ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Магерамов Александр
Пророчества Сивилл и других оракулов о пришествии Спасителя

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 6.29*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В фото -замедление времени

  Согласно христианскому историку Лактанцию (лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius; около 250, Африка - около 325, Галлия), цитировшему в IV веке утерянную работу Варрона (лат. Márcus Teréntius Várro, 116 - 27 гг. до н. э.), сивиллами были: Персидская, Ливийская, Дельфийская, Киммерийская, Эритрейская, Самейская, Кумская, Геллеспонтская, Фригийская и Тибуртинская. Из них наиболее прославленными были три - Дельфийская, Эритрейская и Кумская
  
  Сивилла Эритрейская (Герофила или Самия) предрекла Троянскую войну, сказав, что женщина, вскормленная в Спарте (Елена), явится причиной гибели Европы и Азии и из-за нее будет взят эллинами Илион.
  Жила в Трое в священной роще Аполлона, много путешествовала и прорицала в разных местах
  Делосцы помнили гимн, написанный этой женщиной в честь Аполлона. Она в нем называла себя не только Герофилой, но и Артемидой, и законной женой Аполлона, а иногда, охваченная экстазом и божественным вдохновением, и вовсе заявляла, что она его сестра и дочь.
  
  В других своих пророчествах эта сивилла говорила, что рождена бессмертной матерью, одною из нимф горы Иды, а вот отец ее был смертным... Жители Александрии, что была основана в 240 стадиях от Марпесса, утверждали, будто Герофила была блюстительницей храма Аполлона Сминфейского и истолковала Гекубе (1) её знаменитый сон, который, как известно, исполнился.
  
  Про Герофилу также рассказывали, что она выпросила у богов долголетие, позабыв о такой вещи, как вечная юность. Потому большую часть своей необычайно долгой жизни эта сивилла была ветхой старухой.
  
  Умерла Герофила в Троаде. Ее могила находилась в роще святилища Аполлона Сминфея Гергифийского... При жизни в руках она носила обнаженный меч, опираясь на него, и круглое яблоко, красивое как звезды, которое она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до падения Трои, то есть примерно в 16 веке до новой эры. Согласно древней легенде, самым ее известным из сбывшихся пророчеств было то, что Рим будет разрушен перитиями (2).
  
  
  Вот что сообщил о ней Николай Спафарий:
  " Пятая сивилла - Эритрея, которая другими называется Герофила. Родителями её были Аполлон и Ламия; иные же говорят, что отцом её был Кринагор, другие же, как пишет Ермипп, матерью её называют Феодору. Эта сивилла о Троянской войне предсказала грекам, что Троя погибнет, и что поэт Гомер будет писать ложь. Эритреей же она называется, потому что родилась в селении Эритрон, которое называлось Бат[55], то есть терновник, недалеко от острова Хиа. Ныне же то селение превратилось в город и называется Эритреей. Другие говорят, что она родилась в Вавилоне, но из-за того именуется Эритреей, что на том острове и <в том> селении сочиняла она стихи свои. Эта сивилла была многоименной, потому что <одни> называли её Сицилийской, другие же Сардинской, иные же Гергифой, иные Родосской, иные Ливийской, иные Левкадской, иные же называли её Самией. Жила она за 483 года до взятия города Трои. О ней пишут, что по жизни она была умной и благочестивой. В руках своих носила агнца. Другие же пишут, что в руках своих она всегда носила обнаженный меч и круглое яблоко, красивое как звезды. На меч она опиралась, а яблоко всегда бросала под ноги свои. Она составила разные книги и пророчества о Боге и Сыне Божием, нашем Спасителе, также и о движении человеческих членов, и написала множество пророческих гимнов. Также она первой изобрела треугольный <инструмент>, похожий на арфу.
  По другим данным, родилась она в городке Марпесса близ Гергитиона от Нимфы и пастуха Феодора (еще версия - в Эритроне около о. Хиоса от Кринагора и Феодоры)
  Эта сивилла была весьма славной, потому что ни одна из них так явно о пришествии нашего Спасителя и о последнем суде не объявляла и не составляла так много стихов. Однако, среди всех стихов её 33 героических стиха весьма земечательны. В них своё название первого акростиха составляют на греческом языке 5 греческих букв: ΙΧΘΥΣ, то есть рыба. И в нем имя Христос Спаситель подразумевается таинственно из-за того, что в бездне того смертного века, как в глубоких водах, жить без греха было невозможно.
  
