ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Верюжский Николай Александрович
Вопpос: "Сосала ли лапу Разведка Тоф?"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.60*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К истории гибели советского подводного ракетоносца "К-129"

  
   ВОПРОС: "СОСАЛА ЛИ ЛАПУ РАЗВЕДКА ТОФ?"
  (К истории гибели советского подводного ракетоносца "К-129")
  
   На этот беспрецедентный, нахальный и обидный вопрос, Вы, уважаемые читатели, если посчитаете возможным, сможете сами ответить на него, прочитав эту статью.
   Однако хочу пояснить, что так утверждал (без вопросительного знака) популярный телеведущий Евгений Киселёв в своей передаче "Тайна гибели К-129". Замечу, однако, что в этой передаче о нашей подводной лодке он ничегошеньки путного не сказал и ни о какой тайне не обмолвился, но зато в превосходной степени восхвалял США, дескать, какая она мощная, великая держава, технически подготовленная, чтобы организовать подъём советской подводной лодки с глубины более 5000 метров. Откровенно сказать, Е.Киселёв свою программу практически целиком и полностью скомпилировал с американской версии, созданной годом раньше, в 1998 году, под названием "Проект Дженифер", посвящённой 25-летию операции по подъёму с пятикилометровой глубины советской подводной лодки "К-129".
  
    []
  
  Подводная лодка "К-129"
   Прошло ещё десять лет и в 2009 году в Австрии был выпущен видеофильм "Азорские острова: поднятие К-129" в двух частях продолжительностью 44 минуты каждая. Правда, я не очень понял, причём здесь Азорские острова. Однако картинка на обложке сама по себе впечатляет.
   Вместе с тем, могу только предположить, что Азоры упоминаются только потому, что в этом злополучном и несчастливом для подводников 1968 году случилась гибель сразу четырёх подводных лодок (в январе - израильской "Дакар" и французской "Минерва" в Средиземном море, в марте - советской "К-129" в северной части Тихого океана и в мае - американской "Скорпион" в Атлантическом океане вблизи Азорских островов). Причём, представьте себе, что некоторые американские спецы-аналитики подбрасывают идею, что гибель "Скорпиона" - это есть не что иное, как акт возмездия Советов за потерю "К-129". Ну, что тут скажешь? Больные на голову, что ли?
  
    []
  
   Фильм этот я не видел и, если честно сказать, особого желания не имею, но то, что приводится в рекламном описании, меня вполне удовлетворило: "На тёмном-тёмном дне на севере Тихого океана лежат останки самой отважной субмарины в мировой истории. Эти обломки свидетельствуют о страшной трагедии, случившейся 11 марта 1968 года с советской атомной подлодкой "К-129", в результате которой погибло 98 офицеров. Место трагедии хранилось в секрете от Советов, и лишь через 6 лет было оглашено. Американцы не только нашли, но и обследовали затонувшую подводную лодку в течение первых 2-х недель. Обладая современными технологиями, ЦРУ запустило уникальный проект по поднятию с морского дна части лодки К-129 в августе 1974 года".
  
  
  Примечание: В приведённом описании обращаю внимание на допущенные ошибки:
  Первая: "К-129" названа атомной лодкой. В действительности - дизель-электрическая. Вторая: дата гибели указана 11 марта 1968 года. Условно считается - не позже 8 марта 1968 года. Третья: в составе 98 человек экипажа были как офицеры, так и мичманы, старшины и матросы. Четвёртая: обследование осуществлялось не две недели, а более трёх лет.
  
  
  Совершенно ясно, что в этом фильме будет уделено главное внимание американским успехам в решении этой проблемы. Как бы там ни было, но нельзя не согласиться с тем, что американцы в течение шести лет (с 1968 по 1974 гг.) спланировали, построили специальные плавсредства и провели уникальную судоподъёмную операцию, обеспечив при этом максимальную секретность в течение нескольких лет.
  
