокожими, краснолицыми, голубоглазыми, с мягкими, длинными, жидкими, искрасна-желтыми волосами.
   Скифы были очень похожи друг на друга, толсты, мясисты; браки их не отличались плодовитостию.
   Нравы их - нравы всех младенчествующих народов; они были страстны, вспыльчивы, ленивы.
   Их обычаи - обычаи всех кочевых народов, каких еще и теперь много питают степи Средней Азии; мужчины на лошадях, женщины и дети в кибитках, запряженных волами, перекочевывали с одного пастбища на другое.
   Пища их - лошадиное молоко и мясо.
   Как все варварские народы, скифы любили опьяняться дымом пахучих трав, потом полюбили привозное из Греции вино и пили его чистое, мужчины и женщины; пили и мед".
  

0x01 graphic

  
   Разведение лошадей было фундаментом их образа жизни.
   Они жили в кибитках на колесах.
   Такая подвижная телега имела четыре или шесть колес и приводилась в движение двумя или тремя парами быков. Вареное мясо и кобылье молоко составляли основу их рациона питания.
   *
   Что касается религиозных верований скифов, то они представляли смесь иранских и алародианских культов.
  
   В состав пантеона, по данным Геродота, входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию.
   На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней - Папай и Апи, на низшей - Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Артимпаса) и два божества, скифские имена которых Геродотом не названы.
   Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом.
  
   Высший мужской бог скифов соответствует персидскому Ахуромазде; он обычно изображался на коне. С другой стороны объектом почитания было женское божество - Великая Богиня или Мать Богов.
   Геродот также упоминает скифский культ меча.
  
  
   *
   Скифское государство было скорее конфедерацией сильных кочевых родов. Как социально, так и по легальному статусу оно соответствовало государству, базировавшемуся на родовом законе. Кажется вероятным, что скифское государство находилось под предводительством не одного, а двух царей - как это случилось с хьюнг-ну и тюрками - или же даже большего количества.
  
   Описывая скифскую подготовку для защиты своей страны против Дария, Геродот упоминает трех скифских правителей (Скопасиса, Иданфирса и Таксакиса).
   Каждый из них управлял своей собственной ордой, в то время как каждая орда в свою очередь состояла из нескольких частей (ср. тюркский улус) и кланов (ср. тюркский йурт), возглавляемых племенными и родовыми князьями и предводителями.
   Эта сложная аристократическая система была спаяна авторитетом царского дома, о котором мы можем судить по тщательности, с которой сохранялись царские могилы.
  
   *
  
   Правящая скифская орда была, возможно, иранского происхождения; некоторые второстепенные орды могли состоять из угров и монголов; и таким же образом не исключено, что другие группы, известные под именем скифов - как, например, скифы-пахари - были протославянского происхождения.
  
   Основная орда была известна как царские скифы.
   Геродот говорит, что это были лучшие и сильнейшие и что они рассматривали других как своих рабов. Имена скифских царей, цитированные Геродотом и некоторыми другими писателями, очевидно, иранского происхождения.
  
   Авторитет царя главной орды признавался предводителями более мелких орд, но царь не был абсолютным правителем.
   *
   Война считалась почетнейшим занятием; купцы уважались меньше, чем воины.
   По словам древнего историка Юстина:
  
   то был народ в трудах неутомимый, в войнах неукротимый, а крепость телесных тел его была чрезвычайная. Они ничего не приобрели, что можно было бы потерять, в победах не искали ничего, кроме одной славы".
  
   Каждый скиф являлся воином, его принадлежность к тому или иному роду войск определялась его имущественным положением.
   *
   На войне скифы отличались храбростью и жестокостью: сдирали кожу с убитых врагов, пили из черепов их, снимали скальпы, привязывая их затем к уздечкам своих коней.
   *
   В VII веке до н. э. у скифских племен имелись уже органы военной демократии: собрание племен, вожди племен и совет племенных вождей.
   Одной из главных задач такой общественной организации было ведение войны.
  
   (См.: Разин Е.А. История военного искусства. В 5-т. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны. - М.: Воениздат, 1955).
  
   Скифия разделялась на округи, в каждом округе был особый начальник, для общего собрания, веча, назначалось особое место.
   *
   "Армия" скифов имела три рода войск: тяжелую конницу, легкую конницу, пехоту.
   Кавалерия была главным оружием скифской военной организации. Скифский воин - это конный лучник. Сила его, по словам Овидия, заключалась "в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем устали коне".
  
   Скифские всадники использовали седло, которое давало им очевидное преимущество над западной кавалерией, поскольку ни греки, ни римляне не использовали седел.
  