  Второй же акростих, который составляется от каждого начала тех 33 стихов, на греческом языке складывает такое имя: Ιησους Χριστος υιος Θεου σωτηρ σταυρος, что значит: "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, крест". А поскольку этот акростих собирается из данных стихов на эллинском и латинском языках, на славянском языке это не <везде> возможно по скудости стихометрии. Потому эти древние и истинные греческие стихи мы располагаем напротив стихов славянских, чтобы было яснее понимание тайны пришествия нашего Спасителя.
  
  А выписаны эти стихи из древнегреческой пергаментной книги, где мы нашли их записанными так:
  
  Σίβυλλα Ερυθραία
  Сивилла Эритрея
  
  Στίχοι σίβυλλας της Ερυθραίας, περί του κυρίου ημων Γησου χριστού. εχοντ ες ακροστίχίδα την δε ΙΗΣΘΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ΘΕΟΥ ΥΙΟΣ ΣΩΤΉΡ ΣΤΑΥΡΟΣ.
  Стихи сивиллы Эритреи о Господе нашем Иисусе Христе, в которых имеется такой акростих: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель, крест.
  
  Στίχοί ηρωίκοί
  Стихи героические
  
  Ιδρωσεί γαρ χθων. χρίσεως σημείον οτί εσταί
  Ηξεί δ ουρανοθεν, βασίλευς αίωσίν ο μελλων
  Σαρκα, παρων κρίναί πασαν καί κοσμον απαντα.
  Οψονταί δε θεον μερωπες πίστοί καί απίστοί
  Υψίστον μετα των αγίων, επί τερμα χρονοίς
  Ибо источит земля капли пота, когда будет суда знаменье,
  И с неба придет царь, пребывающий вечно, чтобы
  Судить пред лицом <Своим> всякую плоть и мир весь.
  Увидят и верные и неверные люди
  Высочайшего Бога, <сходящего> в конце веков со святыми.
  
  Σαρκοφορων ψυχας δ ανθρωπων, επί βηματί κρίνεί.
  Χερσος οταν ποτε κοσμος ολος. ακανθα γενηταί
  Ρυψωσί τ είδωλα βροτοί, καί πλουτον απαντα
  Ιχνευων ρηξα τε πυλας, είρκτης αίδας.
  Σαρξ πασα τοτε βροτων. είς ελευθερίον φαος ηξεί.
  Τους αγίους. ανομους τε. το πυρ. αίωσίν ελεγξεί.
  Οποσα τίς πραξας. ελαθετε. τοτε παντα λαλησεί.
  Στηθεα γαρ ζοφωεντα. θεος φωστηρσίν ανοίξεί.
  Θρηνος δ εκ παντων εσταί. καί βρυγμος.
  Судит же на престоле души человеческие, плоть носящие,
  Хворостом когда станет некогда земля и мир весь.
  Расторгнут же люди идолов и всякое богатство.
  И, отыскав, расторгнет врата темницы адской.
  Свету к свободному всякая плоть мертвых тогда придет,
  Тогда же святых и беззаконных огонь обличит навеки.
  Оный тогда, обо всём, кто что сотворил и утаил, всё возвестит.
  Со звездами Бог откроет грудь мрачную.
  И будет у всех скрежет зубов и рыдание.
  