  В период между 1968-1973 годами, когда атомоход "Хэлибад" с превеликим секретом тщательнейшим образом исследовал, производил фото и видео съёмку лежащей на океанском дне Тихого океана в хорошо им известных координатах трагически погибшую "К-129", американские судостроители в ускоренном порядке строили уникальное единственное в своём роде специальное судно "Гломар Эксплорер", представлявшее собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36 000 тонн.
  Замысел скрытой операции о возможности подъёма советской подводной лодки "К-129" приобретал реальные очертания. Операция, носившая глубоко секретный характер, получила кодовое название "Дженифер".
  
   Скажу честно, что меня совсем не увлекает идея сейчас повествовать о технической стороне этой судоподъёмной операции, которая американцами была проведена блестяще. На эту тему кроме Евгения Киселёва высказываются и другие охотники за сенсациями.
   Меня же, пожалуй, больше всего волнует, беспокоит и морально угнетает, почему это стало возможным произойти. Почему не было реального противодействия со стороны наших военно-морских сил?
  
  В начале 1975 года, как гром среди ясного неба, весь мир облетело сенсационное известие о подъёме американским судном "Гломар Эксплорер" первых двух отсеков затонувшей лодки "К-129". Только тогда наше военно-морское командование в лице ГК ВМФ Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, вдруг встрепенулось: тайное стало явным!
  И если бы правда о проекте "Дженифер" не выплеснулась на страницы американских газет, то вполне вероятно, что и сегодня о трагедии подводной лодки "К-129" и 98-ми членов её экипажа помнили бы только близкие родственники и друзья погибших.
  
    []
  
  Сергей Георгиевич Горшков, адмирал флота Советского Союза, Главнокомандующий Военно-морским флотом СССР с 1956 по 1985 год.
  
  Исключительно тесные взаимоотношения престарелого С.Г.Горшкова с такой же дряхлой верхушкой партийно-государственного аппарата СССР того времени позволяли ему практически безраздельно диктовать свою волю в области военно-морского флота.
  Общеизвестно, что в 1968 году Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков сделал беспрецедентное по своему цинизму заявление, решительно отказавшись и от лодки, и от экипажа. Это мнение стало негласным указанием своим подчинённым, чтобы не только не обсуждать вопросы, но и не предпринимать никаких мер, связанных с гибелью "К-129".
  
   Вместе с тем, я ни в коем случае не хочу принизить, умалить или опорочить, если кому-либо так покажется, деятельность С.Г.Горшкова. Ему действительно принадлежит выдающаяся роль в том, что наш Военно-морской флот атомный, ракетоносный стал по-настоящему боеспособный. Надводные корабли и подводные лодки вышли на океанские просторы. Подводные лодки как ракетные, так и многоцелевые совершали, что очень важно, в подводном положении, обеспечивая скрытность плавания, от Кольского полуострова (СФ) на Камчатку (ТОФ) не только под вечными северными льдами, но и преодолевали просторы Атлантического и Тихого океанов.
  
  Подумал, что это я всё валю на Горшкова? Возможно, я ошибаюсь. Оказалось, что высшему руководству страны эта трагедия тоже была безразлична. Достаточно вспомнить, что на переговорах Л.И.Брежнева с президентами Ричардом Никсоном (1972 г.) и Джеральдом Фордом (1974 г.) вопрос о "К-129" вообще не возникал. По воспоминаниям Виктора Михайловича Суходрева бывшего личного переводчика советских партийно-государственных руководителей, если судить по телефильму Киселёва, что даже в подготовительных материалах к дискуссиям глав двух великих держав проблема гибели советской подводной лодки не присутствовала. Во фрагменте фильма, где речь идет об операции "Дженифер", Суходрев говорит: "Можно предположить, что мы знали всё об этой операции". В устах такого информированного человека "можно предположить" означает только одно - "все знали всё".
  
  Но вот наконец-то случилось такое, что даже всемогущий С.Г.Горшков занервничал, рвал и метал, стал выискивать виноватых и грозно распорядился выставить дозор из боевых кораблей Тихоокеанского флота в районе "К". Если американское корабли посмеют возвратиться, и будут поднимать оставшиеся на дне среднюю и кормовую части "К-129", тогда, ни в коем случае этого не допустить, вплоть до их уничтожения. Ух, как смело!
  