   Кроме лука и копья, скифы имели короткий меч, арканы и доспехи, боевые пояса.
  
   Справка:
  
  -- Лук был самым опасным оружием скифских всадников. Короткий (около 2,5 фута), с двойным искривлением скифский лук, был хорошо приспособлен для стрельбы с коня. Стрелы изготовлялись из дерева или тростника; наконечники стрел были бронзовыми, хотя иногда в курганах обнаруживаются каменные, костяные и железные наконечники. Дальность полета стрел составляла около 400 футов.
  
  -- Панцири скифов очень разнообразны. Многие из них индивидуальны. Обычно металлическим набором защищалась только часть доспеха, примыкавшая к горлу, грудь или вся передняя часть. Известны экземпляры и со сплошным металлическим покрытием. Панцири различались разнообразным покроем. Обычно они имели вид рубахи с короткими и длинными рукавами. По мере того, как стал все больше применяться ближний бой, в котором всадники рубились длинными мечами, возникла необходимость дополнительного усиления плечей воинов, на которые обрушивался мощный рубящий удар. Поэтому начали изготовлять панцири, у которых на плечах пластины набора лежали не в 2-3 слоя, а побольше. Это были панцири с оплечьями. Для украшения панцирного набора использовались бронзовые литые бляхи, выполненные в характерном скифском зверином стиле.
  -- Типично скифскими были боевые пояса, кожаная основа которых покрывалась металлическим набором, близким по способу крепления панцирному. Эти пояса использовались лишь для ношения мечей и кинжалов, горитов и боевых топоров, другого воинского снаряжения. Боевые пояса удачно дополняли панцири. В том месте панциря, где поверх него располагался пояс, нередко кожа набора не имела и ширина разрыва в системе набора панциря совпадала с шириной пояса. Известна серия широких боевых поясов периода скифской архаики, которые при использовании короткого панциря защищали нижнюю часть корпуса воина. Позднее подобные боевые пояса вошли в состав панциря, составив с ним одно целое.

(См.: Черненко Е.В. Рыцари великой Скифии. - М., 2001).

  
   *

0x01 graphic

  
   Стратегия скифов характеризуется правильной оценкой соотношения сил и стремлением изменить его в свою пользу.
  
   При наличии численного превосходства врага скифы не вступали в бой, а преднамеренно отступали в глубь своей территории.
   Лишь после того как враг был деморализован и ослаблен, скифы стремились отрезать ему пути отступления, а затем окружить и уничтожить.
   Таким образом, скифы одни из первых приметили стратегическое отступление для изменения соотношения сил в свою пользу.
   *
   Скифы широко применяли такие способы ведения войны, которые древние греко-римские авторы называли "малой войной".
   Они устраивали засады, заманивали врага, внезапно нападали на него днем и ночью и быстро исчезали. Мелкими неожиданными нападениями они постоянно держали в напряжении все вражеское войско, а сами были неуловимы.
  
   Характеризуя военное искусство скифов, Геродот писал:
  
   "В этом наиболее важном отношении они устраиваются так, что никакой враг, вторгшийся в их страну, не может уже спастись оттуда бегством, не может и настигнуть их, если только они сами не пожелают быть открытыми, потому что скифы не имеют ни городов, ни укреплений, но передвигают свои жилища с собой, и все они - конные стрелки из луков; пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством, и жилища свои устраивают на повозке. Как же им не быть непобедимыми и неприступными?"
  
   По словам Геродота, скифы часто совершали свои походы зимой по льду.
   *
   Скифы также разработали военную тактику, основанную на массовом применении конницы. В дальнейшем именно она неоднократно приносила кочевникам победы над соседними народами.
  
   Боевой порядок скифов состоял из отдельных ватаг (родовых отрядов), которые выстраивались в одну линию.
   Несколько отрядов высылалось вперед для засад и в резерв для поддержки частей боевого порядка, теснимых противником.
   Глубина боевого порядка была неопределенной; большое внимание уделялось равнению по фронту и сомкнутости строя, часто имевшего форму клина. Бой вели в конном строю и никогда не спешивались.
   Нередко скифы старались победить своего противника не силой, а военной хитростью.
   *
   Бой обычно начинали вечером действиями дальних засад, обходами противника и притворным отступлением с неожиданным переходом в контратаки.
   При успешном исходе боя скифы преследовали противника до полного его уничтожения или рассеивания.
  
   Потерпев поражение, они не отказывались от борьбы, а продолжали ее до тех пор, пока окончательно не были разбиты наголову или не добивались перелома в свою пользу.
  