  Εκλείψα σελας ηλίου. αστρων τε χορείαί.
  Ουρανον είλείξεί. μηνης δε φεγγος ολείταί
  Υψωσεί δε φαραγγας. ολη δ υψωματα βουνων.
  Υψος δ ουκ ετί λυγρον. εν ανθρωποίσί φανηταί
  Ισα τ ορη πεδίοίς, εσταί καί πασα θαλασσα.
  Ου είς πλουνω ηξεί. γη γαρ φρίχθείσα κεραυνω.
  Συν πηγαίς ποταμοί. κωμαζοντες λείψουσίν
  Σαλπιγξ δ ουρανοθεν, φωνην πολυθρηνον αφήσει:
  Ορυουσα μισος μελλων. και πηματα κοσμου.
  Ταρταροτεν χαος, δειξη ποτε γαια χανουσα.
  Померкнет тогда свет, солнце и звезд лики,
  Небо свернет Он, луны же свет уничтожит,
  Воздвигнет долины и холмов высоту уничтожит.
  Больше среди людей не явится высокомерие злое.
  Сравняются горы с равнинами и всякое море,
  Земля же, сожженная молнией, там станет преплавать,
  Реки с источниками, встретясь, иссякнут.
  И с неба труба издаст голос многоплачевный,
  Оплакивая грядущие скорби и бедствия мира.
  Тартара пропасть земля тогда, зияя, откроет.
  
  Ηξουσι δ επι βηματι θεου βασιληες απαντες.
  Ρευσει δ ουρανοθεν, ποταμος πυρος ηδετε θειου:
  Σημα δε τι τοτε πασι βροτοις, αριδεικετον οιον.
  Το ξυλον εν πιστοις. το κερας το ποθουμενον εσται.
  Ανδρων ευσεβεων ζωη προσκομματι κοσμου:
  Υδασι φωτιζων κλητους. εν δωδεκα πηγαις:
  Ραυδος ποιμαινουσα. σιδηριητε κρατησει.
  Ουτος ο νυν προγραφεις. εν ακροστιχισιν θεος.
  Σωτηρ ημων αθανατος. βασιλευς ο παθων ενεχ ημων:
  Придут же цари все к божественному престолу.
  Хлынет река огненная и сера с неба.
  Тогда знамение некое, преславное самое будет всем людям,
  Древом для верных рог будет желанный.
  Благочестивым мужам жизнь, укор же для мира.
  Водою из 12 источников избранных просвещая,
  Жезлом железным овладеет пасущий.
  Тот, кто теперь в акростихе записан, - Бог,
  Наш Спаситель, бессмертный царь, нас ради страдавший".
   Климент Александрийский (Строматы, т.1 кн. 1-3, 2003, стр.116): "(70, 1) Александр в своем сочинении О пифагорейских символах пишет, что Пифагор был учеником ассириянина Зарата (которого некоторые отождествляют с Иезекиилем, однако, и я могу это показать, это мнение ошибочно). Александр утверждает также, что Пифагор слушал галлов и браминов.2 (Alexander Polyhistor. 3 А 273 FGrH (fr. 138 FHG).) Клеарх Перипатетик говорит, что знал некоего еврея, который учился у Аристотеля. Гераклит утверждает, что изречения Сивиллы были порождением не человеческого ума, а скорее божественным внушением. Говорят также, что в зале собраний в Дельфах показывали камень, служивший, по преданию, седалищем первой Сивиллы, сошедшей с Геликона, где она была воспитана Музами. Некоторые же говорят, что она пришла из Малии и была дочерью Ламии и внучкой Посейдона. В одной из своих поэм Серапион говорит, что Сивилла не переставала предсказывать и по смерти, и что дух, покинувший ее по смерти, дает способность к прорицанию гадателям и предсказателям; тело же ее, превратившись в землю, произрастило траву; вот почему по внутренностям животных, щипавших траву на этом месте, люди могут узнавать будущее. Он же считает, что лик, являемый луной, есть душа Сивиллы".
  Сивилла также свидетельствовала о Едином Боге (т.2 стр.209-210, 213): "Кто телесными очами узрит бессмертного Бога,Небесного и истинного, обитающего в зените? Ведь даже лучам Солнца не в силах противостоять Слабое человеческое зрение".
  Также она произносит слова, перекликающиеся со Священным писанием: "Смотрите! Это тот, кто всем открыт ясно и недвусмысленно" (Bmop. 6:4.13 'Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, един есть... и Ему должно служить')
   В томе 3 Климент Александрийский (стр.30-31) пишет еще даже более конкретно: "Павлом, который говорит: 'Возьмите эллинские книги, причитайте у Сивиллы о том, что Бог един, и о том,что предстоит в будущем. Взяв же Гистаспа (3) и прочитав его, вы найдете, что Сын Божий описан там еще более ясно и определенно, и то, как множество царей выстроят рати свои против Христа, ненавидя Его, и против тех, кто носит Его имя и верит Ему, и о Его покорности и пришествии'", имея в виду сочинение Πράξεις Παύλου (Деяния апостола Павла) Dobschutz, "Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur" XI 11, S. 123-127. (4) Там же Климент Александрийский (стр.29) дал следующую характеристику верованиям эллинов (ссылаясь на т.н. "Проповеди Петра Апостола" или "Kerygma Petri" (5), : "...( 39 , 1 ) Итак, мы показали достаточно подробно то, что эллины справедливо считаются ворами различных учений. О том же, что наиболее знаменитые из эллинов имеют некоторое представление об истинном Боге, хотя бы приблизительное и описательное, говорит и Петр в Проповедях[148]: "Знайте же, что есть единый Бог, который положил начала всему и пределы. Он невидим, хотя видит все, и неограничен, сам все ограничивая. Он ни в чем не нуждается, хотя в нем нуждаются все, и благодаря ему существует непостижимый, вечный, неуничтожимый, несотворенный все создавший Логосом его сил", то есть, в соответствии с гностическим писанием, через его Сына. Далее он добавляет: "Покайтесь этому Богу, но не так, как эллины", тем самым показывая, что эллины поклонялись тому же Богу, но им не было доступно высшее знание, открытое сыном. Поэтому не говорит он "не почитайте Бога эллинов", но заповедует почитать его, однако не так, как эллины, тем самым изменяя только способ почитания, но не провозглашая какого-либо нового Бога" (fr. 2-5 Dobschutz ("Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur" XI, 1, S. 18-22); ср.: Hildenfeld. Nov. test, extra сап. гее. IV, p. 60-62).
  