  Такие заявления и, самое главное, необходимые решительные действия опоздали более чем на шесть лет! Однако американцы не возвратились, и продолжать заниматься подъёмом оставшихся на дне частей лодки не стали. Операция "Дженифер" была завершена. Однако через восемнадцать лет, в 1992 году, о судьбе "К-129" с новой силой заговорили в благоприятном для американцев тоне.
  Американский "Гломар Эксплорер", выполнив своё чёрное дело, утащил с собой поднятую с глубины океана носовую часть "К-129", поскольку никакого противодействия с нашей стороны не было, преспокойненько укрылся в фиордах Западного побережья США, и уже не появлялся. Даже больше того, дальнейшая судьба этого уникального судна остаётся не известной.
  
  Заодно уж скажу вспомнившийся случай, когда распоясавшиеся американцы без всякого стеснения, дескать, на основании приобретённого великолепного опыта "Гломар Эксплорер", предложили нашему Военно-морскому командованию поднять со дна Атлантического океана наш атомоход "К-8", затонувший в 1970 году севернее Азорских островов на глубине более 4,5 километров в результате случившегося сильнейшего пожара, с которым экипажу лодки не удалось справиться. Погибло 52 моряка, в числе которых оказался мой однокашник по Рижскому Нахимовскому военно-морскому училищу старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Виктор Антонович Ткачев. Вечная память погибшим! Наши от такого предложения любезно отказались по причине неимоверно высокой цены.
  
  Но это так, к слову, об американцах. В одном комментарии уважаемый читатель меня пожурил за то, что я слишком жёстко называю американцев. Я принёс, конечно, свои извинения. Потом подумал, что это я хвостом виляю, подобно Евгению Киселёву и иже с ним. Ненормативную лексику не употребляю. Что уж, предосудительно ли высказывать нейтральными словами своё мнение? В очередях, на рынке, на митингах и манифестациях наслышишься и не такого!
  
  Немного отвлёкся. Возвращаюсь, однако. к существу вопроса. Вот обнаружил в архиве подводного флота снимок с изображением группы моряков "К-129", который и публикую. Снимок, видимо, относится к тому времени, когда лодка проходила ремонт на судостроительном заводе. Год съёмки и фамилии, к сожалению, не указаны.
  
    []
  
  Группа моряков из экипажа подводной лодки "К-129".
  
  
   После окончания ВДА СА в 1969 году я получил назначение в Разведку Тихоокеанского флота, где и проходил службу в течение семнадцати лет, вплоть до демобилизации в 1986 году. За это время при мне сменилось пять Начальников разведки ТОФ и пять Командующих флотом при неизменном Главнокомандующем ВМФ. Этим я хочу сказать только то, что многие происходившие события тех лет мне в определённой степени известны, о некоторых имею собственное мнение, порой расходящееся с официальными заявлениями.
  
  
   Надо честно сказать, что военно-политическая обстановка того периода на Дальневосточном ТВД и на Тихоокеанском флоте в частности была весьма тревожной, неустойчивой и напряженной. Достаточно напомнить конфликт захвата в январе 1968 года военно-морскими силами КНДР американского разведывательного корабля (рзк) "Пуэбло", якобы случайно забредшего в корейские территориальные воды. Взбесившиеся американцы направили к берегам КНДР две авианосно-ударные группы (АУГ) во главе с авианосцами "Энтерпрайз" и "Мидуэй", которые располагали, пожалуй, более чем 150 самолётами штурмовой и истребительной авиации, а также кораблями сопровождения и охранения. Разведка ТОФ, образно говоря, "стояла на ушах", обеспечивая командование флотом срочными и архиважными разведсведениями о местонахождении и деятельности американского флота.
  
    []
  
  Ударный атомный авианосец "Энтерпрайз"
  
    []
  
  Ударный авианосец "Мидуэй"
  
  Назревал военный конфликт. Тихоокеанский флот был переведён в полную боевую готовность. Для усмирения почти потерявших самообладание американцев по приказу адмирала Н.Н.Амелько в море вышла эскадра с боевым оружием надводных кораблей. В установленных позициях расположились ракетные подводные лодки. Воздушную разведку вели самолёты Ту-95РЦ и Ту-16Р.
  