   Методы ведения скифами боевых действий также имели свои особенности. Скифы первые разделили войско на два взаимодействующих отряда: один отряд находился перед фронтом наступавшего врага, другой - в постоянной готовности нанести удар во фланг и тыл врага, если он начнет отступать.
  
   Во время своего отступления в глубь страны скифы систематически нападали на врага, уничтожали запасы продовольствия, угоняли стада скота и выжигали растительность, оставляя противника без продовольствия, а его лошадей без подножного корма.
   *

0x01 graphic

   С точки зрения военного искусства, интересен опыт войны европейских скифов с персидским войском Дария I в 512 г. до Р.Х. Надеясь использовать разногласия скифских племен, у которых не было единства, персидские военачальники начали поход на Скифию.
   Но скифские вожди на своем совете приняли решение дать отпор персам. С этой целью был выработан план ведения войны: в бой не вступать и отступать на территорию тех скифских племен, которые отказались воевать с персами, чтобы те, которые, по словам Геродота, "добровольно не пожелали вести войну с персами, должны были воевать хоть поневоле".
   *
   Скифские вожди решили "отступать со своими стадами, засыпать попадавшиеся на пути колодцы и источники и истреблять повсюду растительность".
   Мелкими нападениями предполагалось истреблять персидское войско. Все это было направлено на изматывание сил врага и изменение соотношения сил в пользу скифов. Навстречу персидскому войску скифы выслали отряд из лучших всадников, который напал на персов на расстоянии трех дней пути от Истра (Дуная).
   *
   Наконец Дарий послал к скифскому царю Иданфирсу своего посла, который предложил или сражаться, или покориться.
   Царь скифов ответил, что раньше времени скифы в бой не вступят, раз это им невыгодно.
  
   В персидском войске стали раздаваться требования о возвращении в Персию.
  
   "Чтобы подольше удержать персов в Скифии и заставить их все это время терпеть нужду во всем, - писал Геродот, - скифы несколько раз подбрасывали часть своего скота вместе с пастухами, а сами медленно переходили на другой пункт, тогда персы делали набег, уводили скот с собой и ликовали по случаю каждой такой добычи".
  
   Но задержка в Скифии лишь ухудшала стратегическое положение персидского войска.
   *
   Наконец скифы послали персидскому царю "подарок": птицу, мышь, лягушку и пять стрел.
   Персидский маг так разъяснил Дарию смысл этого "подарка": "Я вижу, - оказал он, - что скифы над нами издеваются... Смысл даров таков: если вы, персы, не улетите, как небесные птицы, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел".
   Дарий вынужден был подчиниться ультиматуму скифов и двинул свое войско к Истру. После изнурительного похода, понеся большие потери, персидское войско возвратилось в пределы своей страны.
   *
   Могущество скифов начало ослабевать со времен Филиппа Маке­донского, который, по словам одного древнего историка, одержал над ними решительную победу не превосходством мужества, а хитростию воинскою, и не нашел в стане у врагов своих ни серебра, ни золота, но только жен, детей и старцев.
  
   Митридат Эвпатор, господ­ствуя на южных берегах Черного моря и завладев Боспорским цар­ством, утеснил и скифов: последние их силы были истощены в жесто­ких его войнах с Римом, коего орлы приближались тогда к нынеш­ним кавказским странам России.
  
   Геты, народ фракийский, побе­жденный Александром Великим на Дунае, но страшный для Рима во время царя своего, Беребиста Храброго, за несколько лет до Рожде­ства Христова отнял у скифов всю землю между Истром и Борисфеном, т.е. Дунаем и Днепром.
  
   Наконец сарматы, обитавшие в Азии близ Дона, вступили в Скифию и, по известию Диодора Сицилий­ского, истребили ее жителей или присоединили к своему народу, так что особенное бытие скифов исчезло для истории; осталось только их славное имя, коим несведущие греки и римляне долго еще называли все народы малоизвестные и живущие в странах отдаленных.
  
   *

0x01 graphic

Скифский лук

  
  
   Если верить историческим преданиям, то не роскошество и изнеженность послужили причиной гибели скифов.
  
   Скиф-кочевник, богатый после набегов, никогда не жалел и не копил богатства, и не грустил, когда его терял.
   Слава и честь скифа, добытая воинской доблестью в битвах, была ценнее всякого богатства.
  
   Если же принять во внимание тот факт, что кочевой и боевой образ жизни заставлял его довольствоваться малым и, как говорится, ловить момент удачи и не заботиться о будущем, то становится понятным пренебрежение к роскоши и отсутствие опасности впасть в изнеженность, чем неизбежно страдали некогда воинственные народы, получившие в свое распоряжение богатства завоеванных народов и стремящиеся как можно лучше устроить свой быт, в ущерб воздержанности, умеренности и т.п.
   *
   Возникает вопрос: что же явилось причиной поражения скифов и их исчезновения как народности?
  