   Очень интересно упоминание в апокрифе Логоса, ведь как мы знаем, так именуется Иисус Христос. А вот что можно узнать в Коране: Сура4 аят 169. (171). О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его".
   Сура 3 аят 40. (45). Вот сказали ангелы: "О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия 'Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. 41. (45). И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников". 48. (55). Вот сказал Аллах: "О Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали, и сделаю тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые не веровали, до дня воскресения. Потом ко Мне будет ваше возвращение, и Я рассужу между вами относительно того, в чем вы разногласили.
   Ну и, наконец, про последователей Иисуса-Исы можно прочесть в Суре 21 аяте 105. (105): "И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные". Процитированное можно сравнить с Пс. 2, 12: 'почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него'.
  
  
  
   Впрочем, Коран - гораздо более поздний источник по отношению к апокрифам и Сивиллам, а потому вернемся к Гистаспу. Далее приводится цитата из книги Деревенского "Иисус Христос в документах истории", 2007 (стр.264-265), цитировавшейся (по другому поводу) Московскими епархиальными ведомостями (? 11-12/2006): "Иустин Мученик (103-166) высоко ценил это произведение, неугодное римской власти: 'по действию злых демонов определена смертная казнь тем, кто читает книги Гистаспа, или Сивиллы, или пророков, чтобы страхом отвратить читающих людей от научения доброму' (1-я Апология, 44). Из этого замечания мы можем заключить, что пророчества Гистаспа имели письменную форму и состояли из нескольких книг. До наших дней не дошло ни одной строчки этого произведения, даже в виде цитаты, если не считать краткого изложения его содержания (скорее, содержания какой-то его части) в 'Божественных установлениях' Лактанция (VII 18). Самого Гистаспа (=Гидаспа, Хоаспа), как и Сивиллу, представляли древним мудрецом; о нем говорили как о персидском маге или мидийском царе (Вергилий. Георгики, IV 211; Афиней. Пир софистов, XIII 35;Лактанций. Божественные установления, VII 15), как о халдейском ученом (Иоанн Лидский. О месяцах, II 4), иногда даже как об отце персидского царя Дария I (Аммиан Марцеллин. История, XIII 6.32; Агафий Схоласт. История, II 24). Аммиан Марцеллин вдобавок считал, что мидянин Гистасп и бактриец Зороастр учились у халдейских и индийских мудрецов (XIII 6.32 сл.). Из всех авторов, упоминавших Гистаспа, только Климент Александрийский и Лактанций - первый прямо, а второй завуалированно - сообщили, что Гистасп пророчествовал о Христе (документы 10а, 10б). Сейчас невозможно установить, насколько точны эти сведения. Во всяком случае, стоит отметить, что тот же Лактанций, передавая смысл пророчеств Гистаспа, с досадой заметил, что в качестве апокалиптического судьи в них вместо библейского Бога фигурирует 'языческий' 264 IV. Новозаветные апокрифы II-V вв. Юпитер. Такое сообщение наводит на мысль, что весь сборник пророчеств Гистаспа носил (по крайней мере, поначалу) вполне 'языческий' характер. Впоследствии же, в процессе обращения среди христиан, сборник был снабжен соответствующим новой вере материалом, в том числе указаниями на Христа, как это произошло с Сивиллиными книгами".
  