  Поистине отрезвляющее воздействие на самонадеянных американцев произвёл неожиданный и одновременный облёт их авианосной армады на низкой высоте 20-ти советских ракетоносцев Ту-16К с полным боекомплектом противокорабельных ракет. Благодаря решительным действиям сил ТОФ военный конфликт между КНДР и США был предотвращён. В итоге, после длительных переговоров американцам пришлось признать факт захода "Пуэбло" с разведывательными целями в территориальные воды КНДР, а корейцы освободили 82 члена экипажа, но корабль не возвратили.
  
    []
  Американский разведывательный корабль "Пуэбло".
  
  Ныне "Пуэбло" стоит у стенки и является музеем боевой славы. Посетителям рассказывают о стойкости и героизме корейского народа в борьбе с американским империализмом.
  
   Следует напомнить о вооруженном конфликте в марте 1969 года на советско-китайской границе (река Уссури, остров Даманский). Вероятно, это событие требует более детального пояснения.
  
   Невероятно сложной для Разведки ТОФ явилось выполнение разведывательных задач в период американской агрессии (1964-1973гг.) во Вьетнаме. Свыше 90 многомесячных (по три-четыре месяца) боевых служб выполнили 17 разведывательных кораблей 38-й бригады ОСНАЗ Разведки ТОФ. Ведение разведки кораблями была связана с большим риском, поскольку они подвергались провокационным действиям со стороны американцев. Только один пример. В 1970 году рзк "Пеленг", находящийся в нейтральных водах Тонкинского залива был атакован палубным истребителем "Фантом" с применением авиационных бомб. К счастью жертв удалось избежать.
   Не прошло и двадцати двух лет, как Федеральным Законом от 1995 года для личного состава разведывательных кораблей Разведки ТОФ, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море, был определён статус Ветеранов боевых действий (Ветеран вооруженного конфликта во Вьетнаме).
  
    []
  
  Американский палубный истребитель "Фантом"
  
   Этими ссылками мне хотелось бы только обратить внимание на некоторые факты, что Разведка ТОФ стремилась выполнять поставленные задачи достойно.
  
   Теперь по существу вопроса. Знала ли Разведка ТОФ, что американские корабли крутятся вблизи района "К"? Конечно, знала. Особенно навязчиво, но пока не очень понятно было появление в январе 1973 года в этом районе судна "Гломар Челленджер", построенного в 1968 году специально для глубоководного бурения и способного проводить работы в районах, где дно залегает на глубинах в несколько тысяч метров от поверхности океана.
  
    []
  
  Научно-исследовательское судно США "Гломар Челленджер" (длина 122 м, водоизмещение 10500 m, скорость 12 узлов).
  
   Материалы радиоперехвата не давали определённого и однозначного представления о характере выполняемых работ. Предположение о том, что ведётся бурение скважин на нефть, газ или других полезных ископаемых не находило подтверждение и даже было весьма сомнительным, потому как подобные работы, как правило, велись в прибрежном шельфе на глубинах 100-200 метров. А здесь глубина океана более 5 км. Беспокойное недоумение вызывало то, что судно при штормовой и спокойной погоде постоянно и стабильно держалось в одних и тех же координатах. Непрерывного визуального наблюдения за деятельностью судна "Гломар Челленджер" Разведке ТОФ, к сожалению, из-за отсутствия собственных сил и средств, например, выставить постоянный дозор разведывательных кораблей не представлялось возможным, а направить боевые корабли не хватило решимости у Командующего флотом. А может, были и другие причины, кто знает?
  
  Скорей всего, американцы обратили внимание на отсутствие нашего постоянного контроля над деятельностью "Гломар Челленджер". К тому же с большим удовольствием американцы осуществляли отвлекающий маневр, чтобы не показывать каких-либо признаков своих корыстных намерений.
  
  По прошествии двух месяцев своего топтания в районе "К" "Гломар Челленджер" неожиданно убыл к Западному побережью США.
  