   Думается, тому были два обстоятельства:
  
   - во-первых, неспособность скифских царей совладать со своим собственным народом, в силу отсутствия либо умения, либо желания и способности управлять кочевым, воинственным, самолюбивым и свободолюбивым народом;
   - во-вторых, скифы "растворились" среди других народов в силу слабости их религии.
  
   Надо признать тот факт, что только "сильная религия" в состоянии сплачивать и объединять народ, даже разобщенный временем и расстоянием.
  
   Справка:
  
  -- "Сильная религия" - это глубоко укоренившаяся традиция веры в существование Некой Силы (Бога), опекающей и оберегающей каждого благопорядочного человека, чтущего и соблюдающего обычаи, правила, обряды, традиционные для данного народа. Сила религии - в ее постоянстве, неизменности, обязательности, чистоте ее канонов, праведности пастырей и т.д.
  
   *
   Один из уроков скифской истории гласит: высший руководитель государства должен быть достоин своего высокого положения.
   Он должен быть не только прозорливым политиком, но и сведущим военным деятелем.
   *
   Скифия преподнесла нам и другой поучительный урок: отечественная религия должна быть "сильной", ибо только такая религия в состоянии объединять и сплачивать народ и поднимать его дух в минуты военных испытаний...
  
  

ВСПОМНИМ

  
   0x01 graphic
  
   Дмитрий Сергеевич Лихачёв
   (1906 -- 1999 года)
  
   Мысли о мече...
  
  -- Меч был, прежде всего, символом войны.
  -- "Зайти мечем" означало завоевать; "обнажить меч" означало открыть военные действия, напасть.
  -- Меч был эмблемой княжеской власти.
  -- Меч был символом независимости.
  -- Прислать свой меч, отдать меч врагу символизировало сдачу.
  -- Меч был, кроме того, священным предметом. Еще языческая Русь клялась на мечах при заключении договоров с греками (911 и 944 гг.). Позднее мечи князей-святых сами становились предметами культа (меч князя Бориса, меч Всеволода-Гавриила Псковского).
  -- При этом меч всегда был оружием аристократическим. Он употреблялся либо князем, либо высшими дружинниками по преимуществу.
  -- В языке Древней Руси были обычными выражения "ковать ложь", "ковать лесть", "ковать ков" и т. д.
  -- Автор "Слова" пишет: "Олегъ мечемъ крамолу коваше"; мирный труд противопоставлен в этом образе междоусобной войне. Однако осуждение усобиц Олега сказывается не только в этом: Олег кует мечом крамолу, то есть злоупотребляет своею властью князя; он "святотатствует", употребляя свой меч во зло, и т. д.
  
  
   **
  
   0x01 graphic
  
   Пётр Семёнович Салтыков
   (1698 -- 26 декабря 1772)
  
  -- В необычной для него обстановке 70-летний фельдмаршал растерялся, действовал нерешительно и удалился в подмосковную деревню Марфино, где переждал события.
  -- В апреле 1772 года охладевшая к нему Екатерина разрешила Салтыкову выйти в отставку, а 26 декабря опечаленный фельдмаршал скончался в Марфино.
  -- Из знатных лиц на его похороны прибыл только генерал-аншеф П. И. , граф, Московский градоначальник, русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (18 августа 1759). С его именем связаны наиболее крупные успехи русской армии в Семилетней войне 1756--1763 гг., когда Россия противоборствовала с Пруссией, помогая Австрии и другим своим союзникам.
  -- В генерал-аншефском мундире, в лентах Андреевской и Георгиевской, склоняет перед останками победоносную голову, обнажает меч и, став у гроба, произносит вслух:
  -- "До тех пор буду стоять здесь на часах, пока не пришлют почетного караула для смены"
  
   0x01 graphic
  
   Граф Никита Иванович Панин
   (18 сентября 1718 -- 31 марта 1783)
  
   **
  
   0x01 graphic
  
   Николай Николаевич Раевский
   (1771--1829)
   Портрет Дж. Доу.
  
  
  -- Скончался Николай Николаевич Раевский 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет.
  -- Похоронен он в фамильной усыпальнице в селе Разумовка.
  -- На его надгробной плите начертаны слова:
   "Он был в Смоленске щит,
   В Париже меч России".
  
   **
  
  
  

0x01 graphic

Бой славян со скифами

В. М. Васнецов

  
  
  
  
  
  
  
  
  

  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023