   Но вернемся к обсуждаемой личности - Гистасп (Виштаспа авест. Кави Виштаспа; ср.-перс. Кей-Виштасп; фарси Гуштасп или Гоштасп) - в иранской литературе полулегендарный царь, считающийся отцом Дария I, современник и покровитель Заратуштры. Его имя четырежды упомянуто уже в 'Гатах', позднее он считался последним правителем из династии Кеянидов (Куйанидов). Ни страна, где он правил, ни время его жизни достоверно неизвестны, хотя его реальное существование обычно не подвергается сомнению. Автор "Шах Наме" отмечал, что Гуштасп в правление своего отца Лухраспа отличился в войне с хазарами. Время жизни шаха-пророка можно определить примерно как VI век до Р.Х. По Аммиану, Гистасп, отец Дария, который продолжил деятельность Зороастра, получил знания от брахманов и передал их магам (Римская история XXIII 6, 33) Тем не менее, Агафий Миринейский считал, что хотя персы говорят о Зороастре как современнике Гистаспа, в целом непонятно, идёт речь об отце Дария или нет (Агафий. О царствовании Юстиниана II 24).
  
  
   В книге Августина Блаженного "О граде Божьем" (Книга 18, Глава 23) приводится пророчество Этитрийской Сивиллы:
  "Звуки судной трубы раздадутся, и лик земли потом покроется. Вот, грядет с неба Царь, и навеки Его будет царствие, В коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный. В этот час лицезреть будут Бога неправедный с праведным В окруженьи святых, ибо века конец у ж приблизился. И на суд Его души предстанут, вновь плотью своею облекшися, Ибо мир невозделан лежит, он порос густо тернием. Все мужи побросают кумиры, богатство свое ненаглядное, И огонь, пожирая нещадно и земли и воды, и к полюсу Приближаясь, врата уничтожит аидовы мрачные. Всякой плоти святых свет яснейший в то время откроется, А преступников будет сжигать пламя лютое, вечное, Открывая деяния тайные, ибо будут тогда сокровенное Говорить; так Бог свету откроет изгибы сердечные. По земле всей тогда плач и скрежет зубовный послышатся, И померкнет сияние солнца, уменьшится звезд всех мерцание, Небо в свиток совьется, луна станет мрачно-кровавою, И опустятся горы высокие, низкие долы поднимутся, И в делах человеческих сразу все малым окажется, И вершины, и пропасти бездн - все с полями тогда уравняется. Так погибнет земля, прекратится навеки бег времени, Иссушатся огнем и моря, и ключи, и источники. Прозвучит в этот миг трубный звук, столь печально-возвышенный, Чтоб оплакать злодейства и бедные судьбы, несчастнейших. И земля, в прах рассеяс, явит хаос ада бездонного. Все цари, что когда-то царили, предстанут пред Господом. С неба огненный хлынет поток, дождь сернистый, пылающий".
  