  Однако во второй половине 1973 года в районе "К" обнаружился совершенно новый объект "Гломар Эксплорер", который даже в справочных материалах фирмы "Гломар" отсутствовал. Этот объект и судном-то назвать трудно, поскольку представлял огромную по площади, как футбольное поле, плавающую платформу водоизмещением 36000 т., в три раза превышающую водоизмещение "Гломар Челленджер".
  Вот так фокус-мокус?
  
    []
  
  Плавучая платформа "Гломар Эксплорер"
  
   По данным Разведки ТОФ "Гломар Эксплорер" только в конце года на Рождественские праздники убыл в Гонолулу, а в начале следующего 1974 года, как ни в чём не бывало, снова прибыл в район "К".
  
  Разведка ТОФ по энергичной инициативе заместителя начальника разведуправления штаба ТОФ капитана 1-го ранга Анатолия Тихоновича Штырова (впоследствии контр-адмирал) забила настоящую тревогу. "Даже козе понятно" (использую выражение из комментария одного уважаемого читателя - Н.В.), что будет готовиться операция по подъёму затонувшей "К-129".
  
    []
  Анатолий Тихонович Штыров, контр-адмирал. Заместитель начальника Разведки ТОФ (1971- 1976 гг.)
  
  Опытнейший моряк, командовавший подводными лодками, А.Т.Штыров в период своей службы, порой, попадал в сложные ситуации, но всегда находил верные решения. В книге вице-адмирала В.М.Фёдорова "Военно-морская разведка: история и современность" (М. типография "Новости", 2011. - 896 с. с илл.) приводится интереснейший факт, как в 1963 году подводная лодка Тихоокеанского флота "С-141", проект 613, под командованием капитана 3 ранга А.Т.Штырова при ведении разведки авианосно-ударной группы (АУГ) ВМС США попала в полосу противолодочного поиска и была атакована глубинными бомбами.
  
    []
  Дизельные подводные лодки проекта 613 у причала.
  
  
  Подводной лодке "С-141", получившей значительные повреждения, благодаря правильным и решительным действиям командира А.Т.Штырова удалось оторваться от преследования. Это в очередной раз лишь подтверждает, что американцы не церемонились в применении боевого оружия в мирное время.
  
    []
  
  Авианосно-поисковая группа ВМС США
  
  В район нахождения "Гломар Эксплорера" командованием ТОФ периодически направлялись разведывательные корабли, попутные суда торгового и рыболовного флота и даже океанский буксир с группой наблюдения. Полученные от них донесения информировали о том, что на судне продолжают "винтить трубы", как видно, ведут поиски нефти. В течение марта-июня удалось "выбить" у командования ТОФ три парных вылета разведывательных самолетов Ту-95РЦ. Правда, они смогли достигнуть района точки "К" по дальности полёта только "на укол": в условиях сплошной облачности самолеты лишь подтвердили присутствие в районе только крупной радиолокационной "засветки" и... вернулись на базу.
  
  Такие разрозненные сведения не давали ясного представления о конкретных действиях объекта разведки. Требовалaсь организация постоянного визуального наблюдения и при необходимости принятия принудительных мер, запрещающих проведения судоподъёмной операции.
  
  
  Далее хочу представить выдержки из сообщений самого Анатолия Тихоновича Штырова, опубликованные в журнале "Независимое военное обозрение" 25.02.2005г. и в других изданиях.
  "Надо сказать, что Главный штаб в лице разведки ВМФ скептически отнесся к "потугам" тихоокеанцев. Начальник разведки ТОФ Владимир Александрович Домысловский, уловив "настрой" начальства и поняв, сколько хлопот и неприятностей принесет ему эта наша инициатива, участвовать далее в "затее" отказался.
  
    []
  
  Виктор Александрович Домысловский. Контр-адмирал. Начальник Разведки ТОФ с 1971 по 1976 год. Участник ВОВ. В 1960-е годы командовал Морским Разведывательным пунктом СПЕЦНАЗ Балтийского флота.
  