  
  
  Лактанций в своем сочинении привел некоторые предсказания сивиллы, не указывая, впрочем, какой именно. Но то, что он приводит порознь, я счел лучшим изложить вместе: так как приводимое им во многих местах и в кратких выражениях представляет собою одну пространную речь. 'Он предаст себя потом, - говорит она, - в беззаконные руки неверных: оскверненными руками они дадут пощечины Богу и оплюют Его ядовитыми извержениями нечистых уст; Он смиренно обнажит святой хребет для ударов. И терпя пощечины, Он будет молчать, дабы никто не знал, какое Он Слово и откуда пришел, чтобы говорить царству мертвых; и увенчается Он терновым венцом. В пищу дадут ему желчь, а для питья поднесут оцет; такую негостеприимную трапезу определят Ему. Неразумная, ты сама не познала своего Бога, посмеявшегося над умами смертных; но увенчала Его терниями и примешала в питье желчь Завеса же храма раздерется, и среди дня в течение трех часов будет темная ночь. Он умрет смертью, три дня предаваясь сну, и тогда, выйдя из ада на свет, явится первым Началом воскресения для возвращенных'. Эти сивиллины свидетельства Лактанций приводил отрывочно и в разных местах своего сочинения....
  
  А вот что о ней писал Иустин Философ (Апология I) (6):
  
   "Но по действию злых демонов определена смертная казнь тем, кто станет читать книги Истаспа или Сивиллы или пророков, чтобы страхом отвратить читающих людей от научения доброму, и удержать их в рабстве своем; чего, впрочем, не могли они сделать навсегда; потому что не только мы сами безбоязненно читаем те книги, но и вам, как видите, представляем на усмотрение, будучи уверены, что они понравятся всем".
  
   Напоследок хотелось бы привести собственные слова одной из севилл (из Феофила. К Автолику, II, 36):
  "Сивилла, пророчица эллинов и других народов, в начале своего пророчества упрекает род человеческий, говоря:
  Смертные плотские люди, ведь вы совершенно ничтожны
  Как же столь быстро в гордыне возноситесь вы, что забыли
  Вовсе о смерти и страхе пред Богом, Который всё видит?
  Он, Высочайший, всеведущ, всех дел Он зоркий свидетель,
  5 Он питающий всё Создатель вложивший дыханье
  Сладкое всем, и Вождя для смертных всех сотворивший.
  Бог - единый Владыка, безмерный и нерождённый,
  Правит всем и невидим, а Сам всё сущее видит.
  Тленна плоть, для неё господь остаётся незримым,
  10 Ибо ведь истинный Бог, бессмертный, в небе живущий,
  Разве же плотским очам доступным сделаться может?
  Яркого солнца лучей не могут вынести люди,
  Смертны они, нелегко им стоять против света такого,
  Кости и жилы одни их плоть связуют собою.
  15 Чтите только Его, единого мира Владыку,
  Он лишь сущий от века и впредь вовеки прибудет,
  Сам он возник, нерожденный, и правит всем во вселенной,
  В каждом смертном живёт и к свету путь указует.
  За неразумье своё обретёте достойную плату -
  20 Истинно сущего Бога бессмертного чтить перестали,
  Нет у вас для него теперь гекатомбы священной,
  Ныне приносите жертвы Аида мрачного духам.
  Вы в слепоте и безумье бредёте, дорогу прямую,
  Ту что, верно ведёт, покинули и заблудились
  25 Всё средь шипов и колючек. О смертные, остановитесь!
  Бросьте скитаться во тьме и в чёрной ночи беспросветной -
  Мрак оставьте ночной, примите свет благодатный!
  Вот он - видим для всех, и в нём нельзя ошибиться.
  Так подойдите сюда, не гонитесь за мраком и мглою -
  30 Солнца сладостный свет, смотрите, как ярко сияет!
  Знайте это и ныне в сердца свои мудрость вложите:
  Бог един - и дожди, и ветра, и мор, и голод, и беды,
  И снегопады, и лёд... Смогу ли всё перечислить?
  35 Он - и Небесный вождь, и Земной Владыка, и Сущий".
  
  Еще одна Сивилла - Тибуртинская (Альбунея), жившая во времена Октавиана Августа в Италии (нимфа ручья около современного Тиволи), сотворила следующее - в 1 году до н. э. "...римский император Август Октавиан, внучатый племянник и наследник Юлия Цезаря, объединил огромное государство, даровал ему гражданский мир, благоустроил его столицу, превратив Рим из 'кирпичного в беломраморный', сенат предложил присвоить Августу титул 'божественного'. Но благородный и осмотрительный император решил обратиться к пророчице - Сивилле Тибуртинской, чтобы узнать, имеет ли он право на столь высокое титулование. 'Ты желаешь знать, есть ли на земле кто-нибудь, стоящий выше тебя? - спросила Сивилла и указала на солнце. - Смотри! Видишь Жертвенник Небесный?!'. Август поднял глаза и увидел 'в златовидном сиянии' Деву с Младенцем на руках. 'С неба сходит Царь веков, сия Дева зачнет и родит Спасителя мира, и это Дитя выше тебя! Поклонись Ему!', - объяснила пророчица. Император преклонил колена пред Младенцем и отказался принять титул 'божественного'. Было это 25 декабря на Капитолийском холме в Риме в самый день Рождества Христова. В одном из старых путеводителей о нем сказано так: 'Капитолий был центром вселенной, где консулы и сенаторы собирались, чтобы править миром'. На месте чудесного явления повелением императора был воздвигнут Алтарь Неба (Ara Coeli) с надписью 'Жертвенник перворожденному от Бога' (Ara Primogeniti Dei). Современника Августа, поэта Вергилия, это предвестие Рождества вдохновило на знаменитые строки о Деве, имеющей родить Младенца, с которым век железный кончится и всему миру явится век золотой".("Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, ?10, 2007, стр.4) Также ею было предсказано разрушение храма Януса в Риме. И это пророчество, по словам Вергилия, принадлежит Сивилле Кумской.
   В-общем, похоже, совсем не напрасно угодник Божий Серафим Саровский в беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым (7) тоже упомянул и сивилл, и других языческих пророков: 'Божественные явления, гласы, откровения, очевидно чудесными событиями оправдываемые и не могшие оспариваться и язычниками, потому что и из среды их Бог находил избранных Им людей, каковы, например, были сивиллы-пророчицы, то есть девственницы, а следовательно, по чистоте своего девства, хранившегося хотя и для Бога неведомого, но все-таки для Бога Творца вселенной, могли удостаиваться наития Святого Духа и Его Божественных откровений. Так и философы языческие, которые хотя и во тьме Божественного неведения блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богом, могли быть по этому уже боголюбезному исканию ее не непричастны Духу Божиему, ибо сказано: языци неведущие Бога естеством законная творят и угодная Господу Богу содевают через это; а истину так любит Господь, что Сам про нее Духом Своим возвещал: истина от земли возсия и правда с небесе притече'.
  
   (1) Гекуба, жена Приама, увидела во сне, что она разрешилась от бремени зажженным факелом, который сжег город Трою. Этот факел означал Париса, одного из сыновей Гекубы, которая вскоре после сна и произвела на свет этого исторического красавца. Парис действительно был причиной гибели Трои, которую сожгли греки, отомстившие за позор Менелая, оскорбленного Парисом, похитившего у этого царя его жену, прекрасную Елену.
  
   (2) Перитии или перитоны - мифические существа, души путников, умерших на чужбине, без покровительства их богов. "Перитии обитают в Атлантиде, это полуолени, полуптицы. Оленьи у них голова и ноги. Само же туловище совершенно как у птицы, с крыльями и оперением. Самое поразительное их свойство то, что когда они освещены солнцем, то отбрасывают тень, имеющую очертания не их фигуры, а человеческой. Отсюда некоторые заключают, что перитии - это души путников, умерших на чужбине, без покровительства их богов... Их заставали врасплох, когда они ели сухую землю... Летают они стаями, и их видели на головокружительной высоте над Геркулесовыми столбами..." "Перитии - грозные враги рода человеческого; когда им удается убить человека, его тень становится тенью их собственного тела, и они вновь обретают милость их богов... Те, кто в войске Сципиона направлялся по морю на завоевание Карфагена, едва не потерпели неудачу, ибо во время плавания на их суда напала стая перитий и многие римляне были убиты и покалечены... Хотя наше оружие против перитии бессильно, каждое из этих животных - ежели они животные - может убить не более одного человека... Обвалявшись в крови своих жертв, перитии улетают прочь на своих могучих крыльях... В Равенне, где их недавно видели, говорят, что оперение у них ярко-голубого цвета, и это меня очень удивило, ибо, судя по всем прежним сообщениям, перья у них темно-зеленые". Хотя приведенные отрывки достаточно подробны, до наших дней не дошла никакая другая достойная внимания информация о мифических существах. Трактат раввина с этим описанием, хранившийся до Второй мировой войны в библиотеке Дрезденского университета, скорее всего, был уничтожен при сожжении книг нацистами. (Источник: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999)
  