  
  
  Командующий ТОФ Николай Смирнов, в свою очередь, тоже заметил скепсис со стороны Москвы и не пожелал без разрешения главнокомандующего ВМФ "связывать" себе руки. Когда в специальном докладе я доложил о том, что американцы готовятся поднять советскую подлодку (в то время я оставался за начальника разведки ТОФ), и предложил принять меры, он категорически отказался выделить боевые корабли для отправки в район точки "К". Однако когда в середине января 1974 года "Эксплорер" снова был запеленгован в районе точки "К", пришло понимание, что надо что-то делать. Но не более того.
  В июле 1974 года я не выдержал и, оставаясь за начальника разведуправления, пробился на специальный доклад к командующему ТОФ:
  
   - Товарищ командующий. По всем накопленным признакам, специальное судно "Гломар Эксплорер" завершает подготовительный цикл работ к подъему нашей ПЛ "К-129". Как будут поднимать, неясно, но будут. Важнейший признак: изменение характера радиообмена судна - переход из радиосети фирмы на скрытые каналы спутниковой связи. Дайте боевой корабль!
  
   - Лишних кораблей у меня нет, - отрезал комфлота. - А если вы такой настойчивый, добивайтесь у Москвы разрешения переразвернуть из южной части океана разведывательный корабль "Приморье".
  
    []
  
  Николай Иванович Смирнов. Адмирал флота. Участник ВОВ. С 1969 года по сентябрь 1974 года - командующий Тихоокеанским флотом.
  
  
  Всё это время Главный штаб ВМФ продолжал относиться скептически к "блажи" тихоокеанцев и не вмешивался в неё. Командование флота также решило предоставить разведке флота сомнительную возможность решения проблемы своими силами.
  Отметим, что все эти наши "потуги" могли только фиксировать нахождение объекта в районе, но никак не противодействовать американцам. И здесь я, будучи ВРИО начальника разведки ТОФ, пошел ва-банк и направил за своей подписью в Москву шифровку на имя начальника разведки ВМФ, которая по своим дальнейшим последствиям стала своего рода "громоподобной". В ней говорилось, что "анализ деятельности спецсудна США "Гломар Эксплорер" в районе точки "К" даёт основание полагать, что некоторые ведомства США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъём со дна Тихого океана советской ПЛ "К-129"... В северной части океана кораблей флота нет, развернуть их из баз ТОФ не представляется возможным... Прошу Вашего разрешения направить разведывательный корабль "Приморье" в район точки "К" с задачей слежения за действиями сил США в целях принятия немедленных решений.
  
    []
  
  Большой разведывательный корабль "Приморье". Водоизмещение - 4290т, длина - 84,6м, ширина - 14,2м, осадка - 6,8м, скорость хода - 12 уз, автономность - 100 сут., экипаж - 184 чел. (офицеров - 51, мичманов - 32, старшин и матросов - 101). Он явился первым на флоте разведывательным кораблем 1 ранга. Командир корабля - капитан 1 ранга ИВАНОВ Борис Герасимович.
  
  
  В ответ пришла шифровка: "Обращаю ваше внимание на более тщательное выполнение поставленных задач. Начальник разведки ВМФ И.Хурс". На языке штабов это означало: "Не лезьте со своими глупостями, выполняйте задачи, которые вам поставлены директивой на текущий год". В результате "Эксплорер" приблизительно около месяца оставался без слежения.
  
    []
  Иван Кузьмич Хурс. Вице-адмирал. Участник ВОВ. С 1973 по 1979 гг. заместитель Начальника Разведки ВМФ.
  
  
  И вдруг - сенсационный взрыв в иностранной прессе: "Соединенными Штатами поднята со дна Тихого океана советская подводная лодка". Наша же печать хранила гробовое молчание".
  
  
  Далее А.Т.Штыров продолжает: "Я не преследую цель - заработать на этой публикации популярность. Моя цель - поведать "правду" об этой трагедии в океане так, как ее видели и знали мы, с позиции разведки флота. Поведать (в пределах допустимого) о своих усилиях в этом направлении, в первую очередь - в противодействии иностранным разведкам по вскрытию наших тайн. Читающий, наверное, обратит внимание: мы, разведка ТОФ, были озабочены проблемой - не допустить "супостата" в святая святых ВМФ - скрытую радиосвязь наших сил. В то же время командование и, самое главное, ведомства спецсвязи (т.н. "восьмые отделы" штабов) сохраняли младенческое спокойствие и девичью "невинность" по обеспечению защиты своих документов скрытой связи. Как будто это не их забота, а забота разведки (даже не контрразведки) в системе штабов".
  