   (3)Гистаспа Оракул [греч. Χρήσεις ῾Υστάσπου], апокалиптическое сочинение, созданное в маздеистской среде Парфянского царства Аршакидов, широко известное в Средиземноморье в первые века по Р. Х. Датируется между 64 г. до Р. Х. (в Г. О. упомянуто завоевание Сирии Помпеем) и нач. II в. по Р. Х. Содержание Оракула Гистаспа сохранилось в пересказах раннехристианских писателей Иустина Философа (сер. II в.), Климента Александрийского (нач. III в.), Лактанция (нач. IV в.). При этом христ. авторы всегда смешивали содержание собственно Г. О. с мотивами из Сивиллиных книг и Свящ. Писания, поэтому присутствие мн. подробностей конца света в Г. О. остается спорным. Раннехрист. писатели относились к Г. О. лояльно, воспринимая его как некое альтернативное подтверждение истинности представлений христиан о конце своей жизни. Содержание Г. О. в общих чертах таково: откровение о судьбе мира и его конце получает Гистасп, известный по 'Авесте' как царь Виштаспа, покровитель Зороастра. В Г. О. он назван 'царем мидян' из рода, который много позднее правил Троей. (Karl Buresch$ Klaros, Untersuchungen zum Orakelwesen des späteren Altertums, Leipzig, 1889
  
   (4) Деяния Павла (Πράξεις Παύλου) - это повесть, в которой произвольно использованы канонические Деяния и послания этого апостола. Автор, как сообщает нам Тертуллиан (О крещении, xvii), был клириком и жил в азиатской провинции Рима, точнее, в западной части Малой Азии. Он написал эту книгу около 170 г., явно намереваясь воздать почести апостолу Павлу. Несмотря на благие намерения, его привлекли к суду, обвинив в фальсификации реальных событий, и лишили сана. Использована работа Эрнста фон Добшюца "Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur", 1893;
   Ernst Adolf Alfred Oskar Adalbert von Dobschütz (9 October 1870 - 20 May 1934) was a German theologian, textual critic, author of numerous books and professor at the University of Halle, the University of Breslau, and the University of Strasbourg. He also lectured in the United States and Sweden.
  
   (5)Κήρυγμα Πέτρου (Ed. Ε. von Dobschutz "Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur", 1893). Kerygma Petri, практически все фрагменты которого сохранены Климентом, по-видимому, представляет собою один из самых ранних христианских трудов апологетического характера. Полагают, что это произведение возникло около 80-160 гг. в Египте. Следует заметить, что здесь, как и в других местах Стромат (Strom. I 181; II 68; VI 48 etc.), Климент, очевидно, не сомневается в подлинности этих проповедей. Однако уже Ориген (In Iohan. XIII, 17) пишет, что проповеди 'сфабрикованы полностью или частично'. См.: Hennecke Ε. The New Testament Apocrypha /Ed. by W. Schneemelcher, transi, by R. Wilson. Vol. II. P. 94-98 (Philadelphia, PA, 1964).
  
   (6)Иустин Философ - Иустин Великий, Иустин Римский, Иустин Мученик, Юстин Мученик; др.-греч. Ιουστίνος ὁ Φιλόσοφος; ок. 100-165 г.) - раннехристианский мученик и апологет. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории.
  
   (7)"Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима", "Отчий дом", М., 2005, стр 228-229

Оценка: 6.29*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023