  
  В заключение контр-адмирал А.Т.Штыров пишет: "Высказывание "акул пера и телевидения" (подобных Е. Киселеву), что разведка флота в истории с ПЛ "К-129" "сосала лапу", бессовестно.
  
  Мы по крайней мере почти за год начали бить тревогу по поводу подозрительной деятельности спецслужб США в зоне северной части Тихого океана, связанной с гибелью ПЛ "К-129". Но мы не знали тогда, что столкнулись со столь мощным ведомством, как ЦРУ США. Тем не менее разведка ТОФ установила специализированные суда "Гломар Челленджер" и "Гломар Эксплорер" и организовала слежение за ними в Тихом океане; установила конкретную точку координат гибели ПЛ "К-129" и конечную цель операции "Дженифер".
  
  
  Теперь моя ремарка. Перевод А.Т.Штырова из Разведки в Оперативное управление штаба флота не заставил себя долго ждать. В период 1975-1976 гг новые назначения также получили адмиралы Домысловский и Смирнов.
  
  
  В 1992 году вновь вспомнили о "К-129", но уже с нескрываемым восхищением к американцам. К чему бы это? Другая страна. Новые времена.
  К тому времени я уже более шести лет находился на пенсии. В СМИ безбрежным потоком хлынула информация не всегда честная и объективная. После многолетнего молчания американцы признались, что осуществили подъём нашего затонувшего подводного корабля. Нашей стороне ничего не оставалось, как согласиться, что в 1968 году действительно погибла советская подводная лодка "К-129". Указом Президента России весь экипаж посмертно был награждён орденами "Мужества". Издали новый приказ о предоставлении необходимых льгот семьям и родственникам погибших. Но обидно, что всё это проходило кулуарно, полузакрыто, в том числе вручение орденов членам семей и родственникам, будто бы они всё ещё в чём-то виноваты.
  
   Американцы произвели захоронение шести моряков в море по нашим традициям. Конечно, спасибо им за это. Но почему только шести? Ведь они подняли около шестидесяти погибших. Да и вообще возникла масса других вопросов, которые остаются без ответа. Ведь можно создать совместную российско-американскую комиссию, чтобы объективно разобраться. Что мешает этому? Остаётся впечатление, что отголоски "холодной войны" всё ещё не дают успокоиться крутым волнам Тихого, Атлантического и Индийского океанов.
  
  
   P.S. Всё-таки мне хочется завершить эту статью на более оптимистической ноте. В Разведке ТОФ, которая в 2012 году отметила своё 80-летие, на разведывательных кораблях, в береговых частях разведки, в штабах, управлениях и других подразделениях проходили службу великолепные специалисты, преданные своему делу моряки. За это им честь и слава!
  
    []
  
   Снимок ветеранов Разведки ТОФ. Владивосток. 2012г.
  
  26 мая 2013 года.
  
   Первоначально была написана статья: Почему подводный ракетоносец Тихоокеанского Флота не вернулся с задания? Некоторые подробности гибели плрб "К-129"
  
  
   P.P.S. Фэйсбук 17.11.2013
   Игорь Курдин
   Я продолжаю настаивать, что сохранение памяти - это нормально. Ненормально жить ненавистью даже к поверженным врагам. Читайте внимательнее - совместная акция памяти. По моему, это правильно. Когда то, в сентябре 1998 года к нам из США приехала целая делегация - экипаж АПЛ "Хэллибат", нашедший нашу погибшую в 1968 году ПЛ К-129 и несколько семей погибших (тоже в 1968 ) на американской АПЛ "Скорпион". И привезли мемориальную доску, которая и сейчас стоит в Никольском Морском соборе СПб. Надпись на ней гласит: "В благодарную память нашим смелым подводникам из России и США, которые ушли в свое последнее плавание, самоотверженно служа своим странам. Вы всегда с нами!" 29.09.1998г.
  

Оценка: 9.60*5  